Литературное краеведение на уроках и во внеурочной деятельности

Разделы: Русский язык, Литература


“Мира не узнаешь, не зная края своего”.

Важно, очень важно людям не уйти из памяти новых поколений, старики с удовольствием рассказывают о том, что было, о том, чем была богата и ярка их жизнь. А я ловлю себя на мысли, что окружающие меня люди старшего поколения – это исторические примеры из фактов, описанных в учебнике.

И еще, наверное, главное. У поколения моих учеников много проблем, очень много соблазнов, когда вокруг творится беспредел и правовой и социальный – велико желание подстроиться под среду и на все вопросы иметь один ответ: “Не я такой – жизнь такая”. Объясняю, жизнь – она всегда – жизнь, какой она будет выбирать тебе. Моя задача вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину, и готовых ради нее на любые жертвы. И помогает мне в этом краеведение. Нет не так. И помогают мне в этом люди, живущие вокруг, и своими жизнями делающие историю.

Что такое краеведение – это, по большому счету, историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины.

Для того чтобы рассмотреть краеведение как элемент исторического и литературного образования необходимо сначала разобраться с самим понятием.

Российская педагогическая энциклопедия рассматривает краеведение именно как предмет школьного курса и поэтому их определение это: “Краеведение в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности – школьного микрорайона, города, села, района, области” [3, С.475].

Ознакомившись с данными определениями можно сделать вывод о том, что "краеведение“– это изучение своей “малой” Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: “цель краеведческого образования – способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации”

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

1. Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины – сложно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность:

…валюта, вещи и еда
Забетонировали чувства:
Не чудодейственна искусства
Золотоносная звезда.

А ведь верно подмечено, что патриотизм – это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота – человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим.

Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое и литературное краеведение.

Но космос совести горит
И тянет властно человека
В бездонность истины и века
И, может, землю сохранит.

Почему мы должны:

  • беречь природу и окружающую среду в целом,
  • сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений,
  • беречь памятники истории и культуры.
  • быть толерантными.

Потому что человек – звено в цепи жизни.

“История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

Правители читают историю. Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством существующего порядка вещей, как с обыкновенным явление во всех веках. Утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали ещё ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества”.

Какие точные слова, но кроме этого мы обязаны помнить, что история – это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края, в родной природе.

Сыплются яркие звезды,
Как золотая руда,
Кажется, радости воздух
В душу вошел навсегда.
Может быть, грусти и боли
Нынче сбежали в тайгу
И, ошалевши от воли,
Бродят по пояс в снегу.
Лазят по звонким деревьям,
В прятки играют с лисой
И, словно пращур мой древний,
Спят под огромной луной.
И не хотят возвращаться
В тихое сердце моё,
Чтобы пылало в нем счастья
И вдохновенья смольё.

Очень важно научить школьника осознавать проблемы окружающего его микромира. (“Диалог”)

Если от того, что ты живешь,
Не растаял в человеке снег
И его колотит злая дрожь, –
Значит ты еще не человек.

Воспитывать у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

Дети должны твёрдо знать: то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее. Поэтому именно они нуждаются в нашей поддержке и понимании.

Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения.

Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.

Именно в процессе изучения местной истории, возможно, научить ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашей областью в музеях, архивах, библиотеках; работать со статистикой и изучив её делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени.

И ещё одной очень важной задачей является сбор информации о настоящем времени, грамотно оформленной, яркой, как можно более полной и интересной такой, которая станет нашей историей.

Сколько раз, работая в школе, задаем мы вопрос: “В чем смысл жизни?”. А действительно в чем он смысл жизни, для чего человек приходит в этот мир? Почему он должен жить так, а не иначе? Кто определяет жизненный путь человека? И почему жизненный путь одних остается в памяти живущих поколений, а другой забывается на следующий день?

В одной книге Ш. Амонашвили есть следующие строки:

“Свободный выбор не мыслится без понимания пути жизни. Что мы выбираем: служить добру или служить злу? А следствия – весьма отдалённые – нам известны.

Путь добра несёт расширение сознания, совершенствование духа, восхождение.

Путь зла несёт земные ублажения, но духовное одичание.

Что значит духовное одичание?

Значит, нужно поддаваться не чувствам и желаниям, которые сейчас нахлынули на нас, а видеть их последствия, может быть, очень отдалённые, которые обязательно возникнут, настанет время.

Нужно понять, говорят мудрые книги, что каким бы ни выглядел наш выбор внешне, он поведёт нас или в сторону Света, или в сторону Тьмы.

На цементе совести и дел
Держится наш беспощадный мир,
И не дай, Господь, чтоб обмелел
Человек душою, как вампир.

