Урок русского языка по теме "Согласный звук [ч]. Буква ч

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Познакомить с согласным звуком [ч`], буквой ч.
  • Формировать навык чтения.
  • Обобщать словарный запас детей.
  • Развивать интерес к чтению, к добыванию знаний.
  • Создать условия для развития наблюдательности, фонематического слуха, орфографической зоркости.
  • Формировать у детей лингвистическое мышление, т.е. способность выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
  • Воспитывать коммуникативную культуру, языковое образование, речевое и волевое развитие учащихся в условиях коллективной учебной деятельности.

Проект урока

I. Организация класса.

Ой, как хочется трудиться,
Делать все охота.
Чтоб трудом своим гордиться,
Пусть кипит работа.
Я и бодр и силен,
Всю работу сделаю.
Свою волю покажу,
Слово для себя сдержу.

II. Актуализация знаний

Форма работы – фронтальная.

Назовите гласные буквы.

– На какие группы их можно разделить?

Варианты ответов детей:

  • На йотированные и нейотированные.
  • На гласные, обозначающие мягкость согласного звука и на гласные, обозначающие твердость согласного звука.
  • На гласные, которые обозначают один звук и на гласные, которые обозначают два звука в начале слова и после гласной.

– Когда гласные буквы вызывают опасность?

Варианты ответов детей:

  • Когда слышится один звук, а писать нужно другую букву.
  • Когда стоят без ударения в корне.

– Как проверить?

  • Нужно подобрать проверочное слово, в котором бы безударная гласная стала ударной.

  • Корни однокоренных слов под ударением и без ударения пишутся одинаково.

– В чем особенность гласных букв?

Варианты ответов детей:

  • Гласные звуки не встречают во рту преграды.
  • Гласный звук образует слог.
  • Гласные звуки поются.
  • Гласные тянутся.
  • Гласные буквы могут обозначать один звук или два.
  • Гласные звуки могут обозначать твердость согласного звука или мягкость согласного звука.

– Назовите согласные буквы.

Варианты ответов детей:

  • Сонорные и несонорные.
  • Обозначающие один звук и обозначающие два звука.
  • На буквы, которые обозначают звонкие звуки и на буквы, которые обозначают глухие звуки.
  • На парные согласные и непарные согласные.

– Где парные звуки представляют “опасное” место?

Варианты ответов детей:

  • Слышится один звук, а писать нужно другую букву.
  • Согласному звуку, парному по глухости-звонкости на конце слова и перед к доверять нельзя, потому что он может быть обозначен разными буквами.

– Как проверить?

Варианты ответов детей:

  • Парный согласный проверяй, гласную букву подставляй.
  • Проверочное слово такое, где после согласного стоит гласная
  •  

III. Целеполагание

Форма работы – парная.

Появляется рисунок.

– Посоветуйтесь в парах и скажите, что мы сегодня будем изучать.

Варианты ответов детей:

– Познакомимся с новой буквой ч, узнаем звуки, которые она обозначает, будем читать слова с этой буквой, рассказы.

– Я догадался, она живет в зеленом домике на ленте букв, поэтому она обозначает согласный мягкий звук.

– Я хочу добавить, буква ч обозначает глухой звук, потому что живет в нижней строке букв.

IV. “Открытие” детьми нового знания

Форма работы – фронтальная.

1. – Познакомимся со звуком [ч`], который обозначает буква ч.

– Подтвердим ваши предположения, правы вы или нет.

– Что общего в произнесенных словах: час, чашка, черепаха, чудовище, Чебурашка?

– Произнесем звук, с которого начинаются все эти слова?

– Что о нем можно сказать? (согласный, глухой, всегда мягкий, непарный.)

Включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.

– Как доказать, что звук [ч`] – глухой?

  • Живет в нижней строке ленты букв.
  • Закрыть ладонями уши, послушать. Звук состоит только из шума.

2. Раскрашивание схемы-человечка. (Самостоятельно.)

Форма работы – индивидуальная.

3. Проверка.

– Кто согласен? (Почему?)

– Кто не согласен? (Почему?)

4. Знакомство с печатными и письменными буквами Ч, ч, сравнение их.

Игра “Вообразилия”

– На что похожа печатная буква ч?

