Использование компьютерных технологий на уроках физики "Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов"

Разделы: Физика


Цели и задачи урока:

  • образовательные –  объяснить свойства различных состояний вещества различием в характере движения и взаимодействия молекул, научить применять основные положения теории строения вещества для объяснения его свойств в различных состояниях;
  • воспитательные – продолжать формировать мышление о познаваемости явлений и свойств окружающего мира; интерес к предмету
  • развивающие – развитие логического мышления, умение анализировать свойства тел и особенности явлений на основе имеющихся знаний.

Оборудование:

  • учебник Физика 7 класс А.В.Перышкин,
  • таблички для выполнения заданий,
  • лото физических терминов,
  • твердое тело,
  • мензурки различных размеров,
  • воздушный шар,
  • модели кристаллических решеток

Тип урока: сообщение новых знаний

Ход урока

Презентация.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Приветствие, проверка готовности класса к уроку, сообщение темы и целей урока.

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА (актуализация ранее усвоенного и подведение к целям урока)

Двум ученикам дается индивидуальное задание на проверку физических терминов в виде лото. Остальные ученики отвечают на вопросы, поставленные в ходе демонстраций опытов самими учениками, которыми было получено индивидуальное опережающее задание.

Демонстрации:

Твердое тело попробовать сжать, растянуть, сломать и т.п.

Вопрос: какие свойства твердых тел вы знаете? (Сохраняет форму и объем)

Жидкости. Перелить воду из одной мензурки с делениями в мензурку другой формы тоже с делениями.

Вопрос: какие свойства жидкостей подтверждаются этой демонстрацией?

(Жидкости сохраняют свой объем, но легко меняют форму).

Газы. Перевязать воздушный шарик нитью, затем его надуть, после этого нить развязать.

Вопрос: Что мы видим? Какими свойствами обладают газы? (не сохраняют форму, заполняют весь предоставленный объем)

Учитель. Мы вспомнили с вами свойства вещества во всех трех агрегатных состояниях, а сегодня на уроке мы научимся объяснять вышеперечисленные свойства на основе молекулярного строения вещества.

РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Итак, одно и то же вещество может находится в различных состояниях. Например, вода.

Лед, вода, пар – все три состояния одного и того же вещества,

значит, и молекулы его не отличаются друг от друга.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:

Тогда что же является причиной различных агрегатных состояний воды?

Учитель. В конце урока вы сможете с уверенностью ответить на поставленный вопрос! (различные свойства вещества во всех состояниях определяются тем, что его молекулы расположены, взаимодействуют и движутся по-разному).

Теперь давайте рассмотрим, как расположены и как движутся молекулы при различных агрегатных состояниях вещества.

ГАЗЫ.

Только что на опыте с воздушным шаром мы убедились, что газ может занимать весь предоставленный ему объем, может сжиматься, а значит в газах расстояние между молекулами намного больше размеров самих молекул. Расстояние между молекулами газа в десятки раз больше размера молекул, поэтому они слабо притягиваются.

Слово “газ” произведено от греческого “хаос” – беспорядок. Действительно, газообразное состояние вещества является примером существующего в природе полного, совершенного беспорядка во взаимном расположении и движении частиц.

ВЫВОД: Молекулы газа, двигаясь во всех направлениях, почти не притягиваются друг к другу и поэтому не имеют собственной формы и постоянного объема.

ЖИДКОСТИ.

Свойства жидкостей объясняются тем, что промежутки между молекулами малы (рисунок молекул): молекулы в жидкостях расположены так плотно, что расстояние между каждыми двумя молекулами меньше размеров молекул. На таких расстояниях притяжение молекул друг к другу уже значительно. Поэтому молекулы жидкости не расходятся на большие расстояния, и жидкость в обычных условиях сохраняет свой объем.

Однако притяжение молекул жидкости еще не настолько велико, чтобы жидкость сохраняла свою форму. Этим объясняется то, что жидкости принимают форму сосуда, они текучи, их легко перелить.

Жидкость трудно сжимается, так как при этом молекулы сближаются на расстояние, когда заметно проявляется отталкивание.

ТВЕРДЫЕ ТЕЛА.

Твердые тела состоят из кристаллических решеток, в которых упорядоченно расположены молекулы, расстояние между молекулами очень мало по сравнению с размером самих молекул.

Так как сила взаимодействия между молекулами очень большая, то молекулы ограничены в собственном движении, и их положение очень трудно изменить. В твердом теле молекулы непрерывно колеблются около положений равновесия (рис. из учебника физики Гуревича).

