Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме.
Ход урока
Учащиеся класса делятся на две команды. Задания для подготовки к уроку – КВН у ребята получили заранее.
1. Организационный момент
Приветствия команд (девизы).
2. Представители каждой команды поочерёдно рассказывают всё, что им известно о правописании корней с чередованием гласных о – а. (Эта работа проводится для того, чтобы проверить монологическую речь учащихся).
3. Разминка (словесная перестрелка)
Одна команда задаёт вопросы другой, при этом ответы записывают в тетради все учащиеся класса.
Команда 1:
– Плод дуба.
– Цирковой артист, искусно подбрасывающий и ловящий одновременно несколько предметов.
– Твёрдый покров некоторых животных (черепах, крокодилов).
– Коврик, сплетённый из соломы, тростника.
– Болезнь дёсен из-за нехватки витаминов в организме.
– Разговор тихим голосом.
Команда 2:
– Дословная выдержка из какого – либо произведения.
– Профессиональный наездник на скачках.
– Мех овец цигейковой породы.
– Цвет, противоположный белому.
– Часть речи, которая отвечает на вопросы какой? Какая?
– Как называют растения, помещённые в аквариумах?
4. Проверка домашнего задания
Команды дома придумали текст, используя в нём как можно больше слов с чередованием гласных в корне.
5. Конкурс капитанов
Работа выполняется на доске.
А) Расставить ударение в изученных словах:
алфавит, квартал, комбайнёр, километр, магазин,
картофель, столяр, шофёр, щавель.
Б) Разобрать слова по составу: располагаются,
излагать, безотлагательный, водоросли, росток.
6. В это время остальные учащиеся должны списать с доски только те слова, где есть корни раст – ращ – рос.
– Растущий, прорастающий, простейший, росточек.
– Простачок, выросли, оросили, подрастать.
– Роскошный, расти, растаять, растворимый.
– Растительный, растолстеть, растение, растяпа.
– Возрастной, растрёпанный, расталкивать.
7. Работа с текстом
У агронома подрастал сын Славик. Когда мальчику исполнилось шесть лет, он заявил отцу: “ Папа, я тоже хочу выращивать хорошую пшеницу”. Отец согласился и отвёл своему сыну поле в палисаднике перед окнами дома. Оно показалось мальчику очень маленьким. “И на этом поле можно вырастить знаменитую пшеницу”, – сказал агроном.
Текст написан учителем на доске. Задания к тексту:
– Найти в тексте слова, где букв больше, чем звуков.
– Найти слова, где звуков больше, чем букв.
– Найти 2–3 слова, где произношение и написание не совпадают.
– Из текста выписать слова с чередующимися гласными в корне.
– Найти в тексте предложение с однородными членами.
– Найти в тексте сложное предложение.
– Найти предложение с обращением.
– В тексте найти предложение с прямой речью.
8. Подведение итогов, награждение команд
9. Домашнее задание
Найти в художественном тексте 15 слов, в которых есть корни с чередованием.