Психолого-педагогическое сопровождение детей-логопатов посредством психологических и логопедических интегрированных занятий

Разделы: Школьная психологическая служба


Психолого-педагогическое сопровождение детей-логопатов является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, в рамках которого у них происходит развитие памяти, внимания, мышления, коррекция речевых нарушений и адаптация в социуме.

В Липецкой области, на протяжении ряда лет, действует государственное (областное) образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностики и консультирования.

Одной из главных задач Центра является психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих сложную речевую патологию.

Известно, что эффективность усвоения речевых и психологических навыков зависит от возможности их переноса в повседневную жизнь, поэтому психолого-логопедическая работа по преодолению личностных и речевых нарушений должна осуществляться в тесной взаимосвязи между психологом, логопедом, родителями, педагогами.

Цель такой работы мы видим в гармоничной интеграции логопедических проблем ребенка с психологическим механизмом адаптации его в социуме.

На наш взгляд, для успешной работы в рамках психолого-педагогического сопровождения детей по коррекции речевых нарушений будут наиболее эффективны групповые интегрированные занятия психолога и логопеда. В этой связи мы предлагаем программу интегрированных занятий “От общения к обучению” на первый период обучения для детей с ОНР, которая была апробирована на базе пяти муниципальных ППМС-центров Липецкой области.

Цель программы: обучение грамоте детей-логопатов посредством интегрированного специально организованного психологического и логопедического сопровождения.

Задачи:

  • Развитие навыков конструктивного взаимодействия детей с речевыми проблемами со сверстниками и взрослыми.
  • Снижение психоэмоционального напряжения, агрессивных проявлений, тревожности у детей.
  • Повышение навыков адаптивных возможностей детей-логопатов исходя из их социального опыта, психического состояния.
  • Обучение детей-логопатов грамоте посредством новейших технологий в области логопедии и психологии.
  • Развитие доброго, внимательного отношения детей к ближайшему социальному окружению и друг к другу.

Программа занятий состоит из 3 блоков:>

  • 1 блок – диагностический (комплектование группы).
  • 2 блок – коррекция и развитие детей-логопатов посредством оказания интегрированной психологической и логопедической помощи.
  • 3 блок – психолого-логопедическое сопровождение детей-логопатов (оказание консультативной помощи родителям и педагогам).

Структура каждого интегрированного занятия включает в себя 3 этапа:

1 этап – подготовительный (разогрев). Разогрев включает в себя ритуал приветствия, игры и упражнения направленные на снятие нервно-психического напряжения, повышение эмоционального фона настроения, что способствует большей включенности детей в продуктивную дальнейшую умственную деятельность.

2 этап – основной. Повторение пройденного, изучение нового, закрепление изученного материала посредством специально организованных технологий (дидактические игры, упражнения, игры с песком, сказкотерапия, и пр.). Подведение итогов занятия.

3 этап – завершающий. Психологическое завершение групповой работы. Ритуал прощания.

Условия проведения

Занятия проводятся в кабинете психолога, логопеда который состоит из двух зон: обучающая и игровая. Зоны должны быть достаточно просторными и хорошо освещенными, где можно поставить стулья, столы, разместить коррекционно-развивающее оборудование, различные изобразительные средства, песочницу.

Численность группы

Оптимальной является группа из 6–8 человек (количество участников желательно, чтобы было четное для работы в парах).

Комплектование группы

Группа формируется из детей подготовительной группы детского сада или 1 класса одной параллели, имеющих проблемы в освоении грамоты.

Периодичность занятий. Наиболее реальным и эффективным является проведение занятий 2 раза в неделю, продолжительностью 40–45 мин.

Тематика и планы занятий не являются фиксированными и могут меняться, но при условии соблюдения последовательной взаимосвязи между содержанием тем и усвоение навыков.

Тематический план-сетка интегрированных занятий “От общения к обучению” на первый период обучения для детей с ОНР

Название темы

Кол-во академических часов

1.

Речевое общение через предложения.

1 час

2.

Мир слов и предложений.

1 час

3.

Город “Алфавит” (звуки и буквы)..

1 час

4.

Улица гласных (звуки и буквы, пройденные в классе)

1 час

5.

В гостях у слов (деление слов на слоги).

1 час

6.

Незнайка в “Стране ударений”.

1 час

7.

Переулок согласных (звуки и буквы, пройденные в классе).

1 час

8.

На празднике в королевствах “Твердости” и “Мягкости”.

1 час

9.

