Современная школа делает попытку повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, создать условия для развития его склонностей и способностей в настоящем и будущем, сделать все, чтобы выпускник школы стал не человеком выучившимся, а человеком-субъектом, которому учиться, мыслить, творчески подходить к окружающей действительности придётся всю жизнь. Поэтому индивидуализация процесса обучения очень актуальна сегодня.
Разноуровневое обучение - один из возможных способов решения проблемы индивидуализации в обучении. В основу решения этой проблемы должна быть поставлена идея выбора самим учащимся уровня сложности выполняемых заданий. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для такого выбора.
Для развития учеников необходимо предусмотреть каждому ситуацию успеха; нужно предлагать такие задачи и задания, с которыми ребенок наверняка справится и почувствует себя победителем. Это можно реализовать при помощи разноуровневого дидактического материала.
Проверка и оценка знаний – очень важная процедура получения информации об учебной деятельности ученика, о ее результатах. Это обратная связь ученик – учитель. Любой класс представляет собой группу детей с очень неоднородным уровнем способностей, мотивов обучения, возможностей, жизненных целей. Поэтому система контроля должна быть разноуровневая.
На уроке систематически использую задания на выбор уровней сложности (это касается самостоятельных, контрольных заданий). Все ученики работают в одинаковых условиях. Ребята учатся делать выбор заданий сами в пределах своих возможностей. Таким образом развивается самостоятельность и самоконтроль, ученики сами прогнозируют результат выполнения проверочной работы, уходит тревожность, боязнь плохой отметки. Такая деятельность, при которой можно выполнить задание на выбор, доступное в зоне ближайшего развития, захватывает всю личность, развивает стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства - удовлетворение от сделанной работы, повышается мотивация к учебе.
Представленный урок поводится в форме интенсивного практикума по решению задач.
Если предложить учащимся для решения не четыре – шесть задач, а восемь – двенадцать – двадцать, но без вычислений, без подробной записи данных, то заостряется внимание и усилия школьников на анализе явлений, процессов, на логике поиска решений в течение всего урока. При определенной организации различных этапов занятия (усиленная наглядность материала, доступность изложения, постепенная нарастающая сложность задач, предварительная подготовка по изучению или повторению законов, определений и основных понятий и так далее) получается своеобразный эффект “погружения” в физику. Задачи при этом необходимо специально подбирать так, чтобы при резком различии и многообразии ситуаций в них присутствовали аналогичные структурные элементы физического знания, использовались типичные логические цепочки при анализе решений. Не отвлекаясь на вычисления, большая часть учащихся, действительно, на таком уроке активнее включается в процесс обсуждения логики построения решений, глубже проникается ими. В результате на последующих уроках они так же сохраняют большую интенсивность работы при решении задач, лучше усваивают теоретический материал.
Задачи в физике позволяют: многократно “прокручивать” тему посредством задач; проверить понимание учащимися физической сущности явлений; проконтролировать усвоение материала; оценить качество знаний учащихся.
Регулярное решение разноуровневых задач способствует развитию учеников в индивидуальном темпе: кто-то спокойно решает начальный и средний уровень, кто-то, по своему желанию преодолевая большую степень сложности задач, достигает правильного выполнения высокого уровня заданий.
Задачи урока.
Для ученика | Для учителя. |
Обучающие. | Обучающие. |
а) осознать законы Ньютона, закрепить
теоретические знания о силах; б) закрепить применение знаний на практике для решения задач: стандартных и нестандартных; в) научиться оценивать свои возможности, знания, делать выбор. |
а) организовать процесс решения
разноуровневых задач на движение под действием
нескольких сил по нарастающей сложности задач; б) активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся с помощью проблемных ситуаций, ситуаций конкуренции, ситуаций успеха; в) проверить и оценить знания учащихся. |
Развивающие | Развивающие |
а) развивать умение представлять словесную информацию в графическом и алгебраическом виде. | а) развивать умение анализировать,
сравнивать; б) развивать умение обобщать и систематизировать; в) развивать умение разрешать проблемы. |
Воспитывающие | Воспитывающие |
а) воспитывать уверенность в
своих силах; б) воспитывать в себе “не боязнь” физических задач; в) воспитывать адекватность в оценке своих знаний. |
а) воспитывать умение отстаивать свою
точку зрения б) воспитывать умение говорить, слушать, спорить; б) воспитывать умение интенсивно трудиться умственно. |
Оборудование.