Отсутствие систематических перемещений молекул и есть причина того, что мы называем “твердостью”. Именно поэтому твердые тела сохраняют постоянную форму и объем.

Подведем итоги изученного.

В ГАЗАХ:

  • Расстояние между молекулами гораздо больше размеров самих молекул.
  • Молекулы движутся во всех направлениях.
  • Молекулы почти не взаимодействуют друг с другом
  • Молекулы быстро заполняют весь предоставленный объем

В ЖИДКОСТЯХ:

  • Расстояние между молекулами меньше размеров самих молекул.
  • Значительная роль притяжения молекул
  • Появление отталкивания при сближении (жидкость нельзя сжать, т.е. уменьшить объем)
  • Свойство текучести

В ТВЕРДЫХ ТЕЛАХ:

  • Расстояние между молекулами во много раз меньше размеров самих молекул. Притяжение между молекулами еще больше, чем в жидкостях.
  • Расположены молекулы в определенном порядке (кристаллические решетки)
  • Движение молекул только около положения своего равновесия, т.е. в ячейке кристаллической решетки.

ПОЭТОМУ:

Изучение строения вещества показывает, что:

  • все вещества состоят из огромного количества мельчайших частиц (молекул и атомов), между которыми есть промежутки;
  • частицы вещества непрерывно и беспорядочно движутся;
  • частицы вещества взаимодействуют друг с другом: притягиваются на небольших расстояниях и отталкиваются при сжатии.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Давайте теперь вместе систематизируем все изученное ранее и на сегодняшнем уроке в структурно-логическую схему. Учитель задает вопросы классу, ученики отвечают, а в это время на слайде поочередно загораются ответы в виде схемы, которую учащиеся потом переносят в тетрадь

Что нас окружает?

МАТЕРИЯ:

  • ВИДИМАЯ
  • НЕВИДИМАЯ

Как наз. любые предметы? ТЕЛО

Из чего состоит любое тело? ВЕЩЕСТВО

В каких трех состояниях находится одно и то же вещество?

ТВЕРДОЕ ЖИДКОЕ ГАЗООБРАЗНОЕ

Как расположены молекулы в них?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ.

1. На экране дается задание: заполнить таблицу из предложенных названий веществ. Каждому ученику выдается пустая табличка, они должны самостоятельно ее заполнить и затем проверить себя по ответам, данным на другом слайде.

твердое жидкое газообразное
 

 

   

2. На экране дается задание: заполнить таблицу, сопоставив свойства вещества соответственно агрегатным состояниям этого вещества

твердое жидкое газообразное
 

 

   

 Каждому ученику выдается пустая табличка, они должны самостоятельно ее заполнить и затем проверить себя по ответам, данным на другом слайде.

Итоги урока. Домашнее задание.

Ребята, что нового на сегодняшнем уроке вы узнали, как вы можете применить полученные сегодня знания?

Молодцы, спасибо всем за урок, мы сегодня хорошо потрудились.

Д/з: параграф 12, используя материал урока и учебника заполнить прилагающиеся таблички.

Состояние вещества Молекулярное строение Cвойства Объяснение свойств
Твердое тело      
жидкость      
газы      

Мозговой штурм. Ребята, почему наш округ называется горнозаводской? (ответы) Правильно, потому что заводы перерабатывают то сырье, которое добывают в Уральских горах. В Нижнем Тагиле есть завод ВМЗ. Кто знает как расшифровывается эта аббревиатура? (Выйский механический завод). А фамилия Черепановы вам о чем-нибудь говорит? Да, это наши уральские механики и изобретатели, крепостные заводчиков Демидовых. Отец Ефим Черепанов и его сын Мирон Черепанов в 1810 г. создали машиностроительный завод (позже ВМЗ), они занимались изобретением различных механизмов, первыми изобрели паровую машину-прототип паровоза.

И вот однажды Ефим Черепанов, разговаривая с рабочими, сказал:

Несколько дневных часов летом равноценны трем зимним дням.

Почему так? – спросили они.

Я это установил на опыте, - ответил механик. – Когда моя жена стирает одежду зимой, требуется три дня, чтобы она высохла. А если стирает летом после обеда, то одежда высыхает до вечера.

Выскажите свое отношение к ответу Ефима Черепанова. Почему летом белье сохнет быстрее, чем зимой?

Презентация.