Важнейшая движущая сила обучения – интерес... Поэтому, мой друг, питай детей своих науками не насильно, а играючи, чтобы ты лучше мог наблюдать природные наклонности каждого.
Платон.
Не секрет: современные дети очень мало читают. Как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. И как показывает практика, русский язык как школьный предмет к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью.
Русский язык дети часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому задача воспитания интереса к русскому языку очень важна и актуальна.
Всякое познание начинается с удивления. А удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. В преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ребенка. На примере изучения одной из тем в 5 классе я покажу путь пробуждения интереса к изучаемой теме, к самостоятельной работе.
При знакомстве с диалогом и прямой речью обращаю внимание ребят на то, что реплика говорящего сопровождается глаголом сказал или синонимами к нему (учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др., в упр. 246 даётся пять синонимов: спросить, сказать, ответить, проговорить, поинтересоваться). Сообщаю, что русский писатель Иван Сергеевич Тургенев в одной из своих книг, в романе “Отцы и дети”, использовал более 70 синонимов к глаголу сказал. Спрашиваю, какие книги читают ребята сейчас, и предлагаю желающим понаблюдать за употреблением в них синонимов. Ребята удивлены. Через день ученики стали приносить листочки с выписанными синонимами. У одного 10 синонимов, у другого – 18, у третьего – 20, у четвертого – 24. Среди них: сказал, спросил, пробормотал, поинтересовался, ответил, перебил, оборвал, запнулся, огрызнулся, залепетал, успокоил, возгласил, заорал, просюсюкал, застрекотал, сообщил, подтвердил...
Эта работа продолжается при изучении темы “Синонимы”. Ребята познакомились с синонимами, имеющими эмоциональную окраску. Я прочитала им сказку В.А.Сухомлинского “Семь дочерей”, семь раз употребив глагол сказать.
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. А вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу,- (сказала) первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, -(сказала) вторая.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - (сказала) третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - (сказала) четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - (сказала) пятая.
- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - (сказала) шестая.
А седьмая дочка ничего не (сказала). Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
Предлагаю детям подготовить пересказ сказки, употребив синонимы к глаголу сказал, помогающие раскрыть характер дочерей. Работа заинтересовала учеников. В пересказе они использовали синонимы проговорила, щебетала, ворковала, перебила, лепетала...
Обычно диктантов дети боятся. Я же стараюсь подобрать такие тексты, чтобы они были интересны детям. Да и самому учителю диктовать такие тексты намного интереснее. Например, в 6 классе после изучения темы “Лексика” провожу такой диктант, текст которого я нашла в газете “Первое сентября””.
Муравей и бабочка
Это случилось летом. Был знойный день. Жаркое солнце теплыми лучами касалось земли. Муравей Петя работал не покладая рук, таскал в свой домик запасы на приближающуюся холодную зиму.
И вдруг Петя услышал радостный голос: “Сударь, вы не хотите отдохнуть вместе со мной, полетать с цветка на цветок?” Муравей приподнял голову и хотел ответить: “Нет, сударыня, я не космический корабль, не спутник, не самолет и даже не комар, чтобы летать с цветка на цветок”.
Но только приоткрыл рот, как увидел бабочку с причудливым узором на крылышках. Петя прикусил язык, вздохнул и сказал совсем не то. “Всю жизнь мечтал летать с вами”, - промолвил он. И сразу понял, что сел в калошу. Муравьи не умеют летать. Но Пете так хотелось подняться в воздух, что он взобрался на колокольчик, оттолкнулся всеми лапками и полетел.
Лица детей светлые, в глазах радость и удивление. С хорошим настроением пишем диктант.
Или ещё пример. После изучения темы “Словообразование” для диктанта беру следующий текст.
Приключение друзей
С двумя закадычными друзьями случилось сверхинтересное приключение. Вчера они притащили престранный огромный предмет, поставили его на пол и слегка прикоснулись к блестящей поверхности. Загорелись маленькие лампочки, похожие на необычные шарики, от которых на потолке заблистали звездочки, а комната озарилась голубым светом.
“Что это, мальчики?”- удивленно спросил я. Вовка и Лёшка приоткрыли рты от изумления и рассказали, что нашли эту штуковину в лесу, возле одиноко растущего дерева, у домика лесорубов. Но там загадочный предмет не светился.
