"Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза"". 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Введение

В современном мире, где все чаще царит жестокость, цинизм и безразличие к другим людям редко встретишь искренне добрых людей способных сопереживать и проявить чувство милосердия. В период глобальной компьютеризации и свободного получения различной информации через Интернет, СМИ, телевидение, где духовные ценности человека стоят , чаще всего, не на первом месте, детям очень сложно получить положительный пример отношения к окружающим людям и сложившимся ситуациям.

В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», в которой ярко отражены такие ценности как: гуманизм, доброта, искренность, милосердие, чувство ответственности является хорошим примером для подражания современной молодежи.

Цель урока: развитие личности каждого ученика через активную деятельность на уроке.

Задачи:

  • Образовательные: повторить содержание повести «Бедная Лиза»; сформировать знания по понятию «сентиментализм» и навыки по анализу текста; учить внимательному прочтению текста, обобщению знаний по содержанию повести и изложению точного ответа на вопрос; способствовать обогащению словарного запаса учащихся
  • Развивающие: продолжить формирование умений и навыков применять знания при выполнении различных заданий; развивать познавательный интерес
  • Воспитательные: воспитывать доброту и милосердие, чувство красоты и истины, чувство ответственности за слова и поступки; формировать эстетическое восприятие ,используя различные виды искусства: литературу, музыку, искусство

Оформление: аудиозапись «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского; коллекция рисунков учащихся по повести «Бедная Лиза»; портрет Н.М.Карамзина; портрет О.Кипренского; репродукция картины «Бедная Лиза» художник О.Кипренский; репродукция картины «Девочка с маками » художник О.Кипренский; сборники произведений Н.М. Карамзина; карточки-задания «ландыши»; карточки-задания «корзинки»; стенд «Сентиментализм».

Урок проводится в форме деловой игры и условно разделен на 6 этапов в ходе которых детям предлагается в разных формах (фронтальный опрос, беседа, игра, карточки-задания, работа с книгой) повторить содержание изученной повести «Бедная Лиза», что позволяет проявить активную деятельность во время занятия и способствует развитию познавательного интереса учащихся. Перед началом урока учителем оформляется школьная доска (см. Приложение 1).

Ход урока

Вступительное слово учителя:

(Звучит аудиозапись «Сентиментальный вальс»,под звуки которого сообщается тема и цели урока)

Любовь-излюбленная тема писателей и поэтов. В любом произведении можно найти страницы посвященные этому чувству. Тонко описывают любовь У.Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта», Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Много стихов о любви у Пушкина, Тютчева и т.д. Любви посвящяет свое произведение Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». В этом произведении автор утверждает общечеловеческие ценности –идеалы: добра, красоты, истины, выработанные человечеством и отраженные в его культуре. Противопоставление этим ценностям: сиюминутное благо, богатство, власть, плотские удовольствия.

1 этап: «Кто?Где?Когда?» - викторина

(Викторина проводится в форме фронтального опроса учащихся. За правильный ответ ученику выдается «ландыш»)

  1. Назовите автора повести «Бедная Лиза»?
    Предполагаемый ответ:
    Н.М. Карамзин
  2. Где и когда происходило действие повести?
    Предполагаемый ответ: «…лет за 30 перед сим, в окрестностях Москвы»
  3. С какой целью Лиза пришла в Москву?
    Предполагаемый ответ: Лиза пришла продавать ландыши
  4. За какую сумму Лиза продала свои ландыши?
    Предполагаемый ответ: Лиза продала ландыши за 5 копеек
  5. Какое условие предложил незнакомец матери Лизы, оказавшись в их доме?
    Предполагаемый ответ: «…Мне бы хотелось, чтобы дочь твоя никому, кроме меня, не продавала своей работы…»
  6. Как звали незнакомца?
    Предполагаемый ответ:Его звали Эраст
  7. Кто по происхождению был Эраст?
    Предполагаемый ответ: Эраст был дворянин
  8. Как звали отца Лизы?
    Предполагаемый ответ: Его звали Иван.
  9. Однажды Лиза пришла на свидание заплаканная. О чем поведала она Эрасту?
    Предполагаемый ответ:За нее сватается сын богатого крестьянина.
  10. «Я боюсь,чтобы гром не убил меня, как преступницу!» Почему и кто сказал эту фразу?
    Предполагаемый ответ:Произошла интимная связь,во время которой Лиза лишилась невинности. По «Домострою» до свадьбы - это большой грех!
  11. Через два месяца оказавшись снова в Москве, какая неожиданная встреча произощла у Лизы?
    Предполагаемый ответ: Лиза увидела в роскошной карете Эраста и бросилась к нему.
  12. Что стало с Лизой и ее мамой?
    Предполагаемый ответ:
  13. Кто рассказал эту историю автору?
    Предполагаемый ответ: Эту историю рассказал Эраст за год до смерти

2 этап: «В картинной галерее»

(Индивидуальное домашнее задание)

Сообщение на тему «Слово о художнике Кипренском. Обзор репродукций картин «Бедная Лиза» и «Девочка с маками»»

Портрет О.Кипренского

Репродукция картины «Бедная Лиза»

Репродукция картины «Девочка с маками»

3 этап: Физкультпауза

(Предлагается всем встать, выйти из-за парт и повторять движения за учителем).

