Развитие творческого подхода к школьному обучению один из самых разработанных теоретически и самый неразработанный практически вопрос. Трудно найти педагога, который не стремился бы развить в своих учениках не только определенные знания, умения и навыки, но и способность самостоятельно учится, добывая эти знания и на их основе решать творческие задачи которые поставит жизнь.
Вместе с тем в школьных классах часто случаются ситуации, когда сочинения по той или иной теме написаны как будто под копирку: одинаковые выражения, одинаковые мысли, одинаковый сюжет. При рисуночном тестировании (получающим в последние годы большое распространение) много рисунков похожи. Например, при заданных двух волнистых параллельных линиях 80% детей нарисовали змею, задан квадрат – дом, три рядом расположенных овала – чебурашка. На уроках математики дети при возможности решения задачи двумя-тремя способами решают только одним и не всегда более логичным и коротким.
Одной из причин данного явления, называемых психологами, является то, что система обучения в начальной школе, а в последнее время в старшей и подготовительных группах детского сада строится преимущественно на выполнении детьми тренировочных упражнений на закрепление того или иного навыка (в первую очередь это касается уроков математики и языка). И даже на уроках эстетического цикла дети отрабатывают навыки (в программе по рисованию очень много уроков рисования с натуры). Уроки строятся по одному типу: учитель предлагает готовую модель действия, дети решают по преложенной схеме упражнения. Это приводит к тому, что вырабатывается своеобразный штамп при решении того или иного задания и поисковая деятельность свертывается. А при появлении новых типов заданий поиск строится заново.
Данные международной ассоциации психологов при сравнении российских и американских школьников: Российские первоклассники опережают американских сверстников при замерах скорости и гибкости мышления более чем на 20 пунктов (из возможных 100). При переходе в среднее звено эти показатели практически равны. При выходе из школы уже американские дети опережают российских на 25-30 пунктов. Единственный показатель мышления, по которому российские дети опережают американских сверстников это оригинальность мышления. Воплотить оригинальные решения, в какой либо продукт деятельности часто представляется невозможным. Наше мышление настолько привычно к штампам, что любое задание, рассчитанное на нестандартное решение или просто неожиданная просьба, ставит нас в тупик и требует больших затрат времени.
В качестве примера можно привести тест: возьмите карандаш и нарисуйте первое, что придет в голову при словах домик, дерево, цветок, птица. Сравнительный анализ выполнения таких тестов показывает, что 99% рисунков выглядит примерно так: домик – деревенская избушка или детское изображение, дерево – елка, редко береза, цветок – схематичное изображение ромашки, птица – привычная большинству галочка (рис. 1). Неожиданности в этом тесте встречаются в основном в студенческой аудитории: на слове цветок один раз встретился кактус; на слово птица – куриная кормушка. Никогда не встречаются подобные исключения в рисунках детей младшего школьного возраста, хотя при устной беседе после теста дети говорят, что представляли совсем другое, но то, что нарисовано “рисовать проще”, “я знаю, как это рисовать”, “я думал, что так надо” и др.
Рис. 1
Из вышесказанного ясно, что поиск методов развития творчества необходим в ходе всех школьных уроков. С другой стороны недостаточное внимание к отработке навыков также не принесет пользы в дальнейшем обучении. Как найти середину, которая позволит при развитии определенных навыков, не свернуть поисковую деятельность, а расширит ее. Что позволит в дальнейшем самостоятельно осваивать новые навыки, умения и приобретать новые знания.
Одной из возможных форм развития творческого подхода представляется работа с рисунком. Особенно в начальных классах. При дальнейшем обучении методы связанные с рисунком постепенно уступают место вербальным средствам развития мышления.
Представляю вам некоторые результаты работы по данному направлению. Работа проводилась с детьми с 1-го по 4-й класс.
Одним из первых видов работы после продолжительного отбора стала рисование рисунков от 6-9 одинаковых заданных фигур (круг, квадрат и др.).
Первоклассники довольно долго размышляют, ждут подсказки. При диагностическом применении этой методике первоклассники и второклассники рисуют 4-5 интересных рисунков, дальше начинается повтор или, нарисовав несколько рисунков с дорисовыванием, а к остальным придумывают название. Отмечу, что придумывание название требует усилий, особенно там, где название соответствует форме предмета. Рисунки дорисовываются или с наружи контура или внутри, реже встречаются рисунки, где контур заполнен и внутри и с наружи контура.
После проведение диагностического этапа на 3-6 занятиях проводилось рисование, где дети совместно обсуждали, что можно нарисовать от той или иной фигуры. После обсуждения дети наугад доставали листочки, с контурами. Получив листочек, ребенок рисовал фигуры. Если кто-то не справлялся, совместно всей группой обсуждаем, что еще можно нарисовать, а сам ребенок придумывает, как это можно нарисовать. Непременным условием занятия это отсутствие указаний: что надо нарисовать, отсутствие критики или замечаний со стороны педагога, допустимо только высказывание со стороны участников группы: “как бы я справился с этим заданием”. На всех занятиях дети самостоятельно выбирают, как рисовать: простым карандашом или цветными. По мнению большинства психологов, рисование простым карандашом более сложный процесс, отсутствует цветовой выразитель деталей.
После окончания данного этапа появляются картинки, в которых заполняется контур внутри, так и дополнительные детали снаружи контура. Редко, но имеются сюжетные картинки и картинки, где заданный контур уходит на второй план.
Следующим этапом работы стал тест: дорисуй картину от начатой детали. Как диагностическую, эту методику предлагают с разными вариантами многие отечественные и зарубежные психологи. Основа теста – дорисуй начатую картину. Дьяченко предлагает преимущественно закрытые фигуры. У Торранс контуры открытые – параллельные линии прямые и волнистые. Наборы контуров могут быть разными. Считается, что ребенок во 2-3 классе ребенок в течение урока может справиться с 8-10 картинками. Причем рисунки должны быть разными. Общая схема работы с данным видом заданий такая же, как и на предыдущем этапе: диагностика, основная часть, заключительная диагностика. При диагностической подаче ребенок обязательно рисует по всем предложенным контурам за один прием. При использовании в качестве стимульного материала на занятиях ребенок выбирает 4-5 из предложенных контуров. Возможно применение на одном занятии рисование как простыми, так и цветными карандашами. Данная форма отличается от предыдущей тем, что выбор темы и общий рисунок необходимо продумывать до начала рисования. Тогда как на предыдущем этапе новую задумку рисунка можно осуществить в следующем квадрате. По сравнению с предыдущим этапом занятий детей прошу назвать рисунок и объяснить, почему выбрал цветные или простой карандаш. Допускается называние картинки другими детьми, но в сравнении с названием автора.
Оценку рисунков проводим по следующей схеме:
1 уровень – к заданному контуру дорисовываются детали, и он превращается в какой либо знакомый предмет. Этот предмет не является принадлежностью чего-либо, как будто висит в воздухе. В начале работы таких рисунков абсолютное большинство.
2 уровень – дорисовывании деталей более подробное, появляются признаки принадлежности. На этот уровень дети переходят после двух – трех занятий, когда выясняется что в группе очень много похожих рисунков, появляется желание придумать что-то непохожее на других. Помогает этому и то, что со стороны учителя нет критики, а в случае появления оригинального рисунка похвала
3 уровень – появляется простой незамысловатый сюжет, изображение строится вокруг заданного контура. В большинстве рисунков данного уровня рисунок как с наружи, так и внутри заданного контура.
4 уровень – рисунок предметный, но заданная деталь становится второстепенной, уходит на задний план. Рисунки данного уровня для детей 1–2-х классов практически недоступны, очень редки в третьем четвертом классе.
5 уровень – рисунок с развернутым сюжетом. Заданный контур находится на втором плане.
По окончанию работы на данном этапе в диагностических рисунках на класс приходится 4-5 рисунков пятого уровня по отношению ко всем рисункам нарисованным в течение одного урока. Обычно в классах, где не проводилась специальной работы количество рисунков 5 уровня один-два на 100 рисунков, при том, что не более 1/3 рисунков находятся на первом уровне.
Из большого количества рисуночных тестов, предлагаемых специальной литературой для продолжения работы, был отобран тест “Нарисуй картину, используя один вид геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и т.д.)”. Например, треугольный лес, квадратный дом, круглая комната.
Для окончания работы по этому направлению предлагаю рисование картинок к названию. В качестве стимульного материала можно использовать крылатые фразы, клиптограммы или названия незнакомых детям литературных произведений. Для детей это задание оказалось наиболее интересным, но и наиболее сложным.
Встречаются несколько разновидностей рисунков:
– Буквальное понимание слов в названии. Золотые руки – руки, выкрашенные в золотой цвет. Железное слово – слово сделанное из железа.
– Картинки-аллегории. Бегущий грузовик – грузовик с ногами, бегущий по дороге. Веселая компания – пес и кот, играющие на солнце.
– Рисунки, в которых отражен скрытый смысл выражения. Нужно отметить что, такие рисунки появляются у детей, которые самостоятельно читают, вне школьной программы.
Итоги работы:
Дети становятся более раскованными, не боятся высказывать свое мнение. Появляются новые интересные решения в первую очередь, потому что дети перестают панически, боятся ошибок. Дети, успешно прошедшие обучение легче начинают писать сочинения, не боятся высказывать и отстаивать свое мнение.
Литература:
1. Бук. Дж. Тест “Дом, дерево, человек”. Проективная психология, М.2000.
2. Маховер К. “Проективный рисунок человека” М., 1996.
3. Остер Дж., Гоул П. Рисунок в психотерапии. М., 2000.
4. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.
5. Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. С.Пб., 1998.
6. Туник Е.Е. Креативные тесты. С.Пб., 2002.
Приложение