Ребята придумали, что это самолет или космический корабль. Один назначил себя летчиком-космонавтом, другой – бортинженером. Мальчики долго играли, а потом Вовка предложил взять эту игрушку с собой.
“Ребята, а вдруг это НЛО? Это же ЧП!”- сказал я. Друзья пригорюнились, но тут таинственный предмет поднялся вверх и вылетел в открытое окно.
Разве можно остаться равнодушным к таким историям? Сама диктую с удовольствием такие тексты, заранее представляя, какие лица будут у учеников.
В следующий раз, когда я предупреждаю детей о завтрашнем диктанте, они спрашивают: “Гульшат Юсуповна! Вы опять приготовите интересный текст? Надо Стаса предупредить, чтобы завтра на диктант пришел. Просил сообщить, он тоже хочет интересный диктант писать”. А Стас уже дня три болеет. Но даже у больного интерес к уроку русского языка не пропал. И Стас присутствует на диктанте после изучения темы “Числительное”, хотя мог ещё день-два посидеть дома, долечиться
Сказка о снежинках
Жили- были в преогромной темно-серой туче три тысячи пятьсот двадцать восемь снежинок. Им шёл третий месяц, и они считались малышами. Родители запрещали дочкам-снежинкам улетать с тучи, подходить к её краю, даже не разрешали смотреть сквозь туман на загорающийся восход солнца.
Но шестьсот тринадцать снежинок отличались невероятным любопытством. Они проделали в туче маленькое окошечко. Сколько чудес происходило вокруг! Снежинки замечали, что в шестом часу утра юго-восточная сторона неба становилась бледно-алой, затем пурпурно-багряной. Не проходило и пяти минут, как на небе начинался праздник света. Перламутром сияли облака, лазурное небо переливалось в лучах поднимающегося солнца, и даже родная туча напоминала блестящий серебряный шар.
Солнце - дневной царь неба и земли. Оно вставало медленно, не торопилось, знало , что не опоздает. Одну треть из своих пятидесяти лучей солнце опускает на землю. Вот по одному такому лучу и спустились однажды на землю шестьсот тринадцать любопытных снежинок.
Повысить интерес к урокам русского языка, я считаю, можно и при помощи игры. Ведь учитель должен знать возрастные психологические особенности детей. Нельзя забывать то, что игра – естественная потребность для детей среднего школьного возраста.
Многие предметники в своей работе учитывают эту важную особенность детской психологии, они хорошо понимают, что только в игре ребенок раскрепощается, а раскрепостившись, он может творить и познавать. Но игра не должна уводить от усвоения трудных вопросов грамматики, а должна делать это усвоение прочным и интересным.
Вспомним потребность детей оживлять неодушевленные предметы, их желание потрогать неизвестный предмет руками, поговорить с ним. В 5-6 классах при изучении и повторении темы “Диалог” ребятам можно предложить составить диалог с неодушевленным предметом. Ученикам привожу пример из книги Т.О.Скиргайло “Сочинение-интервью”, Москва 2006. Например, “Беседа с росинкой”.
- Милая росинка, ты так блестишь на солнце! Откуда ты взялась?
- Родилась я утром, на рассвете. И век мой недолог.
- Почему ты так мало живешь?
- Проснется теплое солнышко, направит теплые лучики на землю, на цветочки, зеленые лепестки, согреет их, и я превращусь в пар.
- А когда можно с тобой еще встретиться?
- Приходи на это место завтра утром. Я тебя буду ждать. Ты мне очень понравился.
- Чем я тебе приглянулся?
- Никто до этого дня не замечал меня, не говорил со мной. А ты обратил на меня внимание, нашел во мне собеседника, спасибо тебе.
Работа заинтересовала детей. Каждый находит себе предмет для беседы. Кто-то составляет беседу с грибочком, кто-то с капелькой, а кто-то с грузовиком или трактором. Если ребятишки затрудняются с выбором собеседника, учитель предлагает составить беседу с игрушкой, снежинкой, листочком, облачком, цветочком, ручейком. Получаются интересные работы.