Учитель: Почувствуем запах ландышей, травки и свежего ветерка…..(упражнение на дыхание)

Поднимем взоры на небо… ,устремим на нежно-цветущие цветы..., на яркое солнце…,на тихо журчащую воду…(упражнение для глаз и шейного отдела)

«Где Эраст?!» (С удивлением разводим руки в стороны) 

4 этап: Игра «В лес за ландышами»

(По поднятой руке, учащиеся вызываются по одному к доске, «срывают» ландыш, на котором размещен вопрос. Учащийся забирает ландыш себе, в случае правильного ответа.)

Карточки-задания к игре «В лес за ландышами» (см. Приложение 2)

  1. В каких словах автора звучит оценка поступку героя?Осуждает ли он Эраста?
     Предполагаемый ответ: «… Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его…»
  2. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы? А для «успевшего вкусить светских забав» Эраста?
     Предполагаемый ответ:Для Лизы- первым, настоящим, которое она давно ждала, а для Эраста- очередное развлечение
  3. Какими эпитетами наделяет Карамзин Лизу?
     Предполагаемый ответ:Добрая,любезная, милая, нежная, бедная…
  4. Кем был Эраст? Какова его жизнь?
     Предполагаемый ответ:Довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, но слабым и ветренным. Вел рассеянную жизнь, думал о своем удовольствии, искал его в светских забавах.
  5. Назовите жанр произведения «Бедная Лиза»
     Предполагаемый ответ:Сентиментальная повесть
  6. Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж?Покажите на римерах.
     Предполагаемый ответ: Пейзаж плностью отражает настроение происходящих в повести событий
  7. Как вы относитесь к Эрасту и его поступкам?
     Предполагаемый ответ:-на усмотрение ученика
  8. Какими качествами охарактеризована главная героиня повести - Лиза?
     Предполагаемый ответ:Очень трудолюбивая,добрая, умела шить и вязать

5 этап: «А у меня в корзинке…» - анализ текста

(Предварительно, каждому учащемуся выдается шаблон заранее заготовленной корзинки, на обратной стороне которой будет выполняться задание)

Задание: Прочитать вслух по ролям эпизод «Вдруг Лиза услышала…»(учащиеся выбираются учителем). Затем самостоятельно, пользуясь моделью анализа текста, выделить художественные средства, используемые автором в этом эпизоде и записать их в «корзинки» (см. Приложение 3)

6 этап: «Сентиментализм» что это?»

Учитель: На примере повести Карамзина мы можем говорить о новом направлении в то время «сентиментализм».Докажите!?

(Учащимся предлагается доказать данное утверждение с помощью таблицы - стенда «Сентиментализм» (см. Приложение 4 )

Заключительное слово учителя:

Слова Карамзина «И крестьянки любить умеют!» указывали на относительную демократическую направленность сентиментализма.

Писатели утверждали. Что именно постой человек, не развращенный аристократическими предрассудками и ближе стоящий к природе, -именно он и способен на большое чувство, и поэтому он и есть настоящий человек, и тем и превосходит любого дворянина.

В этом состоит притягательная сила романов, повестей и лирики сентиментализма. Рядовой читатель был поражен близостью к себе литературного героя- ведь он и у себя обнаруживал дар чувствовать, способность ощущать величие и красоту природы.

И пейзаж – не просто фон, не декорация, а кусок живой природы, как бы заново открытый автором, прочувствованной и воспринятой не умом, не глазами, а сердцем.

Сентиментализм Карамзина отражал позиции просвещенного дворянина, лишь сочувствующего горестям простого человека, но далекого от мысли о каком-либо преодолении существующего неравенства между людьми.

В России сентиментализм сыграл важную роль и в становлении литературного языка, в сближении его с разговорным. Карамзин очищает язык от устаревших слов, разрабатывает более гибкую синтаксическую структуру.

Домашнее задание: (Уровень домашнего задания определяется учителем, в зависимости от способностей ученика)

1 уровень: Сделать рисунок по повести «Бедная Лиза»

2 уровень: Выбрать для выразительного чтения стихи или отрывки из прозаических произведений Карамзина и озвучить их на следующем уроке.

3 уровень: Составить кроссворд по повести «Бедная Лиза»

4 уровень: Пользуясь справочниками и Интернет-ресурсами подготовить сообщение о биографии Карамзина.

Учитель: Урок окончен.Всем спасибо за работу!