Программа по психологии семьи "Межличностные взаимодействия в семье" для учащихся 10-х классов. Тренинговое занятие из программы "Введение в психологию семьи"

Разделы: Школьная психологическая служба


“Семья – общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества”. (Ф. Адлер, психолог, США)

Актуальность проблемы.

У всех людей один большой общий дом – наша Земля, ещё один большой общий дом – наша Родина, страна, процветание которой зависит от каждого из нас. А есть ещё малый дом – семья, в которой должны максимально удовлетворяться разнообразные духовные и материальные потребности личности, осуществляться всестороннее и гармоническое её развитие.

Учёные считают, что семья возникла примерно три тысячи лет назад. Главное в семье – не выгода, не совместная деятельность, а любовь. Сохраняя любовь и передавая это чувство другим поколениям, члены семьи создают в ней атмосферу счастья, уверенности, защищённости. Настоящие семейные ценности – это хорошие отношения между всеми её членами и постоянная поддержка близких людей.

Традиционная семья и современная семья имеют ряд существенных различий:

  • крах экономики отразился и на семейном бюджете;
  • нарушена связь с землёй;
  • главную роль при создании семьи стали играть не обычаи и рекомендации старших, а индивидуальный выбор людей;
  • практически исчезли многопоколенные семьи;
  • исчезла многодетность;
  • распространено прерывание беременности;
  • количественно растут разводы;
  • усилились отрицательные проявления внутри семьи, такие как алкоголизм и наркомания;
  • резко выросло число неполных семей как следствие развода или рождения внебрачных детей;
  • многие семьи не признают религию.

Самые заметные изменения, привнесённые XX веком, - это индустриализация, урбанизация и эмансипация женщин, переход от закрытой системы отношений к открытой и рост личной свободы каждого.

Семейные ценности больше не укрепляются и не воспроизводятся современной цивилизацией с ее акцентом на отдельную личность, на стремление якобы “освободить” личность от любых связей, которые “ограничивают” ее самореализацию, в том числе и от связей семейных. Современное общество размывает семейные ценности, подвергает их коррозии, ставя, в конечном счете, под угрозу свое собственное существование. И именно это фундаментальное противоречие индустриального общества, которое, с одной стороны, не может существовать без семьи, без воспроизводства населения, а с другой – не имеет имманентных механизмов реализации этой экзистенциальной потребности, определяет необходимость проведения семейной и демографической политики направленной на повышение значимости семьи для молодёжи.

Сегодня самоценность семьи проявляется в межличностных отношениях, всё большую роль играет культура – и социальная, и психологическая, и сексуальная. Однако никак не следует отвергать и значение семьи как ячейки общества, как очень важного социального образования. Семья существовала, существует и будет существовать, но изменение её уклада, традиций, возрастание роли таких факторов как культура общения, взаимопомощь, поддержка, опека, то есть внутренних сил, очевидны.

Именно поэтому в программу по психологии для учащихся 7-11 классов был включён блок для 10-х классов по семейным межличностным отношениям. По результатам опроса учащихся одним из составляющих счастья они называют счастливую семейную жизнь. Но чтобы она действительно была долгой и счастливой, мало соединить двух хороших людей. Надо работать на семью, нести на её алтарь душу, силы, опыт. Смеем утверждать, что счастливые браки редко бывают результатом случайности, они есть следствие сознательного и длительного творчества в первую очередь супругов. Данная программа позволяет решить многие задачи подготовки старшеклассников к будущей семейной жизни с помощью интерактивных форм работы. Этот блок программы по психологии “Межличностные взаимодействия в семье” органично вписывается в общую программу по психологии для старшеклассников, разработанную в нашем центре. Ему предшествует блок “Основы психологии общения” в 8-м классе и блок “Межличностные взаимодействия в конфликте” в 9-м классе.

Цель программы:

1. Создать представление о важной роли семьи в нашем обществе.

2. Создать условия для расстановки жизненных приоритетов, сохранения семейных традиций.

Задачи программы:

  • знакомство с понятиями традиционной и современной семьи;
  • эмоциональное и когнитивное включение в процесс саморазвития;
  • разрушение стереотипов восприятия, возникших во внутрисемейных контактах;
  • примерка роли партнёра в семейных отношениях.

Вся программа проходит в форме тренинговых занятий.

