Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: урок-исследование.
Цели урока: систематизировать и обобщить знания по теме “Наречие”.
Задачи:
- Образовательные:
- повторить и углубить изученное по теме “Наречие”;
- закрепить навык правильного написания наречий;
- отработать навык нахождения наречий в тексте;
- Развивающие: развить творческие способности учащихся, умение самостоятельно мыслить, излагать свою точку зрения, аргументировать свой ответ.
- Воспитательные: воспитать интерес к изучению предмета.
Оборудование: интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветственное слово учителя.
2. Вступительное слово учителя: дорогие ребята! Урок у нас сегодня будет необычный, сложный, но интересный. В чём его необычность? Сейчас вы всё поймете.
Тему сегодняшнего урока вы назовёте сами, отгадав кроссворд. Для этого в каждой строке надо найти “лишнее” слово. (Приложение 1), (Слайд 1)
Итак, мы сегодня будем говорить о наречии. (Слайд 2)
Наш урок называется “Следствие ведут знатоки”, и вы, ребята, сегодня будете следователями; надеюсь, покажете себя настоящими знатоками русского языка.
– Кто такие следователи? (Ответы учащихся).
– Правильно, следователи ищут нарушителей закона, а вы будете искать нарушителей правил лингвистики. Один из таких нарушителей пробрался к нам в класс. Он и сам не занимается и другим мешает. Ваша задача: найти его, доказать значимость знаний и убедить в необходимости серьезно заниматься.
Найти нарушителя будет нелегко, он будет прятаться и мешать вам на уроке. Но я уверена, что вы истинные знатоки русского языка и любые, даже самые сложные и запутанные задания вам по плечу.
К нам пришел гость, который не любит и не знает наречий. (Инсценировка: выходит, зевая, неаккуратно одетый мальчик).
– Ребята давайте послушаем, что он вам хочет сказать.
– Я невзлюбил наречие еще задолго до того, как узнал о нем впервые. Всю жизнь оно меня преследует. “Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по-русски, пиши красиво, считай верно, делай все быстро, аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески, давай сдачу по-мужски”, - только и слышу я ежечасно. Все это непросто выполнить.
А мне хочется безудержно носиться вскачь или спокойно лежать на диване и мечтать о чем-нибудь. В школе мы закончили изучение надоевшего мне наречия, и я надеюсь, что моя жизнь отныне потечет по-новому: весело, необыкновенно, а может быть, и по-прежнему кое-как.
– А вы хотели бы, чтобы ваша жизнь протекала кое-как? Нет? Тогда за работу.
II. Этапы исследования.
– Грамотному следователю, как и любому человеку, необходимы красивая речь и правильное произношение слов.
1. Орфоэпическая разминка. (Учитель произносит слово, учащиеся отмечают, правильно ли поставлено ударение и записывают в тетради ответ: + = верное ударение, - = неверное ударение).
- За’долго (-)
- Мастерски’ (+)
- Мелько’м (-)
- Поутру’ (+)
- Правы’ (-)
– А теперь посмотрим на доску и сравним ваши ответы. (Слайд 3)
2. Игра “Самый умный”.
– Эта игра позволит проверить быстроту реакции и умение в короткий срок принимать решение. (Каждому участнику игры учитель называет слово, ученик быстро должен определить, на какую орфограмму данное слово и объяснить его написание. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее всех объяснит правописание слова). (Слайд 4)
– Проверим, насколько вы сообразительны. Ответьте на предложенные вопросы. Проверим ответы.
3. Распределительный диктант.
– Следователь должен быть аккуратным человеком. На его рабочем столе, как и на вашем, - всегда порядок, каждая вещь на своем месте. Нарушитель перемешал все слова, а вы распределите их по своим местам.
(Не) быстро, а медленно; (не) брежно; далеко (не) громко; очень (не) приветливо; (не) навсегда; (не) быстро, но правильно; ничуть (не) часто; (не) весело.
– Какую орфограмму мы повторим, выполнив это задание?
– Правописание НЕ с наречиями.
– А теперь посмотрим, правильно ли вы распределили слова? (Слайд 5)
– Как хорошо вы, ребята, потрудились! Теперь пора отдохнуть и пообедать. Я знаю, что вы добрые и заботливые дети, поэтому вы не только сами пообедаете, но и покормите птенца. (Найти правильно написанное слово. Если слово определено верно, птенец проглатывает его). (Слайд 6)
4. Лингвофизминутка.
Цель: снять напряжение и повторить правописание Н – НН в суффиксах наречий.
– Все встали, расслабились, закрыли глаза. Зажмурились. Открыли глаза… Закрыли. Мы в лесу. Всем легко и приятно. Вы с желанием и радостью выполняете упражнения. (Называется слово, если оно пишется с Н, ученик поднимает одну руку вверх; если НН – две руки).
– Теперь поучимся отличать наречия от омонимичных частей речи. Посмотрите на доску и ответьте на вопрос. (Слайд 7)
– Отдохнули? Теперь вновь за работу!
5. Творческая работа.
– Очень часто людям помогают выйти из трудного положения интуиция, смекалка, творческие способности и чувство юмора. Надеюсь, эти качества помогут вам при выполнении творческих заданий. Вам необходимо будет в предложениях найти фразеологизмы и заменить их синонимами – наречиями, записать в тетрадь полученные предложения. (Слайд 8)
– А теперь мы отведем полминутки на шутки. Нарушитель, уходя от преследования, пытался запутать следы и оставил рисунки. Посмотрите на них внимательно и скажите, что вызвало у вас улыбку? (Слайд 9)
Ответы учащихся: художник неверно понял смысл фразеологических оборотов, он использовал прямое значение слова.
– А как вы понимаете эти выражения? (Ответы учащихся).
– А теперь мы поработаем с учебником, откройте страницу 138, упражнение 305.
– В чём сходство и отличие слов каждой пары? (Ответы учащихся).
– Молодцы! Замечательно справились со всеми заданиями. Из вас выйдут хорошие следователи.
Вы показали великолепные знания, подружили нашего гостя с наречиями и убедили меня в том, что от вас нигде не спрячется никакой нарушитель, незнайкам не место в нашем классе. Вы настоящие знатоки русского языка и заслуживаете отличных оценок.
6. Подведение итогов.
А теперь пора подвести итоги проделанной работе, и сделаем мы это в форме теста. (Слайд 10)
– Проверяем ваши ответы. Объясните, почему вы выбрали именно этот вариант. (Аргументация учащихся).
7. Домашнее задание.
(Слайд 11)
Литература.
- Учебник для общеобразовательных учреждений “Русский язык” под редакцией М.М. Разумовской. Издание 12-е, стереотипное. Дрофа. Москва. 2008.
- А.В. Швец. Тестовые задания. 7 кл. Москва. Эксмо. 2007.