Урок русского языка в системе Способа диалектического обучения с применением ИКТ на тему "Сложные предложения: союзные и бессоюзные", 4-й класс, "Школа-2100"

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4


Цель:

  • выведение новых понятий: «сложное союзное предложение», «сложное бессоюзное предложение» на основе применения опорных понятий: «предложение», «простое предложение», «сложное предложение»;
  • развитие умений учащихся выполнять логические операции: деление, сравнение, обобщение, умозаключение;
  • формирование диалектического мировоззрения через выявление философских категорий: причина – следствие, общее – особенное, единство - многообразие.

Ход урока

Действия учителя Действия учащихся Баллы
Слайд №1 (Приложение 1)

Заявка на оценку:
«гений» - больше 13 баллов
«талант» - 11-13 баллов
«5» - 8-10 баллов
«4» - 5-7 баллов
«3» - 2-4 балла
  • Вопрос-понятие - 1 балл
  • Вопрос-суждение - 2 балла
  • Умозаключение - 3 балла
  • Возражение - 1 балл
Рассматривают на экране заявку на оценку.  
1. Актуализация знаний (7мин)

Посмотрите за окно! На дворе – ноябрь, приближается зима, но так хочется снова вспомнить о теплом летнем солнышке.
Слайд №2 (Приложение 1)

Прочитайте слова на экране.
Дети читают (про себя): теплое, посылает, солнышко, землю, на, лучики, золотые.
Как вы думаете, какое задание нужно выполнить? Фонетический разбор слов, определить части речи, … составить предложение.
Сформулируйте вопрос-понятие к слову предложение, используя карточку №1 (Приложение 2). Что такое предложение?
Предложение – это основная синтаксическая единица речи, содержащая грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого и выражающая законченную мысль.
1 – инд.
1 – групп.
Что называется предложением?
Предложение – это основная синтаксическая единица речи, содержащая логическую и грамматическую связи.
1 – инд.
1 – групп.
Чем объяснить, что предложение является синтаксической единицей речи? Это объясняется тем, что в русском языке есть раздел науки о языке, который изучает законы построения предложений. Он называется синтаксис. 2 – инд.
Составьте предложение, запишите, определите грамматическую основу и начертите схему предложения, работая индивидуально. Дети пишут в тетради: «Теплое солнышко посылает на землю золотые лучики» (возможны другие варианты). 2 – инд.
Выберите в группе наиболее удачное предложение и представьте свои варианты. Одна группа составляет предложение из карточек.
Вторая группа показывает образ структуры предложения.
Третья группа читает вслух предложение.
Четвертая группа – записывает предложение на доске, подчёркивает его грамматическую основу и чертит схему.
1 – групп.
Сформулируйте вопрос-суждение, используя карточку №2 (Приложение 2). Как доказать, что данная запись является предложением? 2 – инд.
Это доказывается тем, что все слова в данной записи связаны между собой по смыслу и есть грамматическая основа. 2 – инд.
Сопоставьте с моим вариантом (на экране).

1 щелчок мышью – составилось предложение.
2 щелчок мышью - подчёркивается грамматическая основа.
3 щелчок - схема предложения
Возражений нет.
2. Выведение новых понятий (15 мин)
Слайд №3 (Приложение 1)

Перед вами схемы (на экране).
Сравните. Найдите общее. Используя карточку №3 (Приложение 2), сформулируйте суждение на сравнение.
Сравнивая схемы предложений, можно сказать, что все предложения по цели высказывания повествовательные и по интонации – невосклицательные. 3 – инд.
Какая схема является лишней? Почему? Схема под буквой А) является лишней, потому что эта схема простого предложения, а все остальные схемы - схемы сложных предложений. 2 – инд.
Сформулируйте вопрос-понятие? Что называется простым предложением? 1 – инд.
Простое предложение – это предложение, состоящее из одной грамматической основы. 1 – инд.
Что такое сложное предложение? 1 – инд.
Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух и более грамматических основ. 1 – инд.
1 щелчок мышью и на слайде исчезает схема под А).
Каким образом, остальные схемы предложений можно распределить на 2 группы? Определите основание деления. Предложения с союзами и предложения без союзов (по наличию союзов). 2 – инд.
Распределите самостоятельно данные схемы предложений в 2 группы по наличию союза. Индивидуальная работа.
Обсудите в группе и представьте свой вариант ответа. Представители групп дают вариант, записывая его на доске.

