Литература
-
Интегрированный урок (литература + немецкий язык + английский язык) "Перевод поэтического текста - это благо или вред?" 2013
Данный урок проведен в русле технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала - модель "Интегрированные занятия". В ходе урока учащиеся читают стихотворения А.С. Пушкина "Я Вас любил" и Г. Гейне "Лорелей" на трех языках, сопоставляют и анализируют поэтические тексты, строят умозаключения, аргументируют, отстаивают свою позицию.
-
Судьба русской женщины (по поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины") 2013
Занятие с целью показать черты характера русской женщины: любовь, чувство долга, верность, преданность, стойкость, беззащитность, покорность судьбе; пробудить чувство уважения к женщине, способной преодолеть самые тяжкие жизненные испытания.
-
Викторина "Своя игра" по творчеству А.П. Чехова 2013
Занятие-викторина с целью актуализации знаний о жизни и творчестве А.П.Чехова.
-
Интегрированный урок (литература + история) "Бородинское сражение - поражение или победа?" 2013
Урок позволит учащимся ответить на дискуссионный вопрос отечественной истории об итогах Бородинского сражения на основе использования исторических и литературных текстов. Урок построен с применением технологии критического мышления.
-
Урок литературы по теме "Сергей Есенин - национальный поэт". 11-й класс 2013
Данный урок – это 1-й урок по творчеству Сергея Есенина в 11-м классе, который знакомит учеников с особенностями творческого метода, с ранней лирикой С.Есенина. Учащиеся готовят выразительное чтение наизусть ранее выученных стихотворений Есенина и несколько стихов, предназначенных для 11-го класса. Анализируют рассказанные стихи. Чтение стихотворений учащимися, рассказы о селе Константиново сопровождаются видеоклипами.
-
"Все начинается с любви…" (страницы мировой любовной лирики) 2013
Данное мероприятие направлено на изучение мировой любовной лирики (с библейских времён до ХХ века), ориентировано на учащихся 8–9-х классов.
-
Святочный рассказ (по произведениям Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке", А.И. Куприна "Чудесный доктор") 2013
Урок определения понятия "святочный рассказ", жанровых особенностей на примере художественных произведений.
-
Литературный суд. Ролевая игра по теме «Повесть В.Г. Распутина "Живи и помни"». 10-й класс 2013
Цель мероприятия: совершенствовать формы работы с книгой в развитии умений интерпретации текста произведения, формировать у учащихся глубокие убеждения, активную гражданскую позицию, любовь к родине. Учениеи так убедительны в роли судьи, адвоката, проблемы настолько социально остры, что происходящее уже не воспринимается за игру.
-
А.Грин "Алые паруса". Романтические традиции в литературе ХХ века 2013
На примере романа закрепляются знания, полученные учащимися о романтическом произведении. Акцентируется внимание на работе с текстом феерии. Работа учащихся в парах развивает навыки самостоятельного анализа художественного текста, учит аргументировать свое отношение к прочитанному, развивает речь. Урок можно провести внеклассногое чтение 8-м классе после изучения творчества М.Ю. Лермонтова.
-
Урок внеклассного чтения по теме "Покормите птиц зимой!". 6-й класс 2013
Урок внеклассного чтения по рассказу Евгения Носова «Покормите птиц» (6 класс)знакомит учеников с биографией писателя, с историей возникновения Дня зимующих птиц в России и Синичкиным днем. Ученики читают и анализируют рассказ Е.Носова «Покормите птиц!» и стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой!». Урок развивает у учащихся эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного, помогает осознать главные этические принципы в жизни человека: любовь, добро, милосердие, сострадание, справедливость.
-
Таганрог - город А.П. Чехова 2013
Урок литературы в 9-х или 10-х классах при изучении творчества А.П.Чехова. Урок-экскурсия по чеховскому Таганрогу. Цель урока: познакомить с жизнью и деятельностью А.П.Чехова в Таганроге, воспитывать любовь к писателю-земляку, чувство национальной гордости.
-
Урок-презентация детского журнала "Сибирячок". 5-й класс 2013
Материал, представленный в сценарии, знакомит с детским журналом «Сибирячок», который издаётся для детей Сибири и Дальнего Востока с 1991 года. Сценарий может представлять ценность для учителей русского языка и литературы, ведущих предметы регионального компонента, для библиотекарей и работников дополнительного образования.
-
Добро пожаловать в мир сказок. 5-й класс 2013
Представлен сценарий внеклассного мероприятия по литературе по теме "Сказки", в который включены интеллектуальные задания, проверяющие знания обучающихся о литературных и народных сказках. Данное занятие проводится в игровой форме, развивает индивидуальную творческую активность, умение работать в группах.
-
Интертекстуальные особенности стихотворений В.Хлебникова 2013
Цели урока: создать условия для введения учащихся в сложный мир футуристического стиха; помочь в "рассмотрении" особенностей поэтики В.Хлебникова; способствовать умению "видеть" интертекстуальные связи; способствовать закреплению умений и навыков анализировать поэтический текст; способствовать формированию личностной позиции: эмоциональной, эстетической, научной, мировоззренческой, нравственной.
