Литература
-
КВН по литературе "Н.В. Гоголь и его бессмертная комедия" 2013
Данное внеклассное мероприятие для 8-го класса в форме литературной игры КВН является формой обобщения изученного материала по теме «Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Игровая форма ненавязчиво погружает обучающихся в атмосферу произведения, позволяет в нетрадиционной форме проверить знания, способствует развитию творческих способностей.
-
Литературное краеведение на уроках и во внеурочной деятельности 2013
Литературное краеведение ‒ важна часть воспитательной и учебной работы учителя. Воспитывать чувство патриотизма можно и нужно на материале, который близок учащимся не только психологически, но и "географически". Школьный учитель часто не только тот человек, который дает знания, но и тот, кто может заразить детей творчеством, в том числе и поэтическим. Кто может быть ближе из поэтов, чем тот человек, с которым они встречаются каждый день на уроках?
-
Внеклассное мероприятие по литературе. Литературно-музыкальная композиция "Был город-фронт, была блокада" 2013
Литературный материал поможет учителям в подготовке уроков, посвященных литературе о Великой Отечественной войне, а классным руководителям - в подготовке тематических классных часов. Работая над подготовкой к выступлению, ребята соприкоснутся с разнообразным материалом, посвященным блокаде: сценами из драматических произведений, поэзией, музыкой, документальными аудио- и видеоматериалами.
-
Педагогическая мастерская по биографии Н.А. Некрасова 2013
Предлагаемая мастерская по биографии Н.А.Некрасова создана в рамках экспериментальной работы по формированию интереса старшеклассников к чтению художественной литературы при изучении биографий писателей. Это новая методическая форма изучения биографии, оказывающая эффективное воздействие на ученика, его интерес к личности писателя и к чтению.
-
Тайна "Колымских рассказов" В.Т. Шаламова 2013
Конспект урока-размышления по литературе по теме. 11 класс. Поднимается тема тех, кто был «по ту сторону» от репрессированных - кто сажал, бил, пытал, охранял в лагерях, арестовывал, допрашивал, гонял по этапу, стрелял за шаг в сторону. Тема палачей рассматривается в ключе поиска причин массовости этого явления.
-
Бинарный урок по географии и литературе в 6-м классе на тему "Реки" 2013
Урок формирует представление учащихся о реках, о реке Волге, навыки работы с источниками географической информации, умение анализировать литературные произведения.
-
Урок о жизни и творчестве Владимира Высоцкого 2013
Цель данного урока – познакомить учащихся с биографией В.С.Высоцкого, с его творчеством певца, поэта, киноактёра, драматического актера, с многообразием тем его стихов и песен.
-
Открытый урок литературы на тему "Любовь в жизни Обломова" 2013
В ходе урока исследуется тема любви в романе И.А. Гончарова «Обломов». Раскрывается понятие «художественный прием» (музыка, ветка сирени) в тексте. Учащиеся работают с текстом художественного произведения: выделяют главное, анализируют полученную информацию. Составляют кластер и работают с интерактивной доской.
-
Викторины по произведениям А.С. Пушкина "Повести Белкина" и "Дубровский" 2013
Один из способов повышения интереса к чтению – проведение игр – викторин по прочитанному произведению. Викторины проводились после прочтения повестей А.С. Пушкина «Дубровский», «Повестей Белкина» как внеклассные мероприятия. Они не требуют сложной подготовки, но помогут ученикам погрузиться в мир прозы Пушкина, мотивируют внимательно читать произведения, позволят проявить творческие пособности.Предварительно в классе формируются команды – «семьи» по желанию. Не вошедшие в «семьи» учащиеся организуют команду болельщиков, для которой тоже приготовлены вопросы.
-
Ранняя лирика Н.А. Некрасова 2013
Цели урока: углубить знания о новаторстве поэзии Н.А. Некрасова и ее связи с фольклором; развить практические умения определять в поэзии признаки народной песни.