Вызвать интерес к урокам русского языка можно, проводя различные лингвистические разминки. На это можно потратить 3-5-7 минут. Можно использовать в начале урока при повторении изученного (актуализации прежних знаний), формировании умений и навыков, в конце урока, можно дать как домашнее задание.
Например, игра “Из слова в слово”.
Учитель предлагает получить из одного слова другое, меняя каждый раз только одну букву в исходном слове и создавая цепочку слов, последнее из которых будет искомым.
Например, сделайте из мха бас. Возможный вариант: мох- мот- мор- сор- вор- вар- бар- бас.
Сделайте из сока бар. Возможный вариант: сок- сон- сор- бор- бар.
Сплетите из дня сеть. Возможный вариант: день- пень- лень- тень- сень- сеть.
Что даёт эта игра? Замена одной буквы в слове меняет его самым неожиданным образом. Это забавляет, но в то же время заставляет подумать о том, что разнообразие слов достигается довольно простым способом – комбинациями букв. Игра учит различать слова и осознавать их смысл. Очень часто дети заглядывают в словари: есть ли такое слово в русском языке и что оно обозначает. За самую длинную цепочку или, наоборот, самую короткую можно поставить оценку.
Игра “Из слогов слова”
Учитель записывает или называет любой слог. Открытый или закрытый. А ученики называют второй слог, но такой, чтобы получилось двусложное слово. Второй слог служит началом следующего слова и т.д. Например:
Ча – ща – вель – вет – ка – ша – рик –
ша ...
мар – ка – ша – тёр – ка – тер – мин – тай – на ...
Эта игра тренирует память, орфографическую зоркость и проверяет умение правильно делить слова на слоги. Подбирать можно только существительные в начальной форме. Это ограничение затрудняет игру. Чтобы цепочка не прерывалась, нужно всё время прогнозировать следующие существительные. Если дети смогут набрать много слов, это большая удача и радость для всех. Учителю нужно следить за ходом игры: за орфографической правильностью слова, за правильным слоговым делением. Иногда один слог дает возможность составить несколько цепочек.
В эту игру можно играть одному, по рядам или группам.
А вот игра потруднее, называется “Пропорции”.
Учитель предлагает ребятам пропорции. Это задачи, в которых нужно понять, каковы отношения между двумя языковыми единицами, и найти пропущенный член пропорции.
[б] / [п] = ? / [к] Ответ: [г].
Пример грамматической пропорции.
сделать / делать = говорить / ? Ответ: сказать.
Семантические пропорции.
солнце / свет = лев / ? Возможный ответ: рык.
Забавный пример.
пожар / пожарник = ? / дворник
Если пропорция словообразовательная, то ответ – двор.
Если семантическая, то – мусор.
По настоящему полезной эта игра становится тогда, когда дети могут не только решать, но и составлять языковые пропорции. Важно, чтобы в азарте соревнования они контролировали точность пропорции, правильно видели отношения между единицами языка.
Ребятам очень нравятся творческие игровые задания, когда нужно сочинить связный и хорошо бы остроумный текст, соблюдая разнообразные сложные задания. Самая известная игра этого типа – буриме, когда по заданным рифмам сочиняют стихи. Например,
.................................... зима
..................................... да
.....................................снег
.....................................век
А хотите, чтобы дети запомнили разносклоняемые существительные?
Попросите написать рассказ, в котором были бы употреблены все одиннадцать разносклоняемых существительных. Задача непростая. Но, сочинив душераздирающую историю про племя, которое несло знамя, и ему напекло темя, они получают удовольствие и избавляются от необходимости зубрить.
Радостно учителю, потому что после таких уроков дети тянутся к художественной книге, к словарям, учатся любить и чувствовать красоту русского языка. На уроках они становятся гораздо внимательнее и любознательнее.
Таким образом, игры помогают учителю сделать урок интересным. И ещё. Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, то есть прямо обсудить с детьми, зачем мы играем, почему играем именно так, какую пользу принесёт эта игра, можно ли её усложнить, изменить, улучшить. При таком подходе игра обязательно перестанет быть методической хитростью, а станет любимой формой общения с детьми.
В целом свою задачу по пробуждению интереса к изучению русского языка вижу в органическом сочетании форм урочной и внеклассной работы, в реализации межпредметных связей.