В целях формирования психологической компетентности педагогов и развития у них профессиональной рефлексии психолог может проводить с ними моделирующие учебные занятия.
Воспитатели, принимающие на себя роль ребенка, включенного в образовательный процесс, “проживают” его эмоциональные состояния, коммуникативные успехи и неуспехи, интеллектуальное напряжение, произвольную саморегуляцию и т. п.
МОДЕЛИРУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: “Занятие по изготовлению новогодних снежинок в подготовительной группе”.
Цель:
- “проживание” участниками роли обучающегося на занятии в ситуации
- авторитарной модели взаимодействия и в модели сотрудничества.
Задачи:
- на собственном опыте сравнить самочувствие и эмоциональное состояние ребенка в различных моделях взаимодействия воспитателя с детьми;
- выработать принципы, критерии анализа результатов деятельности детей на занятиях;
- определиться в отношении к ошибкам, неуспехам детей на занятиях;
- на собственном опыте убедиться в сложности перекодирования вербального указания в двигательный акт, в моторное действие;
- почувствовать дискомфорт от деятельности в извне заданном ритме и темпе, без учета индивидуальных возможностей и особенностей ребенка.
Материалы, необходимые для проведения моделирующего занятия:
- по 3 листа белой бумаги прямоугольной формы на каждого участника,
- ножницы,
- простые карандаши.
Психолог предлагает воспитателям “поиграть”: принять на себя роль детей подготовительной группы на занятии “Изготовление новогодних снежинок”.
Участникам предлагается определенный алгоритм выполнения заданий в трех вариантах взаимодействия педагога с детьми.
Алгоритм № 1
- “Дети”, вы уже большие, скоро пойдете в школу. Там вам придется быть очень внимательными, хорошо слушать учительницу и выполнять все ее указания точно так, как она скажет. Сегодня на занятии я и проверю, умеете ли вы хорошо слушать, быть внимательными и правильно выполнять задания. Запомните, слушать нужно только меня! Не отвлекаться! С соседом разговаривать нельзя! Ни о чем его не спрашивать, вопросов не задавать, все делать самостоятельно! Меня тоже не переспрашивать, вопросов не задавать, слушать внимательно с первого раза и сосредоточенно работать.
После этого уточняются названия геометрических форм: квадрат, треугольник, прямоугольник, катет, гипотенуза, прямой угол, острый угол, направление к правой и левой руке, диаметр круга.
(В предлагаемом здесь алгоритме несколько завышено содержание знаний, чтобы взрослые смогли “пережить” на собственном опыте трудности, возникающие в процессе обучения у детей).
- “Дети”, сядьте удобно, слушайте внимательно, выполняйте все точно так, как я скажу.
(Указания даются четко, с паузами для выполнения действий основной массой участников, на отстающих внимание не обращается).
- Из прямоугольного листа сделайте квадрат, отрезав лишнюю часть.
- Сложите квадрат пополам.
- А теперь получившийся четырехугольник еще раз пополам.
- В левую руку возьмите угол получившегося малого квадрата, представляющего центр большого квадрата.
- Отрежьте бумагу так, чтобы получился круг диаметром 2 сантиметра.
- Соедините правый верхний угол с левым нижним и отрежьте столько же бумаги.
- Проделайте то же самое с левым верхним углом.
- Разверните большой квадрат и из него сделайте большой треугольник.
- Отогните правый и левый углы треугольника так, чтобы получился малый квадрат.
- Согните его по диагонали.
- Получившийся малый треугольник держите прямым углом к правой руке и на правой стороне треугольника в середине отрежьте бумагу так, чтобы получился круг в два раза больше, чем предыдущие.
- Не разговаривайте. Подпишите снежинку № 1 и отложите ее в сторону.
Алгоритм № 2
Начало инструкции – как и в первом алгоритме. Немного изменяются условия деятельности.
- “Дети”, вы можете сейчас общаться со своим соседом, спрашивать что-то у него, но только не отвлекать. Меня спрашивать нельзя. Делайте вместе, но без моей помощи.
- Из прямоугольника сделайте квадрат, отрезав лишнюю часть.
- Сложите квадрат по диагонали и загладьте линии.
- Сделайте из квадрата большой треугольник.
- Из большого квадрата сделайте малый, еще раз сложив его пополам.
- Держите прямой угол этого треугольника к правой руке и отрежьте верхний правый угол, а затем левый нижний (1см *1см).
- Раскройте большой треугольник и из него сделайте малый квадрат, отгибая правый и левый углы треугольника.
