К уроку в 7-м классе по теме "Сила"

Разделы: Физика


Уважаемые коллеги! Я хочу предложить Вашему вниманию часть презентации по теме “Взаимодействие тел. Сила” для 7-го класса. Она может быть использована учителем как иллюстративный материал при проведении уроков по данной теме. Из-за недостатка предложенного объема публикации предлагаю вашему вниманию часть презентации по темам: “Сила”, “Сложение сил”, “Сила тяжести”, “Сила упругости”, “Измерение сил”.

Цели данных уроков: формирование понятия силы как физической величины, меры воздействия одного тела на другое; знакомство с основными видами сил, их особенностями, отличительными признаками; формирование интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, использовать полученные знания при решении простейших физических задач.

Изучение материала с использованием данной презентации предполагает на каждом уроке постановку проблемы и ее решение при обсуждении с классом той или иной ситуации.

Вопросы, предлагаемые для закрепления целесообразно повторно использовать при опросе на следующем уроке.

Одновременное произнесение вопроса учителем и появление его на экране концентрирует внимание учащегося, включает и зрительный и слуховой механизмы восприятия. Постепенное появление вопросов на экране позволяет обсуждать их столько времени, сколько необходимо для полного понимания, т.е. управление учителем скоростью и ходом презентации позволяет в ходе урока обсуждать даже те вопросы, которые возникают попутно с запланированными.

Использование презентации не исключает проведение фронтальных экспериментальных работ по данной теме, в частности, при обсуждении особенностей веса тела или силы трения.

К уроку “Сила” (презентация “Сила”)

<Слайд №3>

В обычной жизни мы часто произносим слова сила, сильный, с усилием и понимаем друг друга. Но, что же такое “сила”?

Давайте сначала ответим на вопросы:

  • почему тела приходят в движение?
  • почему изменяются их скорости?

А можно ли привести эти тела в такое же движение, но иным способом?

Всегда ли нам важно при рассмотрении движения знать тело, которое приводит данное тело в движение?

<Слайд №4>

Например, наблюдая за спускающейся с горы машиной, мы не задаем себе вопроса: выключены или включены ее двигатели. Нас интересует быстрота ее спуска, характер движения и как она будет двигаться спустившись.

Поэтому воздействие одних тел на другие можно заменить понятием “сила”.  (Анимированный рисунок)

Сила – этот мера воздействия одного тела на другое.

Сила - физическая величина, причина изменения скорости тела.

Измеряется в Ньютонах (гиперссылка на скрытый слайд №6, дающий определение единицы силы 1Н), килоньютонах миллиньютонах и т.д.

1кН=1000Н, 1мН=0,001Н <Слайд №5>

 

<Слайд №7>

Сила имеет направление, поэтому на чертеже ее можно изобразить стрелкой, которая начинается на том теле, на которое действует сила и направлена в сторону действия силы.

Сила обозначается буквой F.

На чертеже сила обозначается буквой F со стрелкой сверху буквы.

<Слайд №8>

От чего зависит результат действия силы?

Давайте вспомним сказку про репку. (Анимированный рисунок)

А что может произойти, если все вместе они не смогут вытянуть репку? Какой лист оторвется?

Значит, результат действия силы зависит от:

  • величины силы,
  • направления силы,
  • точки приложения силы.

<Слайд №9>

Задание.

  • Изобразить на рисунке силу 60Н, действующую на санки,
  • Изобразите силу, с которой парашют поддерживает парашютиста, если она равна 600Н

<Слайд №10>

Закрытый слайд №11 подсказывает алгоритм выполнения задания.

Закрепление.

Вопросы:

  • В чем причина изменения скорости телом?
  • Что такое сила?
  • От чего зависит результат действия силы?
  • Докажите на примерах, что результат действия силы зависит от:
      • точки приложения силы,
      • величины силы,
      • направления силы.
  • В каких единицах измеряется сила?
  • Какой буквой обозначается сила?
  • Как изображается сила на чертеже?

(Любое тело для простоты можно изображать овалом, кругом, прямоугольником.)

<Слайд №12,13>

Изобразите на чертеже

  • подъемную силу вертолета, равную 500Н,
  • силу давления жала осы при укусе 0,000 01Н,

К уроку “Сложение сил” (презентация “Сила”)

Изобразите на чертеже

  • силу тяги двигателя самолета при взлете, равную 40Н,
  • силу давления человека на опору 550Н.

<Слайд №15>

Два мальчика тянут сани, действуя на них силами 10Н и 20Н. изобразите на чертеже эти силы.

  1. Силы действуют в одну сторону.
  2. Силы действуют в разные стороны.

Слайд №16>

(Слайд раскрывается по мере объяснения материала).

— Силы действуют в одну сторону.  — Силы действуют в противоположные стороны

F1=10H F2=20H

В какую сторону и под действием какой силы будут двигаться сани?

А может ли один мальчик тянуть сани так, чтобы они двигались точно также. Какую силу он должен приложить к саням

  1. В первом случае?
  2. Во втором случае?

Изобразите эти силы на чертеже.

<Слайд №16>

Сила, которую вы изобразили, называется равнодействующей.

Сила, которая оказывает на тело такое же действие, как и несколько сил вместе взятых, называется равнодействующей этих сил.