– Форма работы – фонтальная.

Варианты ответов детей:

  • На перевернутый стул.
  • На букву у.
  • На букву н.
  • На цифру 4.

– Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

В. Степанов

5.Чтение строчки слогов.

– Форма работы – фронтальная.

ча чу чи че

– Обозначьте цветной точкой звук [ч`]

– Форма работы – индивидуальная.

– Какой выбрали цвет? (Зеленый) Почему?

– Прочитайте слоги радостно, оживленно.

6. Постановка проблемы.

– Форма работы – фронтальная.

– Прочитайте слова

чашка
чудак
чистый
человек
черный
чернила

– Почему слоги ча, чу выделены красным цветом?

Варианты ответов детей:

  • В слове чашка звук [ч`] слышится мягко, значит после него должна стоять буква я, она обозначает мягкость согласного звука, а пишется почему-то буква а.
  • В слове чудак звук [ч`] слышится мягко, значит после него должна стоять буква ю, она обозначает мягкость согласного звука, а пишется почему-то буква у.

Вывод: Несоответствие произношения и написания, которое традиционно сложилось в русском языке.

– Чтобы заполнить эти слоги произнесем чистоговорку.

Ча-ча-ча – в комнате горит свеча.
Ча-ча-ча – вызову врача.
Чу-чу-чу – мама я лечу.

V. Первичное закрепление

1. Чтение столбиков слов

– Форма работы – фронтальная.

чашка
чудак
чистый
человек
черный
чернила

– Прочитайте слово, которое начинается со слога ча? (чашка).

– Какая бывает чашка? (кофейная, фарфоровая, чистая).

– Прочитайте слово, которое начинается со слога чу? (чудак).

– Кого мы называем чудаком? (Человек со странностями).

– Подчеркните слоги ча, чу.

– Прочитайте слово, где речь идет про цвет сажи и угля (черный).

– Когда о предмете говорят чистый? (Предмет очищен от грязи).

– Кого мы называем человеком? (Живое существо, обладающее даром мышления и речи).

– Прочитайте это слово так, как оно написано.

– Произнесите, как мы его говорим.

– Подчеркните опасные места человек

– Придумайте имена прилагательные, которые относятся к слову человек и начинаются на букву ч.

чумазый
чудесный
честный
чуткий
чужой
черствый

2. Работа по развитию речи.

– Форма работы – парная.

– Составьте предложения их этих слов.

VI. Физкульминутка

(Стоя, глазами водим за указкой по цветным линиям и читаем стихотворение)

Чудная картина,
Как ты мне родна.
Белая равнина,
Полная луна.
Свет небес высоких
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

3. Фонетический разбор слова (Самостоятельно в тетрадях для печатания.)

– Форма работы индивидуальная.

4. Проверка.

чаш/ка [ч`ашка]
ч [ч`] – согласный, мягкий, глухой
а [а] – гласный, ударный
ш [ш] – согласный, твердый, глухой
к [к] – согласный, твердый, глухой
а [а] – гласный, безударный.

5 букв, 5 звуков, 2 слога

– Кто не сделал ни одной ошибки?

– Одну?

– Две?

5. Чтение слов

– Форма работы – фронтальная.

чай
чайник
чаепитие
чаевничали
чаша
чаши
чашка
чашечка
чаёк

– Что общего в этих словах?

Варианты ответов детей:

  • Все начинаются с сочетания ча.
  • Все начинаются с буквы ч.
  • Близки по смыслу.
  • Однокоренные.

– Они близки по смыслу, но делятся на две группы однокоренных слов.

6. Словарная работа

Чаевничали – много времени проводили за чаепитием, пили чай.

7. Работа с текстом-шуткой “Буква-почемучка”.

а) Прогнозирование содержания текста по иллюстрациям и заглавию.

– Форма работы – парная.

– Почему букву назвали почемучкой?–

Варианты ответов детей:

– Буква ч заглядывает изумленно в чашку с чаем. Может быть, она всем интересуется.

– Любопытная, другая могла бы пройти мимо.

– Называется – почемучка. Может быть она любит спрашивать: “Почему?” “Почему?”

– А мы уже заранее прочитали текст и точно знаем, почему букву ч назвали почемучкой.

