Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Что? Где? Когда?"

Разделы: Русский язык, Литература


Цель игры:

  • Расширить кругозор учащихся;
  • Ориентировать на глубоко осмысленное прочтение не только художественной, но и специальной, научно-познавательной литературы;
  • Развитие интеллектуального и умственного потенциала учащихся.

Оформление зала:

  • Один игровой стол
  • Шесть стульев для команды
  • Карандаш и бумага
  • Магнитофон для музыкальных пауз (возможно «живое оформление»)
  • Призы для лучшего игрока и для всей команды
  • Волчок

Ход мероприятия

(Перед началом игры звучит песня В. Добрынина «Хочу всё знать» в исполнении группы «Весёлые ребята») 

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы сегодня с вами проводим интереснейшую встречу – встречу с загадочными вопросами, на которые вы – да, да, вы сами – ответите, я в этом уверена. Сегодня мы с вами играем в «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

Но наша игра – немного необычная. Если в её телевизионном варианте знатокам предлагаются вопросы, требующие знаний в различных отраслях, то мы сегодня сузили круг вопросов. Наша сегодняшняя игра называется «Русь загадочная». Ведь не зная прошлого, нельзя считать себя по-настоящему образованным человеком.

В нашей игре сегодня принимает участие команда в составе…

  1. _________
  2. _________
  3. _________
  4. _________
  5. _________
  6. _________

И капитан команды ________

А теперь о правилах нашей игры. Они просты: в игре принимают участие 13 вопросов – «чёртова дюжина». Но я надеюсь, что вы не суеверны и успешно справитесь с любым количеством. На то, чтобы найти ответ, нашим знатокам отводится одна минута. Если вдруг вы абсолютно уверены, что знаете ответ – можете сразу и ответить. В том случае, если ваша версия совпадает с правильным ответом, вы получите дополнительную минуту и сможете впоследствии использовать оную в любой момент игры. Но если ваш ответ окажется неверным, увы, вы теряете очко. Внимание, зрители и болельщики! За подсказку команда наказывается – ей засчитывается поражение за данный вопрос. Но, уважаемые знатоки, один раз за игру вы можете воспользоваться помощью зрителей, и за минуту они вам могут предложить свои варианты ответа на каверзный вопрос, а уж вам останется только выбрать…

И ещё: один раз за игру вы можете взять музыкальную паузу, отдохнуть, перевести дух. Одно музыкальная пауза есть и у меня. Сегодня мы с вами сыграем все 13 вопросов и, чтобы одержать победу, вам необходимо правильно ответить на 7 из 13.

Правила понятны? Тогда мы начинает нашу игру, посвящённую русскому языку и литературе.

(Звучит гонг)

Начинаем первый раунд игры. Вопрос первый!

В одной смешной книге «Приключения капитана Врунгеля» есть страницы, рассказывающие о том, как бывалый капитан нанял матросом на свою яхту «Беда» человека по имени Фукс. Врунгель «клюнул» на то, что Фукс, по его, Фукса, заверениям, отлично разбирается в картах. Бравого капитана подвела, однако, многозначность слова «карты». Фукс действительно превосходно знал их, но только не морские, а игральные. Когда дело дошло до исполнения команд Врунгеля, отданных на безупречном морском жаргоне, Фукс не понял ровным счётом ни одного слова. Узнав, что этим жаргоном Фукс не владеет, а владеет другим – жаргоном картёжника, Врунгель нашёл выход. Какой?

(по истечении минуты, если не было досрочного ответа) Время вышло! Кто будет отвечать? (выслушивается версия)

Ответ: Врунгель к каждой части оснастики яхты прикрепил по игральной карте и , подавая команду Фуксу, называл не парус, рею или фал, а карты, которые были к ним прикреплены. И дело пошло как нельзя лучше.

Ведущий: Вопрос второй!

Поляки противопоставляют воробья соколу, итальянцы – яйцо курице, индусы – голубя павлину. А русские?

Вопрос понятен? Время.

Время вышло. Кто же ответит?

Ответ: Синицу – журавлю. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Ведущий: Ну, а если вы, знатоки и уважаемые зрители, хотите побольше узнать о пословицах и поговорках – прочтите книгу Мокиенко В.М. В глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений.

Ведущий: А нам далее играть, третий раунд начинать, вопрос третий задавать.

Историки утверждают, что до введения на Руси денег их роль исполняли льняные полотна. Это доказывает один оставшийся от того времени глагол, который сейчас обозначает один из этапов товарно-денежных отношений. Назовите этот глагол.

(Минута для размышления игрокам).

Ведущий: Кто же даст ответ на мудрёный сей вопрос?

(Отвечают игроки)

Ответ: Платить. Корень в слове «платить» тот же, что и в слове «платок»; плат- полногласный вариант – полот.

Ведущий: Черёд пришёл четвёртому вопросу. Вот он:

У народа одного племени их 72, а у туземцев ПРСТУ их всего 11. У некоторых дикарей – это камешки и узелки. У нас их чуть больше 30. Что это?

Кто же будет отвечать?

Ответ: (выслушивается версия) Буквы

Ведущий: Мы продолжаем игру. После 4 вопросов счёт в нашей игре…

Раунд пятый, вопрос пятый. Слушайте внимательно.

Ребята, у вас есть ПОРЕКЛО? В ____ классе оно есть у ___________ (называются фамилии учащихся) и многих других. Что означало в старославянском языке это слово?

Ответ: Прозвание, прозвище.

