“Семья – общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества”. (Ф. Адлер, психолог, США)
Актуальность проблемы.
У всех людей один большой общий дом – наша Земля, ещё один большой общий дом – наша Родина, страна, процветание которой зависит от каждого из нас. А есть ещё малый дом – семья, в которой должны максимально удовлетворяться разнообразные духовные и материальные потребности личности, осуществляться всестороннее и гармоническое её развитие.
Учёные считают, что семья возникла примерно три тысячи лет назад. Главное в семье – не выгода, не совместная деятельность, а любовь. Сохраняя любовь и передавая это чувство другим поколениям, члены семьи создают в ней атмосферу счастья, уверенности, защищённости. Настоящие семейные ценности – это хорошие отношения между всеми её членами и постоянная поддержка близких людей.
Традиционная семья и современная семья имеют ряд существенных различий:
- крах экономики отразился и на семейном бюджете;
- нарушена связь с землёй;
- главную роль при создании семьи стали играть не обычаи и рекомендации старших, а индивидуальный выбор людей;
- практически исчезли многопоколенные семьи;
- исчезла многодетность;
- распространено прерывание беременности;
- количественно растут разводы;
- усилились отрицательные проявления внутри семьи, такие как алкоголизм и наркомания;
- резко выросло число неполных семей как следствие развода или рождения внебрачных детей;
- многие семьи не признают религию.
Самые заметные изменения, привнесённые XX веком, - это индустриализация, урбанизация и эмансипация женщин, переход от закрытой системы отношений к открытой и рост личной свободы каждого.
Семейные ценности больше не укрепляются и не воспроизводятся современной цивилизацией с ее акцентом на отдельную личность, на стремление якобы “освободить” личность от любых связей, которые “ограничивают” ее самореализацию, в том числе и от связей семейных. Современное общество размывает семейные ценности, подвергает их коррозии, ставя, в конечном счете, под угрозу свое собственное существование. И именно это фундаментальное противоречие индустриального общества, которое, с одной стороны, не может существовать без семьи, без воспроизводства населения, а с другой – не имеет имманентных механизмов реализации этой экзистенциальной потребности, определяет необходимость проведения семейной и демографической политики направленной на повышение значимости семьи для молодёжи.
Сегодня самоценность семьи проявляется в межличностных отношениях, всё большую роль играет культура – и социальная, и психологическая, и сексуальная. Однако никак не следует отвергать и значение семьи как ячейки общества, как очень важного социального образования. Семья существовала, существует и будет существовать, но изменение её уклада, традиций, возрастание роли таких факторов как культура общения, взаимопомощь, поддержка, опека, то есть внутренних сил, очевидны.
Именно поэтому в программу по психологии для учащихся 7-11 классов был включён блок для 10-х классов по семейным межличностным отношениям. По результатам опроса учащихся одним из составляющих счастья они называют счастливую семейную жизнь. Но чтобы она действительно была долгой и счастливой, мало соединить двух хороших людей. Надо работать на семью, нести на её алтарь душу, силы, опыт. Смеем утверждать, что счастливые браки редко бывают результатом случайности, они есть следствие сознательного и длительного творчества в первую очередь супругов. Данная программа позволяет решить многие задачи подготовки старшеклассников к будущей семейной жизни с помощью интерактивных форм работы. Этот блок программы по психологии “Межличностные взаимодействия в семье” органично вписывается в общую программу по психологии для старшеклассников, разработанную в нашем центре. Ему предшествует блок “Основы психологии общения” в 8-м классе и блок “Межличностные взаимодействия в конфликте” в 9-м классе.
Цель программы:
1. Создать представление о важной роли семьи в нашем обществе.
2. Создать условия для расстановки жизненных приоритетов, сохранения семейных традиций.
Задачи программы:
- знакомство с понятиями традиционной и современной семьи;
- эмоциональное и когнитивное включение в процесс саморазвития;
- разрушение стереотипов восприятия, возникших во внутрисемейных контактах;
- примерка роли партнёра в семейных отношениях.
Вся программа проходит в форме тренинговых занятий.
Методы и техники работы:
- мини-лекции;
- беседы;
- групповая дискуссия;
- упражнения тренингового характера;
- психологические игры;
- работа в малых группах;
- выполнение упражнений с фиксацией их на бумаге.
