Модульный урок на тему "Сложное предложение и его пунктуация. Коммуникативные функции сложного предложения". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цель: обрести навыки употребления сложного предложения в речи, навыки постановки знаков препинания в них, повторить орфограммы и пунктограммы.

ОБЪЯСНЕНИЕ ПОНЯТИЯ МОДУЛЬНОГО УРОКА

Модульный урок состоит

а) из отдельных этапов, которые имеют свою цель;

б) находясь в поисках решения устойчивой проблемы, мы добиваемся её;

в) каждый этап урока контролируется и оценивается (учителем, самоконтролем и взаимным контролем);

г) каждый этап урока определён временем.

Контрольная карта Ф.И. учащегося

Этапы модульного урока Время Самокон
троль
Взаимо
контроль
Контроль учителя Итоговая оценка
I. Входной контроль (учитель) 4 мин.        
II. Сложносочиненное предложение (взаимоконтроль) 6 мин.        
III. Пунктуация в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом (взаимоконтроль) 7 мин.        
IV. Коммуникативные функции сложных предложений (самоконтроль) 10 мин.        
V. Анализ стихотворения К.Бальмонта "Где б я ни странствовал:" (самоконтроль) 5 мин.        
VI. Творческая работа (контроль учителя) 8 мин.        
VII. Завершающий контроль (учитель) 3 мин.        
VIII. Рефлексия (самооценка работы на уроке) 2 мин.        
1. Усвоил весь материал   10 б.      
2. Усвоил частично   7-8 б.      
3. Мало, что понял   3-4 б.      
4. Со всеми заданиями справился   10 б.      
5. Допустил ошибки   7 б.      
6. Не справился   3-4 б.      
IX. ИТОГО          

1. ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ (контроль учителя)

Цель: уметь различать с/с, с/п, б/с предложения.

Фронтальный опрос по теме "Сложное предложение".

Дать определение сложного предложения, видов его, в чем отличие сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного сложного предложения. Примеры.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ "СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ"

1. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - ЭТО

а) союзное предложение;

б) бессоюзное предложение.

2. ГЛАВНОЕ И ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВХОДЯТ В СОСТАВ

а) сложносочиненного предложения;

б) сложноподчиненного предложения;

в) бессоюзного предложения.

3. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ЭТО

а) такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому;

б) такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу.

4. НАЙДИТЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

а) Снегопад прекратился внезапно, будто захлопнулся какой-то небесный люк.

б) С реки потянул ветер, содрал молодой снег с моста и погнал к стенам монастыря.

в) Луна то забегала за тучи, то выскакивала из-за них на прозрачную гладь неба.

5. НАЙДИТЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

а) Мраком задернуты небо и даль, ветер осенний наводит печаль.

б) Впереди, куда вела дорога, было немного посвежее.

6. НАЙДИТЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

а) Солнца не видно, а полуденное небо озарено розовым веером лучей.

б) Луна поднялась выше акаций, которые росли по обеим сторонам улицы.

в) Над рекой горят окошки, над рекой летит снежок.

7. ИЗ СКОЛЬКИХ ЧАСТЕЙ СОСТОИТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ?

С посеревшего неба крупными ленивыми хлопьями посыпался снег и скрыл мост лишь полукружье его железной арки призрачно чернело в вышине погасли золотые купола собора (запятые не проставлены):

а) 2;

б) 3;

в) 4;

г) 1.

8. КАКОЕ ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ ?

Надя уже сильно тосковала, и каждый день думала о матери и бабушке.

а) простое;

б) сложносочиненное;

в) бессоюзное сложное.

9. КАКАЯ СХЕМА РАЗБОРА СООТВЕТСВУЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЮ

Высокое небо в озеро смотрится.

10. НАЙДИТЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

а) Когда приходит близкий друг, твой дом по-праздничному светел.

б) Невозможно идти и отделять цветок от цветка.

в) Луна за облаком спала, но люди ей не подражали.

ОЦЕНКИ: " 5 " - 0 ошибок;

" 4 " - 2 ошибки;

" 3 " - 3-4 ошибки;

" 2 " - 5 и более ошибок.

2. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Цель:

закрепить понятия о сложносочиненных предложениях, их значениях, новое в пунктуации сложносочиненного предложения (взаимоконтроль).

ЗАДАНИЯ

 204. Новое в пунктуации сложносочиненного предложения.

Упражнение 411 - устно (фронтально).

Упражнение 412п - таблица.

Упражнение 413 - отработка орфограмм и пунктограмм.

3. ПУНКТУАЦИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБЩИМ ВТОРОСТЕПЕННЫМ ЧЛЕНОМ.

ВЗАИМОЗАДАНИЕ: "Я тебе, ты мне"

Цель: отработать навыки пунктуации в сложносочиненном предложении - работа в парах.

