Цели:
Уроки по данной теме выстроены с опорой на алгоритм. Поэтому на первом уроке учитель показывает взаимосвязь всех частей блока. На последующих учащиеся выявляют на конкретных примерах причинно-следственные связи, используя модель рассуждения: тезис - аргументы - вывод.
Уроки начинаются с отработки норм правильного литературного произношения. Цель орфоэпического тренинга – повысить уровень культуры устной речи. На каждом уроке список будет пополняться новыми словами - исключениями: приданое, посажёный, названый. Учащиеся по словарю определяют значения данных слов, составляют с ними словосочетания, разбирают их, тем самым повторяя такие виды подчинительной связи, как согласование, управление.
В орфографический тренинг включаются оставшиеся слова-исключения для зрительного запоминания.
Основное время на уроках отводится работе с алгоритмом. У каждого ученика на парте лежит папка с данным блоком. Отвечающий доказывает выбор -н- и -нн-, следуя логике алгоритма. Таким образом учащиеся отрабатывают умение строить рассуждение по данной модели: тезис – аргументы - вывод.
На первом уроке учащиеся сопоставляют отымённые прилагательные с отглагольными, на втором – отглагольные с причастиями. Находят отличительные черты. Учитель обращает внимание ребят на то, что у причастий, в отличие от прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида (солить – соленый), есть приставка (просоленный) или зависимое слово (соленные в банке грибы). У полных причастий пишется -нн-, в отглагольных прилагательных – -н-.
На заключительном уроке ребята закрепляют полученные знания и умения, работая как со словосочетаниями, так и с предложениями.
Урок № 1I. Орфоэпический тренинг: краси'вее, ту'фля, то'рты, ве'рба, крапи'ва, звони'т, назва'ный.
II. Работа со словарем: учащиеся определяют значение нового для них слова, составляют с ним словосочетания со связью управление и разбирают их (повторение). Назва'ный (прилагательное + существительное; согласование)
III. Орфографический тренинг: негаданный, неслыханный, невиданный, нежданный, нечаянный, священный, окаянный, медленный.
С этими словами учащиеся дома составляют словосочетания со связью согласование. Учитель объясняет ребятам логику алгоритма, обращая внимание на то, почему слова из орфографического тренинга являются исключениями.
IV. Работа по теме урока.
- Докажите выбор буквы, следуя логике алгоритма: глиня…ая посуда, каме…ый дом, кожа…ая куртка, чугу…ая ограда, шерстя…ой платок, полотня…ое белье.
- Укажите вид подчинительной связи слов в данных словосочетаниях.
- Перестройте словосочетания, заменив один вид связи (согласование) на другой (управление): посуда из глины, дом из камня, куртка из кожи, ограда из чугуна, платок из шерсти, белье из полотна.
- Вставьте пропущенные буквы и аргументируйте выбор -н- или -нн-: сушё…ые фрукты, мочё…ые яблоки, пуга…ая ворона, штопа…ые носки, некраше…ый пол, некоше…ый луг.
- Что надо помнить о приставке -не- ?
- Заполните таблицу примерами, взятыми из 2-х предыдущих блоков.
Таблица № 1
Голубиный <— голубь | Жареный <— жарить |
Глиняный <— глина | Сушёный <— сушить |
Каменный <— камень | Мочёный <— мочить |
Кожаный <— кожа | Пуганый <— пугать |
Чугунный <— чугун | Штопаный <— штопать |
Шерстяной <— шерсть | Некрашеный <— не красить |
Полотняный <— полотно | Некошеный <— не косить |
- Чем вы руководствовались, распределяя слова по графам?
- Какие прилагательные называются отымёнными?
- Отглагольные?
- Докажите, используя свои примеры.
V. Игровой момент (“Четвертый лишний”)
гуси…ый, гости…ый, орли…ый, овчи…ый
кожа…ый, песча…ый, ржа…ой, оловя…ый
свойстве..ый, торжестве…ый, бритве…ый, ветре…ый
искусстве…ый, телефо…ый, жизне…ый, сушё…ый.
Ответы: овчинный, оловянный, ветреный, сушеный.
VI. Итоги урока.
- Что надо помнить о приставке -не- ?
- Как отличить отымённое прилагательное от отглагольного?
- Почему слова кованый, жёваный являются исключениями?
VII. Домашнее задание. См. пункт III.
Урок № 2I. Орфоэпический тренинг: ку'хонный, бало'ванный, цепо'чка, раку'шка, щаве'ль, посажёный.
- Объясните -нн- в словах “кухонный”, “балованный”.
II. Работа со словарем: учащиеся находят значение выделенного слова (посажёный), составляют с ним словосочетание, которое затем разбирают по образцу (см. урок №1).
- Почему слово “посажёный” является исключением?
III. Орфографический тренинг: чеканный, желанный, виденный, данный, обещанный, отчаянный, чванный.
- Почему данные слова не вписываются в новое правило?
Дома учащиеся по словарю определяют значение выделенных слов и составляют с ними предложения, обозначая грамматическую основу в них.
IV. Проверка домашнего задания.
- Что объединяет все эти слова, с которыми вы составили словосочетания?
V. Работа по теме урока.
- Пользуясь алгоритмом, обоснуйте выбор -н- или -нн-. Выделите суффиксы прилагательных:
- песча…ый, комари…ый, стекля…ый, спи…ой, ветре…ый, бритве…ый;
- пече…ый, тка…ый, золоче…ый, ноше…ый, плете…ый, топле…ый;
- ю…ый, си…ий, зеле…ый, еди…ый, сви…ой, румя…ый.
