Влияние атомной энергетики на жизнедеятельность человека и окружающую среду

Разделы: Физика


Актуальность проекта.

Сегодня при изучении физики, в частности темы Ядерная физика, обучение проводится лишь на информационном уровне. При формировании личностных качеств не используется гуманистический, эстетический, гуманитарный потенциал физики. Включение в программу физики вопросов, связанных с влиянием атомной энергии на окружающую среду позволит учащимся увидеть плюсы и минусы атомной энергетики, продвинуться по пути познания предмета, лучше понять его.

Презентация.

Предназначение проекта (Слайд № 1).

Предлагаю изучать материал по данной теме через использование деятельностного подхода на уроке, в форме ролевой игры.

Только во время деятельности происходит:

  • углубленное понимание темы раздела, через разностороннее раскрытие данной проблемы;
  • формирование гражданской позиции учащихся;
  • раскрытие межпредметных связей, что помогает заинтересовать учащихся

Цели:

  1. Формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся, через изучение материала по атомной физике, с помощью учебного проекта
  2. Создание в представлении учащихся целостной картины мира
  3. Воспитание гражданской позиции.
  4. Создание условий для решения поставленной проблемы

Задачи:

  • научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации, с использованием различных источников: компьютерных баз данных, библиотек, справочников;
  • научить учащихся обмениваться информацией, поддерживать разговор, умению изложить свою тему и развить её, умению выразить свою точку зрения и обосновать её;
  • научить детей работать индивидуально, в парах, в группах по теме проекта;
  • овладеть методом прогнозирования;
  • развить чувство ответственности за порученное дело;
  • развитие и удовлетворение познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации;
  • совершенствование общеучебных, специальных умений и навыков в ходе выполнения программы курса,
  • осознанный выбор здорового образа жизни

Ожидаемый результат.

  1. В ходе изучения данной темы учащиеся смогут увидеть не только отрицательные стороны атомной энергетики, но и положительные стороны, связанные с большим практическим применением в медицине, военном деле, промышленности…;
  2. Формирование Ключевых компетентностей, через деятельностный характер обучения

 Этапы проекта.

Деятельность на данном этапе
1. Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта.

Выбор темы проекта, его типа и количества участников.

Продумывание учителем возможных вариантов проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя. Уместна мозговая атака.

2. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов.

Распределение задач по группам.

3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время.

Обсуждение методов исследования, поиска информации, методов обработки информации, творческих решений.

4. Исследовательская деятельность учащихся.

Самостоятельная работа учащихся по индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

Проведение промежуточных обсуждений полученных данных в группах.

5. Защита, оппонирование проектов.

Коллективное обсуждение, экспертиза, объявление результатов внешней оценки, формулировка выводов.

Этапы занятия.

I этап - организационный (установка на работу):

  • Знакомство с планом занятия
  • Постановка проблемы
  • Распределение учащихся в группы по ролям.

II этап - деятельностный (самоопределение учащихся, список групп)

  • Распределение учащихся по ролям в группах
  • Работа учащихся над поставленной задачей (выбор плюсов и минусов по данному вопросу)

III этап - обработка результатов (работа в группах)

  • Обсуждение в группе, составление конспекта
  • Выполнение отчета, создание презентации

IV этап - выступление и защита своей работы

  • общее заседание: доклады, обсуждение, итоговая сборка материала

Материалы к уроку

Группы рассаживаются за компьютеры, выбирают одно из направлений и работают по предложенному маршруту:

  • выберите направление (слайд №14 приложение 1)
  • перейдите по гиперссылке на нужный вам слайд
  • ответьте на предложенные вопросы с подсказками (работайте по стрелке)
  • воспользуйтесь источником информации (слайд №28, приложение 1), где вы найдете всю необходимую информацию – литературу, Интернет-ресурсы, фото и слайды…
  • приготовьте выступление (презентацию, доклад), в котором отразите плюсы и минусы атомной энергетики

1. Название групп:

  • Медработники
  • Военные
  • Экологи
  • Физики – энергетики
  • Экономисты…

Ответить на предложенные вопросы (каждой группе подбираются вопросы)

Вопросы группе – военных: (Примерные вопросы)

Вам предлагается три вопроса, при правильном ответе вы автоматически допускаетесь к следующему этапу

Какая бомба имеет больший разрушительный эффект: атомная или термоядерная? (подсказка - вспомните, какая реакция имеет больший энергетический выход)

  • АТОМНАЯ
  • ТЕРМОЯДЕРНАЯ

Что опаснее при взрыве атомной бомбы: световая вспышка или ударная волна?