1. Интерактивная доска, мультимедийный проектор, ПК.
Дидактический материал.
1. Раздаточный материал.
2. Л.А.Кирик. Физика - 9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2004. – 176 с.
1. Актуализация знаний (2 мин)
Форма работы: фронтальная.
Мы изучили большую и важную тему “Силы в природе и движения тел”, позволяющую объяснять огромный класс механических явлений. Что же осталось в головах? Совместными усилиями постараемся оценить и проконтролировать наши знания. Отметку будем копить на протяжении всего урока. Итак, освежим наши знания. Каждый правильный ответ - 0,5 балла.
Вопрос 1: Какая теоретическая база позволяет описать движение тел?
Вопрос 2. Суть первого закона Ньютона? Запишете закон в векторном виде.
Вопрос 3. Суть второго закона Ньютона? Запишете закон в векторном виде.
Вопрос 4. Суть третьего закона Ньютона? Запишете закон в векторном виде.
Вопрос 5. Можно ли складывать силы по третьему закону? Почему?
Максимальный итог: 2,5 балла, 0,5 балла за ответ.
2. Физический диктант с взаимопроверкой (7 мин).
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Задачи соответствуют начальному уровню. Каждая задача оценивается по 0,5 балла. Два ученика по желанию могут не писать диктант, а выполнить задачи достаточного уровня на доске. Их максимальный итог по 5 баллов.
Варианты диктанта демонстрируются на интерактивной доске. Они заранее внесены в ПК.
Диктант.
1. Изобразите силы, действующие по второму закону Ньютона на автомобиль при торможении и разгоне. Укажите направления ускорений.
2. Изобразите силы, действующие по второму закону Ньютона (1 вариант) и по третьему закону Ньютона (2 вариант) на тело, находящееся в лифте.
3. Изобразите силы, действующие по второму закону Ньютона на грузы. Укажите направления ускорений.
4. Изобразите силы, действующие по третьему закону Ньютона (1 вариант) и по второму закону Ньютона (2 вариант) на санки, съезжающие с горки.
По окончании диктанта ученики обмениваются листами с соседями. К интерактивной доске выходят желающие, чертят необходимые силы. Приложение 1. Остальные ученики проверяют, ставя за верные ответы 0,5 балла, суммируют результат (максимальный балл - 2). Передают листы вперед. Отвечающие у доски получают еще по 1 баллу. Максимальный итог: 3 балла.
3. Самостоятельная работа с разбором (12мин).
Форма работы: индивидуальная, социализация знаний.
Во время диктанта и его проверки два ученика по желанию на доске выполняют задачи достаточного уровня. Максимальный итог: 5 баллов.
1. Достаточный уровень, №2, стр. 82, задачник Л.А.Кирика (номера вынесены на доску).
Автобус массой 10 т, трогаясь с места, приобрел на пути 50 м скорость10 м/с. Найдите коэффициент трения, если сила тяги 14 кН.
Краткое решение:
Ответ: 0,04
2. Достаточный уровень, №2 (Б), стр. 66, задачник Л.А.Кирика ( номера вынесены на доску).
Ракета поднимается вверх с ускорением а = 3g. Каков вес тела массой 10 кг? Какая сила тяжести действует на тело, вблизи поверхности земли?
Краткое решение:
используя 2 и 3 законы Ньютона, получаем
Р = mg + mа; : Р = 400Н;
F = mg; : F = 100Н
Ответ: 400Н, 100 Н.
По окончании работы, эти ученики поясняют свои задачи(2 мин). Стирают задачи. Садятся. Дается самостоятельная работа с похожими задачами (номера вынесены на доску). Первые три правильных решения оцениваются. Средний уровень: 4 балла, достаточный: 5 баллов. Сделать одну или две задачи. Во время работы учитель дает индивидуальные консультации.
3. Самостоятельная работа.
Задачи среднего уровня на отметку “4”.
Средний уровень №4, стр.82 (1 тип).