Ожидаемые результаты реализации программы.
По окончании ознакомления с курсом занятий по психологии семьи учащиеся должны:
- уметь получать необходимую информацию о себе, знать способы получения такой информации;
- иметь осознанное желание планировать семью;
- иметь навыки взаимодействия в межличностных партнёрских взаимоотношениях;
- быть толерантным по отношению к людям противоположного пола.
Темы занятий (всего 10,5 часов – 14 уроков).
1. Введение в психологию семьи – 1,5 часа.
- дать понятие “семья”;
- знакомство с функциями семьи;
- развитие понимания особенностей функциональной и дисфункциональной семьи;
- формирование важности семьи в развитии личности человека;
- формирование осознанности в выборе спутника жизни.
2. Психология половых различий – 1,5 часа.
- дать понятия о различиях мужской и женской психологии;
- введение понятия “мужской” и “женский” тип мышления;
3. Любовь и добрачное ухаживание – 1,5 часа.
- помощь в осмыслении и понимании значимости добрачного периода в общении с противоположным полом;
- выяснение отличий в образах идеального юноши (девушки) и идеального мужа (жены);
- подведение к пониманию того, что любовь одно из самых сложных и основных чувств человека;
- разведение понятий “любовь” и “влюблённость”;
- способствование развитию установки на сознательный выбор супруга;
- формирование навыков успешного знакомства.
4. Психология супружеской совместимости – 1,5 часа.
- развитие способности и желания понимать и принимать противоположный пол;
- знакомство с особенностями супружеской совместимости;
- формирование навыков познания себя и других людей;
- формирование понимания необходимости добрачного консультирования.
5. Супружеская адаптация и семейные кризисы – 1,5 часа.
- знакомство с особенностями супружеской адаптации, сферах, кризисных периодах супружеской жизни;
- формирование ответственного отношения к семье;
- развитие психологической компетентности;
- развитие навыков психологической поддержки.
6. Межличностные взаимодействия супругов – 1,5 часа.
- развитие способности прогнозировать последствия своих действий и слов;
- отработка вариантов конфликтного поведения;
- знакомство с особенностями манипулятивного поведения;
- развитие навыков критического мышления.
7. Традиции и элементы истории создания семьи в разных странах и конфессиях – 1,5 часа.
- формирование толерантного отношения к традициям и истории разных народов;
- помощь в осознании влияния семьи, традиций города, страны, религии на выбор спутника жизни.
Тренинговое занятие “Ведение в психологию семьи”. 1,5 часа.
Цель: сформировать важность семьи в развитии личности человека.
Задачи:
- дать понятие “семья”;
- знакомство с функциями семьи;
- развитие понимания особенностей функциональной и дисфункциональной семьи;
- формирование осознанности в выборе спутника жизни;
- развитие навыков партнёрского взаимодействия.
Структура занятия.
Этап | Методы и формы | Время |
1. Введение. Актуализация темы. | Постановка проблемы. Информирование. Игра “Ассоциации”. | 5 минуты |
2. Определение понятий. | Упражнение “Фотошоп”. Мозговой штурм “Зачем человеку нужна семья?” | 15 минут |
3. Изучение проблемы. | Учащиеся получают информацию о функциях семьи. Упражнение “Скульптура семьи”. | 15 минут |
4. Программирование будущего. | Разговор о ролях в семье. Упражнение “Сиамские близнецы”. Обсуждение словаря здоровых отношений. Упражнение “Остров везения”. | 40 минут |
5. Итоговая дискуссия | Дебаты на тему “Готовность к семейной жизни”. | 15 минут |
6. Заключение | Обобщение. | 3 минуты |
Ход занятия
1. Введение в тему.
Славянское слово “семья” родилось во времена Древней Руси. Есть несколько толкований его происхождения. Связывают его и со словом “семя”, от которого зарождается новая жизнь, и с понятием “я”, повторенного семь раз: родители супруга, родители супруги – это четверо, сами супруги – ещё двое и ребёнок.
В произведении Юрия Куранова “Тепло родного очага” так раскрывается понятие “семья”:
“Семья – я. То есть я повторён в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Потому что издавна цифра “семь” считается цифрой многозначительной и особо счастливой, потому как означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.
А второй смысл у этого слова такой: Я есть семя жизни земной, и заронил я его в жену свою. А она это семя выпестовала в себе всей своей душой, всей кровью, лаской и самоотверженностью женской. И семя это моё даёт росток на всю жизнь родни моей сегодняшней и той, с которой я через деток своих и их деток породнюсь, и так далее, до того, что я стану родным через них со всем народом и со всем земным человечеством.
Так молодой человек о своём семени и заботиться должен, чтобы оно чистым было, оно-то ведь не только твоё личное”.
Игра: “Ассоциации”.
“Я предлагаю вам поиграть в ассоциации. Всё, что для этого нужно, - услышать задание и постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову”.
Вопросы-задания могут быть такими:
- если семья – это постройка, то она…
- если семья – это цвет, то она…
- если семья – это музыка, то она…
- если семья – это геометрическая фигура, то она…
- если семья – это название фильма, то она…
- если семья – это настроение, то она…
Обсуждение ответов и причин подобных ассоциаций.
2. Определение понятий.
Мозговой штурм “Зачем современному человеку нужна семья?”.
“А ведь и вправду, для чего нужна современному человеку семья? Давайте попросим каждого из сидящих в кругу познакомить присутствующих со своей позицией. Итак, каждый по очереди отвечает на вопрос, зачем нужна семья.
Учитель записывает ответы на доске.
Информирование. Мотивов для вступления в брак очень много. Все они нужны, но если один из мотивов становиться приоритетным, значит в браке возникают серьёзные проблемы и конфликты.
Упражнение “Фотошоп”.
Классу предлагается большое количество фотографий, разнообразных по жанру.
Затем даётся задание отобрать в ворохе фотографий одну, которая метафорически определила бы взгляд каждого учащегося на семью.
Например:
- Найдите, пожалуйста, среди многих фотографий, разложенных перед вами, ту, которая отражает для вас смысл слова “любовь”!
- С помощью фотографий вам предстоит познакомить нас с тем, как вы ощущаете себя в собственной семье. Найдите один лист, который мог бы образно представить ваши чувства!
Когда каждый ребёнок нашёл фотографию, он показывает её остальным участникам занятия. Каждый, кто хочет, высказывает свои предположения о том, как можно истолковать представленный образ. Лишь после того, как все желающие обнародовали свою версию, даётся возможность авторского комментария. Затем очередь переходит к следующему участнику.
3. Изучение проблемы.
Игра “Скульптура семьи”. Предлагаю поиграть в интересную игру. Половина игроков выходит из помещения, а остальная половина составляет скульптурную композицию счастливой семьи. Затем участники, заходя по одному, делают свои поправки в композиции и занимают место одного из участников композиции.
А затем все вместе создают скульптуру неблагополучной, несчастливой и дисфункциональной семьи.
Обсуждение игры.
- Что легче – быть скульптором или материалом?
- Какая скульптура была более точной и красивой?
Информирование. Признаки здоровой и нездоровой семьи.
В здоровой семейной системе – функциональной семье – каждый человек уникально связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, проводят совместный досуг, разделение ответственности гибко, есть семейные ритуалы и правила, с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях.
В дисфункциональной системе всё наоборот – люди не созрели на свой возраст и на возраст семьи, часто появляются проблемы со здоровьем членов семьи, возможно неполная семья, насилие, чрезмерные требования друг к другу, проблемы во взаимоотношениях, химическая зависимость членов семьи и т. п.
4. Программирование будущего.
В семье супруги являются прежде всего партнёрами, которые должны уметь общаться, договариваться, оказывать друг другу поддержку и конструктивно решать возникающие конфликты. Это оказывается иногда довольно сложно, потому что идеально совместимых людей не существует. Попробуйте в следующем упражнении примерить на себя роль партнёра и почувствовать, в чём сложность партнёрских отношений.
