Уважаемые коллеги! Я хочу предложить Вашему вниманию часть презентации по теме “Взаимодействие тел. Сила” для 7-го класса. Она может быть использована учителем как иллюстративный материал при проведении уроков по данной теме. Из-за недостатка предложенного объема публикации предлагаю вашему вниманию часть презентации по темам: “Сила”, “Сложение сил”, “Сила тяжести”, “Сила упругости”, “Измерение сил”.
Цели данных уроков: формирование понятия силы как физической величины, меры воздействия одного тела на другое; знакомство с основными видами сил, их особенностями, отличительными признаками; формирование интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, использовать полученные знания при решении простейших физических задач.
Изучение материала с использованием данной презентации предполагает на каждом уроке постановку проблемы и ее решение при обсуждении с классом той или иной ситуации.
Вопросы, предлагаемые для закрепления целесообразно повторно использовать при опросе на следующем уроке.
Одновременное произнесение вопроса учителем и появление его на экране концентрирует внимание учащегося, включает и зрительный и слуховой механизмы восприятия. Постепенное появление вопросов на экране позволяет обсуждать их столько времени, сколько необходимо для полного понимания, т.е. управление учителем скоростью и ходом презентации позволяет в ходе урока обсуждать даже те вопросы, которые возникают попутно с запланированными.
Использование презентации не исключает проведение фронтальных экспериментальных работ по данной теме, в частности, при обсуждении особенностей веса тела или силы трения.
К уроку “Сила” (презентация “Сила”)
<Слайд №3>
В обычной жизни мы часто произносим слова сила, сильный, с усилием и понимаем друг друга. Но, что же такое “сила”?
Давайте сначала ответим на вопросы:
- почему тела приходят в движение?
- почему изменяются их скорости?
А можно ли привести эти тела в такое же движение, но иным способом?
Всегда ли нам важно при рассмотрении движения знать тело, которое приводит данное тело в движение?
<Слайд №4>
Например, наблюдая за спускающейся с горы машиной, мы не задаем себе вопроса: выключены или включены ее двигатели. Нас интересует быстрота ее спуска, характер движения и как она будет двигаться спустившись.
Поэтому воздействие одних тел на другие можно заменить понятием “сила”. (Анимированный рисунок)
Сила – этот мера воздействия одного тела на другое.
Сила - физическая величина, причина изменения скорости тела.
Измеряется в Ньютонах (гиперссылка на скрытый слайд №6, дающий определение единицы силы 1Н), килоньютонах миллиньютонах и т.д.
1кН=1000Н, 1мН=0,001Н <Слайд №5>
<Слайд №7>
Сила имеет направление, поэтому на чертеже ее можно изобразить стрелкой, которая начинается на том теле, на которое действует сила и направлена в сторону действия силы.
Сила обозначается буквой F.
На чертеже сила обозначается буквой F со стрелкой сверху буквы.
<Слайд №8>
От чего зависит результат действия силы?
Давайте вспомним сказку про репку. (Анимированный рисунок)
А что может произойти, если все вместе они не смогут вытянуть репку? Какой лист оторвется?
Значит, результат действия силы зависит от:
- величины силы,
- направления силы,
- точки приложения силы.
<Слайд №9>
Задание.
- Изобразить на рисунке силу 60Н, действующую на санки,
- Изобразите силу, с которой парашют поддерживает парашютиста, если она равна 600Н
<Слайд №10>
Закрытый слайд №11 подсказывает алгоритм выполнения задания.
Закрепление.
Вопросы:
- В чем причина изменения скорости телом?
- Что такое сила?
- От чего зависит результат действия силы?
- Докажите на примерах, что результат действия силы зависит от:
- точки приложения силы,
- величины силы,
- направления силы.
- В каких единицах измеряется сила?
- Какой буквой обозначается сила?
- Как изображается сила на чертеже?
(Любое тело для простоты можно изображать овалом, кругом, прямоугольником.)
<Слайд №12,13>
Изобразите на чертеже
- подъемную силу вертолета, равную 500Н,
- силу давления жала осы при укусе 0,000 01Н,
К уроку “Сложение сил” (презентация “Сила”)
Изобразите на чертеже
- силу тяги двигателя самолета при взлете, равную 40Н,
- силу давления человека на опору 550Н.
<Слайд №15>
Два мальчика тянут сани, действуя на них силами 10Н и 20Н. изобразите на чертеже эти силы.
- Силы действуют в одну сторону.
- Силы действуют в разные стороны.
Слайд №16>
(Слайд раскрывается по мере объяснения материала).
— Силы действуют в одну сторону. — Силы действуют в противоположные стороны
F1=10H F2=20H
В какую сторону и под действием какой силы будут двигаться сани?
А может ли один мальчик тянуть сани так, чтобы они двигались точно также. Какую силу он должен приложить к саням
- В первом случае?
- Во втором случае?
Изобразите эти силы на чертеже.
<Слайд №16>
Сила, которую вы изобразили, называется равнодействующей.
Сила, которая оказывает на тело такое же действие, как и несколько сил вместе взятых, называется равнодействующей этих сил.
