Сложное предложение. Части сложного предложения. Средства связи

Разделы: Русский язык


Цель:

  • Познавательная: ознакомление учащихся с отличительными особенностями сложного предложения.
  • Практическая: а) научить различать и находить сложные предложения; б) определять средства связи частей сложного предложения; в) сформировать умение графически обозначать сложные предложения.

Наглядность: Задания на карточках, записи на доске, таблица с алгоритмом нахождения сложного предложения, тексты для разбора, запись слов сл. диктанта.

Ход занятия

Урок проводится в форме путешествия. Парты расставляем попарно: ученики рассаживаются по 4 - это экипажи, их всего 5. В каждом есть командир, он организует работу, контролирует ответы. В конце урока он заполняет "бортовой журнал" оценками и сдаёт учителю.

У каждого экипажа есть карта с этапами работы. Одна большая вывешивается на доске.

Учитель: Ребята, нам предстоит отправиться в путь на поиски острова сложных предложений. Командиры проверьте готовность экипажей, всё ли необходимое вы взяли с собой: ручки, тетради, карандаши, дневники, учебники.

Карта вашего пути у вас в руках. А путь вам предстоит нелёгкий, у вас в пути много испытаний, преодолев их, вы попадёте на Остров Сложных предложений и, я думаю, подружитесь с жителями этого острова, будете часто прибегать в своей жизни к их помощи.

Итак, в путь!

Посмотрите карту, какое первое препятствие вам нужно одолеть в пути?

Остров Вводных слов.

(устно определяем разряд вводных слов. 1 ученик диктует, другие записывают.)

- Проверим. Молодцы, на мель не сели, справились с заданием.

- Двинемся дальше, впереди у нас Остров Трудных слов, у трудных слов очень сложный характер: они драчливые, ни с кем не дружат.

Вам нужно с ними подружиться, узнать их и запомнить внешность:

Безвкусный, безыдейный, транскрипция, прекрасный, иллюстрация, исчезать, рассчитывать, конечно, скучный, потому что.

- Дальше у нас по карте Остров Сказок. Здесь мы сделаем небольшую языковую разминку, командиры получают отрывки из сказок, где нужно выполнить задания:

  1. Найти основы предложения.
  2. Составить схему.
  3. Охарактеризовать предложение.

(по одному ученику выходят к доске записывают)

- Какие предложения вам встретились на Острове сказок? Как вы определили?

- Давайте, попробуем составить алгоритм определения вида предложения.

- Итак, ребята, у нас есть план.

- Давайте же попробуем его использовать.

- Откроем Волшебную книгу (учебник). Найдем упр. 311. Это Остров Неизведанного. Применяя алгоритм, определим вид предложения.

Выходят по одному ученику и записывают схему предложения. Устно по одному ученику с группы отрабатывают алгоритм.

- Следующее испытание - Клубок предложений. Нужно его размотать и найти в нём сложные предложения:

  1. Разделить текст на предложения.
  2. Выделить абзацы.
  3. Построить схемы сложных предложений, указать средства связи.
  4. Определить тип и стиль текста.
  5. Составить предложения по данным схемам.

- Продолжим путь. Впереди у нас Остров Потерявшихся предложений. Он находится в упр. 313 Волшебной книги. Здесь мы найдём смысловые отрезки сложных предложений. Они даны вразброс в разных колонках и строчках. Нужно их найти и соединить. Задание:

  1. Записать получившиеся сложные предложения.
  2. Подчеркнуть основу предложения.
  3. Составить схему предложения.
  4. Подчеркнуть орфограммы в корне.

- Мы доплыли до Острова Сложных предложений. Ребята, кажется, мы всё узнали об этих удивительных существах - Сложных предложениях. Давайте, попробуем собрать наши знания воедино, обобщить изученное:

  1. Сложные предложения состоят из 2 или нескольких смысловых отрезков.
  2. Каждый отрезок имеет свою основу.
  3. Отрезки связываются между собой интонацией или союзом.
  4. Сложные предложения служат для обогащения нашей речи. Без них наша речь будет бедной, неяркой, необразной.

- И самое трудное испытание - использование сложных предложений в речи. Это Остров Незавершённых работ. Он находится в упр. 315. Давайте дружно завершим все незаконченные работы:

  1. Прочитать и определить тип и стиль текста.
  2. Определить, законченный ли текст. Чего здесь не хватает?
  3. Вспомним, из каких частей состоит текст.
  4. Придумаем недостающее вступление.
  5. Прочитаем, что у нас получилось.

- Молодцы, ребята, вы сумели открыть неизвестный вам Остров и покорить его обитателей. Давайте, подведём итоги. Командиры вели бортовой дневник своего экипажа, они здесь отмечали ваши ответы. Тот, кто правильно отвечал, на все задания получают оценку "5", у кого были небольшие недочёты в ответах, получают "4".

- Командиры, сдать бортовые дневники! (Учитель ставит оценки в дневники и в журнал)

Домашнее задание: упр.316.

(Можно дать задание выписать из сказок или стихов А.С. Пушкина сложные предложения)

Презентация.