Интегрированный урок "Комедия "Горе от ума" – зеркало эпохи – картина русского общества"

Разделы: История и обществознание, Литература


И еще раз об интегрированном уроке. Интеграция в образовании - не мода, не очередная компания. Она является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. “Рост научных знаний, - отмечал В.В.Вернадский, - быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам”. Интеграция - (лат) восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer - целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение. Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.[5 c. 78]

Интегрированное обучение не подразумевает только взаимосвязь знаний по разным предметам на   одном уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов, и форм обучения в пределах одного предмета и даже урока. Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня  при использовании большого количества приемов. Возможно   проведение серии уроков в рамках целой темы. Ведут уроки 2-3 педагога. 60-80%  урочного времени отводится творчеству учащихся, используются различные способы воздействия на учащегося: видео-художественный, музыкальный ряд, телевидение, декламация, чтение, показ   исторических документов, мультимедийное   сопровождение. [5 c. 105]

Главное это не механическое соединение предметов, а общая точка, где находят соприкосновение все образовательные линии.

В данном случае структура урока была усложнена. Точкой пересечения двух образовательных линий было решено выбрать сопоставление фамусовского общества и общества России первой четверти Х1Х века.

Цель урока : интеграция учебного образовательного пространства, как средство создания у учащихся целостного представления о связях явлений культурной и общественной жизни с характером эпохи на основе интегрирования различных технологий, методов и форм обучения.

Задачи урока:

- развитие познавательной деятельности учащихся;

- формирование умения анализировать и синтезировать различные общественно-политические события;

- углубление навыков работы с историческими и литературными источниками

- развитие творческих способностей учащихся;

- совершенствование навыков работы видов заданий

- развитие умений и навыков работы с телекоммуникационными технологиями

- развитие коммуникативных навыков.

Структура урока: урок рассчитан на 2 часа.

В основе урока - подготовленный детский ролевой фильм-проект “ Салон З.А.Волконской”. (Продолжительность фильма 15 мин.)

На этапе исследовательской деятельности участникам было предложено разработать “ легенду” своего героя : изучить биографию, найти отзывы этого героя на комедию А.С.Грибоедова, найти документы, письма, мемуары, где прослеживалась бы его общественная позиция, подготовить костюмы, найти ноты вальса Грибоедова и разучить его.

Другая группа участников проекта инсценировали отрывки из комедии.

Аналитический этап – отбор информации, составление сценария, съемка и монтаж фильма.

Заключительный этап – демонстрация фильма на уроке

Основная идея: в салоне встречаются представители различных взглядов, приезжает Грибоедов и читает отрывки из комедии, слушатели высказывают свое отношение к героям. Затем, когда автор уезжает, обсуждают пьесу.

Список гостей салона З.А.Волконской

  1. Грибоедов А.С. – русский писатель, поэт, публицист, дипломат, композитор
  2. Волконская З.А. – княгиня, писательница, хозяйка московского литературного салона.
  3. Коновницына Е. П. - жена героя Отечественной войны, декабриста, генерала
  4. Пестель П.И. – декабрист, организатор и вождь Южного тайного общества
  5. Кюхельбекер В.К. – поэт, критик, декабрист, член Северного общества
  6. Ухтомский Ф.И. – князь, помещик
  7. Одоевский В.Ф. - писатель, музыковед, мыслитель
  8. Сперанский М.Н. – главный советник царя Александра 1 по вопросам управления.

I. Начало урока.

Актуализация знаний по эпохе Александра 1.

Задание 1.Обратитесь к схеме. Определите, на какие два периода делиться правление Александра.[ 1 c.38]

Внутренняя политика в 1801-1812 гг.

Задачи правления Александра 1

Усовершенствование государственного строя России с учетом влияния прогрессивных сил. Создание “Негласного комитета и разработка реформ государственного аппарата М.Сперанским Решение “крестьянского вопроса”.

Курс реформ, предложенный Сперанским.

Основные принципы функционирования государственного аппарата

Отмена сословного деления общества Разделение властей: законодательная, исполнительная, судебная Выборность распорядительных и исполнительных органов власти Независимость судебной власти, ответственность исполнительной власти перед законодательной

Изменения в госаппарате.

Предлагалось

Учреждение Государственной Создание Государственного Думы (обсуждение законопроектов) Совета (разработка и обсуждение законопроектов)

Реформы Сперанского встретили жесткое сопротивление дворянства и были отвергнуты Александром 1.

