Три основных способа сжатия (компрессии) текста
Выделяют три основных способа сжатия (компрессии) текста:
- исключение,
- обобщение,
- упрощение.
1. Исключение:
- исключение повторов;
- исключение одного или нескольких из синонимов;
- исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
- исключение фрагмента предложения;
- исключение одного или нескольких предложений.
2. Обобщение:
- замена однородных членов обобщающим наименованием;
- замена гипонимов гиперонимом;(см.пояснения в конце статьи)
- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
3. Упрощение:
- слияние нескольких предложений в одно;
- замена предложения или его части указательным местоимением;
- замена сложноподчинённого предложения простым;
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.
Среди "содержательных" приемов компрессии текста основными являются:
1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).
Сжатое изложение проверяет:
1) умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;
2) умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;
3) умение письменно передавать обработанную информацию.
Проверка этих трёх основных умений легла в основу системы критериев оценивания изложения.
- Критерии оценивания изложения. Презентация 1.
- Как писать сочинение - рассуждение. Презентация 2.
Часть 3
Проверка задания С2.1
Ответ на задание С2.1 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1) |
Баллы |
С1К1 | Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос | |
Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, указав 2 (или более) разные функции знаков препинания. | 2 | |
Экзаменуемый дал обоснованный ответ на вопрос в целом, но указал только 1 функцию знаков препинания | 1 | |
Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос. и не указал ни одной функции знаков препинания | 0 | |
С1К2 | Наличие примеров-аргументов | |
Экзаменуемый привел 2 примера, из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции знаковпрепинания. | 2 | |
Экзаменуемый привел 2 примера из текста,
которые соответствуют теоретическим
обоснованиям и иллюстрируют 1 функцию знаков
препинания, или экзаменуемый привел 1 пример из текста, 1 функцию знаков препинания, или экзаменуемый привел 1 или 2 примера не из текста, однако примеры иллюстрируют 1-2 функции знаков препинания. |
1 | |
Экзаменуемый привел 1 или 2 примера из
текста,однако они не соответствуют обоснованиям, или экзаменуемый не привел ни одного примера, иллюстрирующего функции знаков препинания. |
0 | |
С1К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа экзаменуемого характеризуется
смысловой цельностью, связностью и
последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется
смысловой цельностью, связностью и
последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. |
1 | |
В работе экзаменуемого просматривается
коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членениятекста. |
0 | |
С1К4 | Композиционная стройность работы | |
Работа характеризуется композиционной
стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет. |
1 | |
Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершенности. | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1-С1К4 | 7 |
Шаблоны для сочинения части 3. С2.1
1. Зачем нужны запятые?
Запятые, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.
Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении : (":") запятые отделяют (однородные члены предложения), а в предложении : (":") запятые выделяют (вводные слова, обращения, обособленные члены)
Без сомнения, запятые - очень важные пунктуационные знаки, без которых смысл предложения был бы не ясен. Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: "Казнить нельзя, помиловать".
2. Зачем нужно двоеточие?
Двоеточие, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.
Двоеточие может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения.
Также оно может отделять прямую речь от слов автора.
Двоеточие используется в бессоюзном сложно предложении.
Без сомнения, двоеточие - очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.
3. Зачем нужно тире?
Тире, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.
Тире может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения.
Также оно может отделять прямую речь от слов автора.
Тире используется в бессоюзном сложно предложении.
Кроем того, тире разделяет подлежащее и сказуемое.
Без сомнения, тире - очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.
4. Зачем нужна пунктуация?
Пунктуация - важный раздел языкознания, который изучает постановку знаков препинания.
Без пунктуации в языке не обойтись. Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: "Казнить нельзя, помиловать". Без запятой в этом предложении будет неясно, то ли надо казнить, то ли миловать.
Знаки препинания выполняют разделительную и выделительную функцию. Они могут разделять однородные члены или части сложного предложения, как в предложении : (":") Также они могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением, как в предложении : (":")
Без сомнения, без пунктуации в письменной речи не обойтись.
5. Зачем нужна орфография?
Орфография - важный раздел языкознания, который изучает правила написания слов.
Без орфографии в языке не обойтись.
Слова, одинаково звучащие, могут писаться совершенно по-разному. И это не для того, чтобы запутать бедных учеников, а для того чтобы различать значения слов. Так, например, в предложении : слово ":" пишется (слитно, раздельно, через дефис, с гласной :,) А если бы мы написали это слово ":", то предложением получило бы совсем другой смысл. :
Без сомнения, без орфографии в письменной речи не обойтись.
Пример сочинения - рассуждения: "Зачем нужны знаки препинания?"
"Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом. Без них мы ничего не сумели бы ни выразить, ни понять.
Вот предложение 8 текста: "А какие тогда можно было купить цветы?" Вопросительный знак здесь обозначает риторический вопрос, то есть автор подразумевает, что почти никаких цветов тогда нельзя было купить. Стоит заменить этот знак восклицательным, и смысл изменится: всякие, даже самые красивые цветы можно было купить тогда.
