Цели урока:
- Познакомить с согласным звуком [ч`], буквой ч.
- Формировать навык чтения.
- Обобщать словарный запас детей.
- Развивать интерес к чтению, к добыванию знаний.
- Создать условия для развития наблюдательности, фонематического слуха, орфографической зоркости.
- Формировать у детей лингвистическое мышление, т.е. способность выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
- Воспитывать коммуникативную культуру, языковое образование, речевое и волевое развитие учащихся в условиях коллективной учебной деятельности.
Проект урока
I. Организация класса.
Ой, как хочется трудиться,
Делать все охота.
Чтоб трудом своим гордиться,
Пусть кипит работа.
Я и бодр и силен,
Всю работу сделаю.
Свою волю покажу,
Слово для себя сдержу.
II. Актуализация знаний
Форма работы – фронтальная.
Назовите гласные буквы.
– На какие группы их можно разделить?
Варианты ответов детей:
- На йотированные и нейотированные.
- На гласные, обозначающие мягкость согласного звука и на гласные, обозначающие твердость согласного звука.
- На гласные, которые обозначают один звук и на гласные, которые обозначают два звука в начале слова и после гласной.
– Когда гласные буквы вызывают опасность?
Варианты ответов детей:
- Когда слышится один звук, а писать нужно другую букву.
- Когда стоят без ударения в корне.
– Как проверить?
-
Нужно подобрать проверочное слово, в котором
бы безударная гласная стала ударной.
- Корни однокоренных слов под ударением и без ударения пишутся одинаково.
– В чем особенность гласных букв?
Варианты ответов детей:
- Гласные звуки не встречают во рту преграды.
- Гласный звук образует слог.
- Гласные звуки поются.
- Гласные тянутся.
- Гласные буквы могут обозначать один звук или два.
- Гласные звуки могут обозначать твердость согласного звука или мягкость согласного звука.
– Назовите согласные буквы.
Варианты ответов детей:
- Сонорные и несонорные.
- Обозначающие один звук и обозначающие два звука.
- На буквы, которые обозначают звонкие звуки и на буквы, которые обозначают глухие звуки.
- На парные согласные и непарные согласные.
– Где парные звуки представляют “опасное” место?
Варианты ответов детей:
- Слышится один звук, а писать нужно другую букву.
- Согласному звуку, парному по глухости-звонкости на конце слова и перед к доверять нельзя, потому что он может быть обозначен разными буквами.
– Как проверить?
Варианты ответов детей:
- Парный согласный проверяй, гласную букву подставляй.
- Проверочное слово такое, где после согласного стоит гласная
III. Целеполагание
Форма работы – парная.
Появляется рисунок.
– Посоветуйтесь в парах и скажите, что мы сегодня будем изучать.
Варианты ответов детей:
– Познакомимся с новой буквой ч, узнаем звуки, которые она обозначает, будем читать слова с этой буквой, рассказы.
– Я догадался, она живет в зеленом домике на ленте букв, поэтому она обозначает согласный мягкий звук.
– Я хочу добавить, буква ч обозначает глухой звук, потому что живет в нижней строке букв.
IV. “Открытие” детьми нового знания
Форма работы – фронтальная.
1. – Познакомимся со звуком [ч`], который обозначает буква ч.
– Подтвердим ваши предположения, правы вы или нет.
– Что общего в произнесенных словах: час, чашка, черепаха, чудовище, Чебурашка?
– Произнесем звук, с которого начинаются все эти слова?
– Что о нем можно сказать? (согласный, глухой, всегда мягкий, непарный.)
Включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.
– Как доказать, что звук [ч`] – глухой?
- Живет в нижней строке ленты букв.
- Закрыть ладонями уши, послушать. Звук состоит только из шума.
2. Раскрашивание схемы-человечка. (Самостоятельно.)
Форма работы – индивидуальная.
3. Проверка.
– Кто согласен? (Почему?)
– Кто не согласен? (Почему?)
4. Знакомство с печатными и письменными буквами Ч, ч, сравнение их.
Игра “Вообразилия”
– На что похожа печатная буква ч?
– Форма работы – фонтальная.