Государственные преобразования Александра 1.[ 1 c.41]

Царь ограничился отдельными и непоследовательными мерами.

1803 г. – Указ о вольных хлебопашцах 1808,1809 – запрет продавать крестьян на ярмарках

1801 г. – Право недворян покупать землю с 1802 г. – реформа образования 1808 - создание Государственного Совета

Внутренняя политика Александра 1 в 1815-1825 гг.[ 1 c. 48]

Либеральные меры Реакционная политика

 

1815 г. – Конституция Царству Польскому 1816-1819 гг. Создание военных поселений
Март 1818 г. Заявление о намерении ввести в России конституционные порядки 1819,1821 – гонения на просвещение и печать
1818 г. Разработка Уставной грамоты для России 1822,1823,1824 гг. – запрещение крестьянам жаловаться на помещика, право ссылать крестьян в Сибирь
1818 - разработка проектов решения крестьянского вопроса в России 1822 г. – запрещение тайных обществ

Задание 2. Вспомните, какие три основные направления идеологии в это время формируются в России. Для этого прочитайте: В.Ф.Раевский. О рабстве крестьян.

“Взирая на помещика русского, я всегда воображаю, что он вспоен слезами и кровавым потом своих подданных; что атмосфера, которою он дышит, составлена из вздохов сих несчастных; что элемент его есть корысть и бесчувствие. Ниже сего я примерами изложу, сколько вредно рабство для народа русского, рожденного быть свободным.

Александр в речи своей к полякам обещал дать конституцию народу русскому. Он медлит, и миллионы скрывают свое отчаяние до первой искры.

Дворянство русское, погрязшее в роскоши, разврате , бездействии и самовластии, не требует перемен, с ужасом смотрит на необходимость потерять тираническое владычество над несчастными поселянами. Граждане! Тут не слабые меры нужны, но решительный и внезапный удар!” [3 c. 218]

Задание 3. Определите, мнения представителей какой идеологии представлены в документе. Назовите опорные фразы на основании которых вы сделали свои выводы.

Задание 4. Сделайте вывод на основании вышесказанного, почему активно формируется радикальная идеология.

К чему это приведет ?

Основная часть урока. Просмотр фильма – проекта “Салон З.А.Волконской.

Перед просмотром фильма учащиеся получают опережающее задание.

Задание 5. Разделите гостей салона З.А.Волконской на группы.

Кто не принимает комедию? Кто одобряет? Кто относится критически?

После просмотра фильма - проверка задания: ученики отвечают на вопрос: Какие гости салона к какому направлению идеологии относятся?

Далее урок продолжает учитель литературы.

Задание 6. Разделите действующих лиц комедии на представителей века нынешнего и века минувшего. Представителей какого лагеря можно встретить у Фамусова? Почему?

Задание 7.

Обратитесь к внесценическим персонажам комедии. Есть ли среди них представители передовой идеологии. [ 2 c.47]

Задание 8.

Обсудите, выйдет ли Чацкий на Сенатскую площадь. Опираясь на мнения гостей салона, выскажите свою точку зрения.

Как Грибоедов относился к декабристам?[ 4 c.206]

Заключительная часть урока – дебаты.

  • “Бессмертная” комедия Грибоедова.
  • “Поэт в России больше, чем поэт”
  • Позиции писателя и общественного деятеля.

Результатами урока могут быть:

  • интерес и активность учащихся;
  • умение применять ранее полученные знания;
  • умение готовиться и работать самостоятельно, используя различные источники, в т.ч. ИКТ;
  • умение сопоставлять и противопоставлять явления, факты, источники;
  • делать самостоятельные выводы;
  • проявление творческих способностей.

Список использованных источников и литературы.

1. История России, XIX век. Учебник для 8 класса.   Данилов А.А., Косулина Л.Г.  10-е изд. - М.: Просвещение 2009. - 287 с.

2. Грибоедов А.С. Горе от ума. М: Детская литература .-2000 .- 53 с.

3. Гершензон М.О. Грибоедовская Москва. М: Московский рабочий, 1989.- 400 с.

4. Пиксанов Н. К. Творческая история “Горя от ума”. М., 1928;- 278 c/

5. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока, М:2003.- 128с.

6. Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. М: Мысль.- 1990.-189 с.