Значит, знаки препинания могут передавать смысл предложения.
Также пунктуация в конце предложения может обозначать цель высказывания и интонацию речи (например, предложения 28, 29).
Кроме того, в предложениях знаки могут быть разделительными и выделяющими. В предложении 12, например, запятая разделяет главную и придаточную часть сложноподчинённого предложения. А в предложении 3 запятые выделяют вводное слово. Все эти знаки помогают быстро и правильно прочесть и понять текст.
Так что знаки препинания на письме необходимы, прав Антон".
(148 слов)
В работе дан анализ функций знаков препинания, свидетельствующий о довольно высоком уровне филологической подготовки экзаменуемого. Здесь не только указаны смысловая и интонационная функции пунктуации, но и приводится структурно-грамматическая дифференциация знаков (выделяющие и разделительные знаки). Условие задания, оцениваемое по первому критерию, выполнено.
Логика нигде не нарушена, речевые связки между предложениями и абзацами текста есть, абзацное членение соответствует микротемам.
ТЕКСТ
(на основе которого предлагается написать
сочинение - рассуждение)
(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста.
(6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
(8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)"Зарабатываю на скрипку".
(11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка - тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, - в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди.
(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.
(20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги - хоть сто рублей! - он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы - на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой,узлом на пузе завязанной рубашке... (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости...
(26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал скрипку...
(По В. Крапивину)
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: "Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку..."
Основные подходы к проверке и оценке сочинения-рассуждения
Написание экзаменуемым сочинения-рассуждения проверяет прежде всего умение
создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста.
Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи рассуждение и, как следствие этого, строиться по определённым композиционным законам.
При этом особое внимание уделяется умению экзаменуемого аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст.
Писать сочинение по следующей схеме:
- Вступление
- Тезис (основная мысль, которая объединяет прочитанный и прослушанный тексты)
- Доказательства, аргументация
- Свое мнение
- Вывод
Пример сочинения-рассуждения:
Вступление
О влиянии музыки на организм человека было известно c давних времен. Музыка также обладает особенностью оказывать заметное воздействие на эмоциональное состояние человека. Именно этим вопросам посвящен отрывок из произведения В.П.Крапивина "Бронзовый мальчик" 1994г. Музыка еще с первобытных времен была одной из мощнейших причин, побуждающих человека к тем или иным действиям: "Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку..."
2 вариант вступления.
Одно из лучших произведений Владислава Петровича Крапивина "Бронзовый мальчик" (1994 г.) , рассказывает о сложной, но увлекательной жизни мальчика Дани по прозвищу Кинтель. В нем через судьбу обыкновенного подростка отображается вся сложность современной жизни. Когда читаешь эту историю, начинаешь понимать, как важно быть человечным и отзывчивым в нашем порою циничном мире и какой могучей силой должна обладать музыка, способная влиять на формирование человеческого характера. "Cлyшать пpекpасное - значит yлyчшаться", - утверждал еще Аристотель. Музыка еще с первобытных времен была одной из мощнейших причин, побуждающих человека к тем или иным действиям: "Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку.."
Тезис (основная мысль,)
По-моему, смысл финала текста заключается в том, что "Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка - тоже" - и это то главное, что отмечает автор в предложении №14. Почему же героя сразу "взяла в плен" маленькая скрипачка?
Во-первых, мне кажется, потому, что "девочка умела вложить в мелодию душу, как бы сливаясь с музыкой в единое целое".
Во-вторых, Кинтель "был способен на душевные порывы".
Мальчик побрел домой, унося в душе что-то теплое, щемящее, доселе неизвестное. Не случайно автор и герой называют скрипачку не "девчонка", не "девчушка", а "девочка".Такая форма слова говорит о серьёзном и уважительном к скрипачке. Девочка представлялась герою беззащитной и в то же время самостоятельной и глубокой. Завороженный, восхищенный Кинтель долго ещё слышал скрипку.
Я думаю, что когда Кинтелю было грустно без причины, он всегда вспоминал эту музыку и девочку, которая от музыки была неотделима. И девочка со скрипкой осталась в памяти как что-то волшебное, полусон какой-то или сказка о Дюймовочке.
Заключение
Да. Музыка делает людей лучше: она пробуждает эмоции, приносит людям утешение, рождает в человеке добрые чувства. Действительно, музыка - могучее средство духовного обогащения. И Кинтель это чувствовал, как никто другой.
Пояснение:
Гипероним - слово с более широким значением, выражающее общее, родовое понятие, название класса (множества) предметов (свойств, признаков).
Например: трава, папоротник, понятие, в отношении к другому понятию выражающее подвид, более конкретное понятие. В отношении некоторого множества объектов, гипонимом является понятие, отражающее подмножество к исходному.
Примеры гипонимов: