“Мира не узнаешь, не зная края своего”.
Важно, очень важно людям не уйти из памяти новых поколений,
старики с удовольствием рассказывают о том, что было, о том, чем была богата и ярка их жизнь. А я ловлю себя на мысли, что окружающие меня люди старшего поколения – это исторические примеры из фактов, описанных в учебнике.И еще, наверное, главное. У поколения моих учеников много проблем, очень много соблазнов, когда вокруг творится беспредел и правовой и социальный – велико желание подстроиться под среду и на все вопросы иметь один ответ: “Не я такой – жизнь такая”. Объясняю, жизнь – она всегда – жизнь, какой она будет выбирать тебе. Моя задача вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину, и готовых ради нее на любые жертвы. И помогает мне в этом краеведение. Нет не так. И помогают мне в этом люди, живущие вокруг, и своими жизнями делающие историю.
Что такое краеведение – это, по большому счету, историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины.
Для того чтобы рассмотреть краеведение как элемент исторического и литературного образования необходимо сначала разобраться с самим понятием.
Российская педагогическая энциклопедия рассматривает краеведение именно как предмет школьного курса и поэтому их определение это: “Краеведение в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности – школьного микрорайона, города, села, района, области” [3, С.475].
Ознакомившись с данными определениями можно сделать вывод о том, что "краеведение“– это изучение своей “малой” Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле.
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: “цель краеведческого образования – способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации”
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины – сложно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность:
…валюта, вещи и еда
Забетонировали чувства:
Не чудодейственна искусства
Золотоносная звезда.
А ведь верно подмечено, что патриотизм – это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота – человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим.
Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое и литературное краеведение.
Но космос совести горит
И тянет властно человека
В бездонность истины и века
И, может, землю сохранит.
Почему мы должны:
- беречь природу и окружающую среду в целом,
- сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений,
- беречь памятники истории и культуры.
- быть толерантными.
Потому что человек – звено в цепи жизни.
“История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.
Правители читают историю. Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством существующего порядка вещей, как с обыкновенным явление во всех веках. Утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали ещё ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества”.
Какие точные слова, но кроме этого мы обязаны помнить, что история – это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края, в родной природе.
Сыплются яркие звезды,
Как золотая руда,
Кажется, радости воздух
В душу вошел навсегда.
Может быть, грусти и боли
Нынче сбежали в тайгу
И, ошалевши от воли,
Бродят по пояс в снегу.
Лазят по звонким деревьям,
В прятки играют с лисой
И, словно пращур мой древний,
Спят под огромной луной.
И не хотят возвращаться
В тихое сердце моё,
Чтобы пылало в нем счастья
И вдохновенья смольё.
Очень важно научить школьника осознавать проблемы окружающего его микромира. (“Диалог”)
Если от того, что ты живешь,
Не растаял в человеке снег
И его колотит злая дрожь, –
Значит ты еще не человек.
Воспитывать у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.
Дети должны твёрдо знать: то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее. Поэтому именно они нуждаются в нашей поддержке и понимании.
Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения.
Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.
Именно в процессе изучения местной истории, возможно, научить ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашей областью в музеях, архивах, библиотеках; работать со статистикой и изучив её делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени.
И ещё одной очень важной задачей является сбор информации о настоящем времени, грамотно оформленной, яркой, как можно более полной и интересной такой, которая станет нашей историей.
Сколько раз, работая в школе, задаем мы вопрос: “В чем смысл жизни?”. А действительно в чем он смысл жизни, для чего человек приходит в этот мир? Почему он должен жить так, а не иначе? Кто определяет жизненный путь человека? И почему жизненный путь одних остается в памяти живущих поколений, а другой забывается на следующий день?
В одной книге Ш. Амонашвили есть следующие строки:
“Свободный выбор не мыслится без понимания пути жизни. Что мы выбираем: служить добру или служить злу? А следствия – весьма отдалённые – нам известны.
Путь добра несёт расширение сознания, совершенствование духа, восхождение.
Путь зла несёт земные ублажения, но духовное одичание.
Что значит духовное одичание?
Значит, нужно поддаваться не чувствам и желаниям, которые сейчас нахлынули на нас, а видеть их последствия, может быть, очень отдалённые, которые обязательно возникнут, настанет время.
Нужно понять, говорят мудрые книги, что каким бы ни выглядел наш выбор внешне, он поведёт нас или в сторону Света, или в сторону Тьмы.
На цементе совести и дел
Держится наш беспощадный мир,
И не дай, Господь, чтоб обмелел
Человек душою, как вампир.