  • УДАРНАЯ ВОЛНА
  • СВЕТОВАЯ ВСПЫШКА

Назовите два первых города в мире, подвергшихся атомной бомбардировке

  • ТОКИО, БЕРЛИН
  • ХЕРОСИМА, ТОКИО
  • НАГАСАКИ, ХЕРОСИМА

Вопросы группе – медиков:

Вам предлагается три вопроса, при правильном ответе вы автоматически допускаетесь к следующему этапу

Какое из радиоактивных излучений является самым опасным для человека?

Вспомните, какой вид радиоактивности является самым проникающим…)

  • АЛЬФА
  • БЕТТА
  • ГАММА

Какова максимально-допустимая доза радиоактивного облучения для человека?

  • 150mР
  • 25 Р
  • 8 кР

Какой радиоактивный элемент (изотоп) применяется в лечебных целях санатория “Белокуриха”? (подсказка - лечебную процедуру в этом санатории называют: “радоновые ванны”)

  • U239
  • Pb
  • Rn

Вопросы группе – экологов:

Вам предлагается три вопроса, при правильном ответе вы автоматически допускаетесь к следующему этапу

Какая временная характеристика радиоактивных элементов (изотопов) делает некоторые из них наиболее опасными для здоровья и жизни человека на зараженных территориях?

  • ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР
  • ВАЛЕНТНОСТЬ
  • ПЕРИОД ПОЛУРАСПАДА

Опасна ли для здоровья человека вода из 2 контура охлаждения водо-водяного реактора? (подсказка - вода в данном контуре не контактирует с радиоактивными элементами…)

  • НЕТ
  • ДА

От какого вида радиоактивного излучения легче защититься: альфа или бетта?

(подсказка - путь альфа частицам преграждает лист бумаги, а бетта частицы могут сдерживаться алюминиевой фольгой…)

  • АЛЬФА
  • БЕТТА

Вопросы группе – физиков:

Вам предлагается три вопроса, при правильном ответе вы автоматически допускаетесь к следующему этапу

Какой химический элемент является конечным в цепочке ядерных превращений в атомных реакторах г. Железногорска? (подсказка - при производстве определенных видов ядерного оружия используется плутоний, получаемый как конечный продукт работы ядерного реактора…)

  • ПЛУТОНИЙ
  • ВОДОРОД
  • УРАН 238

Какой элемент ядерного реактора позволяет регулировать интенсивность протекания цепной реакции в реакторе? ( подсказка - это устройство улавливает быстрые нейтроны, так необходимые для протекания цепной реакции в реакторе…)

  • ВОДА В ПЕРВОМ КОНТУРЕ ОХЛАЖДЕНИЯ
  • ПАРОГЕНЕРАТОР
  • СТЕРЖНИ, ПОГЛАЩАЮЩИЕ НЕЙТРОНЫ

Какой показатель (процесса цепной реакции) воздействуют управляющие стержни в атомном реакторе?

  • КОЭФФИЦИЕНТ РАЗМНОЖЕНИЯ НЕЙТРОНОВ
  • ТЕМПЕРАТУРУ
  • МАССУ

Источники информации.

(учитель делает подборку материала для каждой группы и для всех групп.)

Кто. Где Медики Военные Экологи Физики-энергетики Для всех групп
Компьютер М1 В1 Э1 У1  
Учебник М2 В2 Э2 У2  
Дополнительная литература М3 В3 Э3 У3  
Видео М4 В4 Э4 У4  
Слайды, фото М5 В5 Э5 У5  

Заключение.

1. Методические рекомендации.

