Физика
-
Фундаментальные взаимодействия 2008
Материал, объясняющий познание микро-, макро- и мегамира существованием четырех видов фундаментальных взаимодействий. Этапы научного познания, используемые при этом, рассмотрены в приложении к статье. Беречь землю, воздух, воду – главная задача каждого жителя планеты Земля.
-
Базовые физические величины в механике, их измерение и единицы 2008
В методической работе не только рассмотрена метрическая международная система единиц СИ, но и приведены методы измерений и погрешности, возникающие при этом. Кроме физических приборов, предназначенных для разного рода экспериментов и исследований, в приложении «Изучение Вселенной» рассмотрены современные технические устройства, позволяющие не только заглянуть в глубины космоса, но и уловить радиосигналы.
-
Органы чувств как источник информации об окружающем мире 2008
Данную методическую разработку можно использовать как в общеобразовательном классе, так и в классе, где физика является профильным предметом. В работе доказано, что несмотря на ограниченный диапазон восприятия органов чувств, представленных соответствующими рисунками и таблицами, человек сумел определить структуру вещества и понять природу многочисленных эффектов вне этого диапазона.
-
От атомизма и симметрии к термоядерным реакциям Солнца 2008
Обобщение и систематизации имеющихся материалов по этой теме дает не только четкую картину открытия планетарной модели атома, но и объясняет структуру атомного ядра, а также дает характеристику элементарным частицам.
-
Физика в познании вещества, поля, пространства и времени 2008
Представленная методическая разработка включает 10 разделов физики, без знания которых нельзя приступать к изучению основных законов. Любому любознательному человеку, конечно, интересно будет узнать что же изучает физика, и какие законы она использует при этом; что общего между движением планет и паданием тел на Землю; где и как возникает парниковый эффект; почему возникают затмения, если Земля, Луна, Солнце выстроятся по одной прямой и т.д. В работе проведен анализ методических подходов к изучению этой темы, поэтому дополнительные сведения будут полезны и школьникам при подготовке их к занятиям в домашних условиях, и учителям.
-
Открытый урок физики в 8-м классе "Электризация тел. Виды электрических зарядов" 2008
В ходе данного урока реализуется деятельностный подход в обучении. На протяжении всего урока каждый ученик выполняет опыты, на основании которого делают выводы. Достоинствами урока является следующее: все материалы для опытов изготавливаются из бумаги; изучаемый материал фиксируется в виде опорного конспекта; для закрепления используются карточки-задания.
-
Законы И.Ньютона 2008
На данном уроке повторяются формулировки и математические записи законов Ньютона; закрепляются знания, полученные по теме; совершенствуются навыки решения качественных и расчетных задач; развивается логическое мышление.
-
Примерная программа элективного курса по физике 2008
Представлена программа элективного курса по физике.
-
Информационные технологии на уроках физики 2008
В процессе урока вводится понятие "стоячие волны", выясняется процесс их образования, а также вопрос о переносе энергии стоячими волнами. Вводится понятие узлов и пучностей стоячей волны и выводятся формулы их координат. Рассматривается понятие моды колебаний и применение стоячих волн в струнных и духовых музыкальных инструментах. Объяснение материала происходит на фоне демонстрации компьютерной презентации.
-
Внеклассные мероприятия по физике 2008
Внеклассное мероприятие в рамках Декады физики проходит как соревнованиe между командами учащихся с использованием средств мультимедиа.
-
"Атмосферное давление". Урок по организации проектной деятельности. Физика, 7-й класс 2008
Предлагается конспект урока, посвященного проблеме внедрения в школьную образовательную практику так называемого метода проектов.
-
Урок по физике на тему "Удивительный мир фракталов" 2008
Урок физики знакомит с новым направлением в современной физике – фрактальной физикой, способствует повышению познавательного интереса, а так же расширяет кругозор учащихся по данной теме. Урок рекомендуется включать в форме игры для наиболее осознанного восприятия материала.
-
Организация контрольно-оценочной деятельности в старших классах 2008
Введение образовательных стандартов в практику работы школы ставит задачу контроля и оценки достижения требований образовательных стандартов каждым обучающимся. Для того чтобы скорректировать эти знания до итоговой работы, применяется ряд промежуточных самостоятельных работ. На первом этапе предлагаются самостоятельные работы, основанные на представлениях о фактах, понятиях, явлениях, величинах, законах и умении решать расчётные задачи.
-
Творческий проект "Загадочная пирамида" (устройство для предпосевной обработки семян) 2008
Проект "Загадочная пирамида" является уникальным изделием, созданным на уроках технологии в 8-м классе, который может быть использован учителями химии, физики, биологии, математики, технологии для привлечения учащихся к научно-исследовательской деятельности. Изделие просто в изготовлении, не требует дефицитных материалов и особых навыков пользования им. Опытная работа может проводиться даже в домашних условиях. Кроме того, изделие декоративно и может найти применение в качестве сувенира или подарка.
-
Воспитание личности учащегося в процессе обучения решению задач (на примере курса физики) 2008
Личность учащегося можно воспитывать в процессе обучения решению задач (на примере школьного курса физики). Потому-то учителю имеет смысл глубоко изучать личность каждого ученика, ибо такое изучение даст возможность предвидеть, как поступит тот или иной ученик в экстремальной ситуации, оно поможет подлинные причины тех или иных способностей этого ученика и что можно ожидать от него в будущем. Воспитывает и дисциплинирует только такая деятельность, которая заставляет учащегося думать и самостоятельно принимать ответственные решения.
