В настоящее время модернизация процесса обучения связывается с идеей развития личности, что выражается в стремлении заглянуть в познавательный процесс ученика, в то, как работает его мысль в той или иной ситуации учения, понять, что активизирует его интерес к деятельности.
Проблема активизации деятельности учащихся находится в тесной связи с вопросом развития их познавательных интересов.
Задача учителя - пробуждать, направлять и формировать познавательные интересы с тем, чтобы в учебном процессе они выступали не только как средство обучения, а главным образом, как сильный мотив учения.
Опыт показывает, насколько трудно учителю-словеснику на каждом уроке русского языка преодолевать известную специфику своего предмета, вследствие которой дети не очень любят эти уроки. Специфика эта заключается прежде всего в соотношении минимального количества новой информации, представленной на уроке, и большого объема рутинной, часто психологически и интеллектуально не мотивированной тренировочной работы, которая необходима для приобретения соответствующих умений и навыков: в основном это переписывание упражнений из учебника с различными заданиями - и в классе, и дома.
Своеобразие информации, получаемой на уроке русского языка, состоит в том, что она в основном абстрактна, суха, часто лишена эмоционально-образного компонента. Информационный голод, испытываемый на уроке, ведет к тому, что однообразные упражнения на какое-то правило надоедают задолго до того, как выработается новый навык. Тренировочная работа часто лишена элементов творчества, осмысленного поиска новых знаний и носит механический характер.
Поиски новых подходов в развитии познавательных интересов учащихся привели к мысли о необходимости применения таких средств и методов, которые бы явились наиболее действенными и результативными. Сколько средств и методов (традиционных и нетрадиционных) может включить один урок?
Итак, одним из таких средств, активизирующих познавательную деятельность учащихся, является подбор учителем (возможно совместно с учащимися) занимательного дидактического материала для проведения уроков русского языка, так как деятельность учащихся с языковым материалом - наиболее эффективный путь воспитания интереса к уроку.
Также известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся. На уроках русского языка, как правило, применяются дидактические игры. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом. Игры-упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор. При организации урока-конкурса, экскурсии положительным является не только то, что повторяемая часть речи анализируется комплексно (с точки зрения значения, формы, возможностей функционирования в тексте), но и то, что канву урока составляют учебные тексты, связанные тематически, позволяющие сочетать задачи урока с задачами развития устной и письменной речи учащихся, с задачами воспитания.
Игра на уроке помогает повышать интерес к изучению русского языка, вырабатывает навыки и умения использовать знания на практике, активизирует различные виды общения. Учителю игра дает возможность избежать дублирования заданий, по-новому преподнести уже знакомый программный материал, воспитывать чувство коллективизма и ответственности за личный вклад каждого ученика в общее дело.
Работа учащихся должна проводиться в группах. Работа группы оживляет урок, привлекает к проблеме внимание всего класса. Подобная организация урока особенно эффективна в старших классах.
Компьютерные возможности не ограничены. Демонстрация материала через мультимедиа расширяет возможности урока. Мультимедиа на уроке дает возможность использовать большой информационный объем дидактического материала.
Кроме этого традиционные выставка фотографий, картин, книг, работа с карточками, выразительное чтение стихов, викторины, интеграция уроков литературы, истории и русского языка, защита своей письменной работы, умение говорить перед аудиторией и тому подобное останутся классическими вариантами активизации учащихся на уроке.
Цель нашей статьи - поделиться опытом использования краеведческого материала и различных видов активизации учащихся на одном уроке русского языка при изучении однородных членов предложения в восьмом классе.
Краеведение - одно из эффективных средств патриотического и нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач с воспитательными происходит здесь естественно, органично, без приедающейся назидательности. Краеведческая работа представляет блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Материалы о городе Якутске, которые мы использовали на уроке, надеемся, помогли восьмиклассникам больше узнать о своем крае, вызвали интерес к предмету, закрепили изученный учебный материал без рутины.
