Школьная психологическая служба
-
Развитие внимания учащихся через математическое содержание и использование различных форм организации учебно-познавательной деятельности 2006
В данной статье представлен материал, позволяющий на уроках математики организовать работу по развитию свойств внимания: объема, сосредоточенности, устойчивости, переключения. Работа содержит теоретическое обоснование проведенного эксперимента, методические рекомендации по организации данной деятельности; приведены приемы, позволяющие развивать то или иное свойство внимания через математическое содержание.
-
Этико-психологическое развитие личности на уроках психологии в 3-х классах (урок-тренинг "Уважение") 2006
В основе создания урока лежит идея об этике, носящей общечеловеческий характер ценностей и идеалов. Овладевая основными нравственными категориями, ребенок будет учиться эффективно устанавливать взаимоотношения и успешно общаться.
-
Программа тренинга толерантности для подростков "Близкие люди, близкими будьте…" 2006
Статья рассказывает о программе тренинга толерантности для подростков. В ней подчеркивается необходимость формирования толерантного отношения друг к другу. Поскольку в образовательном учреждении уделяется недостаточно внимания семейному воспитанию, в статье также указывается на важность передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения, успешности и умения брать ответственность на себя на примере семейных отношений. Ведь они по существу являются "полигоном" для примерки и отработки отношений с людьми и дают универсальный опыт общения, если относиться к нему осознанно и ответственно.
-
Занятие для учащихся начальной школы (3–4-е классы) по теме: "Давайте жить дружно!" 2006
Занятие для учащихся 3—4-х классов начальной школы направлено на развитие коммуникативных навыков, формирование доброжелательного отношения учащихся друг к другу.
-
Альтернативная методика звуко-буквенного анализа с использованием полисенсорного подхода 2006
Недостаточное развитие фонематического слуха, зрительно-пространственных представлений, наглядно-образного и словесно-логического мышления у первоклассников препятствует усвоению программы по обучению грамоте, основанной на аналитико-синтетическом способе. Альтернативный метод звуко-буквенного анализа помогает детям с трудностями в обучении быстрее и легче сформировать навыки письма и чтения. Ни одна другая система символов не дает таких широких возможностей, поэтому ее можно применять на разных этапах обучения, как мощное профилактическое и коррекционное средство.
-
"Хочу учиться!" (программа психологической подготовки детей к школе) 2006
Начало школьного обучения – очень важное событие для ребенка. Многолетние наблюдения показывают, что далеко не все дети подготовлены к успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Кроме того, недостаточная психологическая готовность детей к школе часто становится причиной неуспеваемости. Поэтому предлагаемая мной программа направлена на формирование психологической готовности детей 5,5–7 лет к обучению в школе.
-
Урок-тренинг по теме: "Дружный ли наш класс?" 2006
Урок предназначен для учеников начальной школы. Для занятий подбирались такие задания, чтобы в ходе их выполнения у участников возникли отношения сотрудничества и взаимопомощи при совместных действиях, стремление найти общий язык, готовность к совместному преодолению трудностей. Группа детей должна составлять не больше 15 человек, чтобы можно было сформировать 3–4 небольших команды. Такой урок-тренинг способствует сплочению коллектива и улучшает психологическую атмосферу в классе. Продолжительность занятия – 1 урок.
-
Тема урока: "Выбор профессии — залог успешной самореализации" 2006
Предлагается программа элективного курса для 9-х классов предпрофильной подготовки учащихся.
-
Педагогические технологии как средство формирования познавательной мотивации социально неблагополучных детей 2006
"Трудные" школьники были и есть и, конечно, будут. Но сегодня их особенно много. У детей, которых мы учим, не сформирована потребность в учебе и труде. Надо прежде помочь учащимся сформировать у себя эти потребности, а уже потом опираться на них в процессе воспитания. Для нас, учителей воспитательной колонии, одной из важных проблем является воспитание здоровых интересов, прежде всего, интересов к учению и будущей профессиональной деятельности. В школе внедрение идей гуманистической психологии и педагогики привело к созданию эффективных психолого-педагогических технологий, значительно сокративших трудности учебно-воспитательного процесса.
-
Влияние литературы на личность учащихся начальных классов и дошкольников 2006
Данная статья призвана обратить внимание учителей начального звена на проблемы литературного воспитания учащихся как основы для формирования личностных качеств ребенка, а как следствие и грамотного самообразования в будущем.
