ЦЕЛИ:
- обобщить знания учащихся о значении, морфологических признаках, синтаксической роли существительного;
- закрепить правописание изученных орфограмм;
- развивать орфографическую зоркость;
- продолжить работу по развитию устной монологической речи учащихся;
- совершенствовать навыки написания связного текста;
- развивать логическое мышление, умение обобщать и анализировать языковые явления.
1. Работа с текстом.
Цели:
- совершенствовать навыки анализа текста;
- закрепление знаний учащихся о значении морфологических признаках имени существительного, умения определять роль имени существительного в предложении.
2. Закрепление правописания орфограмм.
Цель: закрепление навыков правописания и графического обозначения изученной орфограммы.
3. Работа по развитию речи.
Цели:
- выработка умения написать текст на заданную тему;
- продолжить формировать умение анализировать речевую работу.
Оформление доски.
Число.
Классная работа.
Тема: (вписывается позже)
Эпиграф:
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.
К. Паустовский.
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Даны словосочетания из 2 задания, с которыми будет работать один человек из каждой группы у доски (задания на рабочих листах) |
Таблица «Имя существительное» - заполняется по ходу ответов учащихся.
- Общее значение части речи.
- Постоянные признаки.
- Непостоянные признаки.
- Синтаксическая роль.
Предварительное домашнее задание:
- Подготовить связный ответ об имени существительном как о самостоятельной части речи.
- Вспомнить морфологический разбор имени существительного.
- Повторить орфограммы (см. форзац учебника):
- №8 (правописание Ь в именах существительных)
- №14, №18 (О - Е после шипящих в окончаниях и корнях)
- №15 (И-Ы после Ц)
- №17 (падежные окончания и существительные на - ИЙ, - ИЕ, - ИЯ)
ХОД УРОКА:
1. Слово учителя.
Сегодня мы с вами пойдем в гости к одной жительнице страны «Морфология».
Кто живет в этой стране?
- самостоятельные и служебные части речи.
Переведем на научный язык: Морфология – это…(раздел науки о языке, изучающий самостоятельные и служебные части речи).
А жительницу этой страны вы хорошо знаете. Мы с вами говорили о ней несколько уроков, и сегодня – заключительный урок, на котором мы будем вспоминать ее и говорить об ее особенностях.
Догадались ли вы, о какой части речи я говорю?
- Правильно, это имя существительное.
Запись темы на доске и в тетрадях: «Имя существительное».
Эта часть речи всем известна. И тем не менее, давайте вспомним, как она выглядит. Составим ее портрет.
2. Работа в группах (у каждой группы свое задание)
Приложение 1 (задание 1).
Взгляните на свои рабочие листы. Перед вами текст. Прочитаем его.
-чтение текста-
Вопросы классу:
- Какова тема текста? (о России, ее красоте)
- Какова основная мысль данного текста? (без любви к России не увидишь ее красоты)
А теперь у каждой группы свое задание. Выполните его.
После выполнения задания от каждой группы выступает представитель.
При ответах на доске появляется таблица «Имя существительное» (заполняет учитель).
Вывод 1: Это «портрет» имени существительного. Мы его вспомнили.
3. Итак, это самая частотная в употреблении часть речи.
Зачем нам так необходимо ее узнавать? Почему это важно?
- нам нужно правильно ее писать.
А грамотность связана с орфографией. Вспомните, какие основные орфограммы связаны с этой частью речи? (учащиеся говорят об орфограммах, которые повторяли дома: падежные окончания существительных и слова на – ий, - ие, - ия; - ь на конце после шипящих; о-е после шипящих в окончаниях и корне; и-ы после ц).
4. Посмотрите на второе задание.
Приложение 1 (задание 2). Вам нужно определить, какой орфограммой связаны словосочетания, графически ее обозначить.
Один из учеников группы работает у доски, остальные – в тетрадях (затем несколько тетрадей проверяется учителем на оценку)
- общая проверка –
Вы узнали орфограмму. Что еще необходимо знать для грамотного написания слов? О каком разделе языка нужно помнить?
- о словообразовании.
Вывод 2: важно знать, где, в какой морфеме находится данная орфограмма, чтобы избежать неправильного написания слова.
С какими морфемами связаны ваши орфограммы?
- 1 и 2 группы – орфограммы в окончаниях существительных;
- 3 и 4 группы – орфограммы в корне и окончаниях существительных.
5. Немного отдохнем! Физминутка.
(Рисование «ленивых восьмерок» глазами)
6. Продолжим работу. Осталось последнее задание.
Приложение 1 (задание 3).
Посмотрите на словосочетания из второго задания и подумайте, какой темой они объединены?
- 1 группа – «Отдых летом»;
- 2 группа – «Учение»;
- 3 группа – «Цирк»;
- 4 группа – «Природа».
Используя данные словосочетания, составьте текст (5-6 предложений) на заданную тему. Это будет вашим подарком имени существительному.
Индивидуальная работа.
Чтение текстов, составленных учениками. Анализ работ (использование разнообразных синтаксических конструкций, художественно-изобразительных средств и т.п.). Оценивание работ.
Какова же роль имени существительного в тексте?
Вывод 3: воздействует на наши чувства: заставляет нас смеяться, грустить, наслаждаться природой.
Послушайте, как А. Фет с помощью этой части речи передает красоту природы: чтение первого четверостишия стихотворения «Шепот, робкое дыханье, трели соловья…»
- чтение эпиграфа урока –
7. Итоги.
Для чего мы сегодня говорили об имени существительном?
- чтобы вспомнить орфограммы этой части речи, повторить их и узнать о роли существительных в тексте.
Все эти знания помогут вам при изучении нового материала.
8. Домашнее задание:
- подготовить рассказ об имени существительном по плану на доске (учеб. §36)
- выполнить упр. 198, морфологический разбор существительного
на тропинке – I в.;
инеем – II в.;
с ветки – III в.