Вопросы организации здоровьесберегающих и развивающих условий для участников образовательного процесса в кабинете психолога

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Школьная психологическая служба

Ключевые слова: психологическая разгрузка, здоровьесберегающая технология, психолого-педагогическое сопровождение


Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние физического, психического и социального благополучия человека.

Создание условий для сохранения, укрепления и сбережения психического и физического здоровья участников образовательного процесса, ребенка или взрослого, путем разработки и реализации мероприятий по устранению или уменьшению влияния на них патогенных факторов и условий среды – одно из основных направлений в деятельности психологической службы ГСОУ школы-интерната № 15 г. Краснодара.

Для педагогов-психологов ключевым является понятие психологического здоровья, включающего благополучие как в познавательной, личностной, эмоциональной сфере, так и в нервно-психическом состоянии ребенка и взрослого.

Проблема утомления учащихся с отклонениями в развитии, ряд профессиональных стресс-факторов, присутствующих в деятельности педагогов и воспитателей школы-интерната, ставят перед психологами задачи профилактики и устранения нервно-психического напряжения, утомления, эмоционального перенапряжения, острых стрессовых реакций.

Другим направлением является обеспечение условий для проведения оздоровительного спортивно-игрового комплекса, применяемого при оказании психопрофилактической, развивающей и психокоррекционной помощи.

Таким образом, в зависимости от направления оказания психологической помощи (в данной работе мы касаемся лишь указанных выше проблем) функциональное пространство кабинета психолога делится на два комплекса:

  1. комплекс релаксации и снятия психоэмоционального напряжения;
  2. оздоровительно-игровой комплекс.

Многофункциональность кабинета психолога обусловлена интеграцией психологических, социальных, биологических, физиологических, гигиенических, педагогических и медицинских знаний, что, в свою очередь, сказывается на теоретическом обосновании используемых методов.

Психологические принципы предполагают направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения коррекции проблем в развитии и поведении ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Социальный фактор способствует формированию адаптивности ребенка к социально-экологической среде.

Биологическим обоснованием методов оздоровительно-игрового комплекса является движение как важнейший естественно-биологический стимул организма.

Физиологическая основа предполагает обеспечение в комплексе задач профилактики нервно-психического утомления, психических расстройств, нарушений опорно-двигательного аппарата.

Гигиенические основы определяются оздоровительным воздействием комплекса на ребенка. Психогигиена направлена на укрепление психического здоровья ребенка, гигиена физических упражнений – на укрепление психического здоровья ребенка, гигиена физических упражнений – на укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни.

Педагогические принципы предусматривают профилактику отклонений в явлениях социальной и педагогической запущенности.

Медицинские принципы предполагают вынесение проблем ребенка с отклонениями в развитии в область аномального развития, с лечебно-восстановительными мероприятиями.

Пытаясь обосновать используемые методы, мы опирались на принцип взаимосвязи физиологического и психического состояния человека (А.А. Ухтомский, Н.А.Бернштейн, В.М.Бехтерев, С.П.Боткин, Л..Р. Лурье и др.). Вопросы взаимозависимости физиологического и психического развития затронуты в трудах российских психологов: П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н Леонтьева, С Л.Рубинштейна и др.

1. Комплекс релаксации и снятия психоэмоционального напряжения

Пределом возможностей релаксации и аутогенной тренировки в нормализации состояния человека после занятий является самочувствие и работоспособность хорошо отдохнувшего уравновешенного человека.

Целесообразно применять аутогенную тренировку при переутомлении, неврастенических расстройствах, психогенно обусловленной эмоциональной напряженности и т.д.; на физиологическом уровне успешна для профилактики расстройств в работе сердечно-сосудистой системы и пищеварительного тракта.

Обучение приемам аутогенной тренировки и релаксации (примерный курс обучения 8-10 занятий по 30-45 минут каждое; частота занятий 1-2 раза в неделю, желательно во второй половине дня) ведется в группе (6-10 человек). Кроме того, отдельные приемы могут быть включены в психологические тренинги, коррекционно-развивающие занятия.

Методика проведения аутогенной тренировки и протокол регистрации показателей влияния аутогенной тренировки представлены в Приложении № 1.

Наиболее эффективными являются занятия с применением музыкальных средств.