<Слайд №17>

Сформулируйте правило, по которому можно найти равнодействующую двух сил, направленных в одну сторону.

Запишем правило в условных обозначениях. (Равнодействующая сила обозначается R)

Сформулируйте правило, по которому можно найти равнодействующую двух сил, направленных в одну сторону.

Запишем правило в условных обозначениях.

<Слайд №17>

А может ли равнодействующая двух сил быть равной нулю? В каком случае?

Вывод: если силы, действующие на тело равны и противоположны, то равнодействующая сила равна нулю.

Но бывают случаи, когда действующие на тело силы направлены в разные стороны, а результирующая сила все равно равна нулю. (Пример из басни Крылова “Лебедь, рак и щука”).

<Слайд №18>

 К уроку “Сила тяжести” (презентация “Сила”)

  • В чем причина изменения скорости телом?
  • Что такое сила?
  • От чего зависит результат действия силы?
  • Докажите на примерах, что результат действия силы зависит от:
    • точки приложения силы,
    • величины силы,
    • направления силы.
  • В каких единицах измеряется сила?

<Слайд №20>

В 7-ом классе мы с вами не ставим целью изучить природу сил действующих на тела. Наша цель познакомиться с основными видами сил, их свойствами.

Наиболее часто мы с вами вспоминаем такие силы как сила тяжести, сила упругости. Вес тела, сила трения.

Сила тяжести

<Слайд №21>

Мы с вами прекрасно знаем, что все тела притягиваются друг к другу. Это явление называется всемирным тяготением. Из-за него Земля и все планеты двигаются вокруг Солнца, Луна вращается вокруг Земли, планеты и звезды имеют шарообразную форму, у Земли и у других некоторых планет имеется атмосфера, все тела притягиваются к Земле.

(Анимированный рисунок)

Почему тела падают на Землю? Тела притягиваются к Земле.

Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести.

<Слайд №22>

<Слайды №23, 24>

К чему приложена сила тяжести?
Куда она направлена?
Одинаково ли для всех людей понятия “низ”, “верх”?
От чего зависит сила тяжести? Как?

Закрепление

  • Что такое сила?
  • Что такое сила тяжести?
  • Может ли притягиваться данное тело к другим телам?
  • Как называется данное явление?
  • Почему мы не замечаем притяжения к другим телам?
  • Как можно изобразить силу тяжести?
  • На сколько точно выражение: сила тяжести направлена вниз?
  • От чего и как зависит сила тяжести?

<Слайд №25>

К уроку “Сила упругости” (презентация “Сила”)

Почему шар, подвешенный на нити, не падает пока нить не перережут?

<Слайд №27>

Почему книги останавливаются при падении?

(Анимация)

Шар из-за притяжения Земли, стремясь упасть, растягивает нить. Силы притяжения между молекулами увеличиваются, они создают силу, которая препятствует падению шара.

При падении книг на пружину и на стол молекулы пружины и стола сближаются и увеличивается сила отталкивания между молекулами – возникает сила препятствующая дальнейшему движению книг.

Что заставляет двигаться стрелу, выпущенную из лука?
Что заставляет струну гитары колебаться и издавать звук?

<Слайд №28>

Любые изменения формы тела называются деформацией. Если после прекращения действия силы тело практически полностью восстанавливает свою форму, то такие деформации называют упругими.

Силы, возникающие при упругой деформации, называются силами упругости.

<Слайд №29>

<Слайд №29>

Если к пружине подвешивать один за другим одинаковые грузы, то ее удлинение будет увеличиваться пропорционально количеству грузов, т.е. удлинение будет увеличиваться пропорционально приложенной силе, так же будет увеличиваться сила упругости возникающая в пружине.

(Анимация)

Это можно записать так:

Fупр = k/l/ или Fупр = k/x/

Это выражение называется законом Гука.

<Слайд №30>

Сила упругости возникающая при деформации тела прямо пропорциональна деформации тела.

k- Жесткость пружины, она зависит от размеров, формы и материала из которого изготовлено тело.

Закрепление

  • Что такое сила?
  • С какими видами сил вы уже познакомились?
  • Что такое сила тяжести, сила упругости?
  • Что такое деформация тела?
  • В чем особенность силы упругости?
  • Как читается закон Гука?
  • Как он записывается?

<Слайд №31>

1 Жесткость пружины 200Н/м, её удлинение 2см. Чему равна сила упругости пружины? Жесткость пружины 500Н/м, её удлинение 4см. Чему равна сила упругости пружины?
2 Сила упругости пружины 8Н, жесткость пружины 200Н/м. чему равно удлинение пружины? Сила упругости пружины 15Н, жесткость пружины 300Н/м. чему равно удлинение пружины?
3 Сила упругости пружины 40Н, а удлинение пружины 2см. Чему равна жесткость пружины? Сила упругости пружины 200Н, а удлинение пружины 4см. Чему равна жесткость пружины?
4 Силу, действующую на пружину, увеличили в 4 раза. Как изменилось ее удлинение? Удлинение пружины уменьшилось в 5 раз. Как изменилась сила упругости пружины?

<Слайд №32, 33>

Ответы к заданию (скрытый слайд) №34

Презентация

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3