- Согните малый квадрат по диагонали так, чтобы получился маленький треугольник.
- Прямой угол к правой руке отрежьте так, чтобы получился круг диаметром 2 сантиметра.
- Держите этот треугольник прямым (отрезанным) углом вниз и на катете, на левой стороне в середине отрежьте бумагу так, чтобы получился круг диаметром 4 сантиметра.
- На гипотенузе треугольника отрежьте бумагу так, чтобы получился такой же круг, диаметром 4 сантиметра, но ближе к правому верхнему углу треугольника.
- Не разговаривайте. Подпишите снежинку № 2 и отложите ее в сторону.
Алгоритм № 3
- Сейчас мы сделаем еще одну снежинку. Вы будете очень внимательными, но если вам будет что-то непонятно или вы не успеете, вы можете обратиться ко мне, попросить помочь, показать, проверить, правильно ли вы делаете. Можно посоветоваться с друзьями.
Старайтесь сделать все правильно, а если нужно, я к вам подойду и помогу.
Повторяется первый алгоритм задания. Психолог, ведущий моделирующее занятие, учитывает темп деятельности всех участников, дожидается отстающих, показывает, как делать, помогает исправить ошибки. Выбирается положительный эмоциональный настрой и тон, доброжелательное отношение, элементы сотрудничества взрослого и ребенка.
РЕФЛЕКСИЯ
Предполагает анализ моделирующего занятия. Психолог проводит с участниками обсуждение результатов деятельности.
Оценивая правильность узора снежинок, педагоги сравнивают количество успешных работ по всем трем сериям. Как правило, наименьшее количество правильных работ в первой серии. При совместной детской деятельности во второй серии количество ошибок удваивается. В третьей серии – самый высокий процент правильного выполнения задания.
Педагоги делают вывод о том, что положительное эмоциональное состояние, продуктивность деятельности выше при сотрудничестве с педагогом, при его расположенности, доброжелательности, готовности оказать помощь. Участники также отмечают, что контакт со сверстниками не всегда продуктивен, наблюдается увеличение ошибок в работе за счет заимствования их друг у друга.
При направляющем анализе психолога участники моделирующего занятия отмечают, что в поведенческом репертуаре взрослых наблюдаются формы поведения, аналогичные детским: в авторитарном режиме взаимодействия педагога и ребенка последний чувствует себя скованно, неуверенно, не желает показывать всем свою работу.
Рефлексия участников о самочувствии и переживаниях в ходе всех трех серий эксперимента показывает, что в авторитарном режиме взаимодействия при отстутствии возможности работать в своем темпе и ритме возникает неудовлетворение, раздражительность, чувство неполноценности, неуспешности. Анализируя ошибки в своих работах педагоги испытывают дискомфорт, желание превратить занятие в шутку, защититься юмором.
ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОДЕЛИРУЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ
На основе собственных переживаний неуспеха деятельности участники моделирующего занятия приходят к следующим суждениям:
- Ребенок имеет право на ошибку. Учатся на своих ошибках, а не на чужих.
Педагогу необходимо создавать условия для понимания причины ошибки, для поиска путей ее исправления. Ребенок имеет право не выставлять “на показ” свою ошибку.
Это его личный выбор – знать свою ошибку и иметь возможность ее исправить.
Педагог должен с уважением относиться к ошибкам детей.
- Выполнение вербальных указаний, от которых зависит конечный результат деятельности, требует от детей большого напряжения внимания, волевых усилий, так как происходит перекодирование словесного указания в двигательный (моторный) акт. Для этого нужно время. Латентный (скрытый) период двигательной реакции у каждого ребенка индивидуален, поэтому общие ритмы деятельности не всегда уместны для выполнения заданий. Особенно это следует учитывать при анализе результатов всякого рода “словесных диктантов”, широко практикуемых в целях диагностики готовности ребенка к обучению в школе.
- Образец, показ действия требует еще одной перекодировки – пространственной, поэтому “зеркальный” показ может сбить с толку. Ребенку нужно дополнительное время, чтобы осмыслить пространственное положение образца, поэтому подобного рода занятия лучше проводить по подгруппам, с учетом динамических особенностей детей.
- При невыполнении группой задания недопустима критика, обвинения. Необходим поиск причин неудачи, а не “поиск виноватого”.
- Через такую модель-деятельность педагоги получают возможность прочувствовать состояние ребенка. Использование подобных моделирующих занятий с воспитателями необходимо для повышения их психологической компетентности в организации взаимодействия с детьми в дошкольных учреждениях.