Б)   В)
      Г)
      Д)
2 – инд.
Сопоставьте с моим вариантом. Возражений нет.
1 щелчок мышью и схемы делятся на 2 группы.
В какую группу вы бы отнесли схему предложения, с которого мы начали урок? Ни в какую, потому что это схемы сложных предложений, а не простых предложений. 2 – групп.
Как бы вы назвали вид предложений, которые вошли в первую группу? А во вторую? Сложные союзные предложения и сложные бессоюзные предложения. 1 – инд.
Итак, тема нашего урока… Сложные предложения: союзные и бессоюзные. 1 – инд.
Слайд №4 (Приложение 1)
По выполненному заданию сформулируйте вопросы-понятия, используя карточку №1. Что такое сложное союзное предложение? 1 - инд.
Сложное союзное предложение- это сложное предложение, в котором его части соединяются при помощи союзов. 1 – групп.
Что называется сложным бессоюзным предложением? 1 – инд.
Сложное бессоюзное предложение- это сложное предложение, в котором его части соединяются только при помощи интонации. 1 – инд.
Каким образом, одна часть в сложном предложении на письме отделяется от другой? Ставится запятая. 1 – инд.
Подтвердим свое предположение.
Откройте учебник на стр. 44, прочитайте правило.
Один читает правило. 2 – инд.
Прочитайте последний пример предложения, дайте характеристику. Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное, по количеству грамматических основ сложное, по наличию союза - союзное. 1 – инд.
Слайд №5 (Приложение 1)

Перед вами схема этого предложения. В какую группу вы ее отнесете?
К сложным союзным предложениям.
Физическая минутка (3 мин) Дети выполняют: «Соло для позвоночника» и «Гимнастику для глаз».
3. Закрепление (20 мин)
Прочитайте текст (на карточках).
***
В небе вспыхнул утренний луч солнца. Ночная тьма тихонько прячется и в ущелья гор, и в трещины камней, и в густую листву деревьев, и в кружева травы.

Горы ласково улыбаются утренней улыбкой, а волны моря высоко поднимают белые головы. Они кланяются восходящему солнцу, и доброе солнце смеется.
(По М. Горькому)
Дети читают текст (про себя).
Определите вид текста. Текст - описание. 1 – инд.
Какие картины вы представили, прочитав описание? Словесное рисование картин. 1 – инд.
Определите главную мысль текста. Красота утренней природы. 2 – инд.
Как бы вы озаглавили этот текст? Утро. 1 – инд.
Слайд №6 (Приложение 1)
Кто желает прочитать текст «вслух»? Ребенок читает на фоне картины и музыкального сопровождения к ней. 2 – инд.
Слайд №7 (Приложение 1)
Выпишите из текста сложные предложения и подчеркните грамматические основы. Дети самостоятельно находят сложные предложения, выписывают их и подчеркивают грамматические основы. 2 – инд.
Обсудите в группе и зачитайте свои варианты. Зачитывают варианты. 2 – групп.
Используя карточку №2 (Приложение 2), задайте вопросы-суждения. Дети задают вопросы-суждения, доказывают. 2 – инд.
1 щелчок мышью – одно предложение разбирается, 2 щелчок – другое.
Все наши предложения совпали, но я нашла еще одно: Ночная тьма тихонько прячется и в ущелья гор, и в трещины камней, и в густую листву деревьев, и в кружева травы. Дети возражают. 2 – инд.
Чем объяснить, что в третьем предложении используется союз а, а в четвертом союз и? Это объясняется тем, что союз «а» имеет значение противопоставления, а союз «и» – соединения. 2 – инд.
Слайд №8 (Приложение 1)
Подводя итог, давайте вспомним, на какие группы делятся все предложения? Назовите основание деления. Работают с общей схемой, называют основание деления. 1 – инд.
Вернемся к простому предложению, с которого мы начали урок. Каким образом, простое предложение можно преобразовать в сложное предложение? Добавить грамматическую основу. 2 – инд.
Преобразуйте в группе и представьте свои варианты. Представление вариантов. Запись на доске. 2 - групп.
Сравните. Найдите общее и особенное. Сравнивая предложения по количеству грамматических основ, можно сказать, что это – сложные союзные предложения… 3 – инд.
Предлагаю вам свой вариант.

Слайд №9 (Приложение 1)
Как доказать, что полученное предложение является сложным союзным предложением? Это доказывается тем, что оно содержит две грамматические основы и имеет союз «и». 2 – инд.
1 щелчок мышью – разбирается предложение.
Сформулируйте умозаключение, опираясь на карточку №6 (Приложение 2). Если в данном предложении две грамматические основы, а мы знаем, что в сложных предложениях две и более грамматических основы, значит это предложение – сложное. 3 – инд.
Если грамматические основы в сложном предложении связаны союзом, а мы знаем, что части сложного предложения, могут быть связаны с помощью союзов, то это предложение является сложным союзным. 3 – инд.
4. Домашнее задание (1 мин)
  1. Найти в тексте по литературе сложное предложение;
  2. Подчеркнуть грамматическую основу предложения;
  3. Дать полную характеристику данному предложению.
5. Подведение итогов по баллам (2 мин)

Слайд №10 (Приложение 1)