Цели урока:
1. Повторить:
а) основные грамматические признаки имени существительного;
б) изученную ранее орфограмму (-раст- (-ращ-) -рос-);
в) разносклоняемые существительные;
г) морфологический разбор имени существительного.2. Развивать умение правильно излагать свои мысли.
3. Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: Занятие проводится в компьютерном классе, интерактивная доска Virtual Ink Mimio Xi, мультимедиа проектор In Fokus, программа “Фраза” (тестовый тренажёр по русскому языку).
Словарная работа:
Сфинкс –
- В Древнем Египте: каменное изваяние лежащего льва с человеческой головой; скульптурное изображение такой фигуры.
- В древнегреческой мифологии: крылатое существо с туловищем льва, с головой и грудью женщины, задававшее людям неразрешимые загадки.
- Перен. О непонятном, загадочном.
Ход урока
Учитель: Многие поэты, писатели, художники посвящали этому свои творения. Многие из них преклонялись перед ней, благоговели и любили всей душой. Что это?
Учитель: Давайте посмотрим на слайды и поговорим о том, что на них изображено (Демонстрация слайдов № 1–4). Приложение
Учащиеся: Это изображения природы.
Учитель: Вот какие строки посвятил природе Ф.И. Тютчев:
Как тихо веет над долиной
Далёкий колокольный звон,
Как шорох стаи журавлиной, –
И в шуме листьев замер он.Как море вешнее в разливе,
Светлея, не колыхнет день, –
И торопливей, молчаливей
Ложится по долине тень.
(Демонстрация слайда № 5)
Учитель: Ф.И. Тютчев назвал природу сфинксом. Прав ли он? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим, что такое сфинкс?
(Просмотр слайда № 7).
Учитель: Какое из этих значений близко понятию “природа”?
Учащиеся: Третье. Природа – это нечто загадочное, необычное.
Учитель: Эпиграфом к нашему уроку являются слова Н.В. Гоголя. (Демонстрация слайда № 7).
Человек идёт рядом с природой, с временами года, соучастник и собеседник всего, что совершается в творении.
Учитель: Тема высказывания сегодняшнего урока: “Природа – сфинкс”, а грамматическая тема: “ Имя существительное”.
(Демонстрация слайда № 8).
Учитель: Итак, цели сегодняшнего урока:
1. Повторить:
а) Основные грамматические признаки имени существительного;
б) Изученные ранее орфограммы;
в) Разносклоняемые существительные;
г) Морфологический разбор имени существительного;2. Развивать умение правильно излагать свои мысли.
3. Воспитывать любовь к природе.
(Демонстрация слайда № 9).
Учитель: Начнём со словарного диктанта, который напишет Матвеев Сергей. Синтаксический разбор простого предложения проведёт Краснова Анжела. Фонетический разбор – Николаев Андрей. А ребята, родившиеся осенью, поднимите руки. Вы пойдёте за компьютеры, вам будет предложен тест по правописанию проверяемых гласных в корне слова.
Учитель: Сергей, вспомни и расскажи об орфограмме “Чередование о//а в конях -раст- (-ращ-) -рос-”. ( Демонстрация слайда № 10).
Учитель: Записываем. Возраст Земли, росла трава, маленький росток, заросли тростника, произрастали на Севере, классификация растений, выращенный цветок, взращённый в парнике.
Учитель: Посмотрим, что получилось у Анжелы и Андрея.
(Проверка синтаксического и фонетического разборов).
Учитель: Ребята, давайте вспомним падежи и склонения существительных.
(Смирнова Ирина – 1 склонение ж.р., Наськова Ирина – 1 склонение м.р., Рязанова Олеся – 2 склонение м.р., Рудина Люба – 2 склонение ср.р., Протопопов Данил – 3 склонение).
(Демонстрация слайдов № 11 и № 12).
Учитель: А теперь мы с вами потренируемся в определении падежей и склонений имён существительных.
(Демонстрация слайда № 13).
Учитель: Вам предложен небольшой текст. Из него необходимо выписать существительные единственного числа и определить у них склонение и падеж. Первый вариант выписывает существительные 1-го склонения единственного числа, а второй вариант – 2-ого склонения единственного числа.
Скрипит где-то старое дерево, качается задетая кем-то ветка, распрямляется примятая кем-то трава. Вмятина на земле от когтистой лапы, борозды на коре от острых зубов, потерянное перо. На каждом шагу лес загадывает загадки, а ты идёшь и стараешься их разгадать.
Учитель: Проверим, что у вас получилось. (Ответы учащихся). (Демонстрация слайдов № 14, 15).
Учитель: А существительных какого склонения не было в тексте?
Учащиеся: Существительных 3-его склонения.
Учитель: Настало время физкультминутки! (Катеев Сергей проводит разминку).
Учитель: Вспомним о разносклоняемых существительных.
(Рассказывают о разносклоняемых существительных Степанова Катя и Фёдоров Артём. (Демонстрация слайда № 16).
Учитель: Запишите под диктовку следующие предложения и прокомментируйте употребление разносклоняемых существительных (определение падежей).
Осталось немного времени до прихода лета. Красного пламени осенних листьев не забудешь. От худого семени не жди доброго племени.
Учитель: Давайте проверим, что у вас получилось.
(Ответы учащихся).
Учитель: Ребята, вспомните схему морфологического разбора имени существительного. (Шарова Катя рассказывает о схеме морфологического разбора имени существительного).
(Демонстрация слайда № 17).
Учитель: Я хочу предложить вам стихотворную строку, из которой вы должны будете выписать существительные и провести их морфологический разбор. Назовите эти существительные. (Демонстрация слайда № 18).
Нам такое не встречалось и во сне,
Чтобы солнце загоралось на сосне.
Учитель: Какое это предложение? Простое или сложное? (Ответы детей). Чем соединены его части? Задание: разобрать морфологически существительные.
Учитель: А теперь проверим ваш морфологический анализ. (Ответы детей). (Демонстрация слайдов № 18, № 19, № 20). Приложение
Учитель: Последним заданием будет следующее: придумайте гимн природе, используя художественные средства изобразительности, которые мы с вами проходили на уроках литературы. Назовите их.
Учащиеся: Эпитет, олицетворение, метафора, сравнение.
Учитель: Озвучьте, пожалуйста, свои гимны.
(Учащиеся зачитывают получившееся).
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами повторили падежи и склонения имён существительных, разносклоняемые существительные и морфологический разбор этой части речи. Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: действительно ли природа загадочна, как сфинкс? (Ответы учащихся).
Учитель: Всем спасибо за урок. Запишите домашнее задание… Оценки…