Методы и техники работы:

  • мини-лекции;
  • беседы;
  • групповая дискуссия;
  • упражнения тренингового характера;
  • психологические игры;
  • работа в малых группах;
  • выполнение упражнений с фиксацией их на бумаге.

Ожидаемые результаты реализации программы.

По окончании ознакомления с курсом занятий по психологии семьи учащиеся должны:

  • уметь получать необходимую информацию о себе, знать способы получения такой информации;
  • иметь осознанное желание планировать семью;
  • иметь навыки взаимодействия в межличностных партнёрских взаимоотношениях;
  • быть толерантным по отношению к людям противоположного пола.

Темы занятий (всего 10,5 часов – 14 уроков).

1. Введение в психологию семьи – 1,5 часа.

  • дать понятие “семья”;
  • знакомство с функциями семьи;
  • развитие понимания особенностей функциональной и дисфункциональной семьи;
  • формирование важности семьи в развитии личности человека;
  • формирование осознанности в выборе спутника жизни.

2. Психология половых различий – 1,5 часа.

  • дать понятия о различиях мужской и женской психологии;
  • введение понятия “мужской” и “женский” тип мышления;

3. Любовь и добрачное ухаживание – 1,5 часа.

  • помощь в осмыслении и понимании значимости добрачного периода в общении с противоположным полом;
  • выяснение отличий в образах идеального юноши (девушки) и идеального мужа (жены);
  • подведение к пониманию того, что любовь одно из самых сложных и основных чувств человека;
  • разведение понятий “любовь” и “влюблённость”;
  • способствование развитию установки на сознательный выбор супруга;
  • формирование навыков успешного знакомства.

4. Психология супружеской совместимости – 1,5 часа.

  • развитие способности и желания понимать и принимать противоположный пол;
  • знакомство с особенностями супружеской совместимости;
  • формирование навыков познания себя и других людей;
  • формирование понимания необходимости добрачного консультирования.

5. Супружеская адаптация и семейные кризисы – 1,5 часа.

  • знакомство с особенностями супружеской адаптации, сферах, кризисных периодах супружеской жизни;
  • формирование ответственного отношения к семье;
  • развитие психологической компетентности;
  • развитие навыков психологической поддержки.

6. Межличностные взаимодействия супругов – 1,5 часа.

  • развитие способности прогнозировать последствия своих действий и слов;
  • отработка вариантов конфликтного поведения;
  • знакомство с особенностями манипулятивного поведения;
  • развитие навыков критического мышления.

7. Традиции и элементы истории создания семьи в разных странах и конфессиях – 1,5 часа.

  • формирование толерантного отношения к традициям и истории разных народов;
  • помощь в осознании влияния семьи, традиций города, страны, религии на выбор спутника жизни.

Тренинговое занятие “Ведение в психологию семьи”. 1,5 часа.

Цель: сформировать важность семьи в развитии личности человека.

Задачи:

  • дать понятие “семья”;
  • знакомство с функциями семьи;
  • развитие понимания особенностей функциональной и дисфункциональной семьи;
  • формирование осознанности в выборе спутника жизни;
  • развитие навыков партнёрского взаимодействия.

Структура занятия.

Этап Методы и формы Время
1. Введение. Актуализация темы. Постановка проблемы. Информирование. Игра “Ассоциации”. 5 минуты
2. Определение понятий. Упражнение “Фотошоп”. Мозговой штурм “Зачем человеку нужна семья?” 15 минут
3. Изучение проблемы. Учащиеся получают информацию о функциях семьи. Упражнение “Скульптура семьи”. 15 минут
4. Программирование будущего. Разговор о ролях в семье. Упражнение “Сиамские близнецы”. Обсуждение словаря здоровых отношений. Упражнение “Остров везения”. 40 минут
5. Итоговая дискуссия Дебаты на тему “Готовность к семейной жизни”. 15 минут
6. Заключение Обобщение. 3 минуты

Ход занятия

1. Введение в тему.

Славянское слово “семья” родилось во времена Древней Руси. Есть несколько толкований его происхождения. Связывают его и со словом “семя”, от которого зарождается новая жизнь, и с понятием “я”, повторенного семь раз: родители супруга, родители супруги – это четверо, сами супруги – ещё двое и ребёнок.

