"Добрым людям на загляденье…" (урок русского языка в 7-м классе)

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок развития речи (описание действий, трудовых процессов).

Цели урока:

  • учиться художественному видению окружающего мира;
  • расширять кругозор;
  • развивать устную и письменную речь;
  • создавать тексты описательного характера о трудовых процессах

Оборудование: презентация; изделия с хохломской росписью; выставка книг.

Ход урока

Что на земле достойно уваженья?
Достойны мастера и мастерство.

1. Вступительное слово учителя.

Вся страна наша, Россия, – земля мастеров, чьи руки дружат с топором, пилой, глиной, красками, иглой, нитками. Русский человек может все: превратить дерево в жилье, лодку, посуду, игрушку; камень в ожерелье, шкатулку; металл – в самовар, поднос.

От отцов к сыновьям, от дедов к внукам и правнукам передается умение сделать вещь не только полезную и нужную, но и красивую. Во всех уголках нашей необъятной родины живут мастера-умельцы, которые занимаются разнообразными видами художественного творчества. С некоторыми из них вы уже знакомы. Хохлома, Палех, Мстёра… Это названия не только российских сел, но и народных промыслов. Изделия мастеров показывают богатство культурных традиций России, открывают тайну русской души. (слайд 2 «Карта народных художественных промыслов России»)

(слайды 3, 4 обзор «Народные промыслы России»)

Сегодня мы ближе познакомимся с одним из видов народного художественного искусства – ХОХЛОМОЙ (слайд 5). И не только узнаем о ней много нового, но и попытаемся передать красоту хохломы и мастерство ее создателей с помощью художественного слова.

Откуда появилось это удивительное хохломское искусство?

Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам не забывал пшена насыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг Жар-птица прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка. Но сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота? Красота, мастеру на радость, а добрым людям на загляденье…

А как же на самом деле?

2. Выступление учащихся.

Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII века. Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея» (Ухожея — место, расчищенное от леса под пашню). Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще X-XIII веков. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями. В стародавние времена в дремучих заволжских лесах близ торгового села Хохлома первые поселенцы, скрывавшиеся от преследования были «утеклецами», т. е. беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники-иконописцы, и мастера рукописной миниатюры. На скудной земле прокормиться крестьянским трудом было нелегко, и беглые люди приноровились расписывать деревянную посуду, которую здесь исстари точили местные мастера. Неведомая ранее роспись сказочно преобразила скромную кухонную утварь. Но особенно красивы и неповторимы были различные поставцы, чаши и братины, выходившие из-под кисти одного знаменитого мастера. Казалось, что его роспись впитала в себя солнечные лучи – золотистые, которые бывают в полдень, и красные киноварные на зорьке. В народе поговаривали, что расписывал художник свою посуду не простой, а волшебной кистью, сплетённой из солнечных лучей. Яркая, праздничная посуда полюбилась не только жителям в округе, слава о ней разнеслась по всей Руси. Увидев хохломскую посуду, царь сразу же догадался, кто её расписывает, и послал в заволжские леса стражников. Предупреждённый живописец успел скрыться, но он обучил премудростям необыкновенного ремесла местных жителей и оставил им краски и волшебную кисть. Таково старое предание о зарождении яркого и самобытного искусства хохломской росписи, которую часто называют золотой, пламенной, или огненной. И это не случайно: искусство Хохломы не могло бы родиться без огня, без закалки изделий в русской печи. Так в заволжских лесах, на берегу Волги вырастали небольшие деревеньки, а затем стали строиться целые сёла. Место было удобное (слайд 6).

Не было в Заволжье ни одной деревни, ни одного дома, где жители всей семьей не занимались бы каким-нибудь ремеслом. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую, где жители, будто бы сговорившись, разделили между собой все виды деятельности. Жители деревень с одним и тем же занятием селились рядом, образуя свой цех, куст. Отсюда пошло понятие КУСТАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.

