Урок ориентирован на развитие у детей и подростков лидерских качеств, активной жизненной позиции и ее реализации в общественно значимой деятельности в школе.
Ведущая идея урока – создание комфортной среды педагогического общения, развитие лидерских качеств подростков.
Цель урока: Выявление уровня готовности подростков к лидерству, а так же формирование состава школьного актива.
Задачи:
- Развитие творческих способностей подростков;
- Познание основных идей и принципов деятельности лидера;
- Развитие навыков работы в группе, команде.
Участники: Учащиеся старших классов – 9, 10, 11 (группы по 10-20 человек).
Форма одежды: Спортивная одежда и обувь, позволяющая легко и свободно двигаться.
Порядок проведения игры:
1 часть – Организационная:
- Приветствие.
- Знакомство с правилами игры “Время выбрало нас”.
- Получение маршрутных листов.
- Старт.
2 часть – Основная:
- Работа игровых станций.
3 часть – Заключительная:
- Подведение итогов.
- Формирование из самых ярких лидеров состава школьного актива.
Условия игры:
Каждая группа получает маршрутный лист – групповую карту следования по игровым станциям.
Команды, выполняя предлагаемые руководителями станций задания, получают оценку. Оценивается участие всех членов группы, оригинальность мышления, скорость выполнения задания, творческий подход, умение лидеров организовать работу в команде.
В ходе игры руководители станций по результатом выполнения заданий выделяют из каждой группы одного представителя, обладающего наиболее яркими лидерскими качествами. Выявленному лидеру руководитель дает краткую характеристику два положительных качества, например, настойчивость в достижении цели, дружелюбие, и одно отрицательное, например, медлительность. Аналогично дает характеристику всей команде. Все данные руководитель станции фиксирует в своем блокноте.
По итогам выполненного задания в маршрутный лист руководителем станции заносится оценка в виде символов.
Работа игровых станций:
Основной блок игры включает в себя работу 7 станций. Каждая станция делится на две части:
Первая часть: Выполнение упражнения из “веревочного” курса.
Цель: Создание и сплочение группы, повышение взаимного доверия и поддержки.
“Веревочный” курс – это серия специально подготовленных упражнений для малых групп, используемых в программах лидерской направленности. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений коллектив учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участников “веревочного” курса просят рассматривать прохождение веревочного курса, как метафору жизненных ситуаций, и когда человек обнаруживает, что он может преодолеть себя, мобилизовав для этого всю свою энергию, то, в конечном счете, это позволяет ему выйти на новые рубежи в своей профессиональной и личной жизни.
Вторая часть: Конкурсное задание.
Цель: Выявление у участников игры творческих возможностей, интеллектуальных способностей.
Конкурсные задания – специально подобранные задания, выявляющие уровень знаний, умений и навыков участников в преодолении разных жизненных ситуаций, как в личной жизни, так и в профессиональном плане.
В конце игры начинает работу “Совет”, состоящий из руководителей игровых станций. На совете руководители игровых станций совещаются, формируют команду, выделяют одного лидера и объявляют об итогах игры.
Игровые станции.
Станция № 1:
1-ая часть: “Здравствуйте!”.
Все участники встают лицом в круг, плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из играющих. Водящий и игрок, который задет, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они должны пожать друг другу руки, сказать “Здравствуйте!”, называть по очереди свое имя и обменяться комплиментами. Затем пытаются занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится водящим. Игра продолжается не более трех минут.
2-ая часть: “Имидж лидера”
Предлагается ребятам дать определение понятию “лидер” и создать образ лидера, что включает словесное описание личностных и профессиональных качеств, внешнего вида, стиля поведения, одежды, отличительных значков и т.д.
Станция № 2:
1-ая часть: “Паутина”.
Вам потребуется веревка длиной 10-15 метров, 2 стойки около 1,5 метров.
Между двумя стойками или деревьями натягивается веревка в виде ячеек. Команде предлагается переправиться сквозь паутину, не задевая нитей. В каждую ячейку может пройти не более 2-х человек. В общем, количество участников следует поделить на количество ячеек. Если хоть один игрок задел нить, вся команда начинает выполнять упражнение снова.