В произведении Юрия Куранова “Тепло родного очага” так раскрывается понятие “семья”:

“Семья – я. То есть я повторён в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Потому что издавна цифра “семь” считается цифрой многозначительной и особо счастливой, потому как означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.

А второй смысл у этого слова такой: Я есть семя жизни земной, и заронил я его в жену свою. А она это семя выпестовала в себе всей своей душой, всей кровью, лаской и самоотверженностью женской. И семя это моё даёт росток на всю жизнь родни моей сегодняшней и той, с которой я через деток своих и их деток породнюсь, и так далее, до того, что я стану родным через них со всем народом и со всем земным человечеством.

Так молодой человек о своём семени и заботиться должен, чтобы оно чистым было, оно-то ведь не только твоё личное”.

Игра: “Ассоциации”.

“Я предлагаю вам поиграть в ассоциации. Всё, что для этого нужно, - услышать задание и постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову”.

Вопросы-задания могут быть такими:

  • если семья – это постройка, то она…
  • если семья – это цвет, то она…
  • если семья – это музыка, то она…
  • если семья – это геометрическая фигура, то она…
  • если семья – это название фильма, то она…
  • если семья – это настроение, то она…

Обсуждение ответов и причин подобных ассоциаций.

2. Определение понятий.

Мозговой штурм “Зачем современному человеку нужна семья?”.

“А ведь и вправду, для чего нужна современному человеку семья? Давайте попросим каждого из сидящих в кругу познакомить присутствующих со своей позицией. Итак, каждый по очереди отвечает на вопрос, зачем нужна семья.

Учитель записывает ответы на доске.

Информирование. Мотивов для вступления в брак очень много. Все они нужны, но если один из мотивов становиться приоритетным, значит в браке возникают серьёзные проблемы и конфликты.

Упражнение “Фотошоп”.

Классу предлагается большое количество фотографий, разнообразных по жанру.

Затем даётся задание отобрать в ворохе фотографий одну, которая метафорически определила бы взгляд каждого учащегося на семью.

Например:

  • Найдите, пожалуйста, среди многих фотографий, разложенных перед вами, ту, которая отражает для вас смысл слова “любовь”!
  • С помощью фотографий вам предстоит познакомить нас с тем, как вы ощущаете себя в собственной семье. Найдите один лист, который мог бы образно представить ваши чувства!

Когда каждый ребёнок нашёл фотографию, он показывает её остальным участникам занятия. Каждый, кто хочет, высказывает свои предположения о том, как можно истолковать представленный образ. Лишь после того, как все желающие обнародовали свою версию, даётся возможность авторского комментария. Затем очередь переходит к следующему участнику.

3. Изучение проблемы.

Игра “Скульптура семьи”. Предлагаю поиграть в интересную игру. Половина игроков выходит из помещения, а остальная половина составляет скульптурную композицию счастливой семьи. Затем участники, заходя по одному, делают свои поправки в композиции и занимают место одного из участников композиции.

А затем все вместе создают скульптуру неблагополучной, несчастливой и дисфункциональной семьи.

Обсуждение игры.

  • Что легче – быть скульптором или материалом?
  • Какая скульптура была более точной и красивой?

Информирование. Признаки здоровой и нездоровой семьи.

В здоровой семейной системе – функциональной семье – каждый человек уникально связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, проводят совместный досуг, разделение ответственности гибко, есть семейные ритуалы и правила, с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях.

В дисфункциональной системе всё наоборот – люди не созрели на свой возраст и на возраст семьи, часто появляются проблемы со здоровьем членов семьи, возможно неполная семья, насилие, чрезмерные требования друг к другу, проблемы во взаимоотношениях, химическая зависимость членов семьи и т. п.

4. Программирование будущего.

В семье супруги являются прежде всего партнёрами, которые должны уметь общаться, договариваться, оказывать друг другу поддержку и конструктивно решать возникающие конфликты. Это оказывается иногда довольно сложно, потому что идеально совместимых людей не существует. Попробуйте в следующем упражнении примерить на себя роль партнёра и почувствовать, в чём сложность партнёрских отношений.

