Цель:
- Познавательная: ознакомление учащихся с отличительными особенностями сложного предложения.
- Практическая: а) научить различать и находить сложные предложения; б) определять средства связи частей сложного предложения; в) сформировать умение графически обозначать сложные предложения.
Наглядность: Задания на карточках, записи на доске, таблица с алгоритмом нахождения сложного предложения, тексты для разбора, запись слов сл. диктанта.
Ход занятия
Урок проводится в форме путешествия. Парты расставляем попарно: ученики рассаживаются по 4 - это экипажи, их всего 5. В каждом есть командир, он организует работу, контролирует ответы. В конце урока он заполняет "бортовой журнал" оценками и сдаёт учителю.
У каждого экипажа есть карта с этапами работы. Одна большая вывешивается на доске.
Учитель: Ребята, нам предстоит отправиться в путь на поиски острова сложных предложений. Командиры проверьте готовность экипажей, всё ли необходимое вы взяли с собой: ручки, тетради, карандаши, дневники, учебники.
Карта вашего пути у вас в руках. А путь вам предстоит нелёгкий, у вас в пути много испытаний, преодолев их, вы попадёте на Остров Сложных предложений и, я думаю, подружитесь с жителями этого острова, будете часто прибегать в своей жизни к их помощи.
Итак, в путь!
Посмотрите карту, какое первое препятствие вам нужно одолеть в пути?
Остров Вводных слов.
(устно определяем разряд вводных слов. 1 ученик диктует, другие записывают.)
- Проверим. Молодцы, на мель не сели, справились с заданием.
- Двинемся дальше, впереди у нас Остров Трудных слов, у трудных слов очень сложный характер: они драчливые, ни с кем не дружат.
Вам нужно с ними подружиться, узнать их и запомнить внешность:
Безвкусный, безыдейный, транскрипция, прекрасный, иллюстрация, исчезать, рассчитывать, конечно, скучный, потому что.
- Дальше у нас по карте Остров Сказок. Здесь мы сделаем небольшую языковую разминку, командиры получают отрывки из сказок, где нужно выполнить задания:
- Найти основы предложения.
- Составить схему.
- Охарактеризовать предложение.
(по одному ученику выходят к доске записывают)
- Какие предложения вам встретились на Острове сказок? Как вы определили?
- Давайте, попробуем составить алгоритм определения вида предложения.
- Итак, ребята, у нас есть план.
- Давайте же попробуем его использовать.
- Откроем Волшебную книгу (учебник). Найдем упр. 311. Это Остров Неизведанного. Применяя алгоритм, определим вид предложения.
Выходят по одному ученику и записывают схему предложения. Устно по одному ученику с группы отрабатывают алгоритм.
- Следующее испытание - Клубок предложений. Нужно его размотать и найти в нём сложные предложения:
- Разделить текст на предложения.
- Выделить абзацы.
- Построить схемы сложных предложений, указать средства связи.
- Определить тип и стиль текста.
- Составить предложения по данным схемам.
- Продолжим путь. Впереди у нас Остров Потерявшихся предложений. Он находится в упр. 313 Волшебной книги. Здесь мы найдём смысловые отрезки сложных предложений. Они даны вразброс в разных колонках и строчках. Нужно их найти и соединить. Задание:
- Записать получившиеся сложные предложения.
- Подчеркнуть основу предложения.
- Составить схему предложения.
- Подчеркнуть орфограммы в корне.
- Мы доплыли до Острова Сложных предложений. Ребята, кажется, мы всё узнали об этих удивительных существах - Сложных предложениях. Давайте, попробуем собрать наши знания воедино, обобщить изученное:
- Сложные предложения состоят из 2 или нескольких смысловых отрезков.
- Каждый отрезок имеет свою основу.
- Отрезки связываются между собой интонацией или союзом.
- Сложные предложения служат для обогащения нашей речи. Без них наша речь будет бедной, неяркой, необразной.
- И самое трудное испытание - использование сложных предложений в речи. Это Остров Незавершённых работ. Он находится в упр. 315. Давайте дружно завершим все незаконченные работы:
- Прочитать и определить тип и стиль текста.
- Определить, законченный ли текст. Чего здесь не хватает?
- Вспомним, из каких частей состоит текст.
- Придумаем недостающее вступление.
- Прочитаем, что у нас получилось.
- Молодцы, ребята, вы сумели открыть неизвестный вам Остров и покорить его обитателей. Давайте, подведём итоги. Командиры вели бортовой дневник своего экипажа, они здесь отмечали ваши ответы. Тот, кто правильно отвечал, на все задания получают оценку "5", у кого были небольшие недочёты в ответах, получают "4".
- Командиры, сдать бортовые дневники! (Учитель ставит оценки в дневники и в журнал)
Домашнее задание: упр.316.
(Можно дать задание выписать из сказок или стихов А.С. Пушкина сложные предложения)