Поскольку опыт интегрированных уроков в сущности мало разработан, возможно, материал, предлагаемый вниманию читателей, покажется небесполезным, познавательным и поможет в осуществлении своих творческих замыслов.
(Разработка урока прилагается вместе с дидактическим материалом).
Открытый урок по русскому языку "Однородные члены предложения" (урок-конкурс)
Цели урока:
- Повторить и закрепить знания учащихся об однородных членах предложения, об однородных и неоднородных определениях, о знаках препинания при однородных членах предложения.
- Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, умение видеть и находить однородные члены в простом и сложном предложении; умение правильно ставить знаки препинания при однородных членах; умение выражать свои мысли.
- Воспитывать гражданскую позицию, патриотизм на основе краеведческого материала.
Оборудование: проектор, экран, компьютер.
Таблицы:
- "Однородные и неоднородные определения",
- "Запятые при однородных членах предложения",
- "Главные и второстепенные члены предложения",
- Таблица-схема синтаксического разбора простого предложения.
Стенд "Якутск - вчера и сегодня"
Дидактический материал:
- карточка №1. Докажи орфограмму (удвоенная согласная);
- карточка №2. Найди однородные и неоднородные определения. Расставить пропущенные запятые;
- карточка №3. Стихи Степана Дадаскинова "Ты вернись в свой Якутск!", "Воздадим хвалу", "Благослови, Якутск!", "Когда, скажи, Якутск?";
- карточка №4. Тексты о городе Якутске из
презентации в электронном варианте "Город
Якутск - столица нашей Республики Саха
(Якутия)":
- "Якутск - на карте Якутии",
- "Якутск - старейший город в Сибири",
- "Якутск - промышленный центр",
- "Сельское хозяйство в долине Туймада",
- "Якутск - культурный и научный центр",
- "Достопримечательности города Якутска"
- Стихотворение Кюннюкэ Урастырова "Якутск дорогой!"
На доске:
- Предложение для разбора, которое выполняет еще функцию эпиграфа урока : Якутск - старейший город Сибири;
- Словарные слова с лексическим толкованием: осуохай, алгыс, острог, сэргэ, чорон;
- Таблица результатов конкурса.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня, ребята, у нас будет урок-конкурс, посвященный 375-летию
г. Якутска. Весь материал урока будет включать сведения о нашем городе. Но главной задачей урока будет повторение сведений об однородных членах предложения, однородных и неоднородных определениях; будем закреплять умение находить и правильно расставлять запятые в предложениях с однородными членами.
Работа групповая, поэтому мы разделим класс на 4 группы. Всего в конкурсе будет 7 заданий. Результаты заданий будут отражаться в таблице на доске, за каждый правильный ответ будут выставляться баллы.
II. Просмотр дидактического материала по проектору.
Презентация по мультимедиа "Город Якутск - столица нашей Республики Саха (Якутия)", работа ученика 11 "б" класса Колесова Владислава, руководитель - Колесова Л.С.
- Внимательно смотрим на экран, читаем про себя текст и отмечаем для себя интересные факты. Данный материал будет использован в нашем конкурсе.
а) Комментарий учителя.
б) Чтение учителем стихотворения якутского поэта Кюннюкэ Урастырова "Якутск дорогой!".
в) Беседа.
- Что показалось вам интересным в просмотренном материале?
III. Конкурс
Разминка.
а) Задание № 1. Докажи графически и устно орфограмму.
Дети вытягивают карточки №1 со словосочетанием, в одном слове которого пропущена буква-орфограмма "удвоенная согласная". Из каждой группы один участник выходит к доске и выполняет данное задание. Остальные ученики работают в тетради. (1 балл)
Предполагаемые ответы:
а) территория Якутска ( в слове "территория" пишется 2 буквы р, орфограмма находится в иностранном корне "терра" (земля), это словарное слово);
б) исследователи северо-востока Якутии ( в слове "исследователи" пишется 2 буквы с, так как одна буква находится в приставке ис- , другая - в корне -след-);
в) традиционная пища якутов ( в слове "традиционная" пишется 2 буквы нн, так как в суффиксе прилагательного -онн- пишется 2 буквы н);
г) на колонне Нюргун Боотур Стремительный ( в слове "колонна" пишется 2 буквы н, так как одна буква находится в корне -колон-, другая - в суффиксе прилагательного -н-.