Близость к большой реке и ярмарке создавали благоприятные условия для занятия различными промыслами и торговлей. На берегу реки устраивались ярмарки, на которые привозили товары с севера и с юга России. Территория края была похожа на большую мастерскую. Жители Заволжских деревень, разбросанных в Нижегородской и Костромской губерниях, занимались различными промыслами. Крестьяне, производившие одни и те же вещи, селились рядом в близлежащих деревнях, и каждую неделю сбывали выработанную продукцию в крупном торговом селе. Сюда свозили изделия со всей округи. Приезжали из Костромы и Ветлуги, привозили разнообразные предметы с росписью и резьбой. Но особым спросом пользовался щепной товар - деревянные ложки, чашки, миски. Красильщики на таких ярмарках покупали деревянные заготовки и продавали свои изделия. Токари и ложкари обменивали свой товар на дерево для дальнейшей работы. Готовую продукцию покупали купцы, грузили её на телеги летом и сани зимой и везли на ярмарку «к Макарию». Каждое ремесло имело свою специфику, но общим у всех был ручной труд. Отработанные поколениями приёмы привели к удивительной до виртуозности чёткости рисунка, к совершенству мастерства, и зачастую повседневный предмет становился произведением искусства.

В Хохломе были красильни, склады и торговые ряды, в которых продавали привезенный на подводах в красивых коробах «хохломской товар» - нарядные золотые миски, ложки, поставцы, бурлацкие чаши и братины – шаровидные сосуды с широко раскрытым венчиком-горлышком (слайд 6).

Многоголосая пестрая ярмарка встречала гостей криками зазывал, спорами торгующихся, музыкой и песнями цыганских хоров. Крутились карусели, а в балаганах с яркими вывесками выступали артисты.

Отсюда вниз и вверх по Волге развозилась «хохлома» по деревням, селам и городам России, добиралась до Средней Азии, Ирана, Турции, Индии, заходила в Европу. В конце 19 и начале 20 века хохломской промысел заслужил всемирную славу. Изделия русских мастеров покупали в Румынии, Болгарии, Норвегии, Франции, доплывали они и до берегов Америки, Африки, Австралии.

Хохломские предметы, нарядные и дешевые, можно было встретить и в крестьянской избе, и в жилище ремесленника и торговца средней руки, и в нехитром скарбе солдат и бурлаков. Красоту этих простых изделий оценили художники, ученые, их стали покупать горожане.

3. Слово учителя.

– Почему же деревянные изделия называют хохломой?

Жил-был в стародавние времена дед. Редко были у старика пшеничные пироги, сладкие пряники, соты медовые. Но гости стариков двор не обходили. На богатых дворах – тишина, одни собаки лают, а у старика – веселая застолица.

Все знали: есть у него красота ненаглядная – деревянная миска-уточка с двенадцатью черпаками (слайд 7). Покрыта миска позолотой, расписана лесной травкой и спелыми ягодами. Глаз отвести невозможно.

Дивились гости: откуда у старика такая красота? Спрашивали, дорого ли она стоит. Хозяин угощал гостей и говорил:

– Золото из Хохломы и в воде не тонет и в огне не горит. Стенки золотые, а на ободке – взгляни – в середине листья рябиновые да ягоды.

– А почему же, – спрашивают, – золото твое в воде не тонет и в огне не горит?

Положил дед черпаки в миску и налил воды – черпаки наверх всплыли: ведь они деревянные.

– А насчет огня, - говаривал дед, - испытайте сами. Калят изделия в жарких печах. Как же им сгореть? Одно слово – хохлома огненная!

Как же производят на свет это чудо-изделие?

Задание. Сейчас ребята расскажут о том, как мастера создают хохломские изделия, а вы выпишите глаголы, обозначающие действия, выполняемые мастерами.

4. Выступление учащихся.

1) Сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку – будущую чашу. Вырезанные изделия с нежной, слегка розоватой поверхностью обработанного дерева называют «бельем» (слайд 8). Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, что гончары лепят. А потом еще надо ее льняным маслом пропитать. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Этот секрет знали еще иконописцы Древней Руси. Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки».

И происходит чудо: деревянная расписная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляника, и завитки трав и листьев. И главное – мерцающий золотой фон.

А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

2) В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок; все свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси (слайд 9, 10). Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету неповторимо нарядный облик. На одних вещах стебли цветков вытягиваются вверх, на других — завиваются или бегут по кругу. Дошедшие до нас единичные образцы посуды начала прошлого века показывают, что хохломское искусство в своем развитии прошло несколько этапов. Прекрасным произведением более раннего периода является братина (слайд 6).

