Терапия творческим самовыражением М.Е. Бурно на интегрированных уроках в кадетском корпусе. Создание творческих видеоклипов

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Терапия творчеством – известный психотерапевтический прием.

Терапия искусством на начальном этапе развития отражала представления психоанализа, где продукты творчества человека расценивались как выражение неосознанных процессов психики. Сейчас многие психотерапевты, занимающиеся терапией искусством, продолжают фрейдовские и юнгианские концепции. Однако многие психотерапевты в этой области начали применять терапию творчеством как человеческую, естественную психотерапию. Они предлагают приобщиться к творчеству, окунуться в творческую действительность, чем помогают себе найти себя, обретают счастье и здоровье.

Терапия творческим самовыражением – отечественный психотерапевтический метод. Автором метода Терапии творческим самовыражением является М.Е.Бурно, профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования. Данный метод включает в себя различные методики терапии творчеством, а именно: терапию созданием творческих произведений, творческим общением с природой, с литературой, искусством, терапию творческим коллекционированием, погружением в прошлое, ведением дневника и записных книжек, перепиской, творческими путешествиями, творческим поиском одухотворенности в повседневном. Все эти методики творческим самовыражением способствуют духовному, творческому развитию и служат для того, чтобы люди смогли более активно выражать себя в общественной жизни, приобретать общественно-творческий стиль и образ жизни, наполняться целебным вдохновением и приносить общественную пользу.

Первоначально терапия творческим самовыражением применялась как лечебный прием. Также метод Терапия творческим самовыражением М.Е.Бурно широко применяется и в психопрофилактических формах, для предупреждения нервной патологии и алкоголизации.

Вот уже более 10 лет этот метод применяется и в России и за рубежом не только психотерапевтами, но и психологами и педагогами.

Терапия творческим самовыражением М.Е.Бурно признана общечеловеческой, естественной и жизненной психотерапией, потому что она возвышает, одухотворяет и обращается к духовности личности, будит творческие способности в человеке, раскрывает его резервные возможности. С помощью терпеливых длительных разъяснений и воспитательных воздействий психотерапевт помогает человеку с его душевными трудностями окунуться в творческую деятельность, глубоко освоить богатства духовной материальной культуры, активно приобщиться к художественному творчеству.

В конце 2006 учебного года в Московском казачьем кадетском корпусе им. М.А.Шолохова стартовал учебный интегрированный курс “Психология в музыке”. Этот курс разработан и основан на основе психотерапевтического метода Терапии творческим самовыражением М.Е.Бурно. Курс рассчитан на четыре года. Каждый курс состоит из 34-35 теоретических и практических занятий, которые проходят один раз в неделю с 5 по 8 классы в учебном разделе “Искусство”.

На начальном этапе первые восемь занятий кадеты знакомятся с известными типологическими моделями индивидуальных характеров: К.Г.Юнга, Э.Кречмера, П.Б.Ганнушкина, А.Е.Личко, К.Леонгарда, М.Е.Бурно, А.Лоуэна. Приводятся примеры из области музыки, литературы и живописи.

Следующие 9 занятий кадеты более подробно знакомятся с характерологическими радикалами М.Е.Бурно: сангвиническим (синтонным), напряженно-авторитарным, тревожно-сомневающимся, застенчиво-раздражительным, педантичным, замкнуто-углубленным, демонстративным, неустойчивым и смешанным (мозаичным) характерами.

На оставшихся 17 занятиях кадеты знакомятся с методами творческого самовыражения: создание творческих произведений, творческое общение с природой, творческое общение с литературой, искусством, наукой, творческое коллекционирование, проникновенно-творческое погружение в прошлое, ведение дневника и записных книжек, домашняя переписка, творческое путешествие и творческий поиск одухотворенности в повседневном. Все занятия насыщены примерами из музыки, литературы и живописи.

М.Е.Бурно в своей книге “Терапия творческим самовыражением” (1989) в главе “Конкретные методики терапии творческим самовыражением” в разделе “Терапия созданием творческих произведений” просто, и в то же время трогательно и проникновенно, описал “механизмы” терапевтического фотографирования.

Терапевтический эффект данной методики заключается в том, что человек, прочувствовав по-своему с помощью фотографии окружающий его мир, эмоциональнее и острее привязывается к жизни. С фотоаппаратом в руках человек начинает смотреть на мир по-своему, видеть и выделять созвучные именно ему картины из жизни. Позднее, рассматривая свои фотографии, человек начинает испытывать “вдохновенно-просветленное состояние возвращения к самому себе, что охватывало его во время съемки” (М.Е.Бурно).

Сейчас ХХI век. В нашу жизнь давно вошли кино, телевидение и компьютер.

Взрослые (родители, учителя, ученые) давно заметили, что современные дети значительно отличаются от детей, живших и учившихся 100 лет назад. Время изменилось. Замечено, что современные дети в основном опираются на зрительные впечатления.

К.Станиславский писал, что из всех пяти чувств - зрение наиболее отзывчиво при восприятии впечатлений. Опытные педагоги-новаторы начали использовать естественную склонность детей к зрительным впечатлениям в интересах не только интеллектуального развития, но и духовного.

В рамках интегрированного курса мы решили использовать не только фотоаппарат, но и видеокамеру. Создание творческих видеоклипов и видеороликов может существенно дополнить одну из методик Терапии творческим самовыражением М.Е.Бурно.

Несомненно, создание видеофильмов, видеоклипов и видеороликов – кропотливая работа, требующая не только технических навыков, но и довольно дорогостоящую аппаратуру.

В Московском казачьем кадетском корпусе им. М.А.Шолохова уже работает студия творческого самовыражения. Совместными усилиями участников проекта было сделано несколько видеоклипов.

Видеоклип “Кармен” - это колоритное погружение в ритмы испанской музыки фламенко. В образ цыганки Кармен естественно вжилась учительница словесности Наталия Олеговна. Особенности демонстративного характера помогла воссоздать характер современной Кармен.

“Кадетская мадонна” - это ролик о молодой учительнице истории Елене Васильевне, которая стала победительницей в конкурсе “Учитель года – 2006”.

“Путь к звездам” - так называется видеоклип о киргизском мальчике Эламане, кадете 6 класса, который мечтает стать космонавтом, как и его дядя, недавно побывавшем в космосе. Но из-за проблем, связанных с учебой и поведением, мало кто верит, что мечта Эламана осуществится. Однако после выхода видеоклипа не только одноклассники, но и учителя поверили в его возможности и мечту. А Эламан почувствовал себя более уверенно, у него поднялся уровень самооценки и социальный статус среди одноклассников.

В видеоклипе “Дорога к успеху” показана нелегкая жизнь кадета, который благодаря своему труду и упорству в учебе и ежедневных военно-физических тренировках прокладывает тропинку в свое успешное будущее. Илья – гордость кадетского корпуса. В свои 11 лет Илья на равных общается на английском языке с военным атташе, послом из Индии. Он уверен в своих силах и возможностях.

Клип “Странички кадетской жизни” рассказывает об Александре, который ушел из кадетского корпуса, проучившись один год в 9 классе. Юноша не смог жить по воинскому уставу, соблюдать принципы подчинения и субординации.

“Хозяйка кадетского корпуса” - это повествование о милой женщине Татьяне, на плечах которой держится вся материально-бытовая часть огромного “корабля-города” под название Московский казачий кадетский корпус.

Обеспечением данного проекта занимается кадет 8 класса Рустам. Особенности его синтонного характера, его видение мира и людей, отложили отпечаток на конечный результат всех этих видеоклипов. Видео получилось светлым, мягким и добрым. Рустам мечтает поступить в Военный Университет, чтобы впоследствии стать военным психологом. Участвуя в проектах студии творческого самовыражения, у него появилась возможность глубже познать окружающих людей, прикоснуться к их миру и тайнам души. Все это является стимулом для создания новых творческих работ.

Как уже говорилось выше, создание видеороликов невозможно без специальной аппаратуры и оборудования. Поэтому здесь уместно описать краткие технические характеристики, необходимые для создания творческого видеоклипа.

Видеоролик представляет собой 5-минутный сюжет. В процесс создания видео входят: разработка идеи, написание сценария, сбор видеоматериалов, режиссура, монтаж (наложение музыки, переходов, спецэффектов, титров). Запись производится в системе РАL на кассете формата Mini-DV.