б) Задание № 2. Выполнить и устно прокомментировать фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический разбор.
На доске написано предложение, в котором указаны значки 1,2,3,4.
Учащиеся вытягивают номера разборов. Из каждой группы один участник выходит к доске и выполняет данное задание, другие работают в тетради. (2балла, 1 балл за письменный вариант, 1 балл за устный ответ)
Якутск - старейший город в Сибири.
Можно опираться на таблицы: "Второстепенные члены предложения", таблицу-схему синтаксического разбора простого предложения.
Повторение теоретических сведений об однородных членах предложения, изученных на предыдущих уроках.
а) Задание № 3 Викторина.
За каждый правильный ответ - 1 балл, за дополнение - 0,5 баллов.
Вопросы:
- Что такое однородные члены предложения?
- Как различать однородные и неоднородные члены определения?
- Какими членами предложения могут быть однородные члены предложения?
- Какими частями речи могут быть однородные члены предложения?
Можно опираться на материал таблиц "Однородные и неоднородные определения".
б) Задание №4. Работа с карточкой №2
Определите, однородные или неоднородные определения в данных предложениях. Расставьте пропущенные знаки препинания, если это необходимо. Ответ устный(1 балл).
3. Задание № 5. Работа со стихотворным текстом (карточка №3).
Каждая группа вытягивает одну карточку со стихотворением Степана Дадаскинова.
а) Проводится словарная работа:
- Осуохай - якутский народный хороводный танец
- Алгыс - благословенье
- Острог - крепость
- Сэргэ - коновязь
- Чорон - сосуд для питья кумыса
б) Чтение стихотворения. Определить тему текста. Выявить чувства поэта. Отметить предложения с однородными членами.
в) Громкое выразительное чтение стихотворения одним из участников (1 балл).
г) Устный ответ выполненного задания одним из участников (до 3 баллов).
Физкультминутка.
Гимнастика для глаз.
1. посмотрели налево, направо (2 раза)
2. посмотрели вверх - вниз (2 раза)
3. описываем глазами круг сначала - вправо, затем - налево (по 2 раза)
Гимнастика для шейного отдела.
1. наклонить голову направо, налево; вперед, назад
2. повороты головой сначала в правую сторону, затем - в левую.
4. Задание № 6 Работа с прозаическим текстом (карточка №4).
Учащиеся вытягивают карточку с текстом о городе Якутске. Читают. В отмеченных предложениях расставляют пропущенные знаки препинания. Устный разбор 1 предложения. (2 балла)
Наводящие вопросы:
- Чем интересен текст?
- Сколько рядов однородных вы обнаружили в предложении?
- Чем выражены однородные члены предложения?
- Какими членами предложения являются?
- В каких предложениях, кроме отмеченных, есть однородные члены?
Можно опираться на таблицу "Запятые при однородных членах предложения"
5. Задание № 7 Творческая работа.
а) Просмотр стенда "Якутск - вчера и сегодня"
б) Составить 2-3 предложения по теме "Каким бы я хотел видеть город Якутск в будущем?". Условие - одно предложение должно включать однородные члены.
IV. Итоги конкурса, урока.
а) Подсчет баллов, выявление победителей, поздравления.
б) Выставление оценок за урок.
в) Обратная связь. Беседа:
- Понравился ли урок?
- Что нового узнали на уроке?
- Какие трудности были?
- Какие задания были самыми легкими?
- Какие задания понравились?
V. Домашнее задание.
- Параграф 26, Упр.269 (II)
- Повторить теоретические сведения об однородных членах, однородных и неоднородных определениях.