Существуют следующие направления работы с учениками:
- Учебное (уроки, факультативные занятия)
- – включение литературного краеведения через внеклассное чтение в систему уроков по литературе;
- – различные виды анализа текстов на уроках русского языка, подбор текстов сибирских авторов для проведения диктантов;
- Внеурочное (занятия в краеведческих кружках, группах) – исследовательская работа (подготовка учащихся к конференциям, конкурсам чтецов, сочинениям, конкурсам авторских стихов внутри школы и районных).
Работая по этим направлениям, учитель использует большое количество форм и методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся
Существует несколько приемов включения краеведческого материала в урок:
- Краеведческое вступление к уроку или к одному из вопросов урока.
- Краеведческая конкретизация.
- Краеведческое дополнение основных вопросов.
- Краеведческий материал основа для изучения темы или отдельных вопросов урока. (см Приложение 2)
Прежде чем использовать местный исторический материал в учебном процессе, необходимо определить его место, связи и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, исходя из цели урока, местный материал может быть изучен до прохождения темы, в начале, в ходе и в конце её изучения.
Краеведческий материал может излагаться на уроке, как учителем, так и учащимися. Самое главное, чтобы преподаватель стремился к тому, чтобы в результате систематического включения краеведческого материала в учебный процесс у учащихся сформировалась определенная система знаний о родном крае: о главных этапах его развития, отличительных особенностях, месте и значении в историческом развитии страны.
Мы выбираем путь своей земной жизни. Наставляет нас мудрец: “Пусть учитель скажет детям о различии между победной волей и гибельным своеволием. Пусть дети поймут, как прекрасен путь свободной воли, когда человек в Мировом океане будет строителем Будущего”.
Вместе ищем ответ на этот не простой вопрос, снова обращаясь к понятию “смысл жизни”. Жизнь каждого человека важна, необходима, ценна. Надо стараться построить ее так, чтобы дело, которым ты занимаешься, было важным, интересным, приносило пользу не только тебе, но и окружающим тебя людям. Всмотритесь повнимательней в лица ваших бабушек и дедушек, разузнайте поподробнее о днях их жизни, многое вас удивит, многое заставит пересмотреть свою жизненную позицию.
Пишу стихи ночами и во сне,
В иное время не хватает мне
Ни времени, ни сил, ни тишины.
Дни наши быстротечны и шумны.
Заполнены пылающим трудом,
И я, как береста, сгораю в нем.
В основе содержания и структуры изучения литературного краеведения лежит концепция изучения краеведческого материала на основе литературного наследия писателей в процессе их творческой деятельности. Литературные произведения изучаются как результат конкретного периода творческой деятельности, как культурно-языковое явление, как эстетическое преображение реальности.
Река хранит вечернее тепло
И берега окутаны туманом,
И спит моё сибирское село,
Откуда в жизнь ушел я мальчуганом.
Пространствовал немало по земле,
Наполненной труда и песен током,
Но ныне я на Родине, в селе,
Прижавшемся к протоке теплым боком.
Ни огонька. Ни звука. Тишина.
Лишь в стайке иногда вздохнет теленок,
Иль тявкнет пес.
Родная сторона,
Ты спишь, но слух твой обостренно тонок.
Опыт работы по данной теме был представлен в программе, созданной для участия в конкурсе программ по патриотическому воспитанию. Одним из разделов данной программы было изучение творчества поэтов Чунского района, в том числе и творчества Н.Е. Степанова, нашего земляка и коллеги.
Необходимо помочь учащимся осознать себя частичкой этого процесса и увидеть особенности, отличия своего края.
Увозит росный август за деревню
Остатки лета…
Холодок ночной,
Подкравшись к толпам лиственных деревьев,
Обдал их золотящею волной.
Туманы прячут зелень огородов
От взгляда остывающей луны.
Не торопясь, но портится погода,
И небеса ненастьями полны.
Краеведческая деятельность многогранна, многопланова, в каждой сфере проявляется по-своему, в настоящее время она подразделяется по основным научным областям знаний (историческое краеведение, географическое, литературное, экологическое, геологическое, этнографическое). У каждой области научного знания есть краеведческий аспект. Краеведение имеет свою систему учреждений и организаций и соответствующих учёных или специалистов. Поэтому в краеведческой деятельности в той или иной степени участвует каждый, кто здесь живёт и трудится. Литературное краеведение на уроках русского языка и литературы – потребность времени, обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе, а значит, и в образовании.
Поэтому стихи моего коллеги, учителя русского языка, литературы и истории Николая Евдокимовича Степанова, как нельзя лучше иллюстрируют многие стороны нашей жизни.