Психологический фестиваль

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: Создание атмосферы для развития сотрудничества, доверия, понимания во взаимоотношениях, формирование благоприятного психологического климата в школьном коллективе.

Какие задачи развития решаются:

- Развитие навыков общения, саморегуляции, самораскрытия, принятия других людей в процессе общения.

- Овладение навыками конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.

Общий план работы в рамках недели психологии “Психологический фестиваль”

Дни фестиваля. Девиз. Мероприятия. Участники.
Форма. Название.
Понедельник Я, ты, он, они жить дружно будем мы. Игра.

Игра.

“Калейдоскоп”.

“Все вместе”.

5-11 кл.,

педагоги

5-е кл.

Вторник. Я не такой, как ты и все мы разные. Игра.

Конкурсная игра.

“Мой мир”.

“Психологический марафон”.

5-11 кл.,

педагоги.

 

7-е кл.

Среда. Пусть мы разные, и что ж? Только ты меня поймешь! Игра.

Игра.

“Тайный друг”.

“Встречи во вселенной”

5-11 кл.,

педагоги.

8-е кл.

Четверг. Давайте познакомимся! Игра.

Урок -

Тренинг.

“Следопыты”.

“Секреты общения”.

5-11 кл.,

педагоги.

6-е кл.

Пятница. Не забывайте писать, Не забывайте звонить, Не забывайте друзьям всегда о главном говорить… Игра.

Игра.

“Письмо другу”.

“Школа для друзей”.

5-11 кл.,

педагоги.

10-11 кл.

Описание содержания основных программ и мероприятий.

Игра “Калейдоскоп”

Игра проводится в актовом зале или коридоре школы на переменах. Участникам предлагаются разные вопросы:

- Какой ногой – правой или левой – ты качаешь в такт музыке?

- Скрести руки на груди. Левая или правая рука сверху?

- Когда ты надеваешь брюки, с какой ноги ты начинаешь?

И т. д.

Ответив на вопрос надо найти других участников, у которых этот же ответ. В результате участники делятся на группы. Группам предлагается придумать и показать движение, на выполнение задания дается 2-3 минуты в начале игры, затем, когда дети привыкнут к правилам и ритму игры время можно уменьшить. После выполнения задания формулируется новый вопрос, и формируются новые группы. Последним предлагается такой вопрос, на который у всех участников должен быть один ответ, в этом случае образуется одна группа, которая выполняет одно движение. [7].

Игра “Все вместе”

Участники игры – ученики 5-х классов, делятся на команды так, чтобы в каждой команде оказались ученики из разных классов. Командам предлагается принять участие в разных конкурсах (этапах), но это не соревнование. Между командами допускается взаимопомощь, а полученные баллы каждой командой в конце складываются. Условие игры – чем больше баллов вы наберете, тем больший приз получите. В интеллектуальном конкурсе предлагаются разные задания, если команда испытывает трудности, она может воспользоваться помощью другой команды, а в конкурсе “Катастрофа” все команды попадают в одни условия и все решения должны приниматься вместе. В ходе игры детям приходиться проявлять поддержку и взаимовыручку. Игра способствует развитию навыков группового общения (умения оказывать и принимать помощь группы).

При разработке игры за основу взята игра “Все вместе”. [6].

Игра “Мой мир”

Игра проводится в актовом зале или во дворе школы на перемене. Каждый участник игры выбирает жетон какого-то цвета, в результате дети объединяются в группы по выбранному цвету жетонов. Каждой группе участников предлагается изобразить свой мир и написать приветствие другим участникам, когда те придут к ним в гости. Если игра проводиться в актовом зале, то для работы требуются плакаты и маркеры, если же во дворе школы, то нужны цветные мелки, а рисунки выполняются прямо на асфальте, для этого предварительно надо определить границы рисунков для каждой группы. После выполнения задания дети встают в круг или в цепочку и посещают “Мир” каждого участника под музыку. После чего поворачиваются внутрь круга, прощаются и расходятся на уроки.

При разработке игры использовались “Радужные игры”. [2].

Конкурсная игра “Психологический марафон”

Каждый класс представляет свою команду для участия в игре из семи человек, остальные ребята болельщики, но они тоже могут помочь командам одержать победу. Командам предлагаются разные конкурсы, а победителей определяет жюри. В ходе игры предлагаются конкурсы и для болельщиков, которые своей победой могут поддержать свою команду. После подведения итогов игры, где награждаются как победившая команда, так и проигравшая, проходит обсуждение игры (высказывают мнения и впечатления все желающие, а также задают вопросы).

При планировании игры использовалась разработка Целищевой М.[8].

Игра “Тайный друг”

Накануне было объявление об условиях этой игры, каждый участник выбирает себе “объект” и в течение оговоренного времени оказывает ему всякие знаки внимания так, чтобы человек не догадался, кто его тайный друг. В назначенный час после 4-го урока на перемене состоялось собрание тайных друзей, где участники делились своими впечатлениями и организовали общество “Тайных друзей”, где было предложение продолжить игру до конца (недели) фестиваля.

Игра проводилась по разработке опубликованной в газете “Школьный психолог” [1].

Игра “Встречи во вселенной”

Игра проводилась по разработке игры “Встречи во вселенной”. [3].

Игра “Следопыт”

Каждому классу предлагался бланк со списком вопросов, на которые ребята должны как можно быстрее найти правильные ответы. Победившим считался класс, который раньше других сдал бланк с правильными ответами. Вопросы, были направлены на знакомство с коллективом школы и организацией ее работы. За основу планирования игры взята разработка игры “Следопыт” [1].

Урок-тренинг “Секреты общения”

Цель урока – развивать навыки и умения необходимые для успешного общения.

На уроке дети делятся на группы, и каждой группе предлагается проиграть разные ситуации общения со сверстниками, младшими, старшими, родителями, учителями. Заканчивается занятие общим кругом, где дети сами формулируют “секреты” общения.

При планировании урока использовались материалы [5].

Игра-конкурс “Письмо другу”

Накануне в рамке “Объявления” помещается письмо Феи Вежливости, где она приглашает написать письма своим друзьям, и условия игры – конкурса. Все кто желает принять участие в игре, должен написать письмо другу, в котором, обращением должно быть имя – Друг, подпись – Твой друг. Также предлагаются рекомендации по оформлению письма. Письмо помещается в конверт, на котором должны быть указаны: фамилия, имя, класс автора. Письмо необходимо опустить в почтовый ящик до 10 часов утра (дата). Каждому письму присваивается номер, и все письма помещаются на стенд в коридоре школы. На перемене с 10 до 13 часов будет проходить голосование, в котором могут принять участие все школьники, педагоги, работники школы.

При разработке игры использовались идеи статьи [4].

Игра “Школа для друзей”

Проектная игра, где дети погружаются в ситуацию, когда они совершают путешествие в новую незнакомую страну, там они обретают новых друзей, но узнают, что в этой стране нет школ и люди, проживающие здесь неграмотны, у них нет возможности получить образование и сделать свою страну лучше. Участникам игры предлагается организовать школу для своих друзей.

Литература

  1. Азарова Т. , Битянова М., Земских Т., Королева Е., Пяткова О. Неделя психологии в школе. Школьный психолог №34 1999 год.
  2. Битянова М. Радужные игры. Школьный психолог №45, 46 1999 год.
  3. Битянова М., Вачков И. Встречи во вселенной. Школьный психолог №40 2002 год.
  4. Иванова И., Лусникова Г. Письмо другу. Школьный психолог №8 2000 год.
  5. Пилипко Н. Общение в ситуациях просьбы и отказа. Школьный психолог № 6 2002 год.
  6. Родионов В., Ступницкая М. Я и мы. Тренировочные занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-го класса. Школьный психолог №43 2002 год.
  7. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Издательство “Генезис”, М., 2002 год.
  8. Целищева М. Конкурсная игра “Психологический марафон” Школьный психолог №27 1999 год.