Программа элективного курса "Физика и экология"

Разделы: Физика


Пояснительная записка

Многие школьники интересуются проблемами, лежащими за пределами школьного учебника. Для заполнения этого пробела следует предложить детям ряд интегрированных курсов, одним из которых можно считать предлагаемый курс.

Основной идеей интегрированных курсов можно считать взаимосвязь физики с другими предметами, такими как биология, химия, астрономия, экология. Особенностью интегрированных курсов для школьников является их адаптация к тому уровню понимания, на которое способен школьник.

Для проверки правильности понимания изучаемого материала рекомендуется сочетать изложение материала с самостоятельной работой учащихся. Для этого можно использовать решение как качественных, так и расчётных задач, выполнение практических и лабораторных работ, участие в исследовательской работе.

Актуальность.

В рамках теории экологического образования выпускник основной школы способен быть творческой личностью, делать выбор из множества альтернатив, беря на себя ответственность за принятое решение. Учитель берёт на себя роль советника, помощника в становлении личности ученика.

Цель курса.

  • расширение кругозора школьников;
  • повышение интереса к изучению законов окружающего мира, способностей человеческого организма и возможностей современной техники;
  • расширение сознания учащихся в области охраны окружающей среды;
  • формирование научного мировоззрения через восприятие целостной картины мира;
  • формирование целостного представления о проблемах экологии на глобальном, региональном и локальном уровнях, а так же нахождение возможных путей их решения.

Возраст слушателей.

Предлагаемый курс рассчитан на школьников девятых классов. Курс не предполагает знаний высшей математики, для выполнения всех, предусмотренных программой заданий, достаточно знания школьной алгебры.

Задачи курса.

Основная учебная задача – дать всестороннее знание об исследуемом предмете. В частности, информационные задачи курса можно сформулировать таким образом:

  • знакомство с методикой проведения исследовательской работы;
  • ыявление источников загрязнения окружающей среды;
  • изучение методик определения загрязнения снежного покрова;
  • знакомство с методикой определения загрязнения воздуха;
  • изучение источников энергии.

Методической задачей курса является его экспериментальная доказательность. Поэтому неотъемлемой частью являются практические работы:

  • проведение экспериментов по определению загрязнения снежного покрова и воздуха;
  • разработка и изготовление фильтров;
  • освоение методик обработки результатов;
  • решение качественных, расчётных и экспериментальных задач.

Мировоззренческая задача – формирование у школьников основ научного метода исследования природы: наблюдение – гипотеза – эксперимент – построение теории.

Предполагаемый результат.

Программа нацелена на овладение учениками методик проведения исследований, поэтому итогом работы может служить реализация поставленных целей и задач, т.е. у учащихся формируется более полная картина экологических проблем и методов их решения. Логичным завершением курса предполагается создание проектов. Завершается курс проведением научной конференции, где все слушатели курса представят свои работы как персональные, так и коллективные.

СОДЕРЖАНИЕ

Курс рассчитан на 17 часов. Содержание программы охватывает перечень вопросов о способах загрязнения окружающей среды, видах энергии, методах борьбы с загрязнением нашей среды обитания. Более глубокое изучение тепловых процессов, источников электроэнергии позволит выяснить, какой вред природе наносится различными источниками энергии. Рассмотреть, как загрязняют воздух автомобили, к чему могут привести выбросы большого количества промышленных предприятий. Подобранный материал предполагает более глубокое и расширенное изучение жизненно-важных для практической деятельности человека вопросов, сопровождаемых интересными демонстрациями и экспериментами.

Теоретические вопросы.

  • проблемы загрязнения окружающей среды;
  • источники загрязнения;
  • изучение различных источников энергии;
  • знакомство с основами проведения эксперимента;
  • знакомство с методикой определения загрязнения снежного покрова;
  • знакомство с методикой определения загрязнения воздуха;
  • знакомство с методами очистки.

Практика.

  • решение качественных задач с экологическим содержанием;
  • решение количественных задач;
  • разбор экспериментальных задач;
  • практическая работа “Культура водопотребления”;
  • практическая работа “Составление экологического паспорта помещения”;
  • практическое занятие по изготовлению фильтров.

Лабораторные работы.