При каком ускорении разорвется трос при подъеме груза массой 500 кг, если максимальная сила натяжения, которую выдерживает трос не разрываясь, равна 15 кН?
Краткое решение:
a = (F - mg) /m
a = (15000-5000)/500 = 20 м/с?
Ответ: 20 м/с?
Достаточный уровень №1(б), стр.66 (2 тип).
Космическая ракета при старте с Земли движется вертикально вверх с ускорением 20 м/с?. Найти вес космонавта в кабине, если его масса 90 кг?
Краткое решение:
Р = mg + mа;
Р = 900*30 = 2700 Н
Ответ: 2700 Н.
Задачи достаточного уровня на отметку “5”.
Достаточный уровень №7, стр.83 (1 тип).
По горизонтальной плоскости движется груз массой 10 кг под действием силы 50 Н, направленной под углом 60? к горизонту. Определить ускорение груза. С какой силой груз давит на плоскость? Трением между грузом и плоскостью пренебречь.
Краткое решение:
a = (Fcos? ) /m; a = 50 0,5 / 10 = 2,5 м/с?;
Ответ: 2, 5 м/с2, 56,5Н.
Достаточный уровень №4(Б), стр.67 (2 тип).
Парашютист, достигнув в затяжном прыжке скорости 55 м/с, раскрыл парашют, после чего за 2 с его скорость уменьшилась до 5 м/с. Найти вес парашютиста во время торможения, если его масса 80 кг.
Краткое решение:
Р = mg + mv/t; :
Р = 80( 10+(55-5) / 2) = 2800Н
Ответ: 2800Н (сложность задачи – понять направление ускорения).
4. Самостоятельная работа с показом и комментарием (10 мин).
Форма работы: фронтальная, затем индивидуальная.
Во время предыдущей самостоятельной работы на доске один ученик решает задачу на движение тела по наклонной плоскости. По окончании первой работы ученики комментируют решение задачи на доске, задают вопросы, видят четкое решение, обращают внимание на оформление.
Достаточный уровень №2, стр.92.
С вершины наклонной плоскости, имеющей длину 10 м и высоту 5 м, начинает двигаться без начальной скорости тело. Какое время будет продолжаться движение до основания наклонной плоскости? Какую скорость будет иметь тело в конце спуска? Коэффициент трения между телом и плоскостью 0,2.
Краткое решение:
Ответ: 2,5c.
Затем дается самостоятельная работы с похожими задачами (номера вынесены на доску).
Задачи среднего уровня на отметку “4”.
Средний уровень №5, стр.92
С каким ускорением скользит брусок вниз по наклонной плоскости с углом наклона 30? при коэффициенте трения 0,2?
Краткое решение:
Ответ: 3,2 м/с?.
Задачи достаточного уровня на отметку “5”.
Достаточный уровень №8, стр.93.
Определите путь, пройденный телом массой 1 кг за 0,2 с, если коэффициент трения равен 0,1. Масса второго тела 6 кг, угол наклона плоскости 30?.
Краткое решение:
Ответ: 15,4 см.
5. Задачи “Найди ошибку” (6 мин).
Форма работы: фронтальная c использованием интерактивной доски.
Мы с вами решили различные типы задач, начиная от движения по горизонтали и заканчивая движением по наклонной плоскости. Вы показали хорошие знания. Но пока вы решали, ошибались, а я искала ошибки. Предлагаю поменяться ролями: теперь я буду ошибаться, а вы - искать ошибки. Посмотрите на эти задачи (интерактивная доска). Мне кажется, что в них закрались ошибки. Выходим по желанию к доске, красным исправляем ошибки. Каждая найденная ошибка оценивается в 0,5 балла. (Ребята выходят к доске по желанию, исправляют все ошибки красным маркером, объясняют, почему они не согласны с предложенными изображениями сил).
6. Итоги. Отметки(1 мин). (суммируются баллы за урок, объявляются отметки).
7. Задание на дом (1-2). Средний уровень №6, стр.69; достаточный уровень №5, стр.69; средний уровень №8, стр.92; средний уровень №8, стр.96; достаточный уровень №7, стр.97 из пособия Л.А.Кирик “Физика-9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы”.