Музыка, вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные звуки. Музыкальные инструменты существовали уже в эпохи палеолита и неолита, и их древнейшие функции - магические, сигнальные. Различные формы музыкального воздействия использовались веками как мощное средство изменения сознания. Механизм влияния музыки на организм достаточно сложен. Монотонная барабанная дробь вызывает гипнотическое состояние, к которому приводит утомление слухового анализатора и последующее за этим торможение в коре головного мозга. С другой стороны, музыка, воздействуя на кору головного мозга, вызывает ассоциации, которые в зависимости от индивидуального опыта могут быть и стимулирующие и успокаивающие. В третьих, музыка влияет на человека через ритм, которому подчинены все функции организма: ритмично бьется сердце, дышат легкие. Как отмечает В.Н. Мошков (1987) [3], с позиции физиологического действия, значение музыки основано на связи звука с ощущением движения (так называемый акустико-моторный рефлекс), при этом следует также учитывать характер музыки, ее мелодию и ритм. Как ритмичный раздражитель музыка стимулирует физиологические процессы организма не только в двигательной, но и в вегетативной (направляющей деятельность внутренних органов и систем) сфере.

Музыка может использоваться как при аутогенной релаксации, так и для выполнения физических упражнений, просто для отдыха и в ходе различных психологических тренингов, игр.

При подготовке к проведению первых занятий с использованием музыки мы учитывали требования к использованию музыкальных средств, изложенные в методических рекомендациях к организации Специализированного кабинета детского психолога научно-практического центра "Коррекция".

"Тихая мелодичная музыка обладает седативным (успокаивающего действия, способствующего развитию процессов торможения) действием и нормализует функции сердечно-сосудистой системы. В то время как музыкальные отрывки с резкими звуковыми переходами повышают ее функцию.

Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры по механизму акустико-моторного рефлекса, усиливает поток импульсов, которые оказывают благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем.

Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают самочувствие, психоэмоциональное состояние" [11].

Вербально-музыкальная психорегуляция используется для улучшения самочувствия, восстановления, снятия психоэмоционального напряжения.

Примерная методика вербально-музыкальной психорегуляции приведена в приложении № 2.

Целесообразно также организовывать прослушивание произведений инструментальной классической музыки (2 раза в неделю в группах по 6-8 человек) с целью изменения настроения участников группы, отвлечения их от переживаний, уменьшения тревоги, снятия усталости, отдыха, восстановления работоспособности. В программу таких занятий мы включаем прослушивание аудиокассет серии "Инструменты классической музыки" (флейта, клавесин, гитара, орган, саксофон и другие).

В данных группах для прослушивания могут быть использованы и звуки природного естественного происхождения. Такие звуки как пение птиц, шум волн, раскаты грома, шум листвы, дождя и другие, подобранные по определенному плану, способствуют расслаблению организма с последующей его активизацией.

Занятие с использованием музыкальных произведений и звуков природного естественного происхождения условно разделяется на три периода:

  • отвлекающий (1,5 - 2 минуты);
  • успокаивающий (7 - 10 минут);
  • тонизирующий (2-3 минуты).

Эффективность приемов, использованных в коррекционно-развивающей и реабилитационной работе кабинета психолога, анализируется при помощи результатов первичного и итогового обследования психодиагностическими методиками:

  • шкала личной тревожности Спилбергера [8];
  • сокращенный вариант анкеты САН (самочувствие - активность - настроение) (Приложение № 1);
  • шкала условных оценок внешних проявлений эмоций В.Л.Марищука, Ю.Л.Киселева [9].

2. Оздоровительно-игровой комплекс

Движение - естественная биологическая потребность ребенка. При ограничении мышечной деятельности задерживается гармоничное формирование и развитие организма, что сказывается на последующих возрастных этапах, когда подросток не может овладеть теми или иными жизненно необходимыми двигательными навыками.

В наши дни особое значение приобретают положения теории физического воспитания русского ученого П.Ф. Лесгафта о единстве физического и умственного развития. Особое внимание он обращал на важность тренировки мышц.

Тренировка повышает мышечную силу, способствует улучшению координации и автоматизации мышечных движений. В свою очередь усиленная мышечная работа повышает потребность организма в кислороде, то есть способствует тренировке сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитию сердечной мышцы и мышц грудной клетки.

Тренировка мышц благотворно сказывается на состоянии скелета и всего организма человека в целом.

Основоположник русской физиологии, создатель естественнонаучной теории психической регуляции поведения, И.М.Сеченов показал, что все психические процессы (восприятие, память, мышление и другие), высшие акты сознания и личности разворачиваются по механизму физиологического рефлекса, основаны на рефлекторной деятельности спинного и головного мозга.