-
Построение диаграмм в Excel 2008
Интегрированное занятие по информатике на тему «Построение диаграмм в MS Excel» для учащихся колледжа показывает методику проведения интегрированного занятия по информатике, физике и БЖД, с использованием активных методов обучения и реализации экологической направленности средствами информационных технологий.
-
Урок-семинар по физике по теме "Законы фотоэффекта и их значение для человека" 2008
Данный урок проводится в классе физико-математического профиля, после изучения темы «Законы фотоэффекта». Изучение каждой темы осуществляется в виде следующей серии занятий: лекция, семинар, практикум решения расчетных и экспериментальных задач, промежуточное тестирование, анализ ошибок и коррекция знаний, зачет, контрольная работа. Учащиеся заранее знакомятся с графиком проведения уроков, что позволяет им качественно готовиться к семинарам и зачетам, так как один из обязательных элементов подготовки - поиск информации в Интернете и ее обработка.
-
Мысленный эксперимент по теме "Архимедова сила" 2008
Спецификой физического научного знания является широчайшее применение в нём различных формально-математических средств. Эти средства помогают оттачивать строгость мышления, однако привычка мыслить только категориями математики может приводить к ошибочному пониманию сущности явлений природы. Выразить сущность процессов природы можно методами теоретического познания. Одним из них является метод мысленного экспериментирования. Метод мысленного экспериментирования рассмотрен на примере решения задач по теме "Архимедова сила".
-
Использование физических моделей при изучени темы "Кинематика" 2008
Предлагается вариант формирования умений и навыков решения физических задач графическим способом с применением электронных таблиц. Проектно-исследовательская работа и умение обосновывать свой вариант решения - один из способов реализации личностного потенциала каждого ребёнка.
-
Бинарный урок в 8-м классе по теме "Функциональные зависимости на уроках алгебры и физики" 2008
Урок нацелен на формирование умений применять полученные знания при решении типичных и нестандартных задач. Урок демонстрирует как теоретические знания по алгебре можно применять при решении расчетных, качественных и экспериментальных задач по физике.
-
Ода Бабе ЕГЭ 2008
В статье рассмотрены преимущества проведения экзаменов в форме ЕГЭ и подняты проблемы, которые необходимо решать для повышения качества обучения физике.
-
Внеклассное мероприятие по физике. Вечер "Всюду физика" 2008
Вечер "Всюду физика" проводится в рамках недели физики в школе для решения комплекса задач по вовлечению школьников в удивительный мир науки.
-
Урок физике в 9-м классе по теме "Закон Ома" 2008
Основная цель урока - установить опытным путём пропорциональную зависимость силы тока от других характеристик электрического тока; сформулировать закон Ома; выяснить графики зависимости силы тока от сопротивления и напряжения.
-
Интегрированный урок (математика + физика) по теме "Производная. Применения производной", 10-й класс 2008
Данный урок носит повторительно-обобщающий характер, рассчитан на два академических часа. Однако, структура предполагает три мини-урока по 30 минут с двумя активными физпаузами. Использование на уроке интерактивного оборудования позволяет повысить информативность, моделировать проблемные ситуации, формировать положительную мотивацию изучения элементарных операций математического анализа.
-
Решение задач геометрической оптики на компьютере 2008
Рассмотрены основные методы расчета хода световых лучей в различных оптических средах на компьютере.
-
Причины ошибок учащихся при изучении явлений природы. Конструирование тестов, направленных на проверку понимания процессов природы 2008
Реальная практика преподносит учителю огромное количество ошибок учеников и всегда существует соблазн сообщить ученикам правильные ответы. Это имитация корректировки мыслительной деятельности учащихся на изученном учебном материале. У каждого ученика свои представления об окружающем мире и причины непонимания или не знания тоже индивидуальны. Предлагаемая технология позволяет преодолеть вместе с учеником стереотипы и предрассудки его мышления.
-
Метод проектов на уроках физики 2008
Неформально усвоить механизм передачи тепла, т.е. ответить на вопрос "Как путешествует энергия?" учащимся 8-го класса поможет метод проектов. Этот метод так же позволяет им самостоятельно ознакомиться с использованием в быту, технике, живой природе видов теплопередачи, развить способности анализировать, обобщать, выделять главное, конструировать, работать с различными информационными источниками и передавать знания сверстникам.
-
Открытый урок по физике (9-й класс) по теме "Звук в природе, музыке, технике" 2008
Для современного преподавателя педагогическая концепция позволяет решать задачи в области преподавания естественно-математического цикла, достигать цели формирования социальной, самодостаточной личности.
-
Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов "Практикум решения задач по физике" 2008
Раздел "Физика". Программа элективного курса "Практикум решения задач по физике" предназначена для учителей, работающих в классах, в которых для изучения физики выделяется два часа в неделю. Темы и их последовательность полностью соответствуют программам по физике для 10–11-х классов общеобразовательных школ. Данная программа ориентирована на применение полученных в классе знаний для решения нестандартных задач, а также помогает в подготовке к сдаче ЕГЭ.
-
Звуковые явления в природе 2008
Представлен конспект урока физики "Звуковые явления в природе" для 9-го медицинского класса. В ходе урока рассматриваются особенности звуковоспроизведения и звуковосприятия в живой природе, а также примеры заболеваний речевого и слухового аппарата у человека.