Упражнение “Сиамские близнецы”. Группа разбивается по парам. Партнёры в паре становятся боком друг к другу так, что их бёдра соприкасаются, а лица повёрнуты в одну и ту же сторону. Рука со стороны партнёра обхватывает “близнеца” через поясницу за бедро. Так, обхватив друг друга, пара и должна будет двигаться по комнате, преодолевать препятствия в виде опрокинутых стульев…
Следом можно дать сиамским близнецам ещё несколько забавных заданий:
- завязать шнурок на ботинке;
- застегнуть пуговицу;
- вдеть нитку в иголку;
- зажечь спичку от спичечного коробка!
При этом один из участников работает правой, другой – левой рукой, а “свободные” руки либо сцеплены, либо игроки держат ими друг друга за талию.
Обсуждение понятия – партнёрство в семье.
Информирование. Существует словарь здоровых партнёрских отношений. Давайте обсудим его.
1. Сопереживание. Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.
2. Равенство. Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.
3. Энергетика. Обмен взаимными импульсами, похожими на электрический ток или магнит, который притягивает вас к друг другу и заставляет действовать в унисон.
4. Поддержка. Вдвоём вы способны на многое.
5. Умение принимать человека таким, какой он есть.
6. Компромисс. Умение уступать друг другу.
7. Признание. Уважение и благодарность.
8. Приспособляемость. Умение меняться, если того требуют обстоятельства.
9. Любовь. Нежная забота друг о друге.
10. Верность. Преданность друг другу, недопустимость измены.
11. Умение слушать. Прислушиваться друг к другу.
12. Юмор. Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.
13. Желание. Отношения необходимо поддерживать их неожиданными всплесками страстей.
14. Доверие. Это даёт чувство безопасности и уверенности.
15. Нежность. Чуткое отношение друг к другу.
16. Совместное времяпровождение. Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом.
Игра “Остров везения”.
Задание: представьте себе, что вам удалось освободиться от всех срочных дел, обязательств и проектов, чтобы вдвоём провести целых две недели на прекрасном необитаемом острове.
Первый этап. Вы (как семейная пара) можете взять с собой всего 10 предметов. Подумайте, что это за предметы, которые удовлетворяют вкусам, требованиям, условиям всех отдыхающих.
Второй этап. Согласуйте список с другим членом семьи. На поиски компромисса у вас есть 5 минут.
Подведение итогов.
Что за предметы находились в вашем индивидуальном списке? Почему именно они?
Какие проблемы возникли у вас при составлении списка для другого члена семьи?
Насколько ваши предложения подтвердились реальными пожеланиями партнёров?
Как происходило обсуждение?
А самое главное, теперь, после окончания споров и дискуссий, осталось ли у вас по-прежнему желание провести вместе прекрасные две недели?
5. Итоговая дискуссия.
Дебаты на тему “Готовность к семейной жизни”.
Заключение.
В целом повышение культуры взаимоотношений. Воспитание в себе (прежде всего в себе, а не в другом) уживчивости, доброжелательности. Чуткости. Тактичности, сдержанности – магистральный путь подготовки к семейной жизни.
Нет в мире двух совершенно одинаковых людей. Уметь сотрудничать, помогать друг другу. Учитывая индивидуальные особенности психики каждого – вот путь к счастью.
Используемая литература.
- Ричардсон Р. Силы семейных уз. С. -П. , 94.
- Дерябо С, Ясвин В. Гроссмейстер общения. М. , 96.
- Корнелиус Х. , Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М. , 92.
- Шейнов В. П. Скрытое управление человеком М. , 02.
- Сибли Л. Чувства разные нужны – чувства разные важны. . . М. , 99.
- Кипнис М. Тренинг семейных отношений (в 2-х частях). М. , 05.
- Кроль Л. М. , Михайлова Е. Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М. , 93.
- Гласс Л. Как достичь взаимопонимания между мужчиной и женщиной. М. , 04.
- Верб Л. Я. Под одним кровом. П. , 03.
- Курьянски Д. Как сохранить любовь. М. , 05.
- Психотерапия семейных отношений Под ред. Райгородского Д. Я. У. , 04.
- Ретюнских Л. Т. “Школа Сократа”. Философские игры десять лет спустя. М. , 03.
- Зацепин В. , Цимбалюк В. Мы и наша семья. Книга для молодых супругов. – М. , 83.
- Хухлаева О. , Кирилина Т. , Фёдорова О. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М. , 00.