Цель - расширить представление о лирике, оказать воздействие на духовный мир.
Задачи:
- Создать условия для формирования эстетических чувств.
- Формировать культуру восприятия поэтического слова.
- Развивать навыки выразительно чтения, развивать логические процессы: сравнение, обобщение, выделение главного; развивать навыки связной речи;
- Воспитывать интерес школьников к поэзии, расширить их круг чтения .
Оборудование: Презентация, музыка, сборник стихов, репродукции картин (И.Шишкин “Зима” и И. Грабаря “Февральская лазурь”).
Ход урока
Красота спасет мир.
Ф.ДостоевскийЦелый мир от красоты.
А.Фет
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг.момент 2. Вступительное слово учителя беседа |
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Тема
нашего урока “Природа и человек”. Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос “Кому и зачем нужна поэзия?” Мы уже читали, учили наизусть много стихов русских поэтов. Мы представляли себе, чем отличаются стихи от прозы. Но для чего, для кого создаются, пишутся стихи? Ведь в обыденной жизни, разговаривая с друг другом, нам и в голову не приходит говорить в рифму. Зачем же нужна поэзия? Что же нам дают стихи?(Заслушиваются ответы учащихся) Вы правы, но вопросы остаются. Зачем нужны стихи? Что дает поэзия? Чтобы это понять, послушаем сказку. |
Записывают тему урока
Ответы учащихся: 1. Стихи красивые, в них самое хорошее 2. Из стихов легко можно сделать песню. 3. Если бы не было стихов, то и песен, музыки тоже не было |
3. Работа с эпиграфом (знакомство) создание эмоционального фона “художественное слово” учителя (Метод словесного рисования, беседа)
Выразительное чтение наизусть, демонстрация слайдов |
Эпиграфом к сказке являются слова Ф.
Достоевского, русского писателя ХIХ века,
“Красота спасет мир” и слова А.Фета, знакомого
вам поэта, “Целый мир от красоты” (звучит
музыка Гребенщикова “..А в городе том сад..”) Жил-был горд. Дома в нем были высокие, прочные, улицы широкие, светлые, но все какие-то одинаковые. Так что даже самые давние жители легко могли заблудиться. Город был большой, люди в нем жили разные, но каждый, кто приезжал и видел их утверждал, что все они очень похожи как вы думаете почему? А вот почему: жители этого города не умели радоваться хорошему и огорчаться плохому. Когда им было холодно и больно, они хмурились и даже плакали. Но никому не было грустно, когда солнце закрывалось тяжелыми тучами, когда кому-то рядом становилось больно и холодно. Если они видели поскользнувшегося и упавшего человека, могли засмеяться. Но никто не улыбнулся от радости, видя, как просыпается утром цветок, как купается в луже воробей, как озорные лучики солнца пробираются сквозь густую листву деревьев. Но ведь все люди не могут быть одинаковыми! Вот и в этом городе жил один чудак. Это был обыкновенный человек. Такой же, как мы с вами. Но жителям города он казался чудаком, потому что мог подолгу смотреть, как падают листья, мог беседовать о чем-то с воробьями, мог услышать и даже записать, о чем шелестят деревья. А порой он произносил фразы, которые казались жителям города странными и непонятными, например: Не то, что мните вы, природа: И был в этом городе большой старый сад. В нем росли деревья, распускались цветы, пели птицы, но люди не замечали всего этого. Они приходили сюда только потому, что это было полезно – полезно двигаться, полезно дышать насыщенным кислородом воздухом. И только чудак сюда весной и осенью, зимой и летом приходил, чтобы полюбоваться красотой сада. Стоило ему появляться, как к нему спускали свои ветки деревья, к нему тянулись головки цветков, только для него пели птицы. Ведь чудак замечал то, что не видели остальные, мог удивительно точно и красиво об этом сказать. И благодарный сад становился ещё прекраснее, открывал человеку свои тайны. |
Записывают эпиграф в тетрадь
ответы учащихся |
4. Комментарий к музыке, беседа
Работа с текстом а) Словарно- орфографическая работа
б) аналитическая беседа в) сравнительный анализ стихотворений д) чтение наизусть |
Представьте себе сентябрь (звучит музыка)
