Урок-КВН по русскому языку в 5-х классах по теме "Правописание корней с чередованием гласных О – А"

Разделы: Русский язык


Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме.

Ход урока

Учащиеся класса делятся на две команды. Задания для подготовки к уроку – КВН у ребята получили заранее.

1. Организационный момент

Приветствия команд (девизы).

2. Представители каждой команды поочерёдно рассказывают всё, что им известно о правописании корней с чередованием гласных оа. (Эта работа проводится для того, чтобы проверить монологическую речь учащихся).

3. Разминка (словесная перестрелка)

Одна команда задаёт вопросы другой, при этом ответы записывают в тетради все учащиеся класса.

Команда 1:

– Плод дуба.

– Цирковой артист, искусно подбрасывающий и ловящий одновременно несколько предметов.

– Твёрдый покров некоторых животных (черепах, крокодилов).

– Коврик, сплетённый из соломы, тростника.

– Болезнь дёсен из-за нехватки витаминов в организме.

– Разговор тихим голосом.

Команда 2:

– Дословная выдержка из какого – либо произведения.

– Профессиональный наездник на скачках.

– Мех овец цигейковой породы.

– Цвет, противоположный белому.

– Часть речи, которая отвечает на вопросы какой? Какая?

– Как называют растения, помещённые в аквариумах?

4. Проверка домашнего задания

Команды дома придумали текст, используя в нём как можно больше слов с чередованием гласных в корне.

5. Конкурс капитанов

Работа выполняется на доске.

А) Расставить ударение в изученных словах: алфавит, квартал, комбайнёр, километр, магазин, картофель, столяр, шофёр, щавель.
Б) Разобрать слова по составу: располагаются, излагать, безотлагательный, водоросли, росток.

6. В это время остальные учащиеся должны списать с доски только те слова, где есть корни раст – ращ – рос.

– Растущий, прорастающий, простейший, росточек.

– Простачок, выросли, оросили, подрастать.

– Роскошный, расти, растаять, растворимый.

– Растительный, растолстеть, растение, растяпа.

– Возрастной, растрёпанный, расталкивать.

7. Работа с текстом

У агронома подрастал сын Славик. Когда мальчику исполнилось шесть лет, он заявил отцу: “ Папа, я тоже хочу выращивать хорошую пшеницу”. Отец согласился и отвёл своему сыну поле в палисаднике перед окнами дома. Оно показалось мальчику очень маленьким. “И на этом поле можно вырастить знаменитую пшеницу”, – сказал агроном.

Текст написан учителем на доске. Задания к тексту:

– Найти в тексте слова, где букв больше, чем звуков.

– Найти слова, где звуков больше, чем букв.

– Найти 2–3 слова, где произношение и написание не совпадают.

– Из текста выписать слова с чередующимися гласными в корне.

– Найти в тексте предложение с однородными членами.

– Найти в тексте сложное предложение.

– Найти предложение с обращением.

– В тексте найти предложение с прямой речью.

8. Подведение итогов, награждение команд

9. Домашнее задание

Найти в художественном тексте 15 слов, в которых есть корни с чередованием.