  1. Данный проект рекомендуется для применения в старших классах общеобразовательных учреждений.
  2. Для реализации потребуется следующее оснащение кабинета:
  3. Компьютер (по количеству групп, образованных в ходе занятия) с подключенной сетью;
  4. Обучающие программы по физике (“Живая физика”, “Физика 1-С”, “Открытая физика”, “Энциклопедия по физике (Кирилла и Мефодия)”);
  5. Проектор для демонстрации отчетов учащихся в виде презентаций;
  6. Видеомагнитофон и телевизор.

2. Используемые ресурсы.

  1. http://nuclphys.sinp.msu.ru/radiation/soderganie.htm
  2. http://www.bellona.no/ru/international/russia/nuke_industry/siberia/seversk/29165.html
  3. http://www.machaon.ru/atomsec/cap1.html#1.2.1
  4. http://bluesbag6.narod.ru/
  5. http://bluesbag6.narod.ru/index10.html
  6. http://bluesbag7.narod.ru
  7. http://bestworks.irkutsk.fio.ru
  8. http://www.wdcb.ru/mining/book/content.html
  9. http://www.nvnpp.vrn.ru/ru_win/about/advantages.html
  10. Видеофильм “урановый город”, 2004 г.
  11. Видеофильм “Чернобыль”, 1998 г.

3. Используемая литература.

учебники

  1. Физика – 11, авторы: Мякишев, Буховцев, Соцкий. стр.192-207
  2. Касьянов В.А. Физика 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., ДРОФА, 2003

Дополнительная литература

  1. Журнал “Техника молодежи ” №5 1987г.
  2. “Чернобыльская хроника” авт…………
  3. Журнал “Квант” № 3 1975г.
  4. Алексахин Р.М, Крышев И.И, Фесенко С.В, Санжарова Н.И."Радиоэкологические проблемы ядерной энергетики", Атомная энергия, том 68, вып. 5, май 1990 г.
  5. Бадев В.В, Егоров Ю.А, Казаков С.В."Охрана окружающей среды при эксплуатации АЭС", Москва, Энергоатомиздат, 1990 г.
  6. Букринский А.М, Сидоренко В.А, и др "Безопасность атомных станций и ее государственное регулирование",Атомная энергия, том 68, вып. 5, май 1990 г.
  7. Публикация МКРЗ N 26, "Радиационная защита", Москва, Атомиздат, 1978 г.
  8. Гуськова А.К., Надежина Н.М., Барабанова А.В. и др. Медицинские аспекты аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Материалы научной конференции. Киев 11-13 мая, 1988 г. – Киев: Здоровье, 1988, С. 143-153.
  9. Гуськова А.К., Баранов А.Е., Барабанова А.В. и др. Острые эффекты облучения у пострадавших при аварии на Чернобыльской АЭС. // Медицинская радиология. 1987, № 2, С. 3-18.
  10. Хрущ В.Т., Гаврилин Ю.И., Константинов Ю.А. и др. Медицинские аспекты аварии на Чернобыльской АЭС // Медицинская радиология. 1987, № 2, С. 77-87.
  11. Керим-Маркус И.Б. Особенности лучевого канцерогенеза у человека при малых дозах и малой мощности дозы. // Радиационная биология. Радиоэкология. 1998, Т. 38, в. 5, С. 673-683.
  12. Василенко И.Я., Василенко О.И. Радиационный риск при облучении в малых дозах ничтожно мал. // Бюллетень по атомной энергии. 2001, декабрь, С. 34-37.
  13. Булдаков Л.А. Радиоактивные вещества и человек. М.: Энергоатомиздат. 1990, 160 с.
  14. Медицинская газета. 1999, 2 апреля, № 25.
  15. Резолюция третьей Международной конференции “Медицинские последствия Чернобыльской катастрофы: Итоги 15-летних исследований” РЧ 31 (482) 23-29 августа 2001 г.
  16. Василенко И.Я. Изолированные и сочетанные поражения продуктами деления урана и плутония. // Медицина экстремальных ситуаций. 2000, 4 (7), С 5-10.