<Слайд №17>
Сформулируйте правило, по которому можно найти равнодействующую двух сил, направленных в одну сторону.
Запишем правило в условных обозначениях. (Равнодействующая сила обозначается R)
Сформулируйте правило, по которому можно найти равнодействующую двух сил, направленных в одну сторону.
Запишем правило в условных обозначениях.
<Слайд №17>
А может ли равнодействующая двух сил быть равной нулю? В каком случае?
Вывод: если силы, действующие на тело равны и противоположны, то равнодействующая сила равна нулю.
Но бывают случаи, когда действующие на тело силы направлены в разные стороны, а результирующая сила все равно равна нулю. (Пример из басни Крылова “Лебедь, рак и щука”).
<Слайд №18>
К уроку “Сила тяжести” (презентация “Сила”)
- В чем причина изменения скорости телом?
- Что такое сила?
- От чего зависит результат действия силы?
- Докажите на примерах, что результат действия силы зависит от:
- точки приложения силы,
- величины силы,
- направления силы.
- В каких единицах измеряется сила?
<Слайд №20>
В 7-ом классе мы с вами не ставим целью изучить природу сил действующих на тела. Наша цель познакомиться с основными видами сил, их свойствами.
Наиболее часто мы с вами вспоминаем такие силы как сила тяжести, сила упругости. Вес тела, сила трения.
Сила тяжести
<Слайд №21>
Мы с вами прекрасно знаем, что все тела притягиваются друг к другу. Это явление называется всемирным тяготением. Из-за него Земля и все планеты двигаются вокруг Солнца, Луна вращается вокруг Земли, планеты и звезды имеют шарообразную форму, у Земли и у других некоторых планет имеется атмосфера, все тела притягиваются к Земле.
(Анимированный рисунок)
Почему тела падают на Землю? Тела притягиваются к Земле.
Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести.
<Слайд №22>
<Слайды №23, 24>
К чему приложена сила тяжести?
Куда она направлена?
Одинаково ли для всех людей понятия “низ”,
“верх”?
От чего зависит сила тяжести? Как?
Закрепление
- Что такое сила?
- Что такое сила тяжести?
- Может ли притягиваться данное тело к другим телам?
- Как называется данное явление?
- Почему мы не замечаем притяжения к другим телам?
- Как можно изобразить силу тяжести?
- На сколько точно выражение: сила тяжести направлена вниз?
- От чего и как зависит сила тяжести?
<Слайд №25>
К уроку “Сила упругости” (презентация “Сила”)
Почему шар, подвешенный на нити, не падает пока нить не перережут?
<Слайд №27>
Почему книги останавливаются при падении?
(Анимация)
Шар из-за притяжения Земли, стремясь упасть, растягивает нить. Силы притяжения между молекулами увеличиваются, они создают силу, которая препятствует падению шара.
При падении книг на пружину и на стол молекулы пружины и стола сближаются и увеличивается сила отталкивания между молекулами – возникает сила препятствующая дальнейшему движению книг.
Что заставляет двигаться стрелу, выпущенную из
лука?
Что заставляет струну гитары колебаться и
издавать звук?
<Слайд №28>
Любые изменения формы тела называются деформацией. Если после прекращения действия силы тело практически полностью восстанавливает свою форму, то такие деформации называют упругими.
Силы, возникающие при упругой деформации, называются силами упругости.
<Слайд №29>
<Слайд №29>
Если к пружине подвешивать один за другим одинаковые грузы, то ее удлинение будет увеличиваться пропорционально количеству грузов, т.е. удлинение будет увеличиваться пропорционально приложенной силе, так же будет увеличиваться сила упругости возникающая в пружине.
(Анимация)
Это можно записать так:
Fупр = k/l/ или Fупр = k/x/
Это выражение называется законом Гука.
<Слайд №30>
Сила упругости возникающая при деформации тела прямо пропорциональна деформации тела.
k- Жесткость пружины, она зависит от размеров, формы и материала из которого изготовлено тело.
Закрепление
- Что такое сила?
- С какими видами сил вы уже познакомились?
- Что такое сила тяжести, сила упругости?
- Что такое деформация тела?
- В чем особенность силы упругости?
- Как читается закон Гука?
- Как он записывается?
<Слайд №31>
1 | Жесткость пружины 200Н/м, её удлинение 2см. Чему равна сила упругости пружины? | Жесткость пружины 500Н/м, её удлинение 4см. Чему равна сила упругости пружины? |
2 | Сила упругости пружины 8Н, жесткость пружины 200Н/м. чему равно удлинение пружины? | Сила упругости пружины 15Н, жесткость пружины 300Н/м. чему равно удлинение пружины? |
3 | Сила упругости пружины 40Н, а удлинение пружины 2см. Чему равна жесткость пружины? | Сила упругости пружины 200Н, а удлинение пружины 4см. Чему равна жесткость пружины? |
4 | Силу, действующую на пружину, увеличили в 4 раза. Как изменилось ее удлинение? | Удлинение пружины уменьшилось в 5 раз. Как изменилась сила упругости пружины? |
<Слайд №32, 33>
Ответы к заданию (скрытый слайд) №34