Варианты ответов детей:
- На перевернутый стул.
- На букву у.
- На букву н.
- На цифру 4.
– Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
В. Степанов
5.Чтение строчки слогов.
– Форма работы – фронтальная.
ча чу чи че
– Обозначьте цветной точкой звук [ч`]
– Форма работы – индивидуальная.
– Какой выбрали цвет? (Зеленый) Почему?
– Прочитайте слоги радостно, оживленно.
6. Постановка проблемы.
– Форма работы – фронтальная.
– Прочитайте слова
чашка
чудак
чистый
человек
черный
чернила
– Почему слоги ча, чу выделены красным цветом?
Варианты ответов детей:
- В слове чашка звук [ч`] слышится мягко, значит после него должна стоять буква я, она обозначает мягкость согласного звука, а пишется почему-то буква а.
- В слове чудак звук [ч`] слышится мягко, значит после него должна стоять буква ю, она обозначает мягкость согласного звука, а пишется почему-то буква у.
Вывод: Несоответствие произношения и написания, которое традиционно сложилось в русском языке.
– Чтобы заполнить эти слоги произнесем чистоговорку.
Ча-ча-ча – в комнате горит свеча.
Ча-ча-ча – вызову врача.
Чу-чу-чу – мама я лечу.
V. Первичное закрепление
1. Чтение столбиков слов
– Форма работы – фронтальная.
чашка
чудак
чистыйчеловек
черный
чернила
– Прочитайте слово, которое начинается со слога ча? (чашка).
– Какая бывает чашка? (кофейная, фарфоровая, чистая).
– Прочитайте слово, которое начинается со слога чу? (чудак).
– Кого мы называем чудаком? (Человек со странностями).
– Подчеркните слоги ча, чу.
– Прочитайте слово, где речь идет про цвет сажи и угля (черный).
– Когда о предмете говорят чистый? (Предмет очищен от грязи).
– Кого мы называем человеком? (Живое существо, обладающее даром мышления и речи).
– Прочитайте это слово так, как оно написано.
– Произнесите, как мы его говорим.
– Подчеркните опасные места человек
– Придумайте имена прилагательные, которые относятся к слову человек и начинаются на букву ч.
чумазый
чудесный
честныйчуткий
чужой
черствый
2. Работа по развитию речи.
– Форма работы – парная.
– Составьте предложения их этих слов.
VI. Физкульминутка
(Стоя, глазами водим за указкой по цветным линиям и читаем стихотворение)
Чудная картина,
Как ты мне родна.
Белая равнина,
Полная луна.
Свет небес высоких
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
3. Фонетический разбор слова (Самостоятельно в тетрадях для печатания.)
– Форма работы индивидуальная.
4. Проверка.
чаш/ка [ч`ашка]
ч [ч`] – согласный, мягкий, глухой
а [а] – гласный, ударный
ш [ш] – согласный, твердый, глухой
к [к] – согласный, твердый, глухой
а [а] – гласный, безударный.
5 букв, 5 звуков, 2 слога
– Кто не сделал ни одной ошибки?
– Одну?
– Две?
5. Чтение слов
– Форма работы – фронтальная.
чай
чайник
чаепитие
чаевничали
чаша
чаши
чашка
чашечка
чаёк
– Что общего в этих словах?
Варианты ответов детей:
- Все начинаются с сочетания ча.
- Все начинаются с буквы ч.
- Близки по смыслу.
- Однокоренные.
– Они близки по смыслу, но делятся на две группы однокоренных слов.
6. Словарная работа
Чаевничали – много времени проводили за чаепитием, пили чай.
7. Работа с текстом-шуткой “Буква-почемучка”.
а) Прогнозирование содержания текста по иллюстрациям и заглавию.
– Форма работы – парная.
– Почему букву назвали почемучкой?–
Варианты ответов детей:
– Буква ч заглядывает изумленно в чашку с чаем. Может быть, она всем интересуется.
– Любопытная, другая могла бы пройти мимо.
– Называется – почемучка. Может быть она любит спрашивать: “Почему?” “Почему?”
– А мы уже заранее прочитали текст и точно знаем, почему букву ч назвали почемучкой.