-
Формирование универсальных учебных действий при изучении произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина. 10-й класс 2013
В статье представлены конспекты уроков по изучению сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина и его романа «История одного города» как сатирических произведений. В основе уроков лежит групповая форма работы, которая способствует формированию и совершенствованию регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий и достижению личностных, метапредметных, предметных результатов.
-
Урок литературы. Тема: "Образ родины в русской поэзии". 5-й класс 2013
Цель: выявить своеобразие есенинского стихотворения. Способы решения этой проблемы: анализ образного строя стихотворения, использование художественных средств, языка произведения, эмоционального настроя, фактов биографии. Язык произведения меняется от простых предложений до сложных распространенных. Центральный образ ‒ дорога. Аналогия ‒ дорога жизни. Анализ художественных средств. Ученики обращают внимание на олицетворение, метафору, инверсию, эпитеты.
-
Культура речи и культура личности 2013
Аналитическая статья о связи культуры речи с общей культурой личности.
-
Интегрированный урок по теме "Священная война" 2013
Использование интеграции истории и литературы способствует более глубокому усвоению учащимися темы урока. Изучение ВОВ на малой Родине – Кубани с использованием лирики кубанских поэтов помогает более ярко и эмоционально донести до учащихся информацию о тех страшных событиях, помогает нам в формировании нравственных ценностей, таких как историческая память, долг, честь и совесть.
-
Урок литературы по теме "Толстой в начале пути" 2013
В статье раскрываются некоторые подробности жизни и раннего творчества Л.Н. Толстого. Дается информация о его семье, предках, пребывании в Казани и на Кавказе, об их влиянии на творчество писателя. Урок рассчитан и на самостоятельную работу учащихся. На уроке используются различные современные технологии: метод проектов, развитие критического мышления, информационные и вузовские.
-
Викторина. Анатолий Рыбаков "Бронзовая птица" 2013
Ученикам очень нравятся викторины, так как они позволяют ребёнку ощутить дух соревнования. Викторина по произведению Анатолия Рыбакова «Бронзовая птица» поможет учителю литературы проверить знание текста.
-
Урок-презентация по литературному чтению краеведению по теме "Владимир Дворянсков. Творческий портрет писателя". 9-й класс 2013
Урок-презентация по литературному краеведению в 9-м классе представляет собой знакомство с жизнью и творчеством писателя-земляка. Во время урока идет развитие навыков анализа художественного произведения; воспитание доброты и сострадания, человечности и ответственности за свои поступки и судьбы окружающих.
-
Очерк о жизни и творчества Н.А. Некрасова 2013
Цель урока: познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта; обозначить своеобразие художественного мира Некрасова.
-
Родовые и жанровые особенности пьесы-сказки С.Я. Маршака "Двенадцать месецев" 2013
На уроке пятиклассники знакомятся с особенностями драматического произведения, учатся инсценировать и выразительно читать пьесу. Учитель поможет учащимся реализовать свои творческие способности через создание групповых проектов.
-
"Моя концепция урока литературы" 2013
Достоинство русской литературы – способность вызывать в читателе не только сильные эмоции, но и сострадание, сочувствие. Литература дает человеку нравственные ориентиры, которые помогают различать добро и зло, честь и подлость, искренность и лицемерие, формирует совесть. Без этих ориентиров невозможно нормальное становление личности ребенка, развитие общества. В статье представлена технология, используемая учителем на уроках литературы.
-
Малые жанры фольклора на Дальнем Востоке 2013
Урок по дальневосточной литературе в 5-м классе представляет собой интегрированный урок литературы и музыки. Для проведения урока требуется дополнительная подготовка учащихся: выполнение мини-проектов в группах. На уроке в форме путешествия по стране фольклора проходит защита проектов на станциях: информационной (теория о жанрах фольклора), творческой (рисунки, плакаты), игровой (кроссворды, викторины, ребусы).
