Тема: «Внимание! Опасно! Электричество!»
Цели:
- Воспитательная:
- формировать навыки коллективной работы в сочетании с индивидуальной, способствовать улучшению
- психологического климата в коллективе;
- создавать творческую атмосферу и свободный дух соревнования.
- Образовательная:
- подытожить знания учащихся по теме, закрепить навыки решения расчетных, качественных и экспериментальных задач;
- Развивающая:
- научить применять знания в новой ситуации, способствовать развитию интереса учащегося к предмету, развивать умение четко формулировать свои мысли, логически связывать материал.
Тип урока: урок-игра.
Оснащение урока: портреты ученых (Кулона, Ампера, Вольта, Джоуля) наборы приборов по электричеству
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Опрос и повторение домашнего задания
1) Выбор учащимися пакета с домашним заданием
а) соединить приборы в электрическую цепь, дать
характеристику каждому элементу, входящему в
цепь;
б) раздается набор карточек, на которых
изображены электрические цепи, составить схемы;
в) составить схему из вырезных деталей;
2) Отработка практических навыков
Задание 1. Рассказать о действии электрического тока на организм человека.
Задание 2. Продемонстрировать, как практически нужно действовать при оказании помощи человеку, пострадавшему от электрического тока.
Предметы необходимые для рассказа: установка с проводом, кукла, резиновые башмачки от куклы, резиновые перчатки, деревянная палочка, металлическая палочка, ножницы, кусочек резины.
(Ученик свой рассказ сопровождает демонстрацией, рассказывает об оказании помощи пострадавшему человеку на примере куклы).
III. Работа с классом во время подготовки ответов
Учитель предлагает учащимся поиграть с ним в игру, с выбором оценки и зачитывает условие данной задачи, если ученик справился, то получает выбранную оценку, если нет, то нет.
«Оценка на свой выбор»
На «5»: Металлический чайник,
алюминиевый сосуд соединены проводниками с
гальванометром. В чайник льем воду, в которой
растворено немного соли. При переливании чая
наблюдается возникновение тока. Почему
возникает ток? (Возникает гальванический
элемент)
На «5»: Чем объяснить, что птицы спокойно
и совершенно безнаказанно усаживаются на
провода? (Тело птицы представляет как бы
ответвление цепи. Её сопротивление будет больше,
чем сопротивление участка цепи между ногами
птицы. Поэтому сила тока очень маленькая, но
стоит ей коснуться хвостом, крылом, все, цепь
замыкается.)
На «4»:Зачем при перевозке горючих
жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют
цепь, которая при движении волочиться по земле? (Горючие
жидкости взбалтываются и электролизуются. Чтобы
избежать появления искр и пожара, используют
цепь, которая отводит заряды в землю.)
На «4»: Является ли электрическим током
молния, возникающая между облаком и Землей, между
облаками? (Да)
Учитель: Молния – самое грозное, самое величественное явление природы, самая мощная электрическая сила в природе, созданная льдом и жаром. Она убивает, она калечит, но сам человек так ни когда и не научится контролировать её. Очень долгое время люди занимались изучением этого явления. Её красота, могущество находили свое отражение во многих произведениях.
«Ветер воет. Гром грохочет..
Синим пламенем, пылают, стаи туч над бездной моря
Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит
Точно огненные змеи вьются в море, исчезая,
отраженья этих молний»
М. Горький «Весть о буревестнике»
Задача. СКОЛЬКО СТОИТ МОЛНИЯ? (Задача решается в несколько этапов у доски отдельными учениками)
1. Сила тока линейной молнии равна 10000А, а напряжение 107В.
Продолжительность молнии 0,001 с. Сколько стоит молния?
A = I . U . t = 104A . 107B . 0,001c = 108Дж.
2. Перевод полученного значения в кВт . ч
1кВт . ч = 1000Вт . 3600с = 36 . 105Дж.
А = 108 : (36 . 105) кВт . ч = 28 кВт . ч
3. Сколько у нас стоит 1 кВт . ч электроэнергии? Например 1руб 80 коп, тогда стоимость 1 молнии = 28 . 1,8 = 50 рублей.
На планете одновременно происходит 1800 гроз, каждую секунду бьют примерно 100 молний. За 1 секунду в атмосфере сгорает 50 . 100 = 5 000 рублей. А сколько сгорает за 5 минут?
5000 . 60 = 300 000 руб.
300000 . 5 = 1 500 000 руб.
Существует много тайн связанных с молнией.
- Почему молния бывает длиной 100км и больше, но короче 100м не бывает?
- Почему на теле человека пораженного молнией, сгорело белье, а он сам не пострадал?
- Почему молния сбрила с человека все до последнего волоска на голове,не причинив ему вреда?
- В книге рекордов Гиннеса занесена история
человека, в которого она попадала7 раз в течение 30
лет. Травмы были разной степени. Перед очередной
грозой
у бедняги не выдержали нервы, и он покончил с собой. - Но известны и случаи, когда и после смерти человека, молнии не оставляли своих жертв в покое, продолжали бить в могильные камни.
– И может быть именно вам, удастся разгадать
тайны, которые хранят молнии.
И заканчивая наш урок, я хочу еще раз обратиться к
вам и вместе с вами вспомнить основные правила,
которые помогут нам обезопасить себя, помогут
сохранить наше здоровье.
Важно помнить, что
- Очень опасно одновременно прикасаться двумя руками к неисправленному проводу.
- Очень опасно дотрагиваться до провода, стоя на сырой земле.
- Очень опасно пользоваться неисправленными приборами.
- Очень опасно собирать, разбирать, что-либо в электрических приборах во время работы прибора.
ДОБАВИМ:
- Нельзя включать, выключать электрические приборы мокрыми руками.
- Нельзя засовывать металлическую проволоку в розетки.
- Прежде чем, что-то исправить, нужно отключить прибор.
– Соблюдая эти простые правила, мы с вами будем здоровы, в хорошем настроении и это позволит нам заниматься изучением различных явлений.
IV. Итоги урока
V. Домашнее задание: используя своё воображение нарисовать знаки электричества предупреждающие о опасности.