Урок по творчеству В.Токаревой "Возрождение потерянной души в рассказе "Я есть""

Разделы: Литература


Цели:

  • приобщить учащихся к прозе Виктории Токаревой, наглядно показать своеобразие её рассказов, неповторимость и уникальность речи писателя; формировать навыки анализа прозаического произведения.
  • воспитывать чувства сострадания, сопереживания, чувства доброго, чуткого отношения к близким.

Оборудование: портрет В.Токаревой, отрывки из произведения.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Знакомство с биографией В.Токаревой.

– Сегодня я предлагаю вам познакомиться с творчеством Виктории Токаревой на основе рассказа “Я есть”. Прежде чем мы приступим к изучению этого произведения, несколько слов о самой В.Токаревой.

Виктория Самойловна Токарева родилась в 1937 году в Ленинграде. Любовь к литературе проявилась в 13 лет, но желание стать писательницей появилось намного позже. В девичестве Токарева изучала медицину, но врачом не стала. Тогда она решила получить музыкальное образование, 4 года училась в музыкальном училище, затем в Ленинградской Государственной консерватории по классу фортепиано.

После замужества переехала в Москву, где работала учителем пения и именно тогда она начинает писать прозу, затем работала редактором на киностудии “Мосфильм”. Первый её рассказ “День без вранья”.

В.Токарева – мастер рассказа. Её герои – обыкновенные люди с обыкновенными проблемами. Большинство героев – женщины, поэтому прозу Токаревой называют “женской”.

В.Токарева известна ещё и как сценарист. Сценарии к фильмам “Мимино”, “Джентльмены удачи” были написаны с её участием.

Сегодня В.Токарева живёт в Москве и продолжает писать. Рассказ “Я есть”, о котором сегодня пойдёт речь, был написан в 1998 году.

3. Анализ рассказа.

С какими героями мы знакомимся в рассказе?

Анна
Олег Ирочка

– Что вы можете о них сказать?

(Это обыкновенные люди, у каждого из них своя история, своя правда).

Попытаемся разобраться в жизни этих героев.

– Итак, Анна. Кто она?

(Это одинокая женщина, ей за 40. У неё умер муж, есть взрослый сын Олег, хирург).

– Какие отношения между матерью и сыном? (Ровные, всё делается механически).

– Начинается рассказ с того, что Анна ждёт домой своего взрослого сына. Как происходит это ожидание, какие мысли сопровождают Анну?

(Она придумывает себе разные истории, даже звонит в бюро несчастных случаев.)

–Что вы можете сказать в целом о семье Анны до появления Ирочки?

(До появления Ирочки семьёй для Анны был Олег, это единственное её пристанище, все её планы, надежды были направлены только на него. Анна жила сыном и ради него).

– Можно ли сказать, что Олег был для неё собственностью? (Да)

– Как Анна отнеслась к появлению в их семье нового человека Ирочки? (враждебно)

– Почему она так враждебно была настроена к ней?

Прочтём отрывок и посмотрим, какие изменения произошли в семье. Отрывок №1

– Какие изменения произошли в семье Анны? Как она воспринимает появление Ирочки?

– От кого Анна узнает, что Олег женился, и какова была её реакция?

Прочитаем отрывок №2

– Почему Олег не рассказал о таком важном событии своего самому близкому человеку – матери?

– Как дальше развиваются события? Как складывается их дальнейшая жизнь?

(Анна и Ирочка не могут найти общего языка).

– Как чувствует себя Анна в этой новой жизни? Какое ей отведено место в ней?

(Она называет себя “отработанным материалом”, она чувствовала облегчённые вздохи окружающих, когда “отступала” в свою комнату, она была чужой в собственном доме).

– Что предлагает Анна Олегу? Прочтём отрывок №3.

– Что советуют подруги Анне?

(Советуют жить собственной жизнью, оставить молодых в покое).

– Чем заканчивается это противостояние свекрови и невестки?

(Ирочка собирает вещи и уходит)

– Как веёт себя Олег в этих обстоятельствах?

(Уходит за Ирочкой, оставляет мать одну).

– Давайте вспомним, как это происходило и попытаемся оценить состояние Анны.

– Каково её состояние?

– Подруги говорят Анне о законе бумеранга. В чём суть этого закона и как он отражается в судьбе самой Анны?

(Закон бумеранга предполагает возврат наших действий снова к нам, но уже через некоторое время. Анна вспоминает, как она оставляла сына матери, порой забывая спросить о её самочувствии, часто была равнодушна к маме. Затем появилась свекровь, она её не любила, а терпела. Вот и сейчас Анна получает то же самое в ответ).

– Самым кульминационным моментом рассказа является авария, в которую попадают Олег и Ирочка. Это событие дается нам в восприятии самого Олега.

– Какие чувства испытывает Олег?

– К кому обращается в этот трудный для него момент жизни? (к матери)

– Почему, ведь он уже однажды обошёлся и без неё?

(Чтение отрывка)

– Как восприняла Анна этот приход сына, новость о болезни Ирочки? Какие чувства ею овладевали?

(Поначалу она почувствовала радость от того, что о ней всё-таки вспомнили, потом она почувствовала себя победительницей в этой битве, что всё-таки нужна мать-то, но, когда она узнала об аварии, что-то переменилось в ней).

– Почему Анна согласилась ухаживать за Ирочкой? Что она делала?

(В её душе боролись разные чувства: и ненависть к Ирочке, и обида на сына, но любовь к сыну взяла верх. Анна понимала, если она не поможет сыну, то больше никто не сможет ему помочь).

– Кто помогает Анне? (Травник)

– Что это за личность? (Он говорит Анне, что планету надо чистить).

– Какую награду получает Анна за свои усилия? (Ирочке становится лучше, она уже видит, слышит, соображает).

– Принимает ли участие Олег в жизни Ирочки? (Нет, он ведет себя безответственно, оказывается слабым перед трудностями жизни).

– Мы подходим к финалу рассказа, прочтём ещё один отрывок.

– Как изменилась жизнь Анны и Ирочки? Кто они друг для друга сейчас?

(Для Анны Ирочка превратилась из источника раздражения в источник жизни, и Ирочке Анна стала самым близким человеком).

– Какие проблемы поднимает В.Токарева в этом рассказе? Чему учит это рассказ?

Проблема взаимоотношения отцов и детей, проблема нравственности, проблема сострадания. Этот рассказ учит тому, что необходимо помнить не только о себе, но и о других людях, что нельзя жить только для самого себя, человеку необходимо чувство сострадания, чтобы самому жить, не умирать душевно. Каждый из нас должен помнить о том, что всё, что мы делам, потом возвращается к нам с большей силой.

– Говорится ли здесь что-то о любви?

Да, любовь – это сила, которая способна возродить уже умершего духовно человека. В начале рассказа мы видим Анну, отчаявшуюся, одинокую женщину, а в финале мы видим ей женщиной, любящей, нашедшей смысл жизни.

Это произведение учит нас ещё и тому, что в любой даже самой сложной ситуации всегда есть выход, нужно только постараться, чтобы его найти.

4. Подведение итогов.

5. Оценивание.

6. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему: “Возрождающая сила любви”.

Приложение.