Тексты из книги Граник Г.Г., Бондаренко С.М. "Секреты пунктуации" (гл. 6 "Перед опасными союзами, или Рассказы о загадочной запятой").

1 в. стр. 21.

2 в. стр. 23-24 "Общий Иван Иванович"

(взаимоконтроль).

4. КОММУНИКАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. (ввод во 2-ую часть темы)

Цель: использование сложных предложений в речи, в поэтических текстах. (самоконтроль)

О каких функциях идет речь?

См. словарь - Сложные предложения как средство общения, связи.

Мы изучаем теорию сложного предложения не ради нее самой, а для определенных практических целей, чтобы ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ В СВОЕЙ РЕЧИ. Иными словами, "Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но для того, чтоб научиться делать". (М.Горький).

(запись в тетрадь и на доске).

ЗАДАНИЕ: Индивидуальная работа - наблюдение за использованием сложных предложений в поэтических текстах

(самоконтроль).

Учащиеся зачитывают заранее приготовленный текст стихотворения, находят сложные предложения, определяют их вид, грамматические основы, средства связи простых предложений.

5. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ К. БАЛЬМОНТА "ГДЕ Б Я НИ СТРАНСТВОВАЛ:".

Цель: увидеть экспрессивную роль сложных предложений (самоконтроль).

Словарь: ЭКСПРЕССИЯ - передача чувств, волнения.

Учитель: "Как сердцу высказать себя?" Как передать радость и боль, тоску и восторг, горе и счастье, раздумья. Обратимся к стихотворению К.Бальмонта.

Справка:

В 1912 году вышел сборник стихотворений русского поэта Константина Бальмонта "Зарево зорь", написанный под впечатлением от поездки поэта по Египту, "святой стране пирамид". Одно из стихотворений цикла "Потухшие вулканы" называется "Где б я ни странствовал:".

        "ГДЕ Б Я НИ СТРАНСТВОВАЛ:"
Где б я ни странствовал, везде припоминаю
Мои душистые леса.
Болота и поля, в полях - от края к краю -
Родимых кашек полоса.
Где б ни скитался я, так нежно снятся сердцу
Мои родные васильки.
И, в прошлое открыв таинственную дверцу,
Схожу я к берегу реки.
У старой мельницы привязанная лодка, -
Я льну к прохладе серебра.
И так чарующе и так узывно-четко
Душа поет: "Вернись. Пора".

Читаем стихотворение, а потом проводим наблюдения над языком.

Чем интересно название стихотворения?

О чем же это стихотворение? Какие чувства владели поэтом, создавшим его?

В стихотворении два сложноподчиненных предложения с придаточными предложениями места.

Попробуем провести эксперимент: как стихотворение звучало бы без них?

: везде припоминаю
Мои душистые леса.
: так нежно снятся сердцу
Мои родные васильки.

Что изменилось? Без придаточных предложений места, главная мысль стихотворения не была бы выражена так ярко, эмоционально, проникновенно и страстно. Конструкция предложения здесь играет важную роль: придаточное места вынесено в начало, что усиливает звучание главного предложения (попробуем поменять местами главное и придаточное - эмоциональное напряжение пропадает); усилительная частица НИ создает оттенок обобщения ГДЕ Б НИ: - значит, везде поэт вспоминает Родину, значит, нет такого места на земле, которое могло бы заставить его забыть о ней.

Итак, мы убедились, что сложноподчиненные предложения могут играть экспрессивную роль, они являются одним из средств, выражающих авторское "Я".

6. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Цель: использование сложных предложений в своей речи, в работах творческого характера.

1. Учащиеся читают свои сочинения-миниатюры по пьесе Д.И. Фонвизина "Недоросль", наблюдают за использованием сложных предложений.

2. Текст Ю. Яковлева "Учитель" - читает учитель.

Беседа по восприятию текста:

  1. О чём этот текст?
  2. Какова главная мысль?
  3. Знаете ли вы еще строчки об учителе? Прочитайте их.

ЗАДАНИЕ по выбору:

Используя сложные предложения, написать изложение по прочитанному тексту сочинение-миниатюру о школе, учениках, учителе.

7. ЗАВЕРШАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ.

Цель: проверить, удалось ли достичь поставленной в начале работы цели.

ВОПРОСЫ:

  1. Что вы можете сказать о пунктуации сложного предложения?
  2. С какими орфограммами встретились?
  3. Коммуникативные функции сложного предложения. К какому выводу вы пришли, говоря об этом?
  4. Как вы поняли, что такое экспрессивная роль сложных предложений?

Вывод: Смысл эпиграфа к уроку, слова М.Горького "Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но для того, чтоб научиться делать".

8. РЕФЛЕКСИЯ

9. ИТОГИ