-
Жанр рассказа в русской литературе ХХ века 2013
Цель урока: формирование навыков учебного исследования.
-
Образ скупца в повести Оноре де Бальзака "Гобсек" 2013
На уроке-семинаре работа над образом скупца в повести Оноре де Бальзака «Гобсек» проводится в группах, в два этапа с итоговым обобщением.
-
Исследовательская деятельность на занятиях элективного курса (на примере романа Э.М. Ремарка "На Западном фронте без перемен") 2013
Обосновыно применение на занятиях элективного курса исследовательского метода, способного сформировать у старших школьников представление об аксиологической проблеме литературного произведения периода Первой мировой войны на примере анализа романа Э.М. Ремарка "На Западном фронте без перемен".
-
Интегрированный урок (литература + музыка). Поэма А.С. Пушкина и опера М.И. Глинки "Руслан и Людмила" 2013
Предлагаемый урок литературы и музыки по поэме А.С.Пушкина и опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» позволяет на примере взаимосвязи двух видов искусства: музыки и литературы - показать, как раскрываются характеры героев произведения через слово и музыкальное звучание.
-
Интегрированный урок (литература + английский язык) на тему "Образ снега и дождя в русской и английской литературе" 2013
Цели урока: анализ стихотворений А.А. Фета и Г.Грина; составление образной картины; развитие связной речи. На основе знаний двух языков (русского и английского) отработать умение правильного использования в речи имен прилагательных и глаголов; развивать эстетический вкус и интерес к изучению языков; использовать деятельностный подход в изучении языков.
-
Анализ рассказа Романа Солнцева "Старица". 8-й класс 2013
Цели урока: проанализировать текст, определить функции ключевых приемов, продолжать формировать навыки анализа прозаического текста; продолжать развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение глубоко понимать текст; воспитывать эстетический вкус и формировать внутреннюю культуру учащихся.
-
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, "Как могут эти дни забыться?" 2013
Цели занятия: ознакомление со стихотворениями поэтов - участников Великой Отечественной войне, с жизненным путем и творчеством ветеранов-односельчан; развитие речевых и творческих способностей учащихся; воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за односельчан.
-
"Тема дружбы и ее воплощение в стихах русских поэтов". 9–11-е классы 2013
Урок содержит сравнительную характеристику стихов лицеистов, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Цель: подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; формировать умения структурировать материал; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.
-
"Талант человечности". Урок самостоятельного чтения по повести А.Алексина "Безумная Евдокия" 2013
На уроке в процессе обсуждения повести учащиеся 9-го класса знакомятся с повестью ныне незаслуженно забытого писателя А.Алексина. Учитель ставит задачу развития исследовательских навыков работы с текстом, навыков анализа текста, устного монологического высказывания, письменного отзыва на прочитанное произведение. Урок направлен на воспитание таких важных нравственных качеств личности, как ответственность за своих близких, умение сопереживать, не быть равнодушным.
-
Открытый урок литературного чтения "Путешествие в страну русских сказок" 2013
Урок литературного чтения по УМК «Школа-2100», может применяться по УМК других авторов. Обобщает и систематизирует знания учащихся о сказках, учит оценивать персонажи по поступкам и особенностям речи, развивает устную речь учащихся, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат. Расширяет круг чтения учащихся, приобщает к устному народному творчеству, проходит в интерактивной форме.
-
Урок внеклассного чтения по теме "Великая Отечественная война в стихах и песнях" 2013
Урок внеклассного чтения, на котором рассказано о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны, показано, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями. Урок призван помочь почувствовать пафос поэзии военных лет, развивать навыки выразительного чтения. Методические приёмы: рассказ учителя, сообщения учеников, выразительное чтение, прослушивание аудиозаписей, просматривание военных хроник, беседа по вопросам, работа с репродукциями.
-
Урок внеклассного чтения по рассказам "Хамелеон", "Злоумышленник", "Тоска", "Размазня". Тема: "Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова" 2013
Заранее дается список произведений для этого урока: «Хамелеон», «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Цель урока: выявление особенностей чеховского юмора: помочь учащимся увидеть, с помощью каких художественных деталей автор показывает смешное и грустное в рассказах; развитие навыков анализа художественного произведения, выразительного чтения, абстрактного мышления, аналитических и творческих способностей учащихся.
-
Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе" 2013
Урок интегрирует знанияо заповедниках Пермского края и их значении, умение работать с литературными источниками. Подготовительная работа – подготовка докладов по заповедникам Пермского края. Урок проходит в форме путешествия по станциям, учащиеся работают в группе.
-
Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" 2013
Урок проводится по программе Г.И.Беленького, основная цель которого выяснить с учащимися композиционную роль женских образов в романе «Герой нашего времени». Методическая задача урока: создать условия для проявления творческой активности и креативных способностей учащихся через групповую форму работы.
-
Различные приемы и формы работы на уроках литературного краеведения с применением ИКТ 2013
В данной статье рассматриваются различные приёмы и формы работы на уроках по литературному краеведению с применением ИКТ.
-
Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина 2013
Урок литературы в профессиональном училище знакомит с этапами биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрывая особенности художественного мира писателя-сатирика.