Урок решения задач по теме "Расчет скорости, пути и времени движения"

Разделы: Физика


Цель урока: формирование и развитие навыков решения задач на движение тел.

  1. Образовательная: формирование практических навыков и умений решать задачи на определение скорости, пути и времени; формирование умения правильно оформлять задачи;
  2. Развивающая: развитие навыков и умений через решение задач, теорию; развитие умения логически и творчески мыслить;
  3. Воспитательная: продолжить работу по воспитанию чувства ответственности за порученное дело; воспитания взаимовыручки в группе, терпения по отношению к слабому ученику;

Класс заранее делится на 3 группы, в которых работают весь урок.

1. Организационный момент 2 мин

Я надеюсь, что мы с вами сегодня на уроке проведём время очень интересно. Где можно лучше узнать друг друга и пообщаться? Конечно, в гостях. И приглашаю вас в гости к любимым героям. (Демонстрирую фрагмент мультфильма “Ну, погоди!” - поездка в метро).

Что мы видим на экране? (движение).

Чтобы наш поход в гости был не только интересным, но и полезным, давайте поговорим по дороге о движении. И порешаем задачи на движение.

А какие характеристики движения мы знаем?

Т.е. наши задачи будут на определение скорости, пути и времени).

Исходя из этого ваши группы мы назовем “Скорость”, “Путь”, “Время”.

2. А для того чтобы приступить к решению задач на движение, мы должны вспомнить основные понятия механического движения.

Задание №1. Разгадайте кроссворд (Приложение 1) 10 мин проверка на компьютере

По вертикали.

1. Одна из основных характеристик движения.

2. Прибор для измерения времени.

3. Единица времени в системе СИ.

4. Длина траектории.

По горизонтали.

3. Прибор для определения скорости.

5. Линия, вдоль которой движется тело.

6. Изменение с течением времени положения тела относительно других тел.

3. Задание №2 2 мин проверка на магнитной доске

У вас на столах конверты с физическими величинами. Соберите формулу для расчета

- скорости

- пути

- времени

(1 человек на магнитной доске)

4. Задание №3 10 мин проверка на доске

Внимание на экран. – фрагмент мультфильма “Ну, погоди!”

- волк на лыжах

- зайцы прилетели на самолете

- волк на комбайне

Найдите на ваших столах задачу №1 и определите скорость, путь и время соответственно.

1. Вычислите скорость волка на комбайне, прошедшего путь в 20км за 2ч.

2. Самолет летел с зайцами со скоростью 600км/ч. Какой путь он пролетел за 6ч?

3. Найти время движения, если волк, двигался на лыжах со скоростью 36 км/ч и прошел путь 2 км.

Первая группа, решившая задачу к доске. Оценки каждому работающему у доски.

Домашнее задание.

№ 132, 137, 145.

Ребята посмотрите на доску, здесь записано д/з, задачи решаются подобно тем которые были только что решены вами в группах. Поэтому открыли дневники и записали номера задач.

5. Физкультминутка 2мин

Внимание на экран – фрагмент “Ну, погоди!” - летит на тележке в аэропорте.

Во всех сериях волк попадает в курьезные ситуации, то он плавает, то бегает, то ездит на всем, что попадает под руку и даже летает, пытаясь догнать зайца.

Давайте поиграем в игру “Летает, не летает”.

Правила помним? Если тело летает, то поднимаем руки вверх, если не летает, то садимся.

Самолет Пароход Планер Комод
Стол Оса Коса Пчела
Топор Орел Гранат Агат
Стрекоза Глаза Муха Вертолет
Ручка Заяц Скворец Стул

Молодцы. Садитесь.

6. Рыбалка.

Внимание на экран – фрагмент мультфильма “Ну, погоди!” 15мин

- волк на рыбалке

Смотрите ребята, волк оказывается, даже рыбачить не умеет. Давайте ему поможем и рыбу поймать и разобраться с движением тел.

На рыбках написаны задачи по нашей теме. Каждая группа вылавливает рыбу и решает свою задачу на доске.

Троллейбус движется со скоростью З6 км/ч. Выразите эту скорость в метрах в секунду.

Автомобиль “Чайка” развивает скорость до 160 км/ч, а почтовый голубь — до 16 м/с. Сможет ли голубь обогнать автомобиль?

Что означает запись: скорость зайца 1,5 м/с?

4. Мотоцикл движется со скоростью 54 км/ч, а заяц — со скоростью 2 м/с. Во сколько раз скорость мотоцикла больше скорости зайца?

5. Подъемный кран поднял зайца на высоту 18 м за 0,5 мин. На какую высоту поднимает этот же кран зайца за 20 с?

7. Итоги урока. 2 мин

Ответьте мне на вопрос, зачем нам надо знать формулы скорости, пути и времени?

Помните о скорости и времени, когда переходите дорогу.

До свидания.