Возможности применения метода терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно на интегрированных уроках в курсе "Психология в музыке"

Разделы: Музыка, Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Гуманитарно-эстетический цикл буквально пронизан интеграцией. В нашей работе мы рассмотрим возможности интегрирования музыки и психологии. Для того, чтобы определить возможности интегрированного курса музыки и психологии, проследим, какие цели и задачи стоят перед учителями и учениками при изучении данных предметов.

Примерные программы по музыке распределены с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей учащихся.

В содержании и структуре примерной программы по музыке для школьников 5-7 классов выделяют два раздела: “Основы музыкальной культуры” и “Опыт музыкально-творческой деятельности”, которые органически связаны между собой и ориентированы на практически-деятельное освоение учебного плана.

В 7-9 классах изучение музыки идет по двум разделам: “Музыка в формировании духовной культуры личности” и “Опыт музыкально-творческой деятельности”.

В итоге, уроки музыки предполагают:

а) полное и многоаспектное изучение учащимися основных закономерностей музыкального искусства и их претворения в разнообразных жанрах и стилях народной и профессиональной музыки,

б) выявление общего и особенного в развитии отечественной и зарубежной музыкальной культуры,

в) раскрытие специфики музыки и ее места в ряду других искусств,

г) своеобразие воплощения в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений, вечных для искусства духовно-нравственных тем,

д) осмысление общественно-преобразующей и личностно-преобразующей функций искусства,

е) освоение в различных видах музыкальной деятельности.

Следует отметить, что программа по музыке не только предусматривает, но рекомендует и обязывает осуществлять разносторонние связи предмета “Музыка” с другими предметами. Такие связи направлены на полихудожественное развитие ребенка посредством выявления общего и различного в художественно-образной природе музыки, изобразительного искусства, литературы, МХК, иностранного языка и других предметов.

Также отрадно, что учитель музыки может выбирать программы, заменять музыкальный материал, т.е. подходить к разработке урока творчески. Главное, чтобы каждое произведение, звучащее в классе, отвечало следующим требованиям: художественность и увлекательность для детей, педагогическая целесообразность и воспитательная значимость. Также программа предполагает применение различных подходов и частных методик к преподаванию музыки.

Главная задача уроков музыки предполагает:

- направленность на формирование музыкальной культуры учащихся как части их духовной культуры,

- развитие музыкальных интересов, потребностей, вкусов детей,

- на постижение музыкального искусства как искусства художественно-образного,

- раскрытие интонационной природы музыки,

- установление связей музыки с другими видами искусства и жизнью,

- всесторонне раскрытие музыкально-творческого потенциала детей в самых различных видах и формах музыкальной деятельности,

- установку на самовыражение ребенка как слушателя, исполнителя и композитора,

- развитие музыкальности, эмоционально-ценностного отношения к искусству, природных музыкальных задатков и способностей и др.

Итак, анализ программы показывает, что учителю музыки предоставляется широкое поле деятельности для творческого подхода к построению и проведению уроков музыки, для введения инновационных форм и методов преподавания, для интегрирования музыки с каким-либо другим предметом и многое другое.

Теперь обратимся к проблеме преподавания психологии в школах. Такого предмета, как “Психология”, в расписании школ не значится. В сотнях школ России психология вошла в сетку учебных дисциплин, но только на правах экспериментального предмета.

Развитая цивилизация с усовершенствованной техникой начала предъявлять большие требования к человеку. “Человеческий фактор” начал играть огромную роль в повседневной жизни. Пришло время, когда люди начали всерьез интересоваться личностными, профессиональными, деловыми качествами человека. Немаловажную роль играет степень адаптации человека к сложно-экономическим ситуациям. Актуальными стали исследования, направленные на изучение индивидуальных особенностей конкретного человека, его характера, способностей, когнитивных функций, способа переживания стресса.

Что удивительно, даже в наше цивилизованное время, в век высоких технологий многие люди легковерно поддаются влиянию эзотерики. Многие журналы и газеты пестрят объявлениями в предоставлении услуг магами, колдунами, целителями, экстрасенсами. Целители, провидцы, мистики разного рода оказывают на людей серьезные воздействия именно потому, что ниша влияния на личность не была своевременно заполнена психологическими службами в той степени, в которой это было бы нужно.