(Звучит короткий музыкальный фрагмент)

Ведущий: Мы продолжаем игру. Вопрос шестой.

В языке индейцев ТАМАНАКИ есть два выражения, выполняющих функции числительных, одно из которых буквально переводится как ПАЛЕЦ НА ОДНОЙ НОГЕ, а второе – как ПАЛЕЦ НА ДРУГОЙ НОГЕ. Что означают эти высказывания? Какие это числа?

Время! Кто же изложит свою вескую версию? (Ответ команды)

Ответ: Числа 11 и16.

Ведущий: А счёт стал…

Ну, а сейчас мы дадим нашей команде передохнуть и поиграем с вами, уважаемые зрители. Я не сомневаюсь в том, что каждый из вас проявит сейчас ум и смекалку. А вот мы сейчас проверим!

  1. Если не применить физическую силу, не заставить работать свои мышечные ткани и не напрячь все свои сухожилия, то вы вряд ли вообще достигните желаемого результата вашей деятельности. (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)
  2. Её свобода ограничивалась 12-тью. (Золушка)
  3. Она за пазухой у барина гнездо свила; без соли обедает; лёжа на печи замёрзла. (Лень)
  4. Один мудрец назвал это – умение молчать вдвоём. Второй – «если это прекратилось, значит никогда и не начиналось». Третий назвал – любовью без крыльев. (Дружба)
  5. По О. Бальзаку этот товар дорого стоит, но очень долго сохраняется. Это может прийти к человеку, как при жизни, так и после неё. (Слава)

Ведущий: Много знаете! Молодцы!

А мы возвращаемся к игре «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?». Вопрос седьмой.

В августе 1997 года общество книголюбов Москвы устроило обмен, во время которого каждый желающий мог взамен переводной «ширпотребной» книги получить российский шедевр авантюрного романа, в котором есть всё: и тюрьма, и сума, и дуэль, и карты, и любовь, и ненависть, и столица, и провинция. Какое же это произведение смогли получить все желающие?

Минута на размышление. Время вышло, минута быстротечна. Кто же будет отвечать?

(Ответ команды)

Ответ: Произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Ведущий: А вот восьмой вопрос, в отличие от предыдущего – про историю нашего государства.

В начале 18 века в названии этого российского города было три твёрдых знака. Затем стало два. В 1914 году остался один. А сейчас нет ни одного. Что это за город?

Ответ: Санкт-Петербург

(Санктъ-Питеръбурхъ
Санкт-Петербургъ
Петроградъ)

Ведущий: После 8 заданных вопросов счёт игры… А сейчас девятый вопрос.

Какой известный русский врач, вызванный друзьями к раненому на дуэли Пушкину, являлся также автором широко известного «Толкового словаря живого великорусского словаря» и сборника «Пословицы русского народа»

Время! Закончилась ваша минута. Кто отвечает?

Ответ: В.И. Даль

Ведущий: Мы переходим к десятому вопросу:

А.П. Керн Пушкин посвятил строки «Я помню чудное мгновенье», а Осиповой – «Я вас люблю, хоть я бешусь». Какое стихотворение Пушкин посвятил Яковлевой?

Истекли последние секунды. Кто ответит? (Ответ команды)

Ответ: Няне Арине Родионовне Пушкин посвятил стихотворение «Подруга дней моих суровых…»

(Здесь или одним – двумя вопросами ранее можно устроить музыкальную паузу, если, конечно, команда сама не воспользовалась этим).

Ведущий: Наша игра близится к финалу, и ждёт нас вопрос одиннадцатый. Внимание, чёрный ящик.

Назовите предмет, лежащий в этом ящике, с помощью которого Л.Н.Толстой мечтал сделать всех людей счастливыми.

Время пошло! Закончили обсуждение. Кто будет отвечать? (Ответ команды)

Ответ: Зелёная палочка

Ведущий: В двенадцатом вопросе из литературы 19 века перенесёмся в устное народное творчество.

Кого можно по праву назвать «костяком» русской литературы?

Ответ: Кощей Бессмертный

Ведущий: А мы с вами на финише нашей игры. Вопрос тринадцатый. Вопрос особый. Слушайте!

Если верить людям, домом этого убийцы могло считаться гнездо на 12 дубах, расположенных возле одной из дорог. Продемонстрируйте излюбленное оружие этого злодея.

Время! Итак, кто же будет демонстрировать? (Выслушивается версия)

Ответ: Это Соловей – разбойник, а его излюбленное оружие – свист.

Ведущий: Закончилась наша игра. Задано 13 вопросов, на _______ из них получены правильные ответы. Но не результат – главный итог нашей игры. Главное в том, что за время нашего с вами общения мы много узнали, причём не с помощью зубрёжки, а играючи – в самом хорошем смысле этого слова. Вы познакомились с интереснейшими книгами, прочитав которые, я в это верю, вы неизмеримо обогатитесь, а, рассказав о прочитанном – обогатите своих знакомых, друзей, близких. Я надеюсь, вы захотите вновь и вновь поиграть в увлекательную игру, имя которой – «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?». До новых встреч за нашим игровым столом. Всего вам доброго!

(В финале игры вновь может звучать песня «Хочу всё знать»)

Уважаемые зрители! Вы внимательно следили за игрой и за нашими игроками. Вы видели и слышали, кто выдвигал правильные версии. Какой игрок, по вашему мнению, самый сильный был в сегодняшней игре? Напишите на листочках всего одну фамилию. Он получит в сегодняшней игре свой приз.