Редактирование видео эффективнее всего производить на компьютере, установив в него соответствующую плату и программное обеспечение. Задействовав мощные вычислительные возможности компьютера можно создать видеостудию даже дома.

Система Pinnacle Systems – мировой лидер в производстве компьютерных систем обработки видео. Система отличается простотой установки и легкостью обучения, удобством использования и функционирования. Комплект Studio DV9 состоит из компьютерной PCI платы ввода-вывода DV-сигнала, DV кабеля для соединения платы с цифровой камерой, CD диска с программным обеспечением под Windows 2000.

Требования к компьютеру должны соответствовать следующим параметрам:

  • процессор от Pentium IY 2,4 МГц
  • оперативная память – 512 Мбайт
  • видеокарта 128 Мбайт
  • программа MPEG 4

Несмотря на то, что процесс составления видеоклипа невозможен без технических средств, нельзя забывать, что творчество заключается в самом человеке. Благодаря творческому началу, заложенному в человеке, получается творческий видеоклип.

Психотерапевтический эффект создания творческих видеоклипов заключается в том, что видеокамера в руках человека становится проводником не только во внешний мир, но и к себе. Так же как при фотографировании, просматривая свой видеофильм, кадр за кадром, человек испытывает “вдохновенно-просветленное состояние возвращения к самому себе, что охватывало его во время съемки” (М.Е.Бурно).

Снимая на видеокамеру, человек всматривается, изучает объект, включается в процесс творчества, творчески самовыражается. А, выбирая музыкальное сопровождение к своему видеоролику, человек получает также сильные эмоциональные ощущения.

Просматривая готовый видеоролик в кругу друзей, участники творческой группы получают удовлетворение не только от проделанной работы, но и от полученного результата. И никто не остается равнодушным, потому что в видеоклипе показаны реальные люди, реальная жизнь, их чувства, переживания, настроения.

Несмотря на то, что кадет отличается от обыкновенно школьника тем, что он носит военную форму, живет по воинскому уставу и наполнен патриотическими чувствами, все равно, кадет – это ребенок, которому хочется сняться в видеофильме, самому снять фильм и даже написать сценарий.

В рамках интегрированного курса “Психология в музыке”, основанного на Терапии творческим самовыражением М.Е.Бурно, каждому кадету дается возможность стать создателем своего фильма, побыть оператором, сценаристом. В течение года каждый кадет имеет возможность запечатлеть на камеру своих друзей и одноклассников, потому что все интегрированные уроки “Психология в музыке” снимаются на видео. В это время у других кадет есть возможность побыть в роли главных героев. Впоследствии, отснятый материал может стать основой сюжета очередного видеоклипа. А так, как на этих интегрированных уроках идет изучение характеров людей и познание своего характера, в конце учебного года вместе с кадетами можно просмотреть все съемки, определив, как снимают и на что обращают внимание кадеты с определенным типом характерологического радикала.

Одновременно просмотр съемок со своим участием несет в себе и психотерапевтическую функцию. Кадеты видят себя в начале учебного года, а потом в конце учебного года. Они изумляются, радуются, приходят в восторг. Вспоминаются интересные случаи, казусы и даже неприятности. Но все позади – двойки за невыученный урок, тихие слезы по маме и по дому, усталость от занятий строевой подготовкой и желание все бросить, уйти в обычную школу, потому что все надоело и “все достали”.

Кадетский корпус… Далекое стало близким. Старое стало новым. Сегодня кадетское образование имеет статус инновационного образования. В кадетском корпусе, начиная с 10 лет, мальчики живут и учатся в условиях, близких к армейским. Как солдаты и офицеры, кадеты постигают военное дело, стойко неся тяготы и трудности ежедневных забот. Перед каждым кадетом стоит задача хорошо учиться, отлично пройти в “коробке” по Красной площади, показать высокие результаты в соревнованиях на спартакиаде, быть ответственным за свои поступки, быть в коллективе и не потерять себя.

Занятия творчеством и возможность творческого самовыражения дают возможность кадетам выйти за рамки недетских забот и тревог. Возможность творческого самовыражения позволяет кадетам прикоснуться к духовной культуре, почерпнуть и напиться целебной силы, наполниться вдохновением, стать сильнее, чтобы в будущем стать защитником Отечества, взяв на себя ответственность за судьбу своей Родины России.

Приложение