Практически каждый психолог спрашивает себя, почему в школе при чрезвычайной интенсивности обучения не находят возможность знакомить детей с основами психологии? Почему знать котангенсы, сколько зубов у акулы и когда была Куликовская битва дети должны, а знать законы человеческого общения, знать себя самого не только биолого-анатомически, но и психологически – это только в институте, да и то далеко не в каждом.

Психологические проблемы заявляют о себе все настойчивее. К 2020 году, по данным Всемирной организации Здравоохранения, смертность от депрессии превысит смертность от рака и выйдет, таким образом, на второе место, оставив перед собой только сердечно-сосудистые заболевания.

На сегодняшний день специалисты все чаще называют семью и школу зонами риска (Дружинин В.Н., Шнейдер Л.Б., Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., и др). Многие болезни и дефекты развития психики связывают сегодня именно с семейным воспитанием и школьным обучением. Нарастает ухудшение здоровья детей (Захаров А.И., Козловская Г.В,, Кремнева Л.Ф., Каган В.Е.). У большинства школьников снижена работоспособность, слабое внимание, память и недостаточно сформирована речь. Поэтому во многих школах реализуется программа здоровьсберегающих технологий. Реализуется индивидуально-ориентированный подход в развивающем и здоровьесберегающем обучении. У самих учителей наблюдаются расстройства нервной системы. Не видя успехов у учеников, учитель разочаровывается, впадает в депрессию или агрессивное состояние. Получается заколдованный круг. Обучение эффективно, если оно интересно и безопасно.

Стрессовым фактором является цифровая система оценки знаний. “Двойкам” и “пятеркам”, главным символам ученической успеваемости в России, удавалось трепать нервы детей и взрослых на протяжении 165 лет. Сколько листов школьных дневников, украшенных учительскими “неудами” (“единицами” и “двойками”), было аккуратно вырвано во избежание родительского гнева, сколько “пятерок” мастерски подделано мальчишками и девчонками ради семейной радости!

Лицеист Александр Пушкин плакал, когда его заставляли решать арифметические задачи. Имея оценку “превосходно” по словесности, юноша-Пушкин часто получал самые низкие баллы по математике, чаще всего ему писали - “худ” или “очень слаб”. Но юный поэтический гений духом не падал, оставался жизнелюбивым и знал о своем предназначении - блистать в гармонии слов, а не чисел.

Но не все молодые люди относились к “неудам” вот так “по-пушкински” легко. Насмешки отличников над “тупицами”, бывало, приводили даже к дуэлям. А в начале ХХ века по России прошла целая эпидемия самоубийств гимназистов, не сумевших пережить позора от “единиц” и “двоек”. Это заставило педагогов задуматься над тем, как гуманизировать способ аттестации знаний. Вокруг балльной системы шли острые дискуссии. Многие учителя уверяли, что погоня за отметками сказывается на нравственном и физическом здоровье учащихся.

В наши дни подавляющее число педагогов уверено, что надо расстаться с привычными “пятью баллами”. Считается, что эта система не соответствует современному типу ученика, духу демократизации школы. Пятибалльная система оценки знаний в средней школе предана единодушной педагогической критике, признана устаревшей, не отвечающей реалиям времени, негуманной.

Модернизация российского образования, осуществляемая сегодня, сводится в сущности к нескольким принципам: установление уровня компетентности ученика, определение активности и творческого начала личности, выявление способности самостоятельно принимать решения. Оценка не должна быть некоей цифрой, сопровождающейся суждениями, считают педагоги. На самом деле очень трудно поставить объективную оценку - это знают учителя всего мира. И почти невозможно определить, кто из школьников достигнет вершин, а кто станет ординарным обывателем. Качали же головой математики, когда Пушкин принимался решать арифметические задачи! А великого врача Сергея Боткина, почетного доктора и профессора многих европейских университетов, за “тупость” отец даже грозил отдать в солдаты.

Вопрос о преподавании психологии в школе не нов. Уже в XVIII веке русские просветители подчеркивали важность для молодого человечества познания самого себя. Попытки ввести психологию в круг учебных предметов была предпринята еще в начале века. Первые учебники для учащихся писали такие крупные отечественные психологи, как Г.И.Челпанов и К.Н.Корнилов. Однако уже к началу 30-ых годов психология была вычеркнута из числа школьных дисциплин. Только в 1947 году психология вместе с логикой вновь была введена в курс средней школы. Были написаны учебники Б.М.Тепловым, Г.А.Фортунатовым, А.В.Петровским. С 1959 года преподавание психологии в школе опять было прекращено. Одной из причин этого стало отсутствие квалифицированных преподавателей психологии. Только в 90-ые годы началась широкая подготовка специалистов-психологов для системы образования. В Москве преподавание психологии уже введено во многих школах.