что вы слышите? Облетают листья... Ночь ... Первый заморозок. Ещё вчера цвели георгины, а сегодня - ..? Что случилось с ними? Как сказали об этом жители города? А наш чудак, посмотрев на цветы, произнес: Осыпал лес свои вершины, Какие слова в этих строчках кажутся вам необычными, неожиданными? Как вы думаете , почему именно это слово выбрал наш герой? Пришла осень, изменилась вся природа вокруг. Наш герой видит, чувствует это новое и произносит (показ слайдов и художественное чтение отрывка из поэмы И.Бунина “Листопад”, текст на экране,) - Какое настроение вызывает у поэта осень? - Перечитаем описание леса. Какие краски увидел поэт? Кажется ли вам лес прекрасным, сказочным? А какие строки вызывают у вас чувство легкой грусти? Как вы думаете , почему поэт назвал осень тихой вдовой? (толкование слова “вдова”) Вдова – женщина, потерявшая мужа. Возраст сделал ее движения спокойными, неторопливыми. Когда вокруг праздник, она тиха и задумчива. Вот и осень – пора увядания – напомнила поэту такую женщину. Но несмотря на легкую грусть осень в этом стихотворении яркая, праздничная. Чтобы убедиться в этом. Ещё раз послушаем стихотворение (читает сам учитель) Проходят дни , месяцы. Наступает зима. Мороз сковывает землю, закрывает ее белым покрывалом. Деревья в лесу стоят по колено, а то и по пояс в снегу. Зимнее солнце не согревает, а, кажется , ещё более холодите, и снег ярко блестит под его лучами. (показ слайдов и чтение стихотворения Тютчева “Чародейкою Зимою..”) |
слушают музыку - листья шелестят. – грустная мелодия, – они подумали и сказали бы: “Цветы завяли, надо их вытащить и вскопать клумбу”
- Дохнул сентябрь, - Дыханьем обожгло - георгины увяли, опустили свои головки, кончики лепестков почернели, как будто обгорели Слушают запись - ощущение красоты, торжественности, покоя и легкой грусти ответы учащихся
Читает стихотворение наизусть подготовленный ученик |
5. Работа с репродукциями
Беседа |
Это вы прослушали стихотворение,
так видит зиму поэт, а вот так изображает её
художник. Перед вами две репродукции: И.Шишкин
“Зима” и И.Грабаря “Февральская лазурь”.
Сравните их. - Какая из них ближе к прочитанному стихотворению по настроению? На обеих картинах изображен прекрасный зимний лес. 1-я помогает понять метафору “под снежной, легкой цепью пуховой” 2-я – яркая, пронизанная солнцем и морозом, более близка сказочной интонации стихотворения. Сказка начинается уже в первой строке. - Как поэт называет зиму? А какой русский поэт тоже называл зиму волшебницей? Чародейка однажды взмахнула своей ледяной волшебной палочкой, и вот лес стал...обратите внимание на звучание слов “околдован”, “очарован”, “опутан”, “скован”. Они усиливают ощущение колдовского покоя. - Почему автор говорит о лесе “не мертвец и не живой”? - Какие слова, стоящие рядом, помогают ответить на этот вопрос? Волшебную сказку зимнего леса помогают нам представить и слова, и интонация стихотворения. И даже то, как оно написано. Мы чаще всего встречали стихотворения, написанное четверо-стишиями. В стихотворении “Чародейкою Зимою” три строфы. А сколько строк в каждой? |
ответы учащихся
- А.Пушкин “Идет волшебница зима”
- сном волшебным, лес безмолвен, неподвижен, он спит до весны, когда его разбудит солнце |
6. Работа с лирическим текстом, беседа
показ слайдов |
Попробуем прочитать строфу без одной
строки, но так, чтобы сохранилась рифма: Чародейкою
зимою - Смысл как будто не изменился. А наше впечатление, настроение? Прочитаем ещё раз строфу стихотворения. Какой вариант нравится вам больше? Почему ? “Все медленно, как в сказке о заколдованной красавице” представим себе сказочный зимний лес (показ слайдов) Наш чудак тоже любовался красотой зимней природы, но ждал самого лучшего времени, когда она проснется под лучами солнца. И видел то, что не видели другие люди. Чуткой душой он ощущал малейшие изменения в природе, раньше других чувствовал приближения весны (1-ая часть стихотворения Тютчева “Ещё земли печален вид”) Еще земли печален вид, |
ответы учащихся
- авторскийсмысл -пятистишие усиливает ощущение таинственности сказочности, колдовства.
