Цель: Познакомить учащихся с произведением русской классической поэзии – стихотворением Е.Баратынского “Весна! Весна! Как воздух чист!..”
Задачи:
- дать представление о картинах наступления весны, связывая чтение с непосредственными наблюдениями;
- учить детей наблюдать за развитием чувств переживания лирического героя, за словом , его красотой, многозначностью;
- формировать умение работать над выразительным чтением стихотворений;
- развивать чувственно – эмоциональную сферу детей, умение видеть красоту, понять ее, развивать художественно – образную речь, внимание, память, логическое и образное мышление, творческие способности.
- воспитание интереса и любви к поэзии;
- воспитание внимания, любви и бережного отношения к природе.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Ребята, сегодня урок чтения мы проводим в необычной обстановке на берегу нашей речки Амзя. Расположитесь поудобнее.
Кругом в самом разгаре весна. Давайте внимательно всмотримся и вслушаемся в окружающее.
- Что вы увидели? (Река разлилась, деревья еще голые, трава пробивается, солнце светит, дует теплый ветер и т.д.)
- Какие звуки услышали? (Река шумит, ветки шелестят, петух кукарекает, куры кудахчут, воробьи чирикают и т.д.)
- Какие желания возникли? (Хочется побегать, покружиться, раскинув руки, спеть песню, нарисовать и т.д.)
- Ну что ж, здесь нам ничего не мешает и покружиться, и попрыгать, и даже громко-громко покричать. (По желанию выполняют действия).
II. Формулирование темы урока.
Да, ребята, весна пробуждает не только природу, но и наши души. Она рождает у человека разные чувства и настроения, которые хочется выразить в той или иной форме. Художники передают свое отношение к весне через картины, композиторы посвящают ей музыку. О весне сложено очень много стихов. С одним из них мы и познакомимся на этом уроке. Это стихотворение Евгения Баратынского “Весна, весна! как воздух чист!”
Первичное восприятие текста.
Вот послушайте.
(Учитель читает стихотворение наизусть).
Близки ли вам переживания поэта в данный момент?
IV. Анализ текста с использованием методического алгоритма
Каждая строфа стихотворения изучается в комплексе заданий и вопросов:
- громкое чтение;
- чтение про себя с заданием найти трудное для понимания слово;
- объяснение значения слова;
- проговаривание и многократное повторение слова;
- работа над пониманием содержания строфы;
- нахождение поэтических образов, сравнений, эпитетов;
- сравнение восприятия природных явлений автором и детьми;
- Прочитайте первую строфу. Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
- Что ощущает поэт?
- Посмотрите на небо. Вдохните воздух. Что ощущаете вы?
- Прочитайте вторую строфу:
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
- С кем сравнивает поэт ветер? А с кем бы вы сравнили облака?
- Посмотрите на облака. А теперь закройте глаза и представьте себя этими облаками. Какие ощущения испытываете?
Прочитайте третью строфу:
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
- Молча послушаем реку. Сравним восприятие рева реки автором и вами.
Обратите внимание на то, как автор мастерски использует слова, чтобы показать мощь вскрывающейся реки: слышен треск ломающихся льдин, шум водных потоков за счет использования слов со звуками [р] и [р?].
Прочитайте четвертую строфу:
Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Найдите эту картину здесь. Покажите и послушайте, как шумит, шуршит ветхий лист под ногами.
Прочитайте последнюю строфу:
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне...
Послушайте песню жаворонка (Аудиозапись.)
Похожа ли песня жаворонка на гимн?
А не похоже ли само стихотворение на гимн? Докажите. (Любование поэта весенними явлениями, его восторженность, обилие восклицательных знаков.)
V. Включение изученного в систему знаний и повторение
А теперь давайте повторим найденные поэтические образы и эпитеты (“ясен небосклон ”, “лазурию живой”, “в яркой вышине”, “крылья ветерка”, “ласкаясь к солнечным лучам, летают облака”, “ветхий лист”, “взревев, река несет на торжествующем хребте”, “жавронок поет заздравный гимн весне”).
Вот так окружающие нас привычные образы природы у Е.Баратынского превратились в поэтические образы. С помощью поэтического слова он передает и звуки, и краски, и дыхание очаровавшей его весны. И мы благодарны ему за то, что он разбудил нашу мысль и подарил слова для ее высказывания. Нам остается эти слова запомнить и читать, читать стихи для праздника души и восхищаться ими.
VI. Выразительное чтение стихотворения
Подготовимся к выразительному чтению. Выделим голосом ударные слова в каждой строчке, зафиксируем логические паузы. Каким настроением проникнуто стихотворение? Попробуйте прочитать его, стараясь передать голосом и ясность небосклона, и легкость ветерка, и гремучую звонкость ручьев, и рев реки, и пение жаворонка.
(Выразительное чтение стихотворения учащимися).
VII. Рефлексия учебной деятельности
Ребята, как вы думаете, если бы мы читали это стихотворение в классе, вы восприняли бы его так же как здесь или по-другому?
- Понравилось вам читать стихи на природе?
- Какие поэтические образы запомнились?
- С каким настроением заканчиваете урок?
Вот и закончился наш урок. Но путешествие в мир природы и поэзии не кончается. Вслушивайтесь в песню весны, всматривайтесь в ее краски - и вы словно выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листья березы. Слушайте и смотрите весну и, конечно, читайте стихи других поэтов о весне. А также творите, сочиняйте, рисуйте, пойте о ней. Успехов вам!
VIII. Домашнее задание:
1) выучить стихотворение наизусть;
2) попробовать сочинить четворостишие о весне;
3) нарисовать весенний пейзаж.