Звуки и краски весны в стихотворении Е.Баратынского "Весна, весна! Как воздух чист!..". 3-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа

Класс: 3


Цель: Познакомить учащихся с произведением русской классической поэзии – стихотворением Е.Баратынского “Весна! Весна! Как воздух чист!..”

Задачи:

  • дать представление о картинах наступления весны, связывая чтение с непосредственными наблюдениями;
  • учить детей наблюдать за развитием чувств переживания лирического героя, за словом , его красотой, многозначностью;
  • формировать умение работать над выразительным чтением стихотворений;
  • развивать чувственно – эмоциональную сферу детей, умение видеть красоту, понять ее, развивать художественно – образную речь, внимание, память, логическое и образное мышление, творческие способности.
  • воспитание интереса и любви к поэзии;
  • воспитание внимания, любви и бережного отношения к природе.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Ребята, сегодня урок чтения мы проводим в необычной обстановке на берегу нашей речки Амзя. Расположитесь поудобнее.

Кругом в самом разгаре весна. Давайте внимательно всмотримся и вслушаемся в окружающее.

- Что вы увидели? (Река разлилась, деревья еще голые, трава пробивается, солнце светит, дует теплый ветер и т.д.)

- Какие звуки услышали? (Река шумит, ветки шелестят, петух кукарекает, куры кудахчут, воробьи чирикают и т.д.)

- Какие желания возникли? (Хочется побегать, покружиться, раскинув руки, спеть песню, нарисовать и т.д.)

- Ну что ж, здесь нам ничего не мешает и покружиться, и попрыгать, и даже громко-громко покричать. (По желанию выполняют действия).

II. Формулирование темы урока.

Да, ребята, весна пробуждает не только природу, но и наши души. Она рождает у человека разные чувства и настроения, которые хочется выразить в той или иной форме. Художники передают свое отношение к весне через картины, композиторы посвящают ей музыку. О весне сложено очень много стихов. С одним из них мы и познакомимся на этом уроке. Это стихотворение Евгения Баратынского “Весна, весна! как воздух чист!”

Первичное восприятие текста.

Вот послушайте.

(Учитель читает стихотворение наизусть).

Близки ли вам переживания поэта в данный момент?

IV. Анализ текста с использованием методического алгоритма

Каждая строфа стихотворения изучается в комплексе заданий и вопросов:

  • громкое чтение;
  • чтение про себя с заданием найти трудное для понимания слово;
  • объяснение значения слова;
  • проговаривание и многократное повторение слова;
  • работа над пониманием содержания строфы;
  • нахождение поэтических образов, сравнений, эпитетов;
  • сравнение восприятия природных явлений автором и детьми;

- Прочитайте первую строфу. Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

- Что ощущает поэт?

- Посмотрите на небо. Вдохните воздух. Что ощущаете вы?

- Прочитайте вторую строфу:

Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

- С кем сравнивает поэт ветер? А с кем бы вы сравнили облака?

- Посмотрите на облака. А теперь закройте глаза и представьте себя этими облаками. Какие ощущения испытываете?

Прочитайте третью строфу:

Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!

- Молча послушаем реку. Сравним восприятие рева реки автором и вами.

Обратите внимание на то, как автор мастерски использует слова, чтобы показать мощь вскрывающейся реки: слышен треск ломающихся льдин, шум водных потоков за счет использования слов со звуками [р] и [р?].

Прочитайте четвертую строфу:

Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.

Найдите эту картину здесь. Покажите и послушайте, как шумит, шуршит ветхий лист под ногами.

Прочитайте последнюю строфу:

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне...

Послушайте песню жаворонка (Аудиозапись.)

Похожа ли песня жаворонка на гимн?

А не похоже ли само стихотворение на гимн? Докажите. (Любование поэта весенними явлениями, его восторженность, обилие восклицательных знаков.)

V. Включение изученного в систему знаний и повторение

А теперь давайте повторим найденные поэтические образы и эпитеты (“ясен небосклон ”, “лазурию живой”, “в яркой вышине”, “крылья ветерка”, “ласкаясь к солнечным лучам, летают облака”, “ветхий лист”, “взревев, река несет на торжествующем хребте”, “жавронок поет заздравный гимн весне”).

Вот так окружающие нас привычные образы природы у Е.Баратынского превратились в поэтические образы. С помощью поэтического слова он передает и звуки, и краски, и дыхание очаровавшей его весны. И мы благодарны ему за то, что он разбудил нашу мысль и подарил слова для ее высказывания. Нам остается эти слова запомнить и читать, читать стихи для праздника души и восхищаться ими.

 VI. Выразительное чтение стихотворения

Подготовимся к выразительному чтению. Выделим голосом ударные слова в каждой строчке, зафиксируем логические паузы. Каким настроением проникнуто стихотворение? Попробуйте прочитать его, стараясь передать голосом и ясность небосклона, и легкость ветерка, и гремучую звонкость ручьев, и рев реки, и пение жаворонка.

(Выразительное чтение стихотворения учащимися).

VII. Рефлексия учебной деятельности

Ребята, как вы думаете, если бы мы читали это стихотворение в классе, вы восприняли бы его так же как здесь или по-другому?

  • Понравилось вам читать стихи на природе?
  • Какие поэтические образы запомнились?
  • С каким настроением заканчиваете урок?

Вот и закончился наш урок. Но путешествие в мир природы и поэзии не кончается. Вслушивайтесь в песню весны, всматривайтесь в ее краски - и вы словно выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листья березы. Слушайте и смотрите весну и, конечно, читайте стихи других поэтов о весне. А также творите, сочиняйте, рисуйте, пойте о ней. Успехов вам!

VIII. Домашнее задание:

1) выучить стихотворение наизусть;

2) попробовать сочинить четворостишие о весне;

3) нарисовать весенний пейзаж.