Тема урока: Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.
Цель урока: Установить зависимость между силой тока, напряжением на однородном участке электрической цепи и сопротивлением этого участка.
Задачи урока:
- Выяснить, что сила тока в участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению, если при этом напряжение остается постоянным
- выяснить, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление не меняется.
- научиться применять закон Ома для участка цепи при решении задач.
- научиться определять силу тока, напряжение по графику зависимости между этими величинами, а также сопротивление.
Оборудование: Экран, демонстрационные амперметр и вольтметр, источник тока, ключ, соединительные провода, демонстрационный магазин сопротивлений, ТСО, портреты ученых.
План урока
- Организационный момент.
- целью подготовки к восприятию нового материала.
- Изучение нового материала.
- Закрепление знаний, умений и навыков.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель: По словам русского поэта ХIХ века Якова Петровича Полонского,
Царство науки не знает предела –
Всюду следы ее вечных побед,
Разума слово и дело,
Сила и свет.
Эти слова по праву можно отнести к теме,
которую мы сейчас изучаем - электрические
явления. Они подарили нам много открытий,
осветивших нашу жизнь в прямом и переносном
смысле. А сколько еще неопознанного вокруг! Какое
поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и
любознательной натуры. Так что запускайте свой
«вечный двигатель», и вперед!
Вспомним, что изучая тему «Электрические
явления», вы узнали основные величины,
характеризующие электрические цепи.
2. Актуализация знаний учащихся
Учитель: В начале, пожалуйста, перечислим основные величины, характеризующие электрические цепи.
Ученики: Сила тока, напряжение и сопротивление.
Учитель: А теперь, дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по следующему плану:
- Название величины.
- Что характеризует данная величина?
- По какой формуле находится?
- В каких единицах измеряется?
- Каким прибором измеряется или изменяется?
Ученики:
Сила тока – характеризует
электрический ток в проводнике.
–
формула для нахождения силы тока, где q-заряд,
проходящий через поперечное сечение проводника,
t-время прохождения заряда. Единица измерения –
ампер. Измеряется сила тока – амперметром.
Напряжение-величина, которая
характеризует электрическое поле.
– формула для
нахождения напряжения, где А- работа по переносу
заряда через поперечное сечение проводника,
q-заряд. Единица измерения – вольт. Напряжение
измеряется вольтметром.
Сопротивление характеризует сам
проводник, обозначается – R, единица
измерения 1Ом.
Учитель: на доске заполняем таблицу 1:
Таблица 1
Физическая величина |
Сила тока |
Напряжение |
Сопротивление |
Обозначение | |||
Единица измерения | |||
Прибор для измерения или изменения |
Правильно, заполненная таблица 1:
Таблица 1
Физическая величина |
Сила тока |
Напряжение |
Сопротивление |
Обозначение | I |
U |
R |
Единица измерения | 1 А |
1 В |
1 Ом |
Прибор для измерения или изменения | Амперметр |
Вольтметр |
Проводник |
Учитель: Ребята, а что вы знаете об ученых, открывших силу тока, напряжение, сопротивление?
(Ученики приготовили сообщения об ученых физиках)
Ученики: Единицы измерения физических величин силы тока, напряжения и сопротивления, названы в честь ученых открывших их. Ампер, Вольт и Ом.
Андре-Мари Ампер – на его памятнике высечена надпись: «Он был также добр и также прост, как и велик». Славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке.
Алессандро Вольта – был рыцарем почетного легиона, получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая посетить заседания Французской академии наук, где он выступал. Изобрел электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов».
Георг Ом – немецкий физик. Опыты и теоретические доказательства были описаны им в главном труде «Гальваническая цепь, разработанная математически», вышедшем в 1827 г.
Разноуровневые задания:
Задание №1
1. Сколько ампер в 250 мА?
А) 250 А;
Б) 25 А;
В) 2,5 А;
Г) 0,25 А.
2. Вставьте пропущенное определение:
Величина, равная … называется электрическим напряжением.
А) произведению мощности на силу тока;
Б) отношению мощности к силе тока;
В) отношению работы к величине электрического заряда.
3. Начертите схему электрической цепи: источник тока, ключ, амперметр, соединительные провода, две лампочки и вольтметр, измеряющий напряжение на одной из лампочек.
Ответ: (1 – Г; 2 – В; 3 – Рис.1)
Рис. 1
Задание №2
1. Сколько киловольт в 750 В?
А) 750000 кВ;
Б) 0,75 кВ;
В) 75 кВ;
Г) 7,5 кВ.
2. Вставьте пропущенное определение:
Величина, равная … называется силой тока.
А) отношению работы к величине электрического заряда;
Б) отношению электрического заряда ко времени;
В) произведению работы на время.
3. Начертите схему электрической цепи: источник тока, ключ, амперметр, соединительные провода, две лампочки и вольтметр, измеряющий напряжение на двух лампочках.