Но, в вопросах целей преподавания существуют разногласия: одни программы и учебники направлены на то, чтобы дать детям научные знания по психологии, и таким образом, обогащать общую культуру школьников (И.В.Дубровина). Другие – прежде всего, нацелены на работу по обучению школьников приемам и способам саморазвития и самосовершенствования (И.В.Вачков, А.Х.Попова и др.).

Каждый автор предлагает свое видение того, как и какую психологию преподавать школьникам. Так, например, И.В.Дубровина предлагает в содержание курса включать:

а) общие научные знания в области психологии,

б) знание основных закономерностей психического и личностного развития на этапах школьного детства, отрочества, ранней юности.

Другой точки зрения придерживается И.В.Вачков, который отмечает, что содержание курса психологии должно использовать такой материал психологии, который напрямую связан с психологическим содержанием внутреннего мира ребенка, и позволяющий ориентироваться в себе и других людях, повышать психологическую компетентность.

Свой взгляд на то, каким должен быть урок психологии имеет профессор Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка доктор психологических наук, академик Яков Львович Коломинский, автор большого количества книг и более четырехсот научных публикаций. На одной из конференций он сказал, что уже много лет учит преподавать психологию, и понял, что ее надо не столько преподавать, сколько проповедовать. Потому, что профессия психолог – творческая профессия. Я.Л.Коломинский предлагает ввести такое понятие как “поэзия и проза психологической проповеди”. Трудность этой профессии в том, что нет цельного и неизменяемого понятия “Психология человека”. Она вся рассыпана в разных человеческих эмоциях, поступках, процессах и механизмах их проявления.

Я.Л.Коломинский выделил несколько принципов преподавания психологии. Психологию изучают всю жизнь по спирали, без конца возвращаясь к одним и тем же понятиям, чтобы изучить их глубже на новом материале. Это наука пожизненная, потому что меняется и само человечество и наука о нем. Значит, и учителя, и ученики могут учиться до бесконечности.

Преподавателю психологии необходимо помнить, что с этим предметом у детей всегда связаны психотерапевтические ожидания, хотим мы того или нет. Приходя на урок психологии, ребенок ждет, что учитель разрешит и его личные проблемы. Все, что преподаватель психологии рассказывает, дети всегда проецируют на свою личность. Поэтому учителю необходимо опираться на принцип литературно-художественного моделирования. Потому что в мировой литературе есть всевозможные психологические ситуации. Таким образом, урок психологии должен стать чем-то средним между уроком развития и передачей научных знаний. Еще древние говорили: “Познай себя, и ты познаешь весь мир”.

Итак, изучив проблему преподавания психологии в школе, мы пришли к выводу, что и у преподавателя психологии также есть все возможности для внедрения новых технологий, инноваций, интеграции.

Автор данной работы, имея образование в области музыки (квалификация: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин сольфеджио и музыкальной литературы в детской музыкальной школе) и в области психологии (квалификация: психолог, преподаватель психологии), пришла к идее интегрирования музыки и психологии, объединив в курс “Психология в музыке”.

Следует отметить, что вариативность проблем, с которыми сталкивается психолог в школе, и в кошмарном сне не приснится его академическому собрату. В один день к психологу могут обратиться разные субъекты учебного процесса с различными проблемами.

В условиях закрытого образовательного учреждения (как показал опыт), далеко не все дети могут обратиться за психологической помощью и поддержкой по разным причинам: в силу неумения сформировать свою проблему, застенчивости, нехватки времени и т.п. Поэтому, приобщение психолога к преподаванию в значительной степени поможет детям лучше узнать себя и других, повысить психологическую культуру.

Интеграция музыки и психологии даст подросткам достаточно полное представление о мире, о взаимосвязях явлений и предметов, о существовании материальной и художественной культуры. Претворив эту идею, мы надеемся, что интеграция будет способствовать формированию творческого, интегративного мышления школьников в оценке окружающей их действительности через познание себя, через познание жизни и творчество великих композиторов, художников, литераторов.

