Основные цели и задачи:
- Эстетическое воспитание обучающихся
- Расширение кругозора
- Воспитание у молодого поколения уважения к культуре
- Приобщение к народной культуре
Участники: Народный фольклорный ансамбль «Таусень», сказители.
Сказители в русских народных костюмах встречают студентов
Сказитель 1:
Здравствуй, здравствуй, люд уфимский
Проходите, не толпитесь.
Всех приветствовать мы рады –
Сегодня ждет вас здесь забава!
Сказитель 2: Проходите гости, дорогие!
Милости просим, рады встрече!
В зале звучит музыка. Сцена оформлена убранством русской избы. Стоит прялка, на столе разложены рушники, кружева, стоит самовар.
Выходят сказители
Сказитель 1:
Из былинных времен далеких,
Из бездонных озер глубоких,
Из бескрайних полей ковыльных,
Смотрят пращуров наших глаза.
Голос за кадром мужской:
Смотрим мы и светло, и мудро.
Треплют ветры льняные кудри.
Эй, потомки! Сквозь суетность будней
Наши слышите голоса?
Звучит фонограмма русской народной мелодии: песни, баллады, легенды
Сказитель 1: Здравствуйте, добры молодцы да, красны девицы! Низкий вам поклон, до земли родной! Эх, возьму я гусли звонкие, яровчатые да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину, откуда есть пошла письменность да культура на земле славянской.
Сказитель 2: А Культура русская зарождалась в древности, когда всяк народ жил племенем. В глубине веков зародилась вера людская в добрые и злые силы природы, появлялись заговоры лютые против силы темной и поклонения берегиням. Людская молва гласила о хозяевах Мира, которые защищали землю, помогали охотникам, рыбакам, земледельцам. Это поклонение, которое зовется язычеством, и повлияло на появление культуры русской.
Сказитель 1: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Много времени прошло дабы получила письменность и культура развитие свое. А было это все во времена княжения Ярослава Мудрого. Он крепил государство не только силой могучею, но и красотой небывалою, строя храмы великие, да соборы златоглавые.
Сказитель 2: Растет, и шириться на Руси мудрость книжная, собрал Ярослав знатоков языка греческого и приказал им переводить на русский язык книги духовные и переписывать, распространять уже переведенные. Из них то и была составлена первая библиотека на Руси в храме святой Софии Киевской. Записан был и первый свод законов – «Русская Правда», ибо до него закон был только устный. Ныне становился он крепче, ибо написанный он был для всех один, не допускал дополнений и переиначивания.
Голос за кадром:
Эх, спасибо, стариче, за память добрую,
Да, вспомним вместе мы славян Болгарии:
Кирилла мудрого, а с ним – Мефодия,
Что научили нас уму-разуму.
Сказитель 1: Великое дело сделано братьями известными. И с тех далеких времен основной азбукой стала кириллица. А Кирилл и Мефодий стали для славян, для людей русских святыми.
Голос за кадром:
С тех пор кириллицу славяне приняли,
И лучшей азбуки нам не сыскать –
Ею писаны слова церковные
И книги светские про житие князей.
Сказитель 1: И песни славные той азбукой писаны, о житие народа и о праздниках наших.
Сказитель 2: Ну что же гости дорогие засиделись мы¸ позабавьте нас песней славною, да танцем задорным!
Выступление «Таусень»
Сказитель 1: Шло время, и в XIV веке в Москве граде появились писцы образованные, которые при монастырях и дворах княжеских создавали архивы да летописи. Вот тогда-то и написана была поэма о битве Куликовской, а звалась она «Задонщина».
Сказитель 2: Росла и развивалась культура русская. Искусные зодчие да живописцы создавали шедевры великие, которые радовали глаз людской. Такие как собор Звенигорода и Троице-Сергиева Лавра. Сохранили летописи и имена мастеров русских, которые расписывали храмы московские.
Сказитель 1: В то далекое время церкви все строились по заказам купцов да бояр знатных. А стили отличались от тех, что были ранее.
Сказитель 2: В эти же века достигла расцвета и живопись. В Москве граде благодаря предкам нашим развивалось русское национальное творчество.
Сказитель 1: Особенно ярко проявлялось оно у Андрея Рублева. А кто нам скажет в каком жанре работал этот гениальный живописец?
Ответы аудитории
Сказитель 2: Москва становится все краше. Здесь собираются самые лучшие строители из центров: псковичей, тверичей, ростовчан, приносившие свои традиции новые. Используют мастера великие образцы искусства античного и итальянского.
Сказитель 1: А развитие градостроительства способствовало и развитию знаний различных. Накапливались сведения химические, не забывали и об арифметике с геометрией.
Сказитель 2: Большой интерес предки наши проявляли к астрономии и к медицине народной.