Волшебный лес чудес (звонкие и глухие согласные).

1 час

10.

Путешествие по стране “Игрочитания”. Обобщающее занятие

1 час

Мы предлагаем приблизительный план-конспект одного из занятий по программе для детей 1 класса с общим недоразвитием речи (ОНР).

План-конспект интегрированного обобщающего занятия психолога и логопеда для детей 1 класса с ОНР

Тема: “Путешествие по стране “Игрочитания”.

Цели:

  • развитие сплоченности, группового взаимодействия, коммуникативных навыков;
  • обучение навыкам снятия нервно-психического напряжения, агрессивности;
  • расширение представлений о школе.
  • развитие внимания, долговременной памяти, логического мышления;
  • совершенствование умений различать на слух все звуки русского языка, проводить звуковой и слоговой анализ и синтез слов;
  • обобщение представлений о звуке, слоге, слове, предложении; помощь в осмыслении взаимосвязи между элементами языка
  • обучение детей чтению коротких слов с открытым и закрытым слогом, простых предложений. Побуждение к самостоятельному чтению.

Время: 45 минут.

Материал: магнитофон, мультимедийная система, ладони разных цветов (синяя, красная, желтая), газетные листы, различные изобразительные средства, карточки со слогами, словами, предложениями, матрешки, 2 дерева, цветик-семицветик, д.и. “Чей домик?”, маленькие цветики-семицветики, полоски разных цветов.

1 этап – подготовительный (психологическая часть)

1. Упражнение “Здравствуйте по-разному”

Цель: развитие внимания, группового взаимодействия, коммуникативных навыков.

Время: 5 минут

Техника проведения: Участники группы хаотично передвигаются по классу. У ведущего три “ладони” (синяя, красная, желтая), вырезанные из цветного картона. Ведущий поднимает “ладонь” определенного цвета вверх. Каждый должен поздороваться как можно с большим количеством играющих. Здороваться надо разными способами.

Материал: красная, синяя и желтая ладони, вырезанные из картона.

Инструкция: Вы будете молча ходить по аудитории. Разговаривать нельзя. Как только я подниму вверх красную “ладонь” нужно пожать руку как можно большему количеству игроков. Синяя “ладонь” – погладить по плечу друг друга, желтая “ладонь” – поздороваться спинами.

Анализ:

– Какое из приветствий вам больше всего понравилось?
– Смогли ли вы поздороваться со всеми?
– Какое у вас настроение?

2. Упражнение "Только бумага"

Цель: снять нервно-психическое напряжение, агрессивные проявления, поднять настроение.

Время: 5 минут.

Техника проведения: Каждый человек из группы берет по листу бумаги и пытается изобразить с помощью него свое настроение. По сигналу ведущего каждый передает свое настроение соседу слева. Тот дорабатывает его и по сигналу опять передает следующему и так по кругу. Ведущий ускоряет темп. Желательно, чтобы после завершения упражнения из листа бумаги остались лишь мелкие кусочки. Ведущий предлагает подросткам раскрасить бумажки и сделать праздничный салют.
После выполнения задания участники собирают бумажки-искорки и оставляют кусочки группового настроения себе на память.

Материал: магнитофон, различные изобразительные средства, по газетному листу на каждого участника.

Инструкция: Сейчас мы с вами будем лепить из газеты свое настроение. Возьмите по газетному листу и разверните его. По моему хлопку вы начнете лепить из газеты свое настроение. Бумагу можно рвать, мять, скреплять скотчем, жевать и т.д. Нельзя лишь рисовать на ней. Как только вы услышите еще один хлопок, каждый передаст свое настроение соседу слева. Тот дорабатывает его и по хлопку передает соседу слева и так по кругу.
А теперь посмотрите, что стало с настроением! Оно превратилось в тысячу мельчайших бумажек-искорок. Но они только черного и белого цвета и совсем не сверкают! А ведь салют, как и наше настроение, раскрашен разными цветами, он и синий, и желтый, и зеленый, и красный. Давайте раскрасим бумажки разными цветами. А теперь подбросим их вверх. Посмотрите, сколько разных цветов и оттенков! И все эти искорки – итог нашего общего труда. Они ослепительно сверкают и наполнены теплотой наших сердец.
Я вам предлагаю по моей команде набрать себе как можно больше разноцветных искорок. Вы оставите их себе и можете отнести домой. А если случится так, что у вас будет настроение серого или черного цвета вы посмотрите на эти искорки, и оно обязательно улучшится и постепенно станет раскрашиваться в разные цвета.