Существуют следующие направления работы с учениками:

  • Учебное (уроки, факультативные занятия)
  • – включение литературного краеведения через внеклассное чтение в систему уроков по литературе;
  • – различные виды анализа текстов на уроках русского языка, подбор текстов сибирских авторов для проведения диктантов;
  • Внеурочное (занятия в краеведческих кружках, группах) – исследовательская работа (подготовка учащихся к конференциям, конкурсам чтецов, сочинениям, конкурсам авторских стихов внутри школы и районных).

Работая по этим направлениям, учитель использует большое количество форм и методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся

Существует несколько приемов включения краеведческого материала в урок:

  1. Краеведческое вступление к уроку или к одному из вопросов урока.
  2. Краеведческая конкретизация.
  3. Краеведческое дополнение основных вопросов.
  4. Краеведческий материал основа для изучения темы или отдельных вопросов урока. (см Приложение 2)

Прежде чем использовать местный исторический материал в учебном процессе, необходимо определить его место, связи и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, исходя из цели урока, местный материал может быть изучен до прохождения темы, в начале, в ходе и в конце её изучения.

Краеведческий материал может излагаться на уроке, как учителем, так и учащимися. Самое главное, чтобы преподаватель стремился к тому, чтобы в результате систематического включения краеведческого материала в учебный процесс у учащихся сформировалась определенная система знаний о родном крае: о главных этапах его развития, отличительных особенностях, месте и значении в историческом развитии страны.

Мы выбираем путь своей земной жизни. Наставляет нас мудрец: “Пусть учитель скажет детям о различии между победной волей и гибельным своеволием. Пусть дети поймут, как прекрасен путь свободной воли, когда человек в Мировом океане будет строителем Будущего”.

Вместе ищем ответ на этот не простой вопрос, снова обращаясь к понятию “смысл жизни”. Жизнь каждого человека важна, необходима, ценна. Надо стараться построить ее так, чтобы дело, которым ты занимаешься, было важным, интересным, приносило пользу не только тебе, но и окружающим тебя людям. Всмотритесь повнимательней в лица ваших бабушек и дедушек, разузнайте поподробнее о днях их жизни, многое вас удивит, многое заставит пересмотреть свою жизненную позицию.

Пишу стихи ночами и во сне,
В иное время не хватает мне
Ни времени, ни сил, ни тишины.
Дни наши быстротечны и шумны.
Заполнены пылающим трудом,
И я, как береста, сгораю в нем.

В основе содержания и структуры изучения литературного краеведения лежит концепция изучения краеведческого материала на основе литературного наследия писателей в процессе их творческой деятельности. Литературные произведения изучаются как результат конкретного периода творческой деятельности, как культурно-языковое явление, как эстетическое преображение реальности.

Река хранит вечернее тепло
И берега окутаны туманом,
И спит моё сибирское село,
Откуда в жизнь ушел я мальчуганом.
Пространствовал немало по земле,
Наполненной труда и песен током,
Но ныне я на Родине, в селе,
Прижавшемся к протоке теплым боком.
Ни огонька. Ни звука. Тишина.
Лишь в стайке иногда вздохнет теленок,
Иль тявкнет пес.
Родная сторона,
Ты спишь, но слух твой обостренно тонок.

Опыт работы по данной теме был представлен в программе, созданной для участия в конкурсе программ по патриотическому воспитанию. Одним из разделов данной программы было изучение творчества поэтов Чунского района, в том числе и творчества Н.Е. Степанова, нашего земляка и коллеги.

Необходимо помочь учащимся осознать себя частичкой этого процесса и увидеть особенности, отличия своего края.

Увозит росный август за деревню
Остатки лета…
Холодок ночной,
Подкравшись к толпам лиственных деревьев,
Обдал их золотящею волной.
Туманы прячут зелень огородов
От взгляда остывающей луны.
Не торопясь, но портится погода,
И небеса ненастьями полны.

Краеведческая деятельность многогранна, многопланова, в каждой сфере проявляется по-своему, в настоящее время она подразделяется по основным научным областям знаний (историческое краеведение, географическое, литературное, экологическое, геологическое, этнографическое). У каждой области научного знания есть краеведческий аспект. Краеведение имеет свою систему учреждений и организаций и соответствующих учёных или специалистов. Поэтому в краеведческой деятельности в той или иной степени участвует каждый, кто здесь живёт и трудится. Литературное краеведение на уроках русского языка и литературы – потребность времени, обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе, а значит, и в образовании.

Поэтому стихи моего коллеги, учителя русского языка, литературы и истории Николая Евдокимовича Степанова, как нельзя лучше иллюстрируют многие стороны нашей жизни.

Приложение 1.