Система уроков по теме: "Правописание [н] и [нн] в суффиксах прилагательных и причастий". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели:

  • выработать навык написания -н- и -нн- в суффиксах прилагательных и причастий;
  • развивать логическое мышление;
  • воспитывать культуру устной и письменной речи.

Схема

Уроки по данной теме выстроены с опорой на алгоритм. Поэтому на первом уроке учитель показывает взаимосвязь всех частей блока. На последующих учащиеся выявляют на конкретных примерах причинно-следственные связи, используя модель рассуждения: тезис - аргументы - вывод.

Уроки начинаются с отработки норм правильного литературного произношения. Цель орфоэпического тренинга – повысить уровень культуры устной речи. На каждом уроке список будет пополняться новыми словами - исключениями: приданое, посажёный, названый. Учащиеся по словарю определяют значения данных слов, составляют с ними словосочетания, разбирают их, тем самым повторяя такие виды подчинительной связи, как согласование, управление.

В орфографический тренинг включаются оставшиеся слова-исключения для зрительного запоминания.

Основное время на уроках отводится работе с алгоритмом. У каждого ученика на парте лежит папка с данным блоком. Отвечающий доказывает выбор -н- и -нн-, следуя логике алгоритма. Таким образом учащиеся отрабатывают умение строить рассуждение по данной модели: тезис – аргументы - вывод.

На первом уроке учащиеся сопоставляют отымённые прилагательные с отглагольными, на втором – отглагольные с причастиями. Находят отличительные черты. Учитель обращает внимание ребят на то, что у причастий, в отличие от прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида (солить – соленый), есть приставка (просоленный) или зависимое слово (соленные в банке грибы). У полных причастий пишется -нн-, в отглагольных прилагательных – -н-.

На заключительном уроке ребята закрепляют полученные знания и умения, работая как со словосочетаниями, так и с предложениями.

Урок № 1

I. Орфоэпический тренинг: краси'вее, ту'фля, то'рты, ве'рба, крапи'ва, звони'т, назва'ный.

II. Работа со словарем: учащиеся определяют значение нового для них слова, составляют с ним словосочетания со связью управление и разбирают их (повторение). Назва'ный (прилагательное + существительное; согласование)

III. Орфографический тренинг: негаданный, неслыханный, невиданный, нежданный, нечаянный, священный, окаянный, медленный.

С этими словами учащиеся дома составляют словосочетания со связью согласование. Учитель объясняет ребятам логику алгоритма, обращая внимание на то, почему слова из орфографического тренинга являются исключениями.

IV. Работа по теме урока.

- Докажите выбор буквы, следуя логике алгоритма: глиня…ая посуда, каме…ый дом, кожа…ая куртка, чугу…ая ограда, шерстя…ой платок, полотня…ое белье.

- Укажите вид подчинительной связи слов в данных словосочетаниях.

- Перестройте словосочетания, заменив один вид связи (согласование) на другой (управление): посуда из глины, дом из камня, куртка из кожи, ограда из чугуна, платок из шерсти, белье из полотна.

- Вставьте пропущенные буквы и аргументируйте выбор -н- или -нн-:  сушё…ые фрукты, мочё…ые яблоки, пуга…ая ворона, штопа…ые носки, некраше…ый пол, некоше…ый луг.

- Что надо помнить о приставке -не- ?

- Заполните таблицу примерами, взятыми из 2-х предыдущих блоков.

Таблица № 1

Голубиный <— голубь Жареный <— жарить
Глиняный <— глина Сушёный <— сушить
Каменный <— камень Мочёный <— мочить
Кожаный <— кожа Пуганый <— пугать
Чугунный <— чугун Штопаный <— штопать
Шерстяной <— шерсть Некрашеный <— не красить
Полотняный <— полотно Некошеный <— не косить

- Чем вы руководствовались, распределяя слова по графам?

- Какие прилагательные называются отымёнными?

- Отглагольные?

- Докажите, используя свои примеры.

V. Игровой момент (“Четвертый лишний”)

гуси…ый, гости…ый, орли…ый, овчи…ый

кожа…ый, песча…ый, ржа…ой, оловя…ый

свойстве..ый, торжестве…ый, бритве…ый, ветре…ый

искусстве…ый, телефо…ый, жизне…ый, сушё…ый.

Ответы: овчинный, оловянный, ветреный, сушеный.

VI. Итоги урока.

- Что надо помнить о приставке -не- ?

- Как отличить отымённое прилагательное от отглагольного?

- Почему слова кованый, жёваный являются исключениями?

VII. Домашнее задание. См. пункт III.

Урок № 2

I. Орфоэпический тренинг: ку'хонный, бало'ванный, цепо'чка, раку'шка, щаве'ль, посажёный.

- Объясните -нн- в словах “кухонный”, “балованный”.

II. Работа со словарем: учащиеся находят значение выделенного слова (посажёный), составляют с ним словосочетание, которое затем разбирают по образцу (см. урок №1).

- Почему слово “посажёный” является исключением?

III. Орфографический тренинг: чеканный, желанный, виденный, данный, обещанный, отчаянный, чванный.

- Почему данные слова не вписываются в новое правило?

Дома учащиеся по словарю определяют значение выделенных слов и составляют с ними предложения, обозначая грамматическую основу в них.

IV. Проверка домашнего задания.

- Что объединяет все эти слова, с которыми вы составили словосочетания?

