Актуальность проекта.
Сегодня при изучении физики, в частности темы Ядерная физика, обучение проводится лишь на информационном уровне. При формировании личностных качеств не используется гуманистический, эстетический, гуманитарный потенциал физики. Включение в программу физики вопросов, связанных с влиянием атомной энергии на окружающую среду позволит учащимся увидеть плюсы и минусы атомной энергетики, продвинуться по пути познания предмета, лучше понять его.
Предназначение проекта (Слайд № 1).
Предлагаю изучать материал по данной теме через использование деятельностного подхода на уроке, в форме ролевой игры.
Только во время деятельности происходит:
- углубленное понимание темы раздела, через разностороннее раскрытие данной проблемы;
- формирование гражданской позиции учащихся;
- раскрытие межпредметных связей, что помогает заинтересовать учащихся
Цели:
- Формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся, через изучение материала по атомной физике, с помощью учебного проекта
- Создание в представлении учащихся целостной картины мира
- Воспитание гражданской позиции.
- Создание условий для решения поставленной проблемы
Задачи:
- научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации, с использованием различных источников: компьютерных баз данных, библиотек, справочников;
- научить учащихся обмениваться информацией, поддерживать разговор, умению изложить свою тему и развить её, умению выразить свою точку зрения и обосновать её;
- научить детей работать индивидуально, в парах, в группах по теме проекта;
- овладеть методом прогнозирования;
- развить чувство ответственности за порученное дело;
- развитие и удовлетворение познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации;
- совершенствование общеучебных, специальных умений и навыков в ходе выполнения программы курса,
- осознанный выбор здорового образа жизни
Ожидаемый результат.
- В ходе изучения данной темы учащиеся смогут увидеть не только отрицательные стороны атомной энергетики, но и положительные стороны, связанные с большим практическим применением в медицине, военном деле, промышленности…;
- Формирование Ключевых компетентностей, через деятельностный характер обучения
Этапы проекта.
№ | Деятельность на данном этапе |
1. | Выбор и обсуждение главной идеи
будущего проекта. Выбор темы проекта, его типа и количества участников. Продумывание учителем возможных вариантов проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя. Уместна мозговая атака. |
2. | Структурирование проекта с выделением
подзадач для определенных групп учащихся, подбор
необходимых материалов. Распределение задач по группам. |
3. | Обсуждение методических аспектов и
организация работы учащихся на уроке и во
внеурочное время. Обсуждение методов исследования, поиска информации, методов обработки информации, творческих решений. |
4. | Исследовательская деятельность
учащихся. Самостоятельная работа учащихся по индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. Проведение промежуточных обсуждений полученных данных в группах. |
5. | Защита, оппонирование проектов. Коллективное обсуждение, экспертиза, объявление результатов внешней оценки, формулировка выводов. |
Этапы занятия.
I этап - организационный (установка на работу):
- Знакомство с планом занятия
- Постановка проблемы
- Распределение учащихся в группы по ролям.
II этап - деятельностный (самоопределение учащихся, список групп)
- Распределение учащихся по ролям в группах
- Работа учащихся над поставленной задачей (выбор плюсов и минусов по данному вопросу)
III этап - обработка результатов (работа в группах)
- Обсуждение в группе, составление конспекта
- Выполнение отчета, создание презентации
IV этап - выступление и защита своей работы
- общее заседание: доклады, обсуждение, итоговая сборка материала
Материалы к уроку
Группы рассаживаются за компьютеры, выбирают одно из направлений и работают по предложенному маршруту:
- выберите направление (слайд №14 приложение 1)
- перейдите по гиперссылке на нужный вам слайд
- ответьте на предложенные вопросы с подсказками (работайте по стрелке)
- воспользуйтесь источником информации (слайд №28, приложение 1), где вы найдете всю необходимую информацию – литературу, Интернет-ресурсы, фото и слайды…
- приготовьте выступление (презентацию, доклад), в котором отразите плюсы и минусы атомной энергетики
1. Название групп:
- Медработники
- Военные
- Экологи
- Физики – энергетики
- Экономисты…
Ответить на предложенные вопросы (каждой группе подбираются вопросы)
Вопросы группе – военных: (Примерные вопросы)
Вам предлагается три вопроса, при правильном ответе вы автоматически допускаетесь к следующему этапу
Какая бомба имеет больший разрушительный эффект: атомная или термоядерная? (подсказка - вспомните, какая реакция имеет больший энергетический выход)
- АТОМНАЯ
- ТЕРМОЯДЕРНАЯ
Что опаснее при взрыве атомной бомбы: световая вспышка или ударная волна?