Ответ: (1 – Б; 2 – Б; 3 – Рис.2)
Рис. 2
3. Изучение нового материала
Учитель: На прошлых уроках ребята, мы
изучали силу тока, напряжение и сопротивление в
отдельности. Сегодня мы перед собой поставили
цель: раскрыть взаимозависимость силы тока,
напряжения и сопротивления на участке
электрической цепи. Выясним, как зависит сила
тока от сопротивления, если напряжение остается
постоянным.
Обратимся к опыту:
1. Соберем цепь, состоящую: источника тока, амперметра, вольтметра, проводников сопротивлением 1 Ом, 2 Ом, 4 Ом.
2. В цепь по очереди включаем проводники, обладающие различным сопротивлением. Напряжение на концах проводника во время опыта поддерживается постоянным. Силу тока в цепи измеряем амперметром.
Результаты измерений поместим в таблицу 2:
Таблица 2
№ опыта | Напряжение на концах проводника, В | Сопротивление проводника, Ом | Сила тока в цепи, А |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
4 |
0,5 |
Учитель: Что вы наблюдали?
Ученики: С увеличением сопротивления сила тока уменьшается.
Учитель: Какой вывод можно сделать из этого?
Ученики: Сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника.
Учитель: Выясним, как зависит сила тока от напряжения, если при этом сопротивление не меняется. Обратимся к опыту:
1. Соберем цепь, состоящую из источника тока - аккумулятора, амперметра, спирали из никелиновой проволоки (проводника), ключа и параллельно присоединенного к спирали вольтметра.
2. Присоединяем к первому аккумулятору второй, затем третий такой же, замыкаем цепь и отмечаем показание приборов при каждом подключении дополнительного аккумулятора.
Результаты измерений поместим в таблицу 3:
Таблица 3
№ опыта | Напряжение на концах проводника, В |
Сопротивление проводника, Ом | Сила тока в цепи, А |
1 |
2 |
4 |
0,5 |
2 |
4 |
4 |
1 |
3 |
6 |
4 |
1,5 |
Учитель: Что вы наблюдали?
Ученики: При увеличении напряжения в два раза, сила тока увеличилась вдвое. При трех аккумуляторах напряжение на спирали увеличилось втрое, во столько же раз увеличилась сила тока.
Учитель: Какой вывод из этого можно сделать?
Ученики: Сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника.
Учитель: Используя результаты опытов, и выводы сделанные из них, установим зависимость силы тока, напряжения и сопротивления.
Такая запись носит название закона Ома для участка цепи.
Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.
Учитель:
Историческая справка: Этот закон
открыл немецкий физик Георг Ом в 1827 году.
Французские школьники изучают этот закон под
именем Пуйе - французского физика, установившего
этот же закон, но спустя 10 лет.
Учитель: Для того, чтобы вам было легче запомнить
формулу закона Ома можно воспользоваться
следующим способом её записи. (рис. 3)
Рис. 3
; ; U = I * R
Физическая пауза
Учитель: Прежде чем приступить к решению задач проведем физическую паузу. Представим, что мы с вами пассажиры автобуса…
- автобус резко трогается с места – ученики должны наклониться назад.
- автобус тормозит – отклонится вперед.
- автобус поворачивает направо – наклоняются влево.
- автобус поворачивает налево – наклоняются вправо.
Учитель: Какое физическое явление вы изображали?
Ученики: Инерция – явление сохранения скорости тела, когда на это тело не действуют внешние силы.
4. Закрепление умений и навыков
Используя закон Ома для участка цепи, решим задачу.
Задача 1.
Напряжение на зажимах электрического утюга 220 В, сопротивление нагревательного элемента утюга 50 Ом. Чему равна сила тока в нагревательном элементе?
Дано: U = 220 В I – ? |
Решение:
Ответ: 4,4 А |
Задача 2.
На рис.4 изображен график зависимости силы тока от напряжения для двух проводников А и В. Определите сопротивление каждого из проводников. Какой из этих проводников обладает большим сопротивлением?
Рис. 4
Учитель: Решаем эту задачу по вариантам. Вариант 1 – находит сопротивления проводника А. Вариант 2 – находит сопротивление проводника В.
Вариант 1.
Дано: U = 6B RA – ? |
Решение: ; Ответ: 2 Ом |
Вариант 2.
Дано: U = 4B RB – ? |
Решение: ; ; Ответ: 4 Ом. |
Ученики: 2 Ом < 4 Ом , значит RA < RB, сопротивление проводника А меньше, чем сопротивление проводника В.
5. Домашнее задание: п.42–44, упр.19 № 3,4
6. Подведение итогов урока, оценки работы учащихся
Учитель: Молодцы ребята, очень хорошо потрудились, хорошо решали задачи, внимательно слушали и принимали активное участие в выводе закона Ома. Как для каждого прошел урок, мы сейчас увидим по результатам самодиагностики.
Самодиагностика (учащиеся поднимают одну из трех карточек, лежащих у них на парте).
- Красная карточка – удовлетворен уроком, урок полезен для меня, я работал и получил заслуженную оценку; я понимал все, о чем говорилось.
- Желтая карточка – урок был интересен, я отвечал с места, сумел выполнить ряд заданий. Мне на уроке достаточно комфортно.
- Зеленая карточка – пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, к ответу на уроке я был не готов.