(Программа разработана на основе методических рекомендаций Всемирной Организации Здравоохранения и Институтом психологии и педагогики с учетом специфики негосударственного образовательного учреждения)
I. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ.
- Создание в школе-пансионе благоприятной психологической среды, способствующей развитию и личностному становлению учащихся, стимулированию их мотивации к обучению и использованию полученных знаний на практике.
- Распространение психологической компетенции педагогического коллектива и учащихся путем преподавания необходимого минимума знаний о психологическом развитии, причинах и формах психологических проблем и путях их разрешения и коррекции.
- Создание действенных социальных технологий и реально работающих механизмов предупреждения и разрешения психологических проблем и конфликтов.
II. РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ И ИСПОЛНИТЕЛИ.
1. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА - это комплекс мероприятий по созданию условий, препятствующих возникновению или углублению психологических проблем, нарушений поведения, а также предотвращающих развитие душевных болезней. Психопрофилактика должна охватывать весь школьный коллектив, и потому является задачей всего педагогического состава школы при методической и консультативной помощи психологической службы.
2. Психогигиена – это комплекс мер, направленных на укрепление психологического здоровья и устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов. Психогигиеническая работа делится на два направления. Первое охватывает всех учащихся средствами общего воздействия и осуществляется всеми учителями в процессе учебной и воспитательной работы, а так же на специальных уроках и на классных часах. Второе – предполагает совместную работу психолога и педагогов с детьми, нуждающимися в дополнительной помощи.
3. Психокоррекция – это комплекс мер помощи детям с затруднениями в адаптации, общении и обучении, а также с отклонениями в поведении и эмоциональном реагировании. Выявление детей, нуждающихся в психокоррекции осуществляет психолог и проводит с ними коррекционную работу при содействии со стороны педагогов и родителей.
III. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ.
1. Психопрофилактика:
А. Помощь в самосознании.
Б. Обучение контролю за эмоциями.
В. Обучение умению общаться, устанавливать межличностные отношения, сопереживать другому человеку; социализация.
2. Психогигиена:
А. Обучение способам борьбы со стрессом, навыкам концентрации и расслабления.
Б. Обучение навыкам принятия решения и собственно решению возникающих проблем.
В. Развитие критического и творческого самостоятельного мышления.
3. Психокоррекция:
А. Широкое использование проективных и тестовых методик, опросников и данных бесед с педагогами и родителями для выявления детей, нуждающихся в психокоррекционной работе.
Б. Дифференциальная диагностика характера психологических проблем, нарушений поведения, адаптации и способности к обучению; определение их возможных источников и способствующих факторов.
В. Собственно психокоррекционная работа с использованием различных подходов, методик и форм (индивидуальная, групповая) как ведущая, так и вспомогательная (сопровождающая специальное лечение).
IV. ПРЕДПОЛАГАЮЩИЕСЯ МЕРОПРИЯТИЯ И МЕТОДЫ РАБОТЫ.
1. Психопрофилактика не требует отдельных от всей учебной и воспитательной работы мероприятий. Скорее основу психопрофилактики составляют особый стиль общения и создание благоприятной психологической обстановки при любых формах общения. Специальной мерой при этом должны стать редактирование и модификация учебных и воспитательных методик, направленленные на достижение поставленных целей с использованием специальных психологических принципов.
2. Психогигиена требует проведения специальных упражнений по расслаблению и концентрации, которые могут быть включены в структуру различных уроков и мероприятий, а также тематических занятий вписанных в программы конкретных предметов в зависимости от ступени обучения и проводимых во время классных часов.
В том случае, когда эти меры оказываются недостаточными и учащиеся нуждаются в дополнительной помощи, должны проводиться совместные (учитель и ученик) консультации психолога с целью определения источника затруднений и необходимых специальных методических подходов. При этом также определяются сроки дополнительной работы и круг привлекаемых к ней лиц (родители, учителя, сверстники).
3. Психокоррекционная работа психолога складывается из группового и индивидуального тестирования, консультаций учителей, учеников и их родителей, групповых и индивидуальных занятий.
Эта работа проводится как в соответствии с годовыми и Перспективными планами, так и по необходимости, выявленной в процессе обследования и консультаций.
4. Все эти мероприятия могут быть успешными только при условии соответствующего информационного и методического обеспечения. С этой целью проводится обязательная психологическая учеба педагогов, для чего планируется цикл лекций и семинарских занятий, а также распространяется методическая литература и методические рекомендации психолого-логопедической службы.