Читает ученик наизусть |
беседа
Работа с текстом
показ слайдов, чтение наизусть |
- Как вам кажется, о каком месяце идет
речь в стихотворении? - Какие приметы скорого прихода весны называет поэт? - Как вы понимаете строку “ А воздух уж весною дышит”? Помните, в стихотворении “Чародейкою Зимою..” лес был неподвижен, “окован легкой цепью пуховой”? А сейчас? Найдем строку “И елей ветви шевелит” ... (чтение 2-й части) Еще природа не проснулась, - Как вы понимаете последнюю строку? Что представляете, когда ее слышите? Видите, как прекрасна природа в любое время года. И человеку, который умел видеть ее красоту, радоваться ей, она каждый день открывала что- то новое. Наш чудак любовался красотой и слушал ее? (чтение С.Есенина “Зеленая прическа” - показ слайдов) |
- вероятно о марте. - Воздух слегка нагревается под теплым солнышком, налетает легкий ветерок, в котором чувствуются влажные запахи весны - лес оживает, освобождается от ледяного зимнего плена.
- Возникает картина весеннего солнца на ярко-голубом небе, которая позволяет почувствовать радость природы от наступления весны. Читает подготовленный ученик |
создание эмоционального фона |
Вот какие стихи звучали, когда чудак
бродил по городу и саду, когда вспоминал виденное
и слышанное раньше. Стихи слушали деревья в саду,
звери и птицы. А люди не хотели слушать и понимать
их. Но ведь человеку очень трудно живется, когда
его не понимают, когда он одинок. И чудак ушел из
города. Он ушел искать людей, близких ему, которые
видели и понимали прекрасное. Ему было больно
покидать сад, и он ушел, даже не попрощавшись с
ним, а сад ждал своего друга. Без него увяли цветы
и деревья, перестали петь птицы. Сад умирал. Жители горда не могли понять отчего это происходит. Но вот один из них вспомнил, что сад начал погибать тогда, когда ушел из города чудак. И тогда люди кинулись разыскивать его: “Погибает наш сад. Верни нам его” чудаку было очень жал своего друга – сад, и он вернулся. Он вошел в умирающий сад, и.. случилось чудо.(звучит музыка “ В городе том сад”) Он шел , и на глазах изумленных жителей города оживали цветы и деревья, начинали петь птицы. И тогда люди увидели, как прекрасен их сад. - можно ли разделить: здесь природа, а вот здесь – человек? Почему человек и природа, человеческие чувства и явления природы, трагедия и радость бытия – вместе? Все на свете от любви. Любовь – объединяющее людей начало, то на чем основано духовность любого человека. Человек и природа, любовь и красота - символ существования людей на земле , следовательно у Достоевского “Красота спасет мир!”, и очень позже у Фета “Целый мир от красоты” |
|
7. Итог урока | Любовь – источник обогащения души,
способ связи человека с миром, со всем живым. Есть
любовь – есть ощущение красоты. Поняли и они
того, кто вернул им красоту и радость. Они больше
никогда не будут называть его чудаком. А будут
называть его ПОЭТОМ. Теперь давайте ответим на
вопрос, поставленный в начале нашего урока “Кому
и зачем нужна поэзия?” ответы учащихся |
- Поэзия нужна людям. Она учит людей видеть красоту окружающего мира, открывает им души других людей, цветов, деревьев. Делает человека добрее и красивее, передает ему чувства любви и сострадания ко всем живым существам. |
8. Домашнее задание | Когда люди поняли, зачем нужна поэзия, тогда и полюбили стихи. Теперь жители города, гуляя по саду, который стал ещё гуще и был прекрасен в любое время года, часто... а вот конец сказки придумайте сами – это ваше домашнее задание . На этом урок закончен. Спасибо за урок. Сообщение оценок | учащиеся записывают домашнее задание |