-
Урок литературного чтения (познавательный текст из сборника «Сто тысяч почему») 2013
В настоящее время стало очень важным умение работать с деловыми и научными текстами (текстами познавательного характера), так как мы вынуждены изучать инструкции к новым приборам, руководства по эксплуатации, рецепты. Для учащихся начальной школы самостоятельная работа с такими текстами сложна. Авторы статьи предлагают способ работы с такими текстами, который в результате будет представлен в виде памятки. Он мотивирует детей на дальнейшую работу с познавательными текстами.
-
Виртуальная экскурсия, посвященная 190-летию со дня рождения Н.А. Некрасова, "В краю моем родимом" 2013
Нетрадиционный урок в форме виртуальной экскурсии, посвящённой 190-летию со дня рождения Н. А. Некрасова обеспечивает знакомство учащихся 5-го класса с историей села Грешнева – родового имения Н. А. Некрасова. В ходе экскурсии показано, какое влияние оказала малая родина на творчество Н. А. Некрасова. Цель урока: прививать любовь к творчеству Н. А. Некрасова; воспитывать чувство любви, гордости, патриотизма к истории Родины, родному краю.
-
Конспект урока словесности "Лицо" В.Хлебникова … в слове". 5-й класс 2013
Ребята уже знакомы с произведением В.Хлебникова, но первое восприятие состоялось на звуковом уровне. Итогом первого впечатления стали рисунки, в которых учащиеся постарались передать смысл услышанного. Рисунок стал способом смысловой интерпретации. Далее было предложено прозаическое сжатие текста. Данный урок – это поиск путей развития речетворчества учащихся.
-
Внеклассное мероприятие по творчеству С.Есенина «Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким "Русь"» 2013
В статье представлено внеклассное мероприятие, посвященное творчеству С.А. Есенина. Раскрыты особенности творчества С.А. Есенина. Декламируя на мероприятии произведения С.А. Есенина, студенты учатся выразительно читать со сцены лирические произведения.
-
Урок внеклассного чтения по теме "Связь поколений. Почитание старших". 8-й класс 2013
Важное место в школьном образовании занимает нравственное и духовное воспитание обучающихся. В последнее время наблюдается тенденция к утрате такой нравственной категории, которая ценилась нашими предками с древнейших времен, как почитание родителей, уважение старших. Разговор на уроке пойдет о бережном отношении к дедушкам и бабушкам, о воспитании чувства уважения к престарелым людям. Урок призван продолжить учить ребят анализировать, сопоставлять, обобщать, выражать свое отношение к прочитанному.
-
Литературный анализ поэтического текста 2013
Основная цель урока - дать учащимся представление об анализе художественного поэтического текста в единстве содержания и формы на примере анализа поэтического текста Ф. И.Тютчева "Есть в осени первоначальной...". Урок составлен на основе технологии дифференцированного обучения. Учащиеся учатся планировать работу внутри группы, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, анализировать, систематизировать материал, использовать литературоведческие термины.
-
Урок литературы по теме «М.Ю. Лермонтов. Детство поэта. Стихотворение "Парус"». 6-й класс 2013
Урок прежде всего должен привлечь внимание обучающихся к произведениям поэта. По своей типологии урок является обучающим и направлен на знакомство учеников с биографией поэта, анализ его лирического произведения, а также на сопоставление литературного произведения с произведениями других видов искусства.
-
Урок-спектакль по комедии "Ревизор". 8-й класс 2013
Комедия «Ревизор» – широкая картина чиновничье-бюрократического правления России. Гениальный писатель сумел так нарисовать каждый образ, что он не теряет своего индивидуального своеобразия и в то же время представляет собой типическое явление жизни. Учащимся нравится читать комедию, еще интереснее, когда они ставят его на сцене. Темы, поднятые Гоголем в пьесе, актуальны в наше время.
-
Две России в "Записках охотника" И.С. Тургенева. 10-й класс 2013
Автор знакомит учащихся с циклом рассказов И.С.Тургенева "Записки охотника". Обращает внимание учащихся на идейное и эстетическое своеобразие данных рассказов на примере трех произведений ("Бурмистр", "Бирюк", "Певцы"). Ученики совершенствуют навыки анализа художественного произведения, развивