ЦЕЛЬ: Развивать сложные формы фонематического анализа на материале слов различной звукослоговой структуры.
Задачи:
- развить фонематические обобщения в процессе упражнений по
- звуковому анализу и синтезу слов;
- развить слоговой анализ и синтез;
- сформировать фонематические представления;
- развить анализ структуры предложения;
- расширить словарный запас по теме “Части тела”;
- развить четкую артикуляцию;
- развить пространственные представления, усвоить понятия: “ Что
- следует за”, “находится перед”, “слева”, “справа”, “между”, “сверху”, “снизу”;
- развить общую моторику и координацию движений на физкультминутках;
- уточнить и обогатить словарный запас;
- развить слуховую память и слуховое восприятие.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- рисунок гнома, схемы слов в конвертах на каждого ребенка: (__), (__ __), (__ ___ ___), фишки красного, зеленого, синего цветов;
- картинки – плащ, жираф, чашка, врач;
- иллюстрации: ребуса, щуки; иллюстрации с заданием на каждого ребенка: картинки - части тела, разрезная азбука, карандаши цветные.
Ход занятия
I. Организационный момент:
“Азбука хороших слов” - создаем хорошее настроение.
-Улыбнитесь, скажите друг другу добрые слова на звук {В}
(вежливый, великодушный, внимательный, веселый, воспитанный, волшебный, вкусный, всезнающий и т.д.)
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Беседа
- Кто знает, что такое ералаш? Ералаш - это беспорядок. Послушайте внимательно, я вам прочитаю стихотворение “Ералаш”.
Кто на дереве сидит?
КИТ.
В океане кто плывет?
КОТ.
В огороде, что растет?
РАК.
Под водою кто живет?
МАК.
Это, что за ералаш?
Заточите карандаш.
Я приказываю вам
Всех расставить по местам!
(Делается вывод о важности правильной последовательности звуков в слове).
- Расставьте по местам перепутанные в стихотворении слова (читаю еще раз, дети расставляют слова правильно).
- Сравните слова по звучанию: КИТ-КОТ, МАК-РАК.
- Подумайте хорошо и скажите, а какое слово больше КОТ или КИТ? Почему?
(одинаковые, в слове КОТ -3 звука, 3 буквы, в слове КИТ тоже - 3 звука, 3 буквы).
2. Артикуляционное упражнение “Произнеси чисто”
Учитель-логопед произносит по одному разу четверостишие, содержащее наиболее часто смешиваемые сложные по артикуляции согласные звуки и фразы со сложной слоговой структурой. Ученики по очереди быстро повторяют.
Добиваться четкого произношения каждого звука.
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.Стоит воз овса,
Возле воза – овца.Клала Клава лук на полку.
Зоя зайкина хозяйка,
Спит в тазу у Зои зайка.Клара у Вали играла на рояле.
Рыбки в аквариуме (повторить два раза).
Милиционер остановил велосипедиста.
Сыворотка из-под простокваши.
Полполдника проболтали.
3. Развитие фонематических представлений
- Ребята, к нам сегодня на урок пришел гном. Посмотрите, что он держит в руке!
В руках у него схемы слов (лента передвигается, меняются схемы.)
- Гном предлагает вам задание: (рисунок гнома со схемой)
- Вам он тоже принес конверты со схемами.
Подберите к схемам слова-картинки, обозначающие части тела. Покажите свою готовность отвечать.
(дети отвечают: это голова, рука, нога, шея, локоть, туловище, уши и т.д.)
4. Развитие фонематического анализа и синтеза
Дети, гном принес вам еще одно задание. Отгадайте загадку:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается
(Кошка)
- Гномик просит, чтобы дети составили из разрезной азбуки слово-отгадку у доски и индивидуально. (КОШКА)
К слову КОШКА подобрали слова на каждый звук, составляющий это слово.
К | О | Ш | К | А |
Кора | осень | шина | карандаш | армия |
Корова | обувь | шум | клюв | азбука |
- Сколько звуков в слове кошка? (5 звуков).
