Русский язык
-
Учебное занятие по русскому языку в 10-м классе на основе индивидуальных образовательных программ учащихся 2009
Учащийся старшей школы имеет свои образовательные дефициты и потребности, которые становятся основой для индивидуальной образовательной программы ученика. Научить каждого - такая стоит цель перед учителем профильной школы. Средством достижения этой цели служит технология коллективного способа обучения со своими методиками и способами деятельности.
-
Формы повышения орфографической грамотности учащихся (из опыта работы) 2009
Как научить детей предвидеть возможные ошибки, быть внимательным к слову, то есть как развить орфографическую зоркость? В работе над привитием навыков письменной речи особое значение приобретает наличие определенной системы работы. В статье представлен план работы с учащимися 5-11-х классов по развитию орфографической грамотности.
-
Урок русского языка в 6-м классе "Употребление имён прилагательных в речи" (В морфологической лаборатории) 2009
Урок посвящен работе с именем прилагательным, его употреблению в речи. Интересные творческие, групповые задания позволяют разнообразить занятие: от морфемного разбора до написания собственных оригинальных стихотворений (синквейн, цзацуань), развивают эмоциональное восприятие слова, мышление и творческое воображение учащихся.
-
Сравнительная коммуникативная характеристика как средство развития речи школьников и студентов 2009
Коммуникативная характеристика - жанр, который позволяет акцентировать внимание на типичных особенностях речевого поведения и, как следствие, исправлять ошибки, совершенствовать достоинства. Сравнительная коммуникативная характеристика может использоваться на всех уроках, а особенно на уроках гуманитарного цикла.
-
Повторение изученного о глаголе в 5–6-х классах. Морфологический разбор глагола 2009
Свои уроки я стараюсь строить, используя проблемные, исследовательские методы. При этом чаще всего за основу беру поэтические тексты, отрывки из русской классической литературы и, объясняя материал по русскому языку, помогаю детям проникнуть в творческую лабораторию художника слова.
-
Активизация познавательного интереса через систему занимательных заданий 2009
Каждый учитель - творец и имеет свои необычные находки. При этом каждый учитель стремится повысить своё мастерство и профессиональную компетентность. Если школьники будут обучаться в игре, то они не только многому научатся, но и выйдут в жизнь с установкой, что в любой работе можно увидеть интересное и выполнять её с желанием, то есть со стремлением к качеству.
-
Обобщающий урок по теме: "Имя существительное" в 5-м классе с компьютерной презентацией 2009
Обобщающий урок-прогулка разработан в сопровождении компьютера. Презентация дает возможность заинтересовать предметом даже отстающих учеников. В разработке презентации принимали участие и ученики. Урок проводится в игровой форме с возможным делением на команды.
-
Интегрированный урок (русский язык + МХК + русская литература) в 9-м классе по теме "Подготовка к сочинению в жанре эссе" 2009
Цели: формировать умение писать сочинение в жанре эссе; совершенствовать связную устную и письменную речь; ознакомить с некоторыми эстетическими категориями; развивать творческие способности и художественную фантазию учащихся; расширить кругозор и воспитывать эстетический вкус.
-
Письмо (5-й класс) 2009
Урок русского языка в 5-м классе предназначен для знакомства учащихся со структурой письма. Урок позволяет в занимательной форме научить подписывать конверт, составлять письма.
-
Урок развития речи в 7-м классе. Мастерская творческого письма "Улыбка" 2009
Дети имеют навыки работы с различными словарями, в Интернете, подготовки презентаций в PowerPoint, поэтому ими была подготовлена презентация "О чем рассказало мне слово улыбка", совершена "экскурсия" по сайтам, рассказывающим о картине Леонардо да Винчи "Мона Лиза".
-
Урок постановки учебной задачи при изучении русского языка 2009
Предлагаемый материал – это обобщение опыта по теме самообразования «Развивающее обучение на уроках русского языка». В работе дается методика проведения урока постановки учебных задач.
-
Соединительные гласные О и Е в сложных словах (6-й класс) 2009
Организация поисковой, познавательной деятельности учащихся помогает осмыслить, понять и изучить материал урока. Поставленные учителем познавательные и практические задачи на данном уроке требуют от ученика самостоятельного творческого решения. Элементы проблемности при обучении используются на уроке в виде самостоятельной работы, а именно, работы с учебными источниками информации.
-
Урок русского языка "Общее понятие о причастии" (7-й класс) 2009
Трудности изучения причастий в 7-м классе связаны с тем, что с данной грамматической категорией учащиеся встречаются впервые. С другой стороны, опора на навыки родного языка при изучении причастий весьма ограничена вследствие того, что многие грамматические свойства русских причастий не имеют аналогии в якутском языке.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме "Союз" 2009
Урок дает представление о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении; о союзных словах, их роли в предложении и отличии от подчинительных союзов.
-
Урок "Лексика. Орфоэпия" 2009
Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в жизни выпускников. Данный урок позволяет выяснить степень овладения учащимися нормами русского литературного языка, умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности.