- УДАРНАЯ ВОЛНА
- СВЕТОВАЯ ВСПЫШКА
Назовите два первых города в мире, подвергшихся атомной бомбардировке
- ТОКИО, БЕРЛИН
- ХЕРОСИМА, ТОКИО
- НАГАСАКИ, ХЕРОСИМА
Вопросы группе – медиков:
Вам предлагается три вопроса, при правильном ответе вы автоматически допускаетесь к следующему этапу
Какое из радиоактивных излучений является самым опасным для человека?
Вспомните, какой вид радиоактивности является самым проникающим…)
- АЛЬФА
- БЕТТА
- ГАММА
Какова максимально-допустимая доза радиоактивного облучения для человека?
- 150mР
- 25 Р
- 8 кР
Какой радиоактивный элемент (изотоп) применяется в лечебных целях санатория “Белокуриха”? (подсказка - лечебную процедуру в этом санатории называют: “радоновые ванны”)
- U239
- Pb
- Rn
Вопросы группе – экологов:
Вам предлагается три вопроса, при правильном ответе вы автоматически допускаетесь к следующему этапу
Какая временная характеристика радиоактивных элементов (изотопов) делает некоторые из них наиболее опасными для здоровья и жизни человека на зараженных территориях?
- ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР
- ВАЛЕНТНОСТЬ
- ПЕРИОД ПОЛУРАСПАДА
Опасна ли для здоровья человека вода из 2 контура охлаждения водо-водяного реактора? (подсказка - вода в данном контуре не контактирует с радиоактивными элементами…)
- НЕТ
- ДА
От какого вида радиоактивного излучения легче защититься: альфа или бетта?
(подсказка - путь альфа частицам преграждает лист бумаги, а бетта частицы могут сдерживаться алюминиевой фольгой…)
- АЛЬФА
- БЕТТА
Вопросы группе – физиков:
Вам предлагается три вопроса, при правильном ответе вы автоматически допускаетесь к следующему этапу
Какой химический элемент является конечным в цепочке ядерных превращений в атомных реакторах г. Железногорска? (подсказка - при производстве определенных видов ядерного оружия используется плутоний, получаемый как конечный продукт работы ядерного реактора…)
- ПЛУТОНИЙ
- ВОДОРОД
- УРАН 238
Какой элемент ядерного реактора позволяет регулировать интенсивность протекания цепной реакции в реакторе? ( подсказка - это устройство улавливает быстрые нейтроны, так необходимые для протекания цепной реакции в реакторе…)
- ВОДА В ПЕРВОМ КОНТУРЕ ОХЛАЖДЕНИЯ
- ПАРОГЕНЕРАТОР
- СТЕРЖНИ, ПОГЛАЩАЮЩИЕ НЕЙТРОНЫ
Какой показатель (процесса цепной реакции) воздействуют управляющие стержни в атомном реакторе?
- КОЭФФИЦИЕНТ РАЗМНОЖЕНИЯ НЕЙТРОНОВ
- ТЕМПЕРАТУРУ
- МАССУ
Источники информации.
(учитель делает подборку материала для каждой группы и для всех групп.)
Кто. Где | Медики | Военные | Экологи | Физики-энергетики | Для всех групп |
Компьютер | М1 | В1 | Э1 | У1 | |
Учебник | М2 | В2 | Э2 | У2 | |
Дополнительная литература | М3 | В3 | Э3 | У3 | |
Видео | М4 | В4 | Э4 | У4 | |
Слайды, фото | М5 | В5 | Э5 | У5 |
Заключение.