(Работа у доски с магнитной азбукой)
- Назовите первый звук. (Звук К)
(логопед предлагает одному из детей найти букву К и прикрепить ее магнитом на доске).
- Назовите второй звук. (Звук О),
(аналогично выполняется задание с остальными звуками и буквами).
- А теперь к каждой букве слова КОШКА придумайте и выложите свои слова.
(Из разрезной азбуки дети выкладывают слова).
-Давайте проверим ваши слова. (дети читают свои слова)
- А у кого есть самое длинное слово? Сколько в нем звуков?
(например: к. а.р.а.н.д.а.ш – 8 звуков).
- А какое слово короче КАРАНДАШ или КАРАНДАШИК? Почему?
(Карандаш – потому что в слове карандаш - 8 звуков, 8 букв, а в слове карандашик – 10 звуков, 10 букв). Упражнение мозговой гимнастики 4. 4. 4.
4. Физкультминутка.
Упражнение “Качание головой”
(улучшает мыслительную деятельность, чтение).
Для расслабления мышц шеи и плеч.
- Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
5. Упражнение “ Характеристика шипящих звуков”.
- У вас у каждого на столе лежат рисунки. (Приложение 2.)
-Какой первый звук в названии картинок? (В.Ч.П.Ж)
-Какой последний звук в названии данных картинок? (Ч.Щ.А.Ф).
-Дайте характеристику каждой выделенной букве. (устно)
Ч-согласный, глухой, всегда мягкий;
Щ - согласный, глухой, всегда мягкий;
Ж - согласный звонкий, всегда твердый;
Ш – согласный, глухой, всегда твердый.
6. Игра “Составь слово из первых звуков”. (по картинкам)
(работа с буквами и звуками)
Щ | У | К | А |
- Разгадать ребус. Из названий изображенных предметов выделить первый звук.
- Назвать полученное слово (ЩУКА), выложите это слово буквами.
- Придумайте к любой картинке ребуса предложение. (устно)
7. Ира “Зажгите разноцветные фонарики”
(Разбор слов сложной звука - слоговой структурой)
- Гном принес для вас загадки. Попробуем их отгадать?
Это что за очень странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это? … (Буратино)
Ездить нужно осторожно,
За рога держаться можно
Жаль вот только гривы нет…
Что за конь? (Велосипед)
Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелек. (Одуванчик)
- Зажгите фонарики букв: гласные – красного цвета, согласные мягкие – зеленого цвета, твердые согласные – синего цвет.
- Посчитайте сколько слогов в каждом слове и подберите соответствующую цифру к каждому слову.
- Выделите ударный слог в слове.
(велосипед, Буратино, одуванчик)
8. Игровые упражнения на развитие пространственно – временных представлений. (Работа с карандашами рисунок приложения 1)
- Назови на верхнем рисунке животных слева направо (мышка, кошка, собака);
- А теперь справа налево (собака, кошка, мышка);
- На которой по счету доске у забора есть дырка? (На пятой)
- Кто находится слева от кошки? (Мышка)
- Кто находится справа от кошки? (Собака)
- Чья голова пролезет в дырку? (Кошачья, мышиная)
- Чье туловище пролезет в эту дырку? (Кошачье, мышиное)
- Посмотрите на тетрадный лист и на каждой рабочей строки поставьте красную точку.
9. Итог занятия
- Чему учились на занятии?
ЛИТЕРАТУРА
- Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М., 1972.
- Методы обследования речи у детей / Под. ред. И.Т. Власенко и Г.В. Чиркиной. – М.: Институт коррекционной педагогики, 1996.
- Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление./ Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Московский психолого- социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “М ОДЭК”, 2001.-256 с.
- А.Н Корнев. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003.
- Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с Нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. – М.: ТЦ “Учитель”, 2001.
- Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. Устранение недостатков устной и письменной речи. – М.: Издательство “Аквариум”, 1996.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов, - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАОС, 2001.
- Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: АРКТИ, 1997.
- Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. - М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. – 48 с.