-
Проектирование конструктивного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса" 2006
Наличие психологических знаний у педагога в области коммуникации и применение их в деятельности – важный аспект профессиональной компетентности. Современной школе необходим учитель, развивающий поддерживающие, "помогающие" отношения с ребенком, родителями, коллегами. Расширить личностные ресурсы учителя, научить понимать и чувствовать самого себя и других – задача психолога школы. Одной из эффективных форм работы с учителями являются тренинги.
-
Содержание и формы работы школьного психолога в структуре социально-психологической службы по формированию мотивации здорового образа жизни и профилактике употребления психоактивных веществ среди учащихся 2006
В реальном виде деятельность школьного психолога в большинстве случаев программируется как "чужая практика", как приложение теоретических, методических научных достижений психологии к педагогической практике, а не как самостоятельная форма работы на уровне профессионального сотрудничества со специалистами школы. Чаще всего деятельность школьного психолога организуется конкретными запросами педагогов, администрации школы и выше стоящими структурами, определяется задачами педагогического процесса. Исходя из подобной строгой иерархии конкретный ребенок часто, если не "выпадает" из психологической практики, то, присутствуя в ней, отходит на второй план.
-
Программа уроков психологического развития. Пояснительная записка 2006
Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращённость к личности ребёнка, её всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащегося. В связи с этим комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы обеспечить усвоение не только совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщённых приёмах и способах выполнения различных действий, усвоение конкретного предметно-учебного содержания.
-
Регуляция мыслительной деятельности в процессе формирования системы ценностных ориентаций в ранней юности 2006
Условия, пути, средства жизнедеятельности, ценности, которые может предложить общество, не всегда приводят к тому, что человек будет переживать наличие смысла, удовлетворенность течением своей жизни. Другими словами, ценности "успешной жизни" в обществе не всегда способствуют самореализации. Именно поэтому цели жизненной программы личности не побуждают к активным действиям по их достижению. "Полно функционирующая личность – это человек в процессе, постоянно изменяющийся человек". "Полноценно функционирующий" – это термин, используемый К.Роджерсом для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Для того, чтобы наши дети были "полно функционирующими личностями", необходимо в процессе воспитания ребенка, на всех стадиях социализации огромное внимание уделять процессу осмысления социальных ценностей.
-
Программа психолого-педагогической адаптации учащихся к новым аттестационным технологиям 2006
Представленная программа проходит апробацию в классах с углубленным изучением химии на этапе развивающего практикума. Автор отмечает заинтересованность, увлеченность не только свою собственную, но и учащихся и их родителей, то есть всех участников образовательного процесса.
-
Коррекция эмоциональной сферы и отклонений в поведении методом песочной терапии 2006
С самого начала профессиональной деятельности в прогимназии 159 меня интересовала проблема отклонений в поведении ребенка. Мы искали пути решения этой проблемы, это было темой и моих исследований. В работе с детьми я открыла для себя методику, которая стала той волшебной палочкой, которую ждут от психолога, приходя к нему на консультацию. Своим опытом я рада поделиться с коллегами. Метод песочной терапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Это один из современных методов психотерапии, который применяется в детской и взрослой практике. Терапия носит индивидуальный характер, либо работает пара, изредка целая семья, возможна и групповая форма, но в этом случае занятие несет цель: обучение взаимодействию и конструктивному сотрудничеству.
-
Тема урока: "Преподавание психологии в условиях сельской школы" (из опыта работы) 2006
Уроки психологии помогают учащимся разобраться в себе, своих способностях, переживаниях, лучше осознать свое отношение к окружающему миру, собственные интересы и иметь чёткие представления о своём дальнейшем пути. В статье рассматривается роль занятий в становлении творческой, социально адаптированной, защищенной личности.
-
Коррекционно-развивающая программа для учащихся 2–4-х классов массовой школы по развитию и совершенствованию пространственно-временных представлений 2006
По данным клинических исследований трудности в обучении встречаются у 60 % учащихся начальных классов. Как правило это дети имеющие стойкие нарушения письма и чтения. Данная коррекционно-развивающая программа позволит устранить недостатки в развитии пространственно-временных представлений и повысить качество усвоения учебного материала.
