Цель:
- выведение новых понятий: «сложное союзное предложение», «сложное бессоюзное предложение» на основе применения опорных понятий: «предложение», «простое предложение», «сложное предложение»;
- развитие умений учащихся выполнять логические операции: деление, сравнение, обобщение, умозаключение;
- формирование диалектического мировоззрения через выявление философских категорий: причина – следствие, общее – особенное, единство - многообразие.
Ход урока
Действия учителя | Действия учащихся | Баллы |
---|---|---|
Слайд №1 (Приложение 1) Заявка на оценку: «гений» - больше 13 баллов
|
Рассматривают на экране заявку на оценку. | |
1. Актуализация знаний (7мин) Посмотрите за окно! На дворе – ноябрь, приближается зима, но так хочется снова вспомнить о теплом летнем солнышке. |
||
Слайд №2 (Приложение 1) Прочитайте слова на экране. |
Дети читают (про себя): теплое, посылает, солнышко, землю, на, лучики, золотые. | |
Как вы думаете, какое задание нужно выполнить? | Фонетический разбор слов, определить части речи, … составить предложение. | |
Сформулируйте вопрос-понятие к слову предложение, используя карточку №1 (Приложение 2). | Что такое предложение? Предложение – это основная синтаксическая единица речи, содержащая грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого и выражающая законченную мысль. |
1 – инд. 1 – групп. |
Что называется предложением? Предложение – это основная синтаксическая единица речи, содержащая логическую и грамматическую связи. |
1 – инд. 1 – групп. |
|
Чем объяснить, что предложение является синтаксической единицей речи? | Это объясняется тем, что в русском языке есть раздел науки о языке, который изучает законы построения предложений. Он называется синтаксис. | 2 – инд. |
Составьте предложение, запишите, определите грамматическую основу и начертите схему предложения, работая индивидуально. | Дети пишут в тетради: «Теплое солнышко посылает на землю золотые лучики» (возможны другие варианты). | 2 – инд. |
Выберите в группе наиболее удачное предложение и представьте свои варианты. | Одна группа составляет предложение из карточек. Вторая группа показывает образ структуры предложения. Третья группа читает вслух предложение. Четвертая группа – записывает предложение на доске, подчёркивает его грамматическую основу и чертит схему. |
1 – групп. |
Сформулируйте вопрос-суждение, используя карточку №2 (Приложение 2). | Как доказать, что данная запись является предложением? | 2 – инд. |
Это доказывается тем, что все слова в данной записи связаны между собой по смыслу и есть грамматическая основа. | 2 – инд. | |
Сопоставьте с моим вариантом (на экране). 1 щелчок мышью – составилось предложение. 2 щелчок мышью - подчёркивается грамматическая основа. 3 щелчок - схема предложения |
Возражений нет. | |
2. Выведение новых понятий (15 мин) | ||
Слайд №3 (Приложение 1) Перед вами схемы (на экране). Сравните. Найдите общее. Используя карточку №3 (Приложение 2), сформулируйте суждение на сравнение. |
Сравнивая схемы предложений, можно сказать, что все предложения по цели высказывания повествовательные и по интонации – невосклицательные. | 3 – инд. |
Какая схема является лишней? Почему? | Схема под буквой А) является лишней, потому что эта схема простого предложения, а все остальные схемы - схемы сложных предложений. | 2 – инд. |
Сформулируйте вопрос-понятие? | Что называется простым предложением? | 1 – инд. |
Простое предложение – это предложение, состоящее из одной грамматической основы. | 1 – инд. | |
Что такое сложное предложение? | 1 – инд. | |
Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух и более грамматических основ. | 1 – инд. | |
1 щелчок мышью и на слайде исчезает схема под А). | ||
Каким образом, остальные схемы предложений можно распределить на 2 группы? Определите основание деления. | Предложения с союзами и предложения без союзов (по наличию союзов). | 2 – инд. |
Распределите самостоятельно данные схемы предложений в 2 группы по наличию союза. | Индивидуальная работа. | |
Обсудите в группе и представьте свой вариант ответа. | Представители групп дают вариант, записывая его на доске. Б) В) Г) Д) |
2 – инд. |
Сопоставьте с моим вариантом. | Возражений нет. | |
1 щелчок мышью и схемы делятся на 2 группы. | ||
В какую группу вы бы отнесли схему предложения, с которого мы начали урок? | Ни в какую, потому что это схемы сложных предложений, а не простых предложений. | 2 – групп. |
