Литература
-
Урок литературы по главе "Тамань" романа "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова. 9-й класс 2013
Урок строится на основе использования технологии развития критического мышления. В ходе урока, после сопоставления образов-синквейнов девушки и Печорина (глава "Тамань") и сравнения с ранее уже составленными синквейнами героев баллады "Морская царевна", определяется философский конфликт главы.
-
Уроки нравственности в повести В.Ф. Тендрякова "Ночь после выпуска", или Как становятся взрослыми? 2013
Урок внеклассного чтения для учащихся 11 класса. Идея урока заключается в том, чтобы помочь старшеклассникам извлечь нравственные уроки из художественного произведения, предостеречь от жизненных ошибок, совершенных их ровесниками, героями повести. Предварительно учащиеся получают индивидуальные и групповые задания. Урок можно провести в конце 11-го класса, накануне выпуска.
-
Проблемное изучение романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Тема: "Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих…" ("Тамань") 2013
Урок литературы по теме Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» изучается в 9 классе. По программе рассчитан на 6 часов. Урок изучается по технологии проблемного изучения, где выдвигается концепция, основная мысль и учебные проблемные ситуации. Предложенные уроки изучаются по 3 и 4 главам.
-
Внеклассное мероприятие "Экологичность народов, живущих вокруг Байкала" 2013
Внеклассное мероприятие проводится в форме игры. Дети отзывчивы к таким мероприятиям, в которых можно путешествовать, играть, соревноваться. Мультимедийная презентация, отражающая красоту русской природы, и буклеты служат прекрасным дополнением к игре.
-
А.П. Чехов. Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье 2013
Занятие с целью расширения знаний о писателе. Выявление философского смысла рассказа.
-
Урок-исследование "А посмотрим на это с другой стороны" (по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца") 2013
Этот урок является третьим из четырёх в изучении сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» (6 класс, по программе В.Я.Коровиной)). Урок помогает изучить новый материал на высоком уровне, когда художественный текст не просто воспринимается учащимися, а становится для них самостоятельно добытым знанием.
-
Урок литературы "Ю.С. Рытхэу и его рассказ "Хранитель огня". 6-й класс 2013
Особенность урока состоит во включении в содержание урока вопросов и заданий, направленных на создание мотивации у обучающихся, предоставляющих возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, формулировать свою позицию и доказывать её. Тщательно осуществлён выбор содержания урока: факты биографии, творчества и характеристика личности Ю.С. Рытхэу; характеристика героев его произведений, жителей Чукотки; рассказ «Хранитель огня» как иллюстрация жизненных устоев людей северных народов.
-
Разработка внеклассного мероприятия по теме "Унылая пора! Очей очарованье" 2013
Основная цель организации и проведения внеклассной работы по литературе - развитие у школьников интереса к родному языку и литературе и воспитание потребности изучать их. Внеклассные мероприятия способствуют развитию творческой инициативы учащихся, повышают общую языковую культуру, воспитывают толерантность, уважительное отношение друг к другу, развивают умение общаться в коллективе.
-
Сравнительно-сопоставительный анализ переводов сонетов У.Шекспира 2013
Каждый автор, который переводит сонеты У.Шекспира, отличается яркой индивидуальностью и отдает частичку своего таланта этим произведениям, поэтому каждый перевод того или иного сонета по сути является самостоятельным художественным произведением. Представленный реферат – это попытка исследования нескольких вариантов перевода сонетов Уильяма Шекспира и сопоставления их с оригиналом, чтобы показать, насколько отличаются переводы от первоисточника и друг от друга.
-
Интегрированный урок (литература + немецкий язык + английский язык) "Перевод поэтического текста - это благо или вред?" 2013
Данный урок проведен в русле технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала - модель "Интегрированные занятия". В ходе урока учащиеся читают стихотворения А.С. Пушкина "Я Вас любил" и Г. Гейне "Лорелей" на трех языках, сопоставляют и анализируют поэтические тексты, строят умозаключения, аргументируют, отстаивают свою позицию.
-
Судьба русской женщины (по поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины") 2013
Занятие с целью показать черты характера русской женщины: любовь, чувство долга, верность, преданность, стойкость, беззащитность, покорность судьбе; пробудить чувство уважения к женщине, способной преодолеть самые тяжкие жизненные испытания.
-
Викторина "Своя игра" по творчеству А.П. Чехова 2013
Занятие-викторина с целью актуализации знаний о жизни и творчестве А.П.Чехова.
-
Интегрированный урок (литература + история) "Бородинское сражение - поражение или победа?" 2013
Урок позволит учащимся ответить на дискуссионный вопрос отечественной истории об итогах Бородинского сражения на основе использования исторических и литературных текстов. Урок построен с применением технологии критического мышления.
-
Урок литературы по теме "Сергей Есенин - национальный поэт". 11-й класс 2013
Данный урок – это 1-й урок по творчеству Сергея Есенина в 11-м классе, который знакомит учеников с особенностями творческого метода, с ранней лирикой С.Есенина. Учащиеся готовят выразительное чтение наизусть ранее выученных стихотворений Есенина и несколько стихов, предназначенных для 11-го класса. Анализируют рассказанные стихи. Чтение стихотворений учащимися, рассказы о селе Константиново сопровождаются видеоклипами.
-
"Все начинается с любви…" (страницы мировой любовной лирики) 2013
Данное мероприятие направлено на изучение мировой любовной лирики (с библейских времён до ХХ века), ориентировано на учащихся 8–9-х классов.