Анализ:

– Какого цвета сейчас у вас настроение?
– Влияет ли настроение на наши поступки?

3. Упражнение "Школа – это целый мир"

Цель: расширение представлений о школе, развитие группового взаимодействия, умений слушать и слышать окружающих.

Время: 5 минут.

Техника проведения: Участники сидят по кругу. Каждый отвечает на вопрос “Школа – это…”. Например: школа – это учеба, уроки, директор, учитель, пенал, тетрадь, фломастер и т.д.
Побеждает тот, кто назовет слово последним.

Инструкция: Сейчас мы с вами будем по кругу называть слова, относящиеся к школе. Кто не сможет назвать слово, выбывает из игры. Играем до последнего игрока. Победит тот, кто назовет слово последним.
Вы представляете, сколько слов связано со школой. Школа – это целый мир, где мы находимся очень много времени. Учимся, отдыхаем, занимаемся спортом, рисуем и так далее.

Анализ:

– Узнали ли вы что-то новое о школе?
– У кого изменилось представление о школе?

2 этап – основной (логопедическая часть)

Тема: “Путешествие по стране “Игрочитания”.

Цели:

  • развитие внимания, долговременной памяти, логического мышления;
  • совершенствование умений различать на слух все звуки русского языка, проводить звуковой и слоговой анализ и синтез слов;
  • обобщение представлений о звуке, слоге, слове, предложении; помощь в осмыслении взаимосвязи между элементами языка.
  • обучение детей чтению коротких слов с открытым и закрытым слогом, простых предложений. Побуждение к самостоятельному чтению.

Время: 20 минут.

Материал: мультимедийная система, карточки со слогами, словами, предложениями, матрешки, 2 дерева, цветик-семицветик, д.и. “Чей домик?”, маленькие цветики-семицветики.

Предварительная работа:

1. Чтение сказки В.Катаева “Цветик – семицветик”.

2. Беседа по содержанию сказки.

1. Организационный момент

Логопед: Посмотрите, дети, что за чудесный цветок появился у нас в зале (стоит цветок – на него направлен свет). А кто из вас знает, из какой сказки он к нам попал?

Дети: Он к нам попал из сказки “Цветик – семицветик”, которую написал Валентин Катаев.

Логопед: Верно. А в чем заключается волшебство?

Дети: Волшебство заключается в том, что если сказать волшебные слова, сорвав лепесток, то исполнятся желания девочки Жени.

Логопед: Кто помогал девочке Жене? Посмотрите на экран (картинка волшебницы).

Дети: В сказке Жене помогала волшебница.

Логопед: А сегодня ей поможем мы. Желания девочки будут исполняться, если мы будем правильно выполнять задания, которые помогут нам совершить интересное путешествие по стране “Игрочитания”.

2. Игра “Назови слово по первым звукам”

Логопед: Итак, желтый лепесток и первое задание. Ребята, определите первые звуки в словах и составьте из этих звуков слова (на экране появляются картинки с различными изображениями).
– Молодцы, вы были внимательны и правильно составляли слова. Поэтому, первое желание Жени исполнилось. Она оказалась дома с баранками (Женя с баранками – картинка).

3. Упражнение “Склей вазу”

Логопед: Давайте сорвем второй лепесток и поможем Жене, чтобы исполнилось второе её желание: “разбитая ваза стала целой”. Для этого вам необходимо сесть за столы. А теперь посмотрите, что изображено на экране?

Дети: Ваза.

Логопед: Верно, составьте звуко-слоговую схему этого слова.
– Сколько гласных? Назовите их.
– Сколько согласных?
– Сколько слогов в этом слове?
– Какой первый слог, второй.
– Назовите первый звук, второй и т.д.
– Ну, вот вазочка и склеилась.

4. Упражнение “Собери слово из слогов”

Логопед: Третье желание Жени, было попасть на Северный полюс. Но для этого вам необходимо прочитать слоги по таблице (таблица № 12), и вы узнаете, с кем хотела Женя попасть на Северный полюс.
– Ребята читаем (чтение слоговой таблицы).
– А сейчас возьмите конверты, достаньте слоги и составьте из них слова, обозначающие имена детей, с которыми Женя хотела полететь на Северный полюс.
– Прочитайте, какие слова у вас получились.
– Молодцы, вы справились с заданием.