-
Урок по теме "Однородные члены предложения в художественном тексте. Работа с текстом" 2009
Цель урока – раскрыть потенциальные возможности обучающихся, сформировать систему знаний и обеспечить развитие творческих способностей в новых условиях качественной подготовки к ЕГЭ.
-
Открытый урок на тему "Пунктуация при однородных членах (обобщение)" 2009
В конспекте урока обобщение знаний по пунктуации при однородных членах дается на текстах А.С. Пушкина или о нем. В связи с тем, что сдача ЕГЭ требует хороших знаний учащихся об изобразительно-выразительных средствах языка, в ткань урока включены такие понятия, как «рефрен», «анафора».
-
Заседание клуба "Друзья русского языка". "Озаряющие слова. Имена прилагательные" 2009
Заседание клуба «Друзей русского языка» знакомит с именами прилагательными и их ролью в речи. Используются занимательные задания: чайнворд, загадки, ребусы, пословицы, задачи по русскому языку.
-
Урок-обобщение по теме "Словосочетание" в 5-м классе 2009
Путешествие по стране правил дорожного движения. Урок-игра по программе В.В. Бабайцевой, цели которого – в занимательной и увлекательной форме обобщить знания учащихся о словосочетании.
-
Нетрадиционные формы уроков как средство активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы 2009
Данная статья представляет классификацию нетрадиционных уроков русского языка и литературы, а также примеры нетрадиционных уроков или заданий.
-
Подготовка к сочинению "Праздники татарского народа" 2009
Цели урока: развитие навыков связной речи, обучение умению выражать свои мысли; знакомство с одним из жанров сочинения - репортажем; изучение быта, нравов и традиций татарского народа.
-
Урок русского языка в 7-м классе. "Повторение. Развитие орфографической зоркости" 2009
Форма урока - деловая игра. Актуализация субъектного опыта учащихся прослеживается в предложении высказаться по содержанию обсуждаемой темы, в "подталкивании" ученика к проговору способа своей учебной работы, обращении к знаниям и опыту учеников по обсуждаемой проблеме.
-
Урок русского языка в 3-м классе, образовательная модель "Начальная школа XXI века" 2009
Специфика урока в том, что он направляет учащихся открыть новые грани знакомой темы – вводятся понятия «подлежащее» и «сказуемое». Дети учатся находить и подчёркивать грамматическую основу предложения. Оптимально подобранные формы и виды работ способствуют лучшему усвоению детьми учебного материала и прививают интерес к русскому языку.
-
Урок русского языка "Морфологические средства выразительности русской речи". 7-й класс 2009
Тема урока помогает учащимся почувствовать прикладную, эстетическую функцию морфологии.
-
Подбор дидактического материала как средство формирования прочных пунктуационных навыков учащихся (на примере изучения темы "Бессоюзные сложные предложения" в 9-м классе) 2009
Представленный дидактический материал формирует у учащихся умение выбирать верную интонацию при чтении. Орфографическая и пунктуационная насыщенность текстов способствует закреплению навыков грамотного письма. При составлении использованы отрывки из художественных произведений, интересные в познавательном и эмоциональном отношении.
-
Урок обобщения материала по теме "Роль ученых-лингвистов в развитии русского литературного языка" 2009
Предметом обобщения на данном уроке являются сведения об ученых-лингвистах, которые внесли огромный вклад в развитие русского языка. Урок проводится с использованием информационных технологий. Использование электронной презентации способствует активизации учащихся, повышает мотивацию.
-
Урок русского языка в 1-м классе по теме "Гласные звуки (а, о, у, э, ы, и) и соответсвующие буквы" 2009
Гласные звуки и соответствующие буквы, обозначающие эти звуки, изучаются в первую очередь, так как образуют слоги, на основе которых дети знакомятся с технологией чтения. Ребята учатся развивать фонематический слух, анализировать состав нашей речи.
-
Развитие орфографической зоркости на основе моделирования 2009
Моделирование в обучении выступает в роли наглядного средства, с помощью которого достигаются цели обучения, так как все модели, с которыми знакомятся школьники, формируют наглядные образы соответствующих понятий. "Считывая" формулировку правила с краткой схемы, ребенок развивает память, воображение, речь, мышление.
-
Внеклассное занятие "Учимся писать письма" (6-й класс) 2009
В век компьютеров и Интернета дети порой не знают, что такое письмо, как его написать. Им проще написать SMS или электронное письмо, нежели изложить свои мысли на листе бумаги. Внеклассное занятие "Учимся писать письма" поможет восполнить этот пробел и научит детей, как правильно оформить письмо, познакомит со структурой письма, видами писем.
-
"Стилистика поможет… (Правильно ли мы говорим?)" 2009
В последние годы остро встал вопрос о речевой культуре подрастающего поколения. Отрицательное влияние далёкой от совершенства "живой" речи, звучащей с экрана телевизора и по радио, активное внедрение сленга привели к засорению и оскудению языка молодёжи. Урок должен показать учащимся, как можно обойтись без использования сленга, и обогатить их язык.