б) Самостоятельное чтение текста и ответ на вопрос.

– Форма работы – индивидуальная. – Будем читать текст и выяснять подтвердились ли наши предположения.

– Читайте внимательнее, может быть какую-то маленькую деталь про букву ч вы пропустили. Мы у вас потом про это спросим.

в) Чтение текста по абзацу. Вопросы по ходу чтения.

– Форма работы – фронтальная.

1-й абзац:

– Что может быть странным в букве ч? (Предположения детей.)

– Подтвердились наши предположения? В этом ли все дело? Прочитаем дальше.

– Какие вопросы может задавать буква ч?

– С какой интонацией надо прочитать это предложение?

– Чем интересны все эти вопросы?

Варианты ответы детей:

  • В них есть буква ч.
  • Они все состоят из одного слова.
  • Непонятно про что она спрашивает.

2-й абзац:

-Какой звук звучит чаще других?

– Кто это увидел чайник? Догадались?

– Как надо прочитать слова буквы ч? (Громко с вопросительной интонацией и интонацией радости.)

3-й абзац:

– Кому надоедает буква ч?

– Как меняется настроение у буквы ч? (Она обижается, затем размышляет и снова веселится.)

– Какая буква ч? (Не умеет долго обижаться, любопытная, веселая.)

г) Выразительное чтение текста.

д) Вопросы после чтения текста.

– Форма работы – фронтальная.

– Кто хочет быть похожим на букву ч? Почему?

– Кто не хочет быть похожим? Почему?

Варианты ответы детей:

  • Хочу быть похожим, потому что буква ч всем интересуется, хочет много знать.
  • Не хочу быть похожим, потому что она всем надоедает и задает глупые вопросы.
  • Хочу быть похожим, потому что она долго не обижается, а в сердце должны жить добро, радость, веселье, тогда человек не будет болеть.

VII. Самостоятельная работа.

– Форма работы – групповая.

– Придумайте продолжение истории про букву ч, используя слова: солнце, дорога, лес, поляна, ягоды, цветы, слезы, радость.

VIII. Проверка. Рассказ у доски

Выбор лучшего сказителя от групп. Выбор лучшего рассказа.

Варианты ответы детей:

  • В одном чудесном доме жила очаровательная буква ч. Однажды выглянула она в окно, увидела яркое солнце. Решила идти буква ч гулять. Пошла она по дороге и забрела в лес. В лесу неожиданно появилась поляна, усыпанная ягодами и цветами. Буква ч стала собирать ягоды в лист лопуха. А цветы не тронула, пусть растут, в букете они завянут. Вдруг ее пальчик укололся обо что-то острое. Буква ч заплакала, а это был ежик. Она обрадовалась новому другу. С этой радостью она пошла домой угощать ягодами маму. А ежик остался в лесу.
  • Как-то летом решила буква ч пойти в лес за ягодами. Взяла она с собой букву й. Они давно дружат, потому что обозначают согласные мягкие звуки. Только [ч`] – глухой звук, а [й`] – звонкий. Вот идут они, идут, а солнце палит, дорога долгая, до леса еще далеко. Но буквы не плачут. Им очень хочется поесть ягод, погулять в лесу, послушать пение птиц. Дошли они до леса, набрали полные корзинки ягод и еще буква ч подарила букве й маленький букетик цветов. Вдруг солнце спряталось за тучу и полил дождь. Буквы переглянулись и заплакали, испугались, что их одежда намокла. Но тут снова появилось солнышко, и буквы весело побежали домой.
  • Как хорошо летом в лесу! Поют птицы. В тени деревьев можно укрыться от яркого солнца. Цветут цветы, поспевают ягоды. На лесной поляне собирает ягоды буква ч. Вдруг она поняла, что заблудилась и горько заплакала. Нельзя ходить одной в лес без взрослых! Буква ч перестала плакать, пошла по тропинке, вышла на большую дорогу и быстрее побежала домой.

IX. Итог урока

– Понравился ли вам урок?

– Давайте похлопаем удавшемуся уроку.

– Назовите ребят, которые помогали делать открытия.

– Что нового вы на уроке узнали?

– Что вам запомнилось?