На уроках музыки, изучая произведения великих классиков и современности, педагог постоянно задает вопрос о характере музыки или героя. В этот момент могут выйти на первый план познания из психологии и характерологии.

Например, на первом вводном уроке “Введение в характерологию. Личность в психологии и искусстве. Психологизм искусства” на основе психологии интегрируется музыка, литература, изобразительное искусство история и география. Детям рассказывается о науке психологии, разделе характерологии, дается определение личности, о характере, структуре личности и характера. Пример приводится из музыкальной литературы на примере образа Кармен из одноименной оперы Д.Верди. Ребята рассматривают иллюстрацию. Учитель истории дает краткую справку об эпохе того времени, об Испании, особенностях нации, архитектуре. Учитель географии рассказывает о местоположении Испании, природе, климате. Прослушиваем арию Кармен. В итоге даем характеристику Кармен и задумываемся, какими средствами в музыке достигается характерность? Ритм, мелодия, звучание кастаньет – все это рисует образ и характер. Психолог рассказывает об особенностях демонстративного характера. Кармен в современном мире, обществе, в семье. Кармен в патологии. Детям можно предложить сыграть в оркестре, используя кастаньеты, маракасы, бубны и треугольник в ритме испанского танца или цыганочки. Далее можно предложить выполнить экспресс-тест, по выявлению демонстративных черт в своем характере. Дать рекомендации.

Подобным образом происходит разбор образа, противоположного по характеру, Сольвейг из сюиты “Пер Гюнт” Эдварда Грига. Характеристики сопоставляются и сравниваются.

Итак, особенностью этого урока, да и всего интегрировано курса “Психология в музыке” заключается в том, что объединены не только близкие учебные дисциплины, но и те из них, которые, казалось бы, далеки друг от друга: психология – музыка – литература – изобразительное искусство-мировая - мировая художественная культура – история – география.

Целями каждого урока и интегрированного курса в целом являются: включение ребенка в диалог с миром, приобщение его к разговору с человеком и обществом, природой, наукой, искусством. Ребята знакомятся с языком музыкантов и художников, поэтов и ученых. В результате интеграции предметов ребенок получает достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. И главное – получает представление о жизни человека внешней (социальной) и внутренней (духовной), о законах и закономерностях, царящих в мире и в самом человеке. Интегрированные уроки музыка-психология знакомят детей с общей картиной мира посредством звуков, образов, красок. Ребенок становится в позицию открывателя, исследователя мира и самого себя. Как мы видим, интегрированность заложена в самих темах, отражающих сложные взаимоотношения человека с миром и самим собой, с миром людей и миром культуры.

Основная логика интегрированного курса музыка-психология – это открытие себя через познание другого посредством самовыражения в творчестве. На таких уроках дети слушают музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, рассматривают репродукции картин, рисуют, анализируют, составляют психологический портрет героя и самого себя, дают характеристику, знакомятся с историческими событиями и географическими открытиями, выражают свое мнение и отношение. Результатом такого урока должна стать не оценка, а творческое отношение к происходящему и само творчество.

Таким образом, вариант интегрированного подхода музыка-психология возможен. Он предполагает объединение сходных по содержанию тем различных предметов, таких как литература, история, изобразительное искусство, мировая художественная культура, иностранный язык, география, биология, физика и даже химия.

При встрече с психологом, у детей всегда появляются психотерапевтические ожидания, хотим мы того или нет. Ребенок ждет и надеется, что психолог разрешит его личные проблемы и даст ценную информацию, потому что все, что преподаватель психологии рассказывает, дети всегда проецируют на свою личность. Проблем и вопросов у детей предостаточно. Следующие факторы дают нам основание положить в основу интегрированного курса “Психология в музыке” психотерапевтический метод Терапии творческим самовыражением М.Е.Бурно.

Кадетский корпус – школа-интернат закрытого типа с круглосуточным проживанием кадет шесть дней в неделю. На воскресенье дети возвращаются в семью.

В кадетском корпусе учатся дети, попавшие в сложные жизненные ситуации: дети сироты, из многодетных семей, малообеспеченных, неполных семей. Также в кадетском корпусе учатся подростки, чьи родители погибли при исполнении служебных обязанностей, дети военнослужащих, которые проходили или проходят службу в горячих точках.

