Цели:
- приобщить учащихся к прозе Виктории Токаревой, наглядно показать своеобразие её рассказов, неповторимость и уникальность речи писателя; формировать навыки анализа прозаического произведения.
- воспитывать чувства сострадания, сопереживания, чувства доброго, чуткого отношения к близким.
Оборудование: портрет В.Токаревой, отрывки из произведения.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Знакомство с биографией В.Токаревой.
– Сегодня я предлагаю вам познакомиться с творчеством Виктории Токаревой на основе рассказа “Я есть”. Прежде чем мы приступим к изучению этого произведения, несколько слов о самой В.Токаревой.
Виктория Самойловна Токарева родилась в 1937 году в Ленинграде. Любовь к литературе проявилась в 13 лет, но желание стать писательницей появилось намного позже. В девичестве Токарева изучала медицину, но врачом не стала. Тогда она решила получить музыкальное образование, 4 года училась в музыкальном училище, затем в Ленинградской Государственной консерватории по классу фортепиано.
После замужества переехала в Москву, где работала учителем пения и именно тогда она начинает писать прозу, затем работала редактором на киностудии “Мосфильм”. Первый её рассказ “День без вранья”.
В.Токарева – мастер рассказа. Её герои – обыкновенные люди с обыкновенными проблемами. Большинство героев – женщины, поэтому прозу Токаревой называют “женской”.
В.Токарева известна ещё и как сценарист. Сценарии к фильмам “Мимино”, “Джентльмены удачи” были написаны с её участием.
Сегодня В.Токарева живёт в Москве и продолжает писать. Рассказ “Я есть”, о котором сегодня пойдёт речь, был написан в 1998 году.
3. Анализ рассказа.
С какими героями мы знакомимся в рассказе?
Анна Олег Ирочка
– Что вы можете о них сказать?
(Это обыкновенные люди, у каждого из них своя история, своя правда).
Попытаемся разобраться в жизни этих героев.
– Итак, Анна. Кто она?
(Это одинокая женщина, ей за 40. У неё умер муж, есть взрослый сын Олег, хирург).
– Какие отношения между матерью и сыном? (Ровные, всё делается механически).
– Начинается рассказ с того, что Анна ждёт домой своего взрослого сына. Как происходит это ожидание, какие мысли сопровождают Анну?
(Она придумывает себе разные истории, даже звонит в бюро несчастных случаев.)
–Что вы можете сказать в целом о семье Анны до появления Ирочки?
(До появления Ирочки семьёй для Анны был Олег, это единственное её пристанище, все её планы, надежды были направлены только на него. Анна жила сыном и ради него).
– Можно ли сказать, что Олег был для неё собственностью? (Да)
– Как Анна отнеслась к появлению в их семье нового человека Ирочки? (враждебно)
– Почему она так враждебно была настроена к ней?
Прочтём отрывок и посмотрим, какие изменения произошли в семье. Отрывок №1
– Какие изменения произошли в семье Анны? Как она воспринимает появление Ирочки?
– От кого Анна узнает, что Олег женился, и какова была её реакция?
Прочитаем отрывок №2
– Почему Олег не рассказал о таком важном событии своего самому близкому человеку – матери?
– Как дальше развиваются события? Как складывается их дальнейшая жизнь?
(Анна и Ирочка не могут найти общего языка).
– Как чувствует себя Анна в этой новой жизни? Какое ей отведено место в ней?
(Она называет себя “отработанным материалом”, она чувствовала облегчённые вздохи окружающих, когда “отступала” в свою комнату, она была чужой в собственном доме).
– Что предлагает Анна Олегу? Прочтём отрывок №3.
– Что советуют подруги Анне?
(Советуют жить собственной жизнью, оставить молодых в покое).
– Чем заканчивается это противостояние свекрови и невестки?
(Ирочка собирает вещи и уходит)
– Как веёт себя Олег в этих обстоятельствах?
(Уходит за Ирочкой, оставляет мать одну).
– Давайте вспомним, как это происходило и попытаемся оценить состояние Анны.
– Каково её состояние?
– Подруги говорят Анне о законе бумеранга. В чём суть этого закона и как он отражается в судьбе самой Анны?
(Закон бумеранга предполагает возврат наших действий снова к нам, но уже через некоторое время. Анна вспоминает, как она оставляла сына матери, порой забывая спросить о её самочувствии, часто была равнодушна к маме. Затем появилась свекровь, она её не любила, а терпела. Вот и сейчас Анна получает то же самое в ответ).
– Самым кульминационным моментом рассказа является авария, в которую попадают Олег и Ирочка. Это событие дается нам в восприятии самого Олега.
– Какие чувства испытывает Олег?
– К кому обращается в этот трудный для него момент жизни? (к матери)
– Почему, ведь он уже однажды обошёлся и без неё?
(Чтение отрывка)
– Как восприняла Анна этот приход сына, новость о болезни Ирочки? Какие чувства ею овладевали?
(Поначалу она почувствовала радость от того, что о ней всё-таки вспомнили, потом она почувствовала себя победительницей в этой битве, что всё-таки нужна мать-то, но, когда она узнала об аварии, что-то переменилось в ней).
– Почему Анна согласилась ухаживать за Ирочкой? Что она делала?
(В её душе боролись разные чувства: и ненависть к Ирочке, и обида на сына, но любовь к сыну взяла верх. Анна понимала, если она не поможет сыну, то больше никто не сможет ему помочь).
– Кто помогает Анне? (Травник)
– Что это за личность? (Он говорит Анне, что планету надо чистить).
– Какую награду получает Анна за свои усилия? (Ирочке становится лучше, она уже видит, слышит, соображает).
– Принимает ли участие Олег в жизни Ирочки? (Нет, он ведет себя безответственно, оказывается слабым перед трудностями жизни).
– Мы подходим к финалу рассказа, прочтём ещё один отрывок.
– Как изменилась жизнь Анны и Ирочки? Кто они друг для друга сейчас?
(Для Анны Ирочка превратилась из источника раздражения в источник жизни, и Ирочке Анна стала самым близким человеком).
– Какие проблемы поднимает В.Токарева в этом рассказе? Чему учит это рассказ?
Проблема взаимоотношения отцов и детей, проблема нравственности, проблема сострадания. Этот рассказ учит тому, что необходимо помнить не только о себе, но и о других людях, что нельзя жить только для самого себя, человеку необходимо чувство сострадания, чтобы самому жить, не умирать душевно. Каждый из нас должен помнить о том, что всё, что мы делам, потом возвращается к нам с большей силой.
– Говорится ли здесь что-то о любви?
Да, любовь – это сила, которая способна возродить уже умершего духовно человека. В начале рассказа мы видим Анну, отчаявшуюся, одинокую женщину, а в финале мы видим ей женщиной, любящей, нашедшей смысл жизни.
Это произведение учит нас ещё и тому, что в любой даже самой сложной ситуации всегда есть выход, нужно только постараться, чтобы его найти.
4. Подведение итогов.
5. Оценивание.
6. Домашнее задание.
Написать сочинение на тему: “Возрождающая сила любви”.