Тема: «Газовые законы»
Цель образовательная:
- установить связь между двумя термодинамическими параметрами при неизменном третьем параметре экспериментальным и теоретическим способами;
- показать графическую интерпретацию изопроцессов;
- указать границы применимости теории идеальных газов;
- рассмотреть следствия из уравнения состояния идеального газа.
Цель развивающая: совершенствовать экспериментальные навыки.
Цель воспитательная: продолжить формировать умение принимать решения.
Тип урока: изложение нового материала.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Учебно-наглядные пособия:
- Прибор для демонстрации газовых законов: цилиндр переменного объема, манометр демонстрационный закрытый со шкалой 0 - 1,6 ат, трубка резиновая.
- Описание виртуального фронтального экспериментального задания.
- Опорная таблица «Газовые законы».
План урока:
- Организационный момент - 1-3 мин.
- Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала (фронтальная беседа) – 10 мин.
- Этапы усвоения новых знаний – 50 мин.
- объяснительная беседа;
- демонстрационный эксперимент;
- виртуальные фронтальные экспериментальные задания (работа в группах).
- Закрепление новых знаний (решение задач) – 10 мин.
- Подведение итогов (5 мин.).
- Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению (2 мин.).
Ход урока.
- Приветствие учителя.
- Повторяется решение задач у доски, фронтально - основные вопросы теории:
- Что вы понимаете под параметрами состояния?
- Какие термодинамические параметры характеризуют состояние газа?
- Что называется уравнением состояния идеального газа?
- Для чего нужно уравнение состояния идеального газа?
- Сколько параметров газа могут претерпевать изменения в уравнении Менделеева – Клапейрона?
- Изучение нового материала: вывод газовых законов.
Газовые законы выполнены для идеального газа при m = const.
Задание №1 (выполняет учитель)
С помощью демонстрационного эксперимента установить зависимость между давлением и объемом при постоянной температуре.
Рис. 1 Установка для демонстрации закона Бойля – Мариотта.
Несколько раз медленно изменяют на одну условную единицу объем воздуха в цилиндре и наблюдают за показаниями манометра, фиксируют значение давления воздуха. Данные опыта записывают в таблицу.
V, усл.ед. |
7,5 |
7 |
6,5 |
6 |
8 |
8,5 |
9 |
Р, Па |
|
|
|
|
|
|
|
PV |
|
|
|
|
|
|
|
Учитель совместно с обучающимися на основе опыта делают вывод: при уменьшении объема давление газа увеличивается, а при увеличении объема газа давление воздуха уменьшается. Произведение PV для любого состояния остается постоянным, при неизменной массе газа и постоянной температуре.
PV = const при T = const |
Этот закон экспериментально был открыт английским ученым Р.Бойлем и несколько позже французским ученым Э.Мариоттом. Поэтому он носит название Бойля-Мариотта.
Его можно получить, используя уравнение состояния идеального газа.
Закон Бойля-Мариотта
(на доске)
T = const, процесс изотермический (терма-Т)
Работа с опорной таблицей.
Итог обсуждения:
Рис. 2 График изотермического процесса в координатах PV
Вопросы для организации беседы:
- Какие параметры газа остаются постоянными при изотермическом процессе
- Как эти условия обеспечиваются в опыте
- Почему с точки зрения МКТ при уменьшении объема растет давление газа?
Задание №2
- С помощью виртуальной фронтальной экспериментальной работы установить зависимость между давлением и температурой при постоянном объеме. (Учащиеся выполняют виртуальный эксперимент на компьютере) После выполнения экспериментальной работы учащиеся делают вывод: p ~ T.
- Получить данную зависимость, используя уравнение состояния идеального газа (выполнить теоретические выводы в тетрадях).
Закон Шарля
(на доске)
V = const, процесс изохорный (хорос-V)
P/Т=const при V=const |
Работа с опорной таблицей.
Итог обсуждения:
Рис. 3 График изохорного процесса в координатах PТ
Вопросы для организации беседы:
- Можно ли график изохоры проводить из начала координат? Почему?
Задание №3
- С помощью виртуальной фронтальной экспериментальной работы установить зависимость между объемом газа и температурой при постоянном давлении. ( Обучающиеся выполняют виртуальный эксперимент на компьютере) После выполнения экспериментальной работы учащиеся делают вывод: V ~ T.
- Получить данную зависимость, используя уравнение состояния идеального газа (выполнить теоретические выводы в тетрадях).
Закон Гей - Люссака
(на доске)
Р = const, процесс изобарный (барос - р)
V/Т=const при p=const |
Работа с опорной таблицей.
Итог обсуждения:
Рис. 4 График изобарного процесса в координатах VТ
4. Закрепление новых знаний - решение задач.
Задача 1. Можно ли предсказать, какой объем будет занимать газ при температуре 77ºС, если при температуре 27ºС его объем равен 6 л? Как это сделать?
Задача 2. Какой процесс происходит с газом, график изменения состояния которого изображен на рис.5? Каковы параметры начального и конечного состояния процесса? Сколько вообще было состояний газа? (Неопределенно много.) Как изобразить этот процесс в координатах PТ и VТ?
Рис. 5
5. Подведение итогов
- Границы применимости законов
Реальные газы должны быть близки к идеальным газам.
Давление газа должны быть близко к атмосферному.
- Следствия из уравнений Менделеева – Клапейрона
N = PV/kT – Закон Авогадро: при равных давлениях и температуре в одинаковых объемах содержится одинаковое число молекул любых газов.
- Для смеси нескольких газов давление каждого из них записывается в объеме V при отсутствии остальных (парциальное давление)
6. Домашнее задание
§54, упражнение №4,5 на стр. 264. Простроить графики изопроцессов ( см. рис.6) в других координатных осях.
Рис. 6 Графики изопроцессов
Использованная литература:
- Касьянов В.А. Учебник физики: 10 класс. Профильный уровень - Дрофа, 2006.
- Сборник задач по физике. Сост. Г.Н. Степанова. - Просвещение, 1998-2002.
- Ю.С Куперштейн Физика. Опорные конспекты и дифференцированные задачи 10 класс. – «БВХ - Петербург»., 2007.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. - Дрофа, 2001.
- В.А. Буров, Б.С. Зворыкин Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы. – М: Просвещение, 1971
- Мультимедийное оборудование. Физика. Библиотека наглядных пособий. Под редакцией Н.К. Ханнанова. ООО «Дрофа», 2004