Как уже отмечалось ранее, обучение в кадетском корпусе приходится на пубертатный период, из которого не все подростки выходят благополучно.

Особо следует отметить период адаптации детей к условиям жизни и обучения в кадетском корпусе. В начале учебного года у некоторых кадет появляется страх, тревожность, неуверенность. Последствиями такого реагирования психики ребенка в начале процесса адаптации может проявляется в двух формах: агрессии и бегстве от ситуации. Агрессивность может выражаться в грубости по отношению к одноклассникам, резких вспышках гнева по ничтожным поводам, в недовольстве всем, что происходит, особенно требованиям, предъявляемых подростку.

Бегство от ситуации характеризуется самокопанием или самообвинением. У ребенка развивается тревожно-депрессивные симптомы: чувство полной безысходности. Если у ребенка низкие адаптационные способности, ослабленная психика из-за жизненных ситуаций и неудач, то возможна угроза глубоких психических изменений: нервно-психические расстройства или психические заболевания.

Проанализировав социально-психологические проблемы, мы поставили задачу индивидуально-личностного подхода в психологическом сопровождении. Важно, чтобы каждый кадет был под наблюдением, чтобы никто не остался один на один со своими проблемами, чтобы учеба и жизнь в кадетском корпусе доставляла радость.

Для решения такой важной задачи, нами был задуман интегрированный курс “Психология в музыке”, который будет опираться на психотерапевтический метод Терапии творческим самовыражением, разработанный известным русским психиатром и психотерапевтом Марком Евгеньевичем Бурно.

Терапия творческим самовыражением – клинический терапевтический метод. В основе этого метода лежат две идеи. Каждый человек может узнать и понять особенности своей личности, характера, настроения. Вторая идея состоит в том, что, узнав сильные и слабые стороны своего характера, человек может через творчество смягчить свое состояние, так как любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, любое творчество полезно.

Терапия творческим самовыражением (ТТС), развивая клинические подходы Э.Кречмера и П.Б.Ганнушкина, основана на положении, что характер заложен в человеке врожденно, и поэтому бесполезно и бессмысленно его менять и с ним бороться.

М.Е.Бурно выделил два этапа занятий по методу ТТС:

Первый этап:

а) самопознание – изучение своего характера,

б) познание других человеческих характеров – занятия по типологии характеров.

Второй этап:

Познание себя и других в творческом самовыражении происходит при помощи создания творческих произведений, общения с природой, общения с литературой, живописью, музыкой, наукой, искусством т.д. Участники на групповых занятиях слушают рассказы о художниках, писателях, композиторах, философах. Пытаются постепенно проникнуть в основы характерологической типологии, отличить один характер от другого. Рассказ о художниках подкрепляется рассматриванием репродукции картины. Занятия ТТС проходят в непринужденной обстановке, под располагающую к релаксации классическую музыку.

В основе каждого занятия лежит вопрос, загадка. Посмотрев картины Поленова и Рериха, прослушав музыку Бетховена и Шостаковича, нужно определить характер того или иного человека, понять какой характер ближе самому себе. С характерологической точки зрения могут рассматриваться абстрактные проблемы – страх, зло, жизнь и т.д.

Люди задумываются над тем, что творчество имеет большую исцеляющую силу, творчество может помочь человеку в нелегкой жизни.

Узнав свой характер, человек легче понимает других, активнее включается в социальную жизнь.

Терапия творческим самовыражением М.Е.Бурно имеет философский и гуманитарно-культурологический уклон. Она не просто способствует оздоровлению личности. Но и делает людей образованней и нравственней.

В настоящее время метод ТТС применяется в работе психологов и педагогов.

Педагогическая суть методики заключается в обнаружении в процессе творческих занятий у каждого ребенка присущего ему природного характерологического радикала. На первом этапе обучения познания характеров позволяет каждому участнику занятий почувствовать себя самим собой, узнать, что люди разные по своему складу. Благодаря полученным знаниям, ребенок начинает жить в соответствии со своими природными особенностями, индивидуальными смыслами и наполнять свою жизнь творчеством, выражать себя через творчество.

Оживляя и поддерживая в себе творческое вдохновение, ребенок устраняет душевную напряженность, страхи, апатию, тревожность.