5. Физкультминутка (с мячом)

Логопед: Девочке Жене стало холодно на Северном полюсе, и ей захотелось вернуться назад. Давайте сорвем зеленый лепесток и выполним задание – Вам необходимо выделить в слове ударный звук и назвать количество слогов (рак,, роза, тыква, малина, лужи, пальто , дом , лимон, кино).

6. Игра “Подбери родственные слова”

Логопед: Ребята, в стране “Игрочитания” есть словесный сад, где растут говорящие деревья. У каждого дерева есть свой корень. У этого дерева корень сад, а у этого дерева корень лес.
– Какие родственные слова можно подобрать к слову сад, лес (дети называют).
– Я предлагаю вам выбрать карточки с этими словами и правильно разместить их на ветках деревьев.

Садовод, садик, садовник, сады, рассада, посадка.
Лесок, лесник, лесной, перелесок, лесовоз.

– Прочитайте слова.

7. Упражнение “Расшифруйте слова”

Логопед: Вернувшись с Северного полюса, Женя пожелала, чтобы у неё были все игрушки мира. Оранжевый лепесток в этом ей поможет, если вы прочитаете зашифрованные названия игрушек. Я вам подскажу, буквы надо разложить от самой высокой до самой низкой.

– Молодцы, ребята вы отлично справились. Но у Жени стало, бесчисленное множество игрушек и она захотела, чтобы игрушки вернулись в магазин.

8. Работа с предложениями

Логопед: Мы отрываем фиолетовый лепесток и следующее задание. Вам необходимо прочитать целое предложение и определить к какой картинке оно относится. На экране появятся картинки, если ваше предложение подходит к данной картинке, то вы читаете его, если нет, то молчите (разбор предложения). Вы справились со всеми заданиями в стране “Игрочитания”.

9. Составление слова из букв

Логопед: Вдруг Женя увидела мальчика, он был тяжело болен и не ходил, а только сидел. Жене захотелось, чтобы мальчик был здоров, и она сорвала последний лепесток, голубой.

– Если вы правильно расставите матрешек по росту, то узнаете, что сказал мальчик Жене? (спасибо).

– Молодцы ребята, вы меня сегодня очень порадовали. Вы были очень внимательными, активными и очень старались. Вы настоящие умники и умницы.

10. Упражнение “Подарок”

Логопед: В награду за помощь Жене в её хорошем деле, я хочу вам подарить на добрые дела по маленькому волшебному “цветику-семицветику”.

3 этап – завершающий (психологическая часть)

1. Упражнение “Мамино ожерелье”

Цель: развитие групповой сплоченности, взаимодействия между участниками.

Время: 5 минут.

Техника проведения: Участники стоят в кругу и держатся за руки. Им предлагается превратиться в большое ожерелье. Ожерелье разорвалось, и бусинки рассыпались. Выбирается ювелир, который собирает все бусинки опять в одно ожерелье.

Инструкция: Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и представим, что мы – большое прекрасное ожерелье, а каждый из вас бусинка. Ожерелье находится на шее мамы, переливается разными цветами, а бусинки двигаются быстро по шее (дети ходят по кругу в быстром темпе, с постоянно увеличивающейся скоростью). Но вдруг ожерелье разорвалось, и все бусинки рассыпались. (Все разбегаются в разные стороны). Нам необходимо выбрать ювелира, который соберет бусинки воедино. Ювелир ловит одного из участников за руку, второй, не отпуская руки, ловит третьего и т.д. Образовалась цепочка. Ювелир соединяет бусинки в ожерелье. Все бусинки собрались! Как хорошо когда мы вместе!

Анализ:

– Как вы себя чувствуете?
– Что понравилось в игре больше всего?
– Хотели ли бусинки опять стать ожерельем, быть всем вместе или нет?

2. Упражнение “Какого цвета сегодняшнее занятие”

Цель: подвести итоги дня.

Время: 5 минут.

Техника проведения: участники берут полоску того цвета, какой по их мнению сегодняшний день тренинга, делятся впечатлениями и высказывают пожелания участникам группы.

Материал: полоски разных цветов.

Инструкция: Перед вами полоски различных цветов и оттенков. Каждый из вас пусть возьмет тот цвет, который соответствует нашему сегодняшнему дню тренинга. А теперь поделитесь с группой впечатлениями и подарите пожелания всем участникам.

Анализ:

– Почему именно этот цвет вы выбрали?
– Что наиболее запомнилось на сегодняшнем занятии?
– Остались ли вы довольны собой, своим поведением?
– Участвовали ли вы с удовольствием во всех упражнениях?
– Выскажите пожелания участникам группы.