-
Школьная готовность. Встреча с родителями будущих первоклассников 2006
Школьная готовность - это сплав знаний и навыков, необходимых для успешного обучения, и способности к сотрудничеству и преодолению трудностей, положительного отношения к школе и учебе. Важно душой почувствовать сложность переживаний ребенка при столь разительном изменении жизни, как поступление в школу, и помочь ему. Это, ко всему прочему, не только увеличит его готовность к школе, но и сохранит ему здоровье.
-
Творческие задания для развития познавательных способностей учащихся 2006
Творческие задания для развития познавательных способностей учащихся позволят учителям-предметникам на своих уроках тренировать память, внимание, быстроту реакции. Задания подобраны таким образом, что они хорошо подойдут для устного счета на уроке математики, а также могут быть использованы в словарной работе на уроке русского языка.
-
Влияние коррекционных упражнений на улучшение зрения. Практическое занятие по психологии в начальных классах 2006
С целью сбережения и улучшения зрения детей работаем с ними индивидуально, в зависимости от диагноза и остроты зрения, организации режима дня в целом. Чтобы иметь хорошее зрение, я обучаю своих ребят саморегуляции эмоций и чувств (методами релаксации, диафрагмально-релаксационного дыхания), чтобы ребята умели пользоваться этими знаниями в любых ситуациях, чтобы эти умения приходили на помощь независимо от их состояния и настроения, а также обучаю любить природу, людей и себя, ко всем быть "толерантными". Мы очень часто рассматриваем гладь реки, любуемся природой, небом и птицами, зеленью и цветами.
-
Социально-психологические аспекты организации профилактической деятельности в школе. Тренинг как нетрадиционная форма обучения 2006
Подростковый возраст – один из самых сложных периодов жизни человека. В этом возрасте основным видом деятельности является учение. На мой взгляд, в данном возрасте следует уделять внимание нетрадиционным формам и методам обучения, особенно в сфере профилактической деятельности в общеобразовательных учебных заведениях. В статье рассматривается тренинг как нетрадиционная форма обучения, являющаяся одной из лучших в профилактической работе, в которую входят социально-психологические аспекты организации деятельности на основе проведения тренингов в малых группах.
-
Давайте научим ребенка хорошо читать 2006
Урок помогает развивать ученикам скорость и технику чтения.
-
Тренинг позитивного решения педагогических конфликтов 2006
Одна из распространенных форм профилактики конфликта – тренинг. Тренинг – одна из форм активного обучения, результатом которой является освоение участником каких-либо форм поведения. На тренинге участник получит знания о психологической природе конфликта, его структуре и динамике, эффективных способах разрешения. В ходе тренинга педагоги обучаются основным способам разрешения возникающих педагогических конфликтов.
-
Большая психологическая игра для пятиклассников "Звездные планеты" 2006
Урок развивает навыки сотрудничества и умение соревноваться со сверстниками, правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других.
-
Коррекционно-развивающее занятие по подготовке детей к обучению в школе "Птицы, звери" 2006
Урок знакомит учащихся с развитием наглядного, образного и логического мышления, памяти, внимания.
-
Возможности организации психологической мастерской для родителей 2006
Основная задача психологической мастерской – способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений через повышение педагогической и родительской компетентности. Для ознакомления предлагается один из вариантов психологической мастерской для родителей младших школьников по теме: "Родительская любовь и воспитание".
-
Конспект родительского собрания "Причины и механизм развития детского невроза" 2006
В качестве предварительной работы предлагаю провести изучение типов семейного воспитания на основе методики Миниярова "Стили семейного воспитания". Родителям предлагается выполнить данный тест в домашних условиях, на родительском собрании психолог представляет результаты в графике.
-
Классный час "Развитие творческих способностей учащихся продросткового возраста 2006
Задания классного часа позволяют учащимся активизировать процессы долговременной памяти, вызывают интерес к творческой деятельности, а так же способствуют познанию своего внутреннего мира.
-
Педологический консилиум как одна из организационных форм осуществления педагогического эксперимента 2006
Педологический консилиум разрабатывает общую стратегию психолого-педагогического сопровождения каждого ученика в предметном обучении и общении, нравственном, интеллектуальном, физическом развитии, тем самым способствует реализации цели педагогического эксперимента - формированию личности ребёнка, направленной на устойчивое развитие.