Первым, кто применил в середине 80-ых годов в педагогической практике элементы ТТС, был академик А.Е.Штеренгерц. Ориентируясь на положение о том, что основы характера заложены изначально, занимался с детьми в Одесском санатории Октябрьской революции. А.Е.Штеренгерц объяснял детям особенности характеров людей, сильные и слабые стороны каждого характера. Узнав свой характер, его ценности, подростки начали проявлять свои способности, смогли мобилизовать волю и учебный процесс.

В 1990 году модифицированный вариант ТТС был применен преподавателем литературы В.И.Яном на педагогическом факультете Одесского педагогического института им. К.Д. Ушинского. В процессе изучения литературных произведений, студенты постигали характерологию через характеры героев литературных произведений.

А.Е.Штеренгерц и Е.А.Поклитар показали, что ТТС является способом преломления осознанных и бессознательных духовных и душевных побуждений, что в итоге проявляется мобилизацией резервных возможностей человека, формирует позитивное отношение к себе и к миру. Такое утверждение дает право говорить о том, что метод ТТС вырывает людей из замкнутого круга болезненных переживаний, делает их образованней и нравственней, формирует творческую индивидуальность.

В середине 90-ых годов Т.Е.Конрад-Вологина внедрила в процесс школьного воспитания способ формирования творческой индивидуальности учащихся младших классов. Разработанный Е.А.Поклитар модифицированный вариант ТТС, основывался на трех принципиальных положениях:

1) познай характеры людей,

2) найди среди них свой характер и присущие ему склонности и устремления,

3) выбери для себя (сообразно своему характеру) путь в жизни, род занятий и увлечений.

Метод ТТС М.Е.Бурно применяется как способ профилактики вредных привычек (курения, токсикомании, наркомании) (Л.И.Бурчо), в коррекции девиантного поведения подростков (А.В.Лупол).

В одной из Московских школ также применяется вариант ТТС. С пятого класса дети знакомятся с элементами характерологии, изучают характеры Пушкина, Чехова, Лермонтова, других писателей, художников, музыкантов, обнаруживая свое созвучие или несозвучие с ним и с другими людьми.

Грушко Н.В. в своем диссертационном исследовании пришла к выводу, что благодаря методике ТТС подростки лучше понимают себя и своих сверстников. Исследования свидетельствуют о возрастании способности подростков к активной жизни, сознательному выбору методов творческого самовыражения с учетом своей индивидуальности. Метод ТТС эффективен при коррекции трудностей кризиса подросткового возраста и социально-психологической адаптации. Метод ТТС рекомендуется в работе психологов, педагогов для раскрытия личностного и творческого потенциала детей.

Смысл метода Терапии творческим самовыражением заключается в том, чтобы дать возможность каждому ребенку соприкоснуться с собственным творчеством. Чтобы он почувствовал экзистенциальную сопричастность к миру, нашел опору в своей уникальности. Метод ТТС дает возможности для самораскрытия ребенка, почувствовать себя и стать самим собой. С помощью этого метода можно убедить ребенка в том, что он способен создать что-то интересное, и обязательно свое произведение, поверил в себя.

Данный метод позволяет психологу осуществлять коррекционную работу с детьми (в визуальных и вербальных формах ребенок освобождается от внутренних конфликтов).

По большому счету - метод Терапия творческим самовыражением является для подростка тренингом креативности и самопознания, позволяя ему удовлетворять присущую каждому человеку потребность в творчестве и открывая ему путь к себе.

Итак, суть метода ТТС заключается в том, что практически всем людям следует знать хотя бы некоторые основные характерологические варианты, чтобы ориентироваться в себе и в людях, понимать и принимать себя и других такими, какие есть.

И если человек нравственен в своих переживаниях и поступках, то какой бы у него ни был характер, его нужно принять как общественнополезную личность, как товарища по Человечеству (М.Е.Бурно). Изучив самого себя, чем силен, чем слаб, кто есть кто вокруг, от кого что возможно ожидать в определенной ситуации – человек избавит себя от страданий, порожденных полным непониманием людских отношений.

Таким образом, изучив метод ТТС и применив его варианты на интегрированных уроках музыки и психологии, можно с уверенностью констатировать, что каждый кадет будет охвачен “психологическим взглядом”, каждый кадет, изучив основы характерологии и творческого самовыражения, сможет найти выход из трудной жизненной ситуации посредством творческого самовыражения.