Урок русского языка в 6-м классе "Определительные местоимения"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • повторить пройденные темы о местоимении;
  • знакомство с новым разрядом местоимений - определительные.

Ход урока

Опрос - повторение:

Какую часть речи называют местоимением?

Назовите разряды местоимений, которые мы уже знаем.

В чём заключается отличие вопросительных и относительных местоимений?

Все ли местоимения изменяются по падежам? (не изменяются по падежам указательное местоимение таков, неопределённые местоимения некто, нечто)

Какие местоимения не имеют именительного падежа? (возвратное себя, отрицательные некого, нечего)

Всегда ли формы местоимений 3-го лица его, её, их употребляются как личные? (Нет, они могут быть притяжательными, если указывают на принадлежность)

Проектируем на доску предложения:

Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твёрдостью своею
Её стремление крепит.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.

Из каких произведений эти отрывки? Кто авторы данных произведений?

(А.С.Пушкин "Полтава", М.Ю.Лермонтов "Бородино")

Задание: выписать и определить разряды местоимений.

(За нею- личное, своею- притяжательное, её- притяжательное, тот- указательное, что - относительное, наш - притяжательное)

С глаголами сердиться, спрашивать, подарить, не забыть, рассказать записать словосочетания, используя в качестве зависимого слова неопределённое местоимение с суффиксами -то, -либо, -нибудь (сердиться на кого - либо, подарить что - то и т.д.)

Индивидуальная работа.

У доски работает ученик по карточке (индивидуальное задание)

Произвести грамматический разбор предложения, расставить знаки препинания, определить вид предложения, указать падеж местоимений:

С первых же слов Славка меня перебил замахал руками и засмеялся я больше тебя знаю.(С первых же слов Славка меня перебил, замахал руками и засмеялся: "Я больше тебя знаю".)

Новый материал.

- Знакомство с определительными местоимениями.

Как изменяются определительные местоимения? (как имена прилагательные)

Обратить внимание детей на местоимение самый . Вспомнить, что при изучении имени прилагательного, знакомясь со степенями сравнения, мы уже употребляли данное местоимение.

Вопрос: При образовании какой степени используется местоимение самый ? (при образовании превосходной степени самый +начальная форма прилагательного)

- Задание: Образуйте от прилагательных серьёзный , спокойный, ароматный, старательный, обыкновенный превосходную степень.

На доску проектируются предложения:

а) Что волки жадны, всякий знает. А Лошадь сверху, молодая, ругает бедного коня за каждый шаг.

Задание: заменить местоимения всякий местоимениями каждый, любой. Изменится ли смысл предложения?

Вывод: местоимения всякий, каждый, любой близки по значению, но выражают различные смысловые оттенки.

б) Ребята! : из вас после окончания школы может выбрать : профессию. Нужно только помнить, что : работа требует упорства, и нужно учиться уже в школе преодолевать : трудности.

Задание: вставить вместо точек определительные местоимения и указать падеж.

Сочинение по опорным словам.

На реке.

Опорные слова: каждый, со мной, передо мной, над нами, на том, на этом, в каждом, изо всех, со всех. (сочинение должно быть небольшим по объёму)

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: Написать сочинение - миниатюру "Я помогаю маме", используя в своем сочинении определительные местоимения.