2-ая часть: “Ринг ситуаций”.
Команде предлагается разделиться на две группы. Первой группе дается задание придумать конфликтную ситуацию, а второй группе – разрешить ее. При этом нужно найти вариант сотрудничества с оппозиционером, не обидев другую сторону, отстояв свою точку зрения.
Станция № 3:
1-ая часть: “Ха!”
Для этой игры необходима площадка, на которой все участники смогли расположиться лежа. Сначала укладывается один участник, затем другой ложиться головой ему на живот, третий головой на живот второму и так до тех пор, пока все не устроятся на полу. Первый участник произносит слово “Ха!”, второй – дважды, третий – три раза и так до последнего игрока. Главная задача – не ошибиться в количестве слов и не засмеяться. Если правила нарушены, игра повторяется до тех пор, пока последний игрок не произнесет нужное количество слов “Ха!”.
2-ая часть: “Должны смеяться дети!”
Участникам предлагается придумать и разыграть юмористическую миниатюру, вспомнив смешной случай (ситуацию) из школьной жизни.
Станция № 4:
1-ая часть: “Вавилонская башня”.
На уровне трех метров привязан лист бумаги, из которого нужно сделать оригами. Группе необходимо достать до него, не опираясь на то, к чему привязан лист, используя только друг друга в качестве “строительного материала”. Разговаривать во время упражнения запрещается.
2-ая часть: “ Калейдоскоп талантов”
Предлагается каждому участнику и всем вместе продемонстрировать свои таланты в области танца, песни, декламации, пантомимы и т.д.
Станция № 5:
1-ая часть: “Сидячий круг”
Участники встают в круг, прижимаясь друг к другу плотно плечами. Затем ведущий просит ребят развернуться в одну сторону так, чтобы каждый участник увидел затылок впереди стоящего человека. Затем сделать шаг вовнутрь круга. Следующее задание – придумать фразу или вспомнить какую-нибуь песню и спеть. Но прежде, чем участники начнут петь или говорить фразу попросить всех на три счета присесть друг другу на колени и в таком положении пройти по кругу.
2-ая часть: “Публичное выступление”
Участникам предлагается выступить перед аудиторией с речью на одну из следующих тем: “Современный подросток и общество”, “Счастливый человек – кто он?”, “Я и мои друзья”, “Портрет идеального учителя”, “Будущее России”.
Станция № 6:
1-ая часть: “Поиск”
Упражнение выполняется в закрытом помещении. Всей группе завязывают глаза и предлагают найти ленту и сделать из нее равносторонний треугольник. Затем всем нужно взяться за ленту и снять повязки.
2-ая часть: “Мир, в котором я живу…”
Предлагается выявит, молодежные проблемы, которые существуют в школе, селе, районе, городе, России, постараться найти причины их возникновения и возможные пути их решения.
Станция №7:
1-ая часть: “Слепец и поводырь”
Ребята произвольно разбиваются на пары. Одному из партнеров завязывают глаза (слепец), другой (поводырь) водит его по комнате, помогая избежать столкновения с другими парами, а так же помогает достичь того места, которого он пожелает. Меняются ролями. Затем выбирается из всей группы один поводырь, которому будет оказано доверие всей командой – водить слепых. Маршрут определяется руководителем станции. Когда идет парная игра – между собой пары сталкиваться не должны!
2-ая станция: “Бумеранг”
Предлагается участникам выявить наиболее важную социальную проблему, существующую в районе. Придумать и разработать проект (акцию), которая поможет решить данную проблему. Например, одинокие пожилые люди, дети с ограниченными возможностями, подростки с девиантным поведением и т.д.
Помните, что на работу одной станции выделяется до 10 минут, не более! Перед выполнением упражнения “веревочного” курса участникам дается время на выработку стратегии, не более 1 минуты. Во время работы станции участникам запрещается спорить с руководителем станции!
Рефлексия участников игры:
- Что понравилось?
- Что не понравилось?
- Чему научились на данном уроке?
- Чему хотели бы научиться?