От работы головного мозга зависит формирование произвольных двигательных актов:

  • сокращение отдельных групп мышц;
  • более сложные движения, осуществляемые одновременным сокращением многих мышц (например, движение конечностей);
  • самые сложные движения, например, тонкие движения пальцев рук, движений языка и губ при произнесении слов.

И.М.Сеченов отметил, что с состоянием двигательных нервных центров связана работоспособность мышц, которая зависит от физической нагрузки, падающей на мышцу, и от частоты мышечных сокращений (ритма работы). При перемене формы деятельности в работу будут включаться другие мозговые центры, а в тех центрах, в которых развилось утомление, работоспособность будет постепенно восстанавливаться.

Оздоровительно-игровой комплекс включает занятия двух блоков:

  • блок общеразвивающих упражнений;
  • игровой блок.

Общеразвивающие упражнения активизируют развитие двигательно-моторных, психических качеств обучаемого, подготавливают к овладению сложными действиями, развивают силу мышц; быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку. Такие упражнения оказывают большое влияние на развитие нервной системы, так как осознанное овладение движениями, быстротой реакции, координацией движений способствуют умственному развитию обучаемого. Общеразвивающие упражнения могут проводиться без предметов или с использованием различных предметов и снарядов. Особое предпочтение отдается развивающим упражнениям и играм с мячом, предпочитаемым на занятиях с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии.

Мяч - предмет для игры - сплошной или полый внутри шар из упругого материала, при ударе отскакивающий от твердой поверхности.

Кстати, игры с мячом, изготовленным из каучука (Древняя Мексика), кожи, шерсти или ткани, имеют во многих древних культурах символическое значение, ибо мяч соотносили с солнечным шаром, который перемешался по небу. Игра в мяч, сопровождаемая танцами, при дворе царя феаков упоминается уже в "Одиссее" Гомера, где двое юношей "пытались бросить прямо в прыжке" мяч из красной шерсти.

В Приложении № 3 приведены примеры игр и упражнений с мячом.

Игровой блок включает сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, спортивные, музыкально-дидактические игры, игры со строительным материалом. Игра является средством всестороннего развития воспитанника. Наиболее продуктивными играми для творческого и социального развития ребенка с проблемами в развитии являются сюжетные, театрализованные, традиционные или народные игры. Технология игры должна учитывать индивидуальные особенности обучающегося, способствовать развитию его речевой и умственной активности, нравственному и эстетическому развитию, положительно воздействовать на эмоциональную сферу.

Как дети, так и взрослые знакомятся с новыми играми в процессе оздоровительных, коррекционно-развивающих занятий, психологических тренингов, чтобы потом не только интересно и с пользой организовать свободное время, но и укрепить свое здоровье.

Занятия оздоровительно-игрового комплекса могут быть включены в различные психологические тренинги, коррекционно-развивающие занятия, программы проведения досуга и т.д.

Таким образом, разучивание игр, приемов гимнастики и тренировки двигательных функций для детей и взрослых, сознательное отношение к своему организму, умение управлять своей психикой, снимать стресс и эмоциональное напряжение способствуют сохранению психического и физического здоровья.

Список литературы.

  1. Володченко В.Ю., Юмашев В.Б. Выходи играть во двор. - М.: Молодая гвардия, 1989.
  2. Косарецкий С.Г. ППМС-центры России: современное положение и тенденции развития. // Школа здоровья. 2000. Т.7. № 3. С. 52-57.
  3. Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. В.А. Епифанова. - М.: Медицина, 1987.
  4. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - М.: ТЦ "Сфера", 2000.
  5. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ "Сфера", 2000.
  6. Петраков Б.Д., Румянцева Г.М. Служба социально-психологического сервиса. - М.: Профиздат, 1990.
  7. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Карвасарского Б.Д. – СПб.: Питер Ком, 1998.
  8. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие /Под ред. А.А.Крылова. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990.
  9. Практические занятия по психологии: Пособие для институтов физ. культ. /Под ред. Д.Я.Богдановой, И.П.Волкова. - М.: Физкультура и спорт, 1989.
  10. Прокофьева С.Л. и др. Румяные щёки. - М.: Физкультура и спорт, 1989.
  11. Специализированный кабинет детского психолога. Методические рекомендации к организации. - М.: НПЦ "Коррекция", 1995.
  12. Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. - М. 1998.