Упражнение “Сиамские близнецы”. Группа разбивается по парам. Партнёры в паре становятся боком друг к другу так, что их бёдра соприкасаются, а лица повёрнуты в одну и ту же сторону. Рука со стороны партнёра обхватывает “близнеца” через поясницу за бедро. Так, обхватив друг друга, пара и должна будет двигаться по комнате, преодолевать препятствия в виде опрокинутых стульев…

Следом можно дать сиамским близнецам ещё несколько забавных заданий:

  • завязать шнурок на ботинке;
  • застегнуть пуговицу;
  • вдеть нитку в иголку;
  • зажечь спичку от спичечного коробка!

При этом один из участников работает правой, другой – левой рукой, а “свободные” руки либо сцеплены, либо игроки держат ими друг друга за талию.

Обсуждение понятия – партнёрство в семье.

Информирование. Существует словарь здоровых партнёрских отношений. Давайте обсудим его.

1. Сопереживание. Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.

2. Равенство. Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.

3. Энергетика. Обмен взаимными импульсами, похожими на электрический ток или магнит, который притягивает вас к друг другу и заставляет действовать в унисон.

4. Поддержка. Вдвоём вы способны на многое.

5. Умение принимать человека таким, какой он есть.

6. Компромисс. Умение уступать друг другу.

7. Признание. Уважение и благодарность.

8. Приспособляемость. Умение меняться, если того требуют обстоятельства.

9. Любовь. Нежная забота друг о друге.

10. Верность. Преданность друг другу, недопустимость измены.

11. Умение слушать. Прислушиваться друг к другу.

12. Юмор. Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.

13. Желание. Отношения необходимо поддерживать их неожиданными всплесками страстей.

14. Доверие. Это даёт чувство безопасности и уверенности.

15. Нежность. Чуткое отношение друг к другу.

16. Совместное времяпровождение. Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом.

Игра “Остров везения”.

Задание: представьте себе, что вам удалось освободиться от всех срочных дел, обязательств и проектов, чтобы вдвоём провести целых две недели на прекрасном необитаемом острове.

Первый этап. Вы (как семейная пара) можете взять с собой всего 10 предметов. Подумайте, что это за предметы, которые удовлетворяют вкусам, требованиям, условиям всех отдыхающих.

Второй этап. Согласуйте список с другим членом семьи. На поиски компромисса у вас есть 5 минут.

Подведение итогов.

Что за предметы находились в вашем индивидуальном списке? Почему именно они?

Какие проблемы возникли у вас при составлении списка для другого члена семьи?

Насколько ваши предложения подтвердились реальными пожеланиями партнёров?

Как происходило обсуждение?

А самое главное, теперь, после окончания споров и дискуссий, осталось ли у вас по-прежнему желание провести вместе прекрасные две недели?

5. Итоговая дискуссия.

Дебаты на тему “Готовность к семейной жизни”.

Заключение.

В целом повышение культуры взаимоотношений. Воспитание в себе (прежде всего в себе, а не в другом) уживчивости, доброжелательности. Чуткости. Тактичности, сдержанности – магистральный путь подготовки к семейной жизни.

Нет в мире двух совершенно одинаковых людей. Уметь сотрудничать, помогать друг другу. Учитывая индивидуальные особенности психики каждого – вот путь к счастью.

Используемая литература.

  1. Ричардсон Р. Силы семейных уз. С. -П. , 94.
  2. Дерябо С, Ясвин В. Гроссмейстер общения. М. , 96.
  3. Корнелиус Х. , Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М. , 92.
  4. Шейнов В. П. Скрытое управление человеком М. , 02.
  5. Сибли Л. Чувства разные нужны – чувства разные важны. . . М. , 99.
  6. Кипнис М. Тренинг семейных отношений (в 2-х частях). М. , 05.
  7. Кроль Л. М. , Михайлова Е. Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М. , 93.
  8. Гласс Л. Как достичь взаимопонимания между мужчиной и женщиной. М. , 04.
  9. Верб Л. Я. Под одним кровом. П. , 03.
  10. Курьянски Д. Как сохранить любовь. М. , 05.
  11. Психотерапия семейных отношений Под ред. Райгородского Д. Я. У. , 04.
  12. Ретюнских Л. Т. “Школа Сократа”. Философские игры десять лет спустя. М. , 03.
  13. Зацепин В. , Цимбалюк В. Мы и наша семья. Книга для молодых супругов. – М. , 83.
  14. Хухлаева О. , Кирилина Т. , Фёдорова О. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М. , 00.