- В какой группе слов вы не смогли выделить суффиксы?
- Почему?
Ответы: юный, синий, зеленый, единый, свиной, румяный.
- Вставьте -н- или -нн- на месте пропусков и заполните таблицу примерами:
Некоше…ый луг, нескоше…ые травы, варе…ый картофель, вываре…ое мясо, варе…ая в котелке картошка, пута…ые мысли, запута…ые ответы, плетё…ая корзина, плетё…ый из прутьев, плавле…ый сыр, расплавле…ый металл, плавле…ый на сковороде.
Таблица № 2
Отглагольные прилагательные (-н-) | Причастие (-нн-) |
Некошеный луг | Нескошенные травы |
Варёный картофель | Вываренное мясо |
Путаные мысли | Варенная в котелке картошка |
Плетеная корзина | Запутанные ответы |
Плавленый сыр | Плетенный из прутьев |
Расплавленный металл | |
Плавленный на сковороде |
- Как отличить отглагольные прилагательные от причастий?
(У прилагательных нет ни приставок (кроме не), ни зависимых слов, у причастий есть приставка или зависимое слово (см. таблицу № 2).
- Дополните таблицу своими примерами.
VI. Игровой момент. (“Четвертый лишний”)
балова…ый, рискова…ый, лакирова…ый, жева…ый
груже…ый, копче…ый, золоче…ый, жела…ый
нежда…ый, негада…ый, неслыха…ый, полома…ый
оловя…ый, стекля…ый, деревя…ый, глиня…ый
поджаре…ый, испуга…ый, изране…ый, беше…ый.
Ответы: жеваный, желанный, поломанный, глиняный, бешеный.
VII. Итоги урока.
- Что объединяет слова назва'ный, посажёный?
- Чем они отличаются от слов “на'званный”, “поса'женный”?
- Как отличить отглагольные прилагательные от причастий?
VIII. Домашнее задание (см. пункт III).
Урок № 3I. Орфоэпический тренинг: свёкла, сли'вовый, сре'дства, жалюзи', цыга'н, хозя'ева, назва'ный, посажёный, прида'ное.
II. Работа со словарем. Учащиеся знакомятся с новым для них словом и составляют с ним словосочетания:
невесты (сущ. сущ., именное, связь – управление);
с приданым (сущ. сущ. с предлогом, именное, связь – управление).
- Что объединяет все три слова посажёный, назва'ный, приданое?
- Какое ещё слово входит в эту группу? (Смышлёный).
- Почему они составляют исключение из данного правила?
III. Орфографический тренинг: оловянный, стеклянный, деревянный, ветреный, кованый, жеваный, деланный, считанный, недрёманный.
- На какие две группы вы можете разделить данные слова?
- Назовите отымённые прилагательные?
- Отглагольные?
- Докажите.
IV. Проверка домашнего задания.
- Какое из трёх слов (чеканный, желанный, чванный), с которыми вы составили предложения, относится к разговорной лексике и в словаре дается с пометкой - “разг.”?
- Подберите к нему однокоренные слова (чваниться, чванство, чванливый);
- Замените разговорное слово “чванный” синонимичным литературным (тщеславный);
V. Работа по теме урока.
- Исправьте неправильные написания слов и запишите их в тетрадь, распрелеляя по колонкам: серебрянный кубок, тушёная с луком говядина, посеребрёная цепочка, каменные ворота, копченая колбаса, тканая скатерть, песчанный берег, вязаное платье, вытканный ковер.
Таблица № 3
Прилагательные |
Причастия |
|
Отыменные |
Отглагольные |
|
серебряный кубок | тканая скатерть | посеребрённая цепочка |
каменные ворота | вязаное платье | вытканный ковёр |
песчаный берег | копчёная колбаса | тушённая с луком говядина |
- Чем вы руководствовались, распределяя данные примеры?
- Свои доказательства оформите в таблице графически.
Таблица № 4
Прилагательные |
Причастия |
|
Отыменные |
Отглагольные |
|
серебряный кубок серебро | тканая скатерть ткать | посеребрённая цепочка |
каменные ворота камень | вязаное платье | вытканный ковёр |
песчаный берег песок | копчёная колбаса коптить | тушённая с луком говядина |
- Вставьте пропущенные буквы и определите вид подчинительной связи в следующих словосочетаниях: написа…ый учеником, получе…ый в школе, рассказа…ый маме, призна…ый лучшими.
- Укажите главное слово и какой частью речи оно выражено?
- Почему вы написали в них -нн-?
VI. Игровой момент. (“Четвертый лишний”)
броше…ый, встрече…ый, обиже…ый, кипяче…ый
подкова…ый, проветре…ый, изране…ый, жева…ый
смышле…ый мальчик, прида…ое невесты, назва'ный брат, на'зва…ый Петром
коше…ый, нескоше…ый, давно не коше…ый, скоше…ый.
Ответы: кипяченый, жёваный, на'званный Петром, кошеный.
VII. Итоги урока.
- Сколько -н- пишется в отглагольных прилагательных?
- В причастиях?
- Как их отличить?
- Докажите на конкретных примерах.
- Что надо помнить об отымённых прилагательных?
- О приставке -не- применительно к данному правилу?
VIII. Домашнее задание.
Составьте микротекст на тему “Первая победа”, опираясь на следующие словосочетания: написанный учеником, полученный в школе, рассказанный маме, признанный лучшим.