б) Самостоятельное чтение текста и ответ на вопрос.
– Форма работы – индивидуальная. – Будем читать текст и выяснять подтвердились ли наши предположения.
– Читайте внимательнее, может быть какую-то маленькую деталь про букву ч вы пропустили. Мы у вас потом про это спросим.
в) Чтение текста по абзацу. Вопросы по ходу чтения.
– Форма работы – фронтальная.
1-й абзац:
– Что может быть странным в букве ч? (Предположения детей.)
– Подтвердились наши предположения? В этом ли все дело? Прочитаем дальше.
– Какие вопросы может задавать буква ч?
– С какой интонацией надо прочитать это предложение?
– Чем интересны все эти вопросы?
Варианты ответы детей:
- В них есть буква ч.
- Они все состоят из одного слова.
- Непонятно про что она спрашивает.
2-й абзац:
-Какой звук звучит чаще других?
– Кто это увидел чайник? Догадались?
– Как надо прочитать слова буквы ч? (Громко с вопросительной интонацией и интонацией радости.)
3-й абзац:
– Кому надоедает буква ч?
– Как меняется настроение у буквы ч? (Она обижается, затем размышляет и снова веселится.)
– Какая буква ч? (Не умеет долго обижаться, любопытная, веселая.)
г) Выразительное чтение текста.
д) Вопросы после чтения текста.
– Форма работы – фронтальная.
– Кто хочет быть похожим на букву ч? Почему?
– Кто не хочет быть похожим? Почему?
Варианты ответы детей:
- Хочу быть похожим, потому что буква ч всем интересуется, хочет много знать.
- Не хочу быть похожим, потому что она всем надоедает и задает глупые вопросы.
- Хочу быть похожим, потому что она долго не обижается, а в сердце должны жить добро, радость, веселье, тогда человек не будет болеть.
VII. Самостоятельная работа.
– Форма работы – групповая.
– Придумайте продолжение истории про букву ч, используя слова: солнце, дорога, лес, поляна, ягоды, цветы, слезы, радость.
VIII. Проверка. Рассказ у доски
Выбор лучшего сказителя от групп. Выбор лучшего рассказа.
Варианты ответы детей:
- В одном чудесном доме жила очаровательная буква ч. Однажды выглянула она в окно, увидела яркое солнце. Решила идти буква ч гулять. Пошла она по дороге и забрела в лес. В лесу неожиданно появилась поляна, усыпанная ягодами и цветами. Буква ч стала собирать ягоды в лист лопуха. А цветы не тронула, пусть растут, в букете они завянут. Вдруг ее пальчик укололся обо что-то острое. Буква ч заплакала, а это был ежик. Она обрадовалась новому другу. С этой радостью она пошла домой угощать ягодами маму. А ежик остался в лесу.
- Как-то летом решила буква ч пойти в лес за ягодами. Взяла она с собой букву й. Они давно дружат, потому что обозначают согласные мягкие звуки. Только [ч`] – глухой звук, а [й`] – звонкий. Вот идут они, идут, а солнце палит, дорога долгая, до леса еще далеко. Но буквы не плачут. Им очень хочется поесть ягод, погулять в лесу, послушать пение птиц. Дошли они до леса, набрали полные корзинки ягод и еще буква ч подарила букве й маленький букетик цветов. Вдруг солнце спряталось за тучу и полил дождь. Буквы переглянулись и заплакали, испугались, что их одежда намокла. Но тут снова появилось солнышко, и буквы весело побежали домой.
- Как хорошо летом в лесу! Поют птицы. В тени деревьев можно укрыться от яркого солнца. Цветут цветы, поспевают ягоды. На лесной поляне собирает ягоды буква ч. Вдруг она поняла, что заблудилась и горько заплакала. Нельзя ходить одной в лес без взрослых! Буква ч перестала плакать, пошла по тропинке, вышла на большую дорогу и быстрее побежала домой.
IX. Итог урока
– Понравился ли вам урок?
– Давайте похлопаем удавшемуся уроку.
– Назовите ребят, которые помогали делать открытия.
– Что нового вы на уроке узнали?
– Что вам запомнилось?