Название предмета рассказывает нам о древнем обычае, когда наши далекие предки, принадлежавшие к одному роду, связанные родственными узами, готовясь к какому-то важному делу, собирались на общий пир — братчину, а в братине — округлом сосуде в форме горшка — подносили к столу праздничный напиток. Вероятно, еще и в начале прошлого века крестьяне Хохломы помнили об обычаях прадедов и дедов: об этом говорит удивительный наряд сосуда. На округлой поверхности тулова уверенными и свободными мазками на черном фоне написан красный цветок, а горлышко и плечики братины покрыты золотом. Оживленный несколькими белильными полосками сказочно красивый цветок загорелся ярким пламенем, а от этого еще ярче заблестело золото на ободке и шейке сосуда. Создавший это произведение художник воспроизвел здесь, по-видимому, тот волшебный красный цветок, который, по народным преданиям, приносил счастье, но увидеть его можно было только один раз в году — в ночь на Иванов день.

5. Слово учителя.

– Что означает слово ХОХЛОМА? (слайд 11)

(1. Изделия, которые делают мастера.
2. Народный промысел.
3. Большое старинное торговое село, где продают хохлому).

– Как называется такое явление в русском языке? (многозначность)

ЧТЕНИЕ ЭПИГРАФА

Сегодня мы готовимся писать сочинение об изготовлении хохломских изделий, мы попытаемся передать необыкновенное мастерство создателей хохломы с помощью художественного слова.

– Какой тип речи вы будете использовать в сочинении о создании хохломских изделий? (описание)

Тексты о трудовых процессах обычно включают в себя следующие части:

  1. подготовка того или другого человека к работе (рабочий костюм, рабочее место, необходимые инструменты, материалы; поза, внутренняя собранность и т. д.);
  2. ход работы (последовательное описание всех операций – от начала до конца);
  3. результаты работы.

В описании действий одного и того же лица (или группы лиц) могут быть предложения с опущенным подлежащим. Это позволяет избегать неоправданного повторения слов и усиливает связь предложений в тексте.

Задание. Прочитайте текст, выпишите из него грамматические основы и сделайте вывод об использовании предложений с опущенным подлежащим (слайд 12).

Сначала изделие сушат, затем шлифуют, а потом оно попадает к красильщику. Высушенное и отшлифованное изделие надо подготовить под роспись. Вначале его обмазывают льняным маслом, а затем особым составом – вапой или грунтом. Вапа красновато-коричневого цвета, потому что в ее состав входит глина.

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «мастер» объясняется так:

МАСТЕР – 1.Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области. Часовых дел мастер. 2. чего. Специалист, достигший высокого искусства в своем деле. Мастера искусств. 3. Руководитель отдельной специальной отрасли какого-нибудь производства, цеха. Мастер сборочного цеха.

В каком из значений мы будем использовать слово МАСТЕР?

Чтобы избежать неоправданного повтора слов, давайте подберем синонимы.

МАСТЕР – волшебник, художник, создатель, творец, искусник.

Какие вы знаете пословицы, поговорки, фразеологизмы с использованием этого слова? Назовите их и объясните значение (МАСТЕР – ЗОЛОТЫЕ РУКИ; ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ; МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ)

6. Составление плана.

  1. История хохломы (Перо жар-птицы; Удивительное слово хохлома).
  2. Добрым людям на загляденье.
    а) Изделия хохломских художников.
    б) Процесс изготовления изделий.
    в) Описание одного из хохломских изделий.
  3. «Ты, как душа у народа, красива…» (Мое отношение к народным промыслам, к хохломе)

7. Заключительное слово учителя.

Народный промысел развивался постоянно. Уже в конце 20 века хохлома была представлена на каждой отечественной и иностранной ярмарке. И после небывалого успеха на Международной выставке в Париже экспорт хохломы резко вырос. Один немецкий предприниматель взялся даже за производство деревянных ложек, которые выдавал за хохлому. В наше время хохлома получила второе дыхание, появилось новое поколение мастеров, открылись целые предприятия (слайд 13).

ВОПРОСЫ:

  1. Из какого материала мастерят хохломскую посуду? (из дерева)
  2. Перечислите действия мастера, создающего хохломские изделия.
  3. Какие цвета используют хохломские художники для росписи посуды? (красный, черный, золотой, зеленый)
  4. Что изображает художник? (траву, цветы, листья, ягоды – растительный орнамент)
  5. Какие предметы расписывают народные мастера? (ковши, чаши, ложки, ладьи) (слайд 14)

В настоящее время хохломской росписью украшают не только посуду, но и много других вещей, в том числе целые наборы мебели: кресла, столы, стулья шкафы и так далее.

8. Домашнее задание:

написать сочинение «Мастерство создателей хохломы».