-
Святочный рассказ (по произведениям Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке", А.И. Куприна "Чудесный доктор") 2013
Урок определения понятия "святочный рассказ", жанровых особенностей на примере художественных произведений.
-
Литературный суд. Ролевая игра по теме «Повесть В.Г. Распутина "Живи и помни"». 10-й класс 2013
Цель мероприятия: совершенствовать формы работы с книгой в развитии умений интерпретации текста произведения, формировать у учащихся глубокие убеждения, активную гражданскую позицию, любовь к родине. Учениеи так убедительны в роли судьи, адвоката, проблемы настолько социально остры, что происходящее уже не воспринимается за игру.
-
А.Грин "Алые паруса". Романтические традиции в литературе ХХ века 2013
На примере романа закрепляются знания, полученные учащимися о романтическом произведении. Акцентируется внимание на работе с текстом феерии. Работа учащихся в парах развивает навыки самостоятельного анализа художественного текста, учит аргументировать свое отношение к прочитанному, развивает речь. Урок можно провести внеклассногое чтение 8-м классе после изучения творчества М.Ю. Лермонтова.
-
Урок внеклассного чтения по теме "Покормите птиц зимой!". 6-й класс 2013
Урок внеклассного чтения по рассказу Евгения Носова «Покормите птиц» (6 класс)знакомит учеников с биографией писателя, с историей возникновения Дня зимующих птиц в России и Синичкиным днем. Ученики читают и анализируют рассказ Е.Носова «Покормите птиц!» и стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой!». Урок развивает у учащихся эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного, помогает осознать главные этические принципы в жизни человека: любовь, добро, милосердие, сострадание, справедливость.
-
Таганрог - город А.П. Чехова 2013
Урок литературы в 9-х или 10-х классах при изучении творчества А.П.Чехова. Урок-экскурсия по чеховскому Таганрогу. Цель урока: познакомить с жизнью и деятельностью А.П.Чехова в Таганроге, воспитывать любовь к писателю-земляку, чувство национальной гордости.
-
Урок-презентация детского журнала "Сибирячок". 5-й класс 2013
Материал, представленный в сценарии, знакомит с детским журналом «Сибирячок», который издаётся для детей Сибири и Дальнего Востока с 1991 года. Сценарий может представлять ценность для учителей русского языка и литературы, ведущих предметы регионального компонента, для библиотекарей и работников дополнительного образования.
-
Добро пожаловать в мир сказок. 5-й класс 2013
Представлен сценарий внеклассного мероприятия по литературе по теме "Сказки", в который включены интеллектуальные задания, проверяющие знания обучающихся о литературных и народных сказках. Данное занятие проводится в игровой форме, развивает индивидуальную творческую активность, умение работать в группах.
-
Интертекстуальные особенности стихотворений В.Хлебникова 2013
Цели урока: создать условия для введения учащихся в сложный мир футуристического стиха; помочь в "рассмотрении" особенностей поэтики В.Хлебникова; способствовать умению "видеть" интертекстуальные связи; способствовать закреплению умений и навыков анализировать поэтический текст; способствовать формированию личностной позиции: эмоциональной, эстетической, научной, мировоззренческой, нравственной.
-
Жанр рассказа в русской литературе ХХ века 2013
Цель урока: формирование навыков учебного исследования.
-
Образ скупца в повести Оноре де Бальзака "Гобсек" 2013
На уроке-семинаре работа над образом скупца в повести Оноре де Бальзака «Гобсек» проводится в группах, в два этапа с итоговым обобщением.
-
Исследовательская деятельность на занятиях элективного курса (на примере романа Э.М. Ремарка "На Западном фронте без перемен") 2013
Обосновыно применение на занятиях элективного курса исследовательского метода, способного сформировать у старших школьников представление об аксиологической проблеме литературного произведения периода Первой мировой войны на примере анализа романа Э.М. Ремарка "На Западном фронте без перемен".
-
Интегрированный урок (литература + музыка). Поэма А.С. Пушкина и опера М.И. Глинки "Руслан и Людмила" 2013
Предлагаемый урок литературы и музыки по поэме А.С.Пушкина и опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» позволяет на примере взаимосвязи двух видов искусства: музыки и литературы - показать, как раскрываются характеры героев произведения через слово и музыкальное звучание.
-
Интегрированный урок (литература + английский язык) на тему "Образ снега и дождя в русской и английской литературе" 2013
Цели урока: анализ стихотворений А.А. Фета и Г.Грина; составление образной картины; развитие связной речи. На основе знаний двух языков (русского и английского) отработать умение правильного использования в речи имен прилагательных и глаголов; развивать эстетический вкус и интерес к изучению языков; использовать деятельностный подход в изучении языков.
-
Анализ рассказа Романа Солнцева "Старица". 8-й класс 2013
Цели урока: проанализировать текст, определить функции ключевых приемов, продолжать формировать навыки анализа прозаического текста; продолжать развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение глубоко понимать текст; воспитывать эстетический вкус и формировать внутреннюю культуру учащихся.
-
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, "Как могут эти дни забыться?" 2013
Цели занятия: ознакомление со стихотворениями поэтов - участников Великой Отечественной войне, с жизненным путем и творчеством ветеранов-односельчан; развитие речевых и творческих способностей учащихся; воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за односельчан.