  • анализ качества воды;
  • анализ снеговой воды;
  • изучение загрязнения воздуха автомобилями;
  • изучение шумового загрязнения.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программа нацелена на расширение сознания учащихся и развитие знаний об организации окружающего мира, о единстве живой и неживой природы, формирование научного мировоззрения через восприятие целостной картины мира. Задача состоит в том, чтобы познакомить детей с основными экологическими проблемами нашего времени: загрязнение атмосферы, вод мирового океана, изменение климата Земли, всё расширяющееся радиоактивное загрязнение. Как результат этих процессов происходит ухудшение среды обитания человека, вызывающее его болезни и состояние психологического дискомфорта. В этой ситуации необходим принципиально новый подход к данной проблеме, а именно: воспитание нового отношения к природе, осознание того факта, что человек часть природы и должен изучать законы её развития и функционирования и строить свою деятельность согласно им. Необходимо воспитать осведомлённость о состоянии окружающей среды и овладеть определёнными навыками и методами принятия решения.

Исходя из выше изложенного, учителю отводится роль советника, помощника, консультанта. Основные функции учителя:

  • направляющая (предложение темы и объекта исследования); воспитательная (коррекция работ в группах, создание условий для творческой работы, предоставление возможности самостоятельного поиска);
  • систематизирующая (в период проведения практических работ, учитель наблюдает, направляет, помогает в систематизации полученных данных);
  • образовательная (при обобщении полученных результатов, проводится совместное обсуждение, в результате творческой деятельности даются новые знания).

При работе по данной программе учитель использует разнообразные приёмы и методы: лекции, рассказ, беседа, эксперимент, позволяющий шире осветить теоретический материал. Включение задач с экологическим содержанием, позволяет детям обогатить свои знания в этой области, а именно: познакомиться с проблемой взаимодействия человека с окружающей средой, с основными путями снижения нежелательных последствий этого взаимодействия.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕМА НАГЛЯДНОСТЬ ФОРМА ЗАНЯТИЯ
1. Проблемы загрязнения окружающей среды. Электропроводность солёной воды (зависимость от концентрации), влияние ЛЭП и электромагнитных полей на окружающую среду. Лекция.
2. Источники загрязнения. Задымлённость (папироса, шприц, вата), бытовой мусор, промышленные отходы, радиация, электростанции. Беседа.
3. Изучение различных источников энергии. Анализ преимуществ и недостатков разного вида электростанций (приливных, геотермальных, ГЭС, ТЭС, гелиоэнергетических, ветроустановок, АЭС). Беседа.
4. Решение качественных задач с экологическим содержанием. Подбор задач по разным разделам физики с элементами экологии. Практикум по решению задач.
5. Решение количественных задач. Задачи по расчёту потребления различного вида топлива, по расчёту КПД различных энергоустановок. Практикум по решению задач.
6. Решение экспериментальных задач. Подборка задач по темам: электрический ток, фототок, МКТ. Практикум по решению задач.
7. Знакомство с методикой проведения эксперимента. Постановка цели, знакомство с методикой проведения эксперимента по заданной цели. Лекция.
8. Методика определения загрязнения снежного покрова. Разбивка на зоны, забор проб, фильтрование, анализ воды. Беседа.
9. Определение загрязнения снежного покрова. Разборная металлическая труба, полиэтиленовые пакеты, весы, фильтры, анализаторы. Лабораторная работа.
10. Анализ качества воды. Универсальная индикаторная бумага, дистиллированная вода. Лабораторная работа.
11. Культура водопотребления. Предварительная подготовка (учёт потребляемой дома воды). Практическая работа.  
12. Методика определения загрязнения воздуха. Пылесос, съёмные фильтры, светоанализатор. Лекция.  
13. Изучение загрязнения воздуха автомобилями. Секундомер. Лабораторная работа.  
14. Составление экологического паспорта помещения. Метровая линейка, миллиамперметр, фотоэлемент. Практическая работа.
15. Методы очистки воздуха. Тканевые, водяные фильтры, зелёный лист – природный фильтр. Лекция.
16. Изготовление фильтров. Стеклянные трубки, вата, насос, сосуды с двумя отверстиями, пластиковые трубки. Практическое занятие.
17. Защита творческих работ. Проекты. Конференция.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Демкович В.П. Физические задачи с экологическим содержанием. // Физика в школе № 3, 1991.
  2. Буров В.А. Фронтальные лабораторные занятия по физике. – М.: Просвещение, 1970.
  3. Физика – юным. Книга для внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1980.
  4. Роквелл Дин М. Отбор образцов воздуха. // Байкальская экологическая волна № 2, 1997, с. 19–21.
  5. Ламбрианиди К.А. физика и живая природа. // Физика в школе № 4, 1991.
  6. Загрязнение окружающей среды. // Байкальская экологическая волна №6, 1996.
  7. Пасечник В.В. Экология. Школьный практикум. – М.: Дрофа, 1998.
  8. Фадеева Г.А. Физика и экология. – Волгоград: учитель, 2003.
  9. Покровский С.Ф. Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике. – М.: изд-во академии педагогических наук РСФСР, 1963.