1. Методические рекомендации.
- Данный проект рекомендуется для применения в старших классах общеобразовательных учреждений.
- Для реализации потребуется следующее оснащение кабинета:
- Компьютер (по количеству групп, образованных в ходе занятия) с подключенной сетью;
- Обучающие программы по физике (“Живая физика”, “Физика 1-С”, “Открытая физика”, “Энциклопедия по физике (Кирилла и Мефодия)”);
- Проектор для демонстрации отчетов учащихся в виде презентаций;
- Видеомагнитофон и телевизор.
2. Используемые ресурсы.
- http://nuclphys.sinp.msu.ru/radiation/soderganie.htm
- http://www.bellona.no/ru/international/russia/nuke_industry/siberia/seversk/29165.html
- http://www.machaon.ru/atomsec/cap1.html#1.2.1
- http://bluesbag6.narod.ru/
- http://bluesbag6.narod.ru/index10.html
- http://bluesbag7.narod.ru
- http://bestworks.irkutsk.fio.ru
- http://www.wdcb.ru/mining/book/content.html
- http://www.nvnpp.vrn.ru/ru_win/about/advantages.html
- Видеофильм “урановый город”, 2004 г.
- Видеофильм “Чернобыль”, 1998 г.
3. Используемая литература.
учебники
- Физика – 11, авторы: Мякишев, Буховцев, Соцкий. стр.192-207
- Касьянов В.А. Физика 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., ДРОФА, 2003
Дополнительная литература
- Журнал “Техника молодежи ” №5 1987г.
- “Чернобыльская хроника” авт…………
- Журнал “Квант” № 3 1975г.
- Алексахин Р.М, Крышев И.И, Фесенко С.В, Санжарова Н.И."Радиоэкологические проблемы ядерной энергетики", Атомная энергия, том 68, вып. 5, май 1990 г.
- Бадев В.В, Егоров Ю.А, Казаков С.В."Охрана окружающей среды при эксплуатации АЭС", Москва, Энергоатомиздат, 1990 г.
- Букринский А.М, Сидоренко В.А, и др "Безопасность атомных станций и ее государственное регулирование",Атомная энергия, том 68, вып. 5, май 1990 г.
- Публикация МКРЗ N 26, "Радиационная защита", Москва, Атомиздат, 1978 г.
- Гуськова А.К., Надежина Н.М., Барабанова А.В. и др. Медицинские аспекты аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Материалы научной конференции. Киев 11-13 мая, 1988 г. – Киев: Здоровье, 1988, С. 143-153.
- Гуськова А.К., Баранов А.Е., Барабанова А.В. и др. Острые эффекты облучения у пострадавших при аварии на Чернобыльской АЭС. // Медицинская радиология. 1987, № 2, С. 3-18.
- Хрущ В.Т., Гаврилин Ю.И., Константинов Ю.А. и др. Медицинские аспекты аварии на Чернобыльской АЭС // Медицинская радиология. 1987, № 2, С. 77-87.
- Керим-Маркус И.Б. Особенности лучевого канцерогенеза у человека при малых дозах и малой мощности дозы. // Радиационная биология. Радиоэкология. 1998, Т. 38, в. 5, С. 673-683.
- Василенко И.Я., Василенко О.И. Радиационный риск при облучении в малых дозах ничтожно мал. // Бюллетень по атомной энергии. 2001, декабрь, С. 34-37.
- Булдаков Л.А. Радиоактивные вещества и человек. М.: Энергоатомиздат. 1990, 160 с.
- Медицинская газета. 1999, 2 апреля, № 25.
- Резолюция третьей Международной конференции “Медицинские последствия Чернобыльской катастрофы: Итоги 15-летних исследований” РЧ 31 (482) 23-29 августа 2001 г.
- Василенко И.Я. Изолированные и сочетанные поражения продуктами деления урана и плутония. // Медицина экстремальных ситуаций. 2000, 4 (7), С 5-10.