Как бы вы назвали вид предложений, которые вошли в первую группу? А во вторую? | Сложные союзные предложения и сложные бессоюзные предложения. | 1 – инд. |
Итак, тема нашего урока… | Сложные предложения: союзные и бессоюзные. | 1 – инд. |
Слайд №4 (Приложение 1) | ||
По выполненному заданию сформулируйте вопросы-понятия, используя карточку №1. | Что такое сложное союзное предложение? | 1 - инд. |
Сложное союзное предложение- это сложное предложение, в котором его части соединяются при помощи союзов. | 1 – групп. | |
Что называется сложным бессоюзным предложением? | 1 – инд. | |
Сложное бессоюзное предложение- это сложное предложение, в котором его части соединяются только при помощи интонации. | 1 – инд. | |
Каким образом, одна часть в сложном предложении на письме отделяется от другой? | Ставится запятая. | 1 – инд. |
Подтвердим свое предположение. Откройте учебник на стр. 44, прочитайте правило. |
Один читает правило. | 2 – инд. |
Прочитайте последний пример предложения, дайте характеристику. | Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное, по количеству грамматических основ сложное, по наличию союза - союзное. | 1 – инд. |
Слайд №5 (Приложение 1) Перед вами схема этого предложения. В какую группу вы ее отнесете? |
К сложным союзным предложениям. | |
Физическая минутка (3 мин) | Дети выполняют: «Соло для позвоночника» и «Гимнастику для глаз». | |
3. Закрепление (20 мин) | ||
Прочитайте текст (на карточках).
*** |
Дети читают текст (про себя). | |
Определите вид текста. | Текст - описание. | 1 – инд. |
Какие картины вы представили, прочитав описание? | Словесное рисование картин. | 1 – инд. |
Определите главную мысль текста. | Красота утренней природы. | 2 – инд. |
Как бы вы озаглавили этот текст? | Утро. | 1 – инд. |
Слайд №6 (Приложение 1) | ||
Кто желает прочитать текст «вслух»? | Ребенок читает на фоне картины и музыкального сопровождения к ней. | 2 – инд. |
Слайд №7 (Приложение 1) | ||
Выпишите из текста сложные предложения и подчеркните грамматические основы. | Дети самостоятельно находят сложные предложения, выписывают их и подчеркивают грамматические основы. | 2 – инд. |
Обсудите в группе и зачитайте свои варианты. | Зачитывают варианты. | 2 – групп. |
Используя карточку №2 (Приложение 2), задайте вопросы-суждения. | Дети задают вопросы-суждения, доказывают. | 2 – инд. |
1 щелчок мышью – одно предложение разбирается, 2 щелчок – другое. | ||
Все наши предложения совпали, но я нашла еще одно: Ночная тьма тихонько прячется и в ущелья гор, и в трещины камней, и в густую листву деревьев, и в кружева травы. | Дети возражают. | 2 – инд. |
Чем объяснить, что в третьем предложении используется союз а, а в четвертом союз и? | Это объясняется тем, что союз «а» имеет значение противопоставления, а союз «и» – соединения. | 2 – инд. |
Слайд №8 (Приложение 1) | ||
Подводя итог, давайте вспомним, на какие группы делятся все предложения? Назовите основание деления. | Работают с общей схемой, называют основание деления. | 1 – инд. |
Вернемся к простому предложению, с которого мы начали урок. Каким образом, простое предложение можно преобразовать в сложное предложение? | Добавить грамматическую основу. | 2 – инд. |
Преобразуйте в группе и представьте свои варианты. | Представление вариантов. Запись на доске. | 2 - групп. |
Сравните. Найдите общее и особенное. | Сравнивая предложения по количеству грамматических основ, можно сказать, что это – сложные союзные предложения… | 3 – инд. |
Предлагаю вам свой вариант. Слайд №9 (Приложение 1) |
||
Как доказать, что полученное предложение является сложным союзным предложением? | Это доказывается тем, что оно содержит две грамматические основы и имеет союз «и». | 2 – инд. |
1 щелчок мышью – разбирается предложение. | ||
Сформулируйте умозаключение, опираясь на карточку №6 (Приложение 2). | Если в данном предложении две грамматические основы, а мы знаем, что в сложных предложениях две и более грамматических основы, значит это предложение – сложное. | 3 – инд. |
Если грамматические основы в сложном предложении связаны союзом, а мы знаем, что части сложного предложения, могут быть связаны с помощью союзов, то это предложение является сложным союзным. | 3 – инд. | |
4. Домашнее задание (1 мин)
|
||
5. Подведение итогов по баллам (2 мин) Слайд №10 (Приложение 1) |