Сказитель 1: Но особенно ценны трактаты географические, в одном из которых купец знатный Афанасий Никитин повествует о путешествие своем. А кто скажет куда же он отправлялся в путешествие? ( Он ходил за три моря «Ходил за три моря»).
Сказитель 2: И все это на творчестве народном отражалось, менялись песни, стили, голоса.
Сказитель 2: А как же жили предки наши?
Сказитель 1: А предки наши жили в избах деревянных, просторных с полами дощатыми. Освещались избы лучинами, а убранство зависело от зажиточности.
Голос за кадром:
Да вот землица больно уж скудна!
Сохой ворочать глиняные глыбы
Несладко, чай! И урожай скупой!
Кругом – болота с ржавою водой…
Сказитель 1: Не простой была жизнь люда русского. С утра до ночи в поле работали, не свет ни заря вставали, да и домой возвращались за полночь. А земля – матушка была самой главной кормилицей, поэтому то и требовала заботы и уважения. И вся эта работа с песней спорилась, ибо без нее родимой совсем скучно было бы.
Сказитель 2: Как жили, трудились, радовались и горевали, стал люд простой записывать. Так и появлялись житии народные.
Голос за кадром:
… Сменялись смуты мирными годами.
Как прежде – пашня, лес да ремесло…
Кипит работа - до седьмого пота!
С утра до ночи – будни мастеров.
Но завтра- праздник! Радость и забота:
Ведь ярмарка – итог больших трудов.
Сказитель 1: Но не только трудились русичи, а собирались и на праздники пышные - веселись, шутили, балагурили. Устраивались и мирские пирушки – варили мед, пиво в складчину, которые и назывались по особому – «братчины».
Сказитель 2: А пиры сопровождались музыкой и пением веселым, гуслями да свирелями, пляской задорной.
Сказитель 1: А самым любимым праздником русичей всегда была ярмарка. Задорный, веселый, итог больших трудов. Как на ярмарке все собирались, так за песню веселую брались, торговали, гудели и радовались, что взрастили урожай богатый, на земле плодородной….
Сказитель 2: Так и появилась культура русская, которая и по сей день развивается, да все краше становится.
Сказитель 1: Ну что ж вы красны девицы, да добры молодцы засиделись да заскучали? Пора и вам нас позабавить.
Сказитель 2: Уважаемая публика, дам вам пол бублика, коли на вопросы, правильно ответите.
Викторина
Сказитель 2: Кто нам скажет, как называлось первое верование предков наших? (Язычество)
Сказитель 1: А какой государь крепил государство не только силой могучею, но и красотой небывалою, строя храмы великие, да соборы златоглавые? (Ярослав Мудрый)
Сказитель 2: Кто же первый создал кириллицу нашу? (Кирилл и Мефодий)
Сказитель 1: Где воздвигнут памятник этим великим братьям? (В Москве, на славянской площади)
Сказитель 2: А как же звалась поэма о битве Куликовской? («Задонщина»)
Сказитель 1: Кто же был великим живописцем в XIV веке? (Андрей Рублев)
Сказитель 2: А какой праздник празднует народ русский 24 мая? (День славянской письменности и культуры)
Сказитель 2: А праздновать день этот стали XIX веке, как день памяти братьев славных Кирилла и Мефодия. Шло время праздник потерял свое значение.
Сказитель 1: В 1985 году праздник снова возобновился. И только после этого через многие годы этот праздник стал государственным. И было это в 1991 году.
Сказитель 1: Ну что же обратите внимание свое и на выставку нашу. На ней представлены книги разные, уникальные из самого града Московского. В этих книгах то и рассказывается история да обычаи предков наших.
Сказитель 2: Сегодня мы обратились к истокам нашим, к истории давней. А покуда в наших душах и сердцах жить будет любовь и уважение к прошлому нашему, к земле нашей родной, то и она к нам будет благодарна.
Голос за кадром:
… И пока в сердцах
Сынов ее живет любовь святая
К земле, что их когда-то родила,
Торжественно, светло, не умолкая,
Звучат над ней колокола!
Выступление «Таусень»
Сказитель 2: Доброго здравия и низкий поклон гостям нашим Народному фольклорному ансамблю «Таусень».
Сказитель 1: Что ж, добрый конец – всему делу венец.
Сказитель 2: А чтобы добрая молва о нашем деле пошла, приходите еще к нам в гости, друзья. Мы всегда рады видеть вас!
Вместе: До свиданья, в добрый час!
Каждый день мы ждем здесь вас.
Список использованной литературы:
- Малая, Н. Гуляй, село! // Сценарий и репертуар. – 2006 - №10.
- Данилевский, И.Н. Древняя Русь. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 399с.