V. Работа по теме урока.

- Пользуясь алгоритмом, обоснуйте выбор -н- или -нн-. Выделите суффиксы прилагательных:

  • песча…ый, комари…ый, стекля…ый, спи…ой, ветре…ый, бритве…ый;
  • пече…ый, тка…ый, золоче…ый, ноше…ый, плете…ый, топле…ый;
  • ю…ый, си…ий, зеле…ый, еди…ый, сви…ой, румя…ый.

- В какой группе слов вы не смогли выделить суффиксы?

- Почему?

Ответы: юный, синий, зеленый, единый, свиной, румяный.

- Вставьте -н- или -нн- на месте пропусков и заполните таблицу примерами:

Некоше…ый луг, нескоше…ые травы, варе…ый картофель, вываре…ое мясо, варе…ая в котелке картошка, пута…ые мысли, запута…ые ответы, плетё…ая корзина, плетё…ый из прутьев, плавле…ый сыр, расплавле…ый металл, плавле…ый на сковороде.

Таблица № 2

Отглагольные прилагательные (-н-) Причастие (-нн-)
Некошеный луг Нескошенные травы
Варёный картофель Вываренное мясо
Путаные мысли Варенная в котелке картошка
Плетеная корзина Запутанные ответы
Плавленый сыр Плетенный из прутьев
  Расплавленный металл
  Плавленный на сковороде

- Как отличить отглагольные прилагательные от причастий?

(У прилагательных нет ни приставок (кроме не), ни зависимых слов, у причастий есть приставка или зависимое слово (см. таблицу № 2).

- Дополните таблицу своими примерами.

VI. Игровой момент. (“Четвертый лишний”)

балова…ый, рискова…ый, лакирова…ый, жева…ый

груже…ый, копче…ый, золоче…ый, жела…ый

нежда…ый, негада…ый, неслыха…ый, полома…ый

оловя…ый, стекля…ый, деревя…ый, глиня…ый

поджаре…ый, испуга…ый, изране…ый, беше…ый.

Ответы: жеваный, желанный, поломанный, глиняный, бешеный.

VII. Итоги урока.

- Что объединяет слова назва'ный, посажёный?

- Чем они отличаются от слов “на'званный”, “поса'женный”?

- Как отличить отглагольные прилагательные от причастий?

VIII. Домашнее задание (см. пункт III).

Урок № 3

I. Орфоэпический тренинг: свёкла, сли'вовый, сре'дства, жалюзи', цыга'н, хозя'ева, назва'ный, посажёный, прида'ное.

II. Работа со словарем. Учащиеся знакомятся с новым для них словом и составляют с ним словосочетания:

невесты (сущ. сущ., именное, связь – управление);

с приданым (сущ. сущ. с предлогом, именное, связь – управление).

- Что объединяет все три слова посажёный, назва'ный, приданое?

- Какое ещё слово входит в эту группу? (Смышлёный).

- Почему они составляют исключение из данного правила?

III. Орфографический тренинг: оловянный, стеклянный, деревянный, ветреный, кованый, жеваный, деланный, считанный, недрёманный.

- На какие две группы вы можете разделить данные слова?

- Назовите отымённые прилагательные?

- Отглагольные?

- Докажите.

IV. Проверка домашнего задания.

- Какое из трёх слов (чеканный, желанный, чванный), с которыми вы составили предложения, относится к разговорной лексике и в словаре дается с пометкой - “разг.”?

- Подберите к нему однокоренные слова (чваниться, чванство, чванливый);

- Замените разговорное слово “чванный” синонимичным литературным (тщеславный);

V. Работа по теме урока.

- Исправьте неправильные написания слов и запишите их в тетрадь, распрелеляя по колонкам: серебрянный кубок, тушёная с луком говядина, посеребрёная цепочка, каменные ворота, копченая колбаса, тканая скатерть, песчанный берег, вязаное платье, вытканный ковер.

Таблица № 3

Прилагательные

Причастия

Отыменные

Отглагольные

серебряный кубок тканая скатерть посеребрённая цепочка
каменные ворота вязаное платье вытканный ковёр
песчаный берег копчёная колбаса тушённая с луком говядина

- Чем вы руководствовались, распределяя данные примеры?

- Свои доказательства оформите в таблице графически.

Таблица № 4

Прилагательные

Причастия

Отыменные

Отглагольные

серебряный кубок серебро тканая скатерть ткать посеребрённая цепочка
каменные ворота камень вязаное платье вытканный ковёр
песчаный берег песок копчёная колбаса коптить тушённая с луком говядина

- Вставьте пропущенные буквы и определите вид подчинительной связи в следующих словосочетаниях: написа…ый учеником, получе…ый в школе, рассказа…ый маме, призна…ый лучшими.

- Укажите главное слово и какой частью речи оно выражено?

- Почему вы написали в них -нн-?

VI. Игровой момент. (“Четвертый лишний”)

броше…ый, встрече…ый, обиже…ый, кипяче…ый

подкова…ый, проветре…ый, изране…ый, жева…ый

смышле…ый мальчик, прида…ое невесты, назва'ный брат, на'зва…ый Петром

коше…ый, нескоше…ый, давно не коше…ый, скоше…ый.

Ответы: кипяченый, жёваный, на'званный Петром, кошеный.

VII. Итоги урока.

- Сколько -н- пишется в отглагольных прилагательных?

- В причастиях?

- Как их отличить?

- Докажите на конкретных примерах.

- Что надо помнить об отымённых прилагательных?

- О приставке -не- применительно к данному правилу?

VIII. Домашнее задание.

Составьте микротекст на тему “Первая победа”, опираясь на следующие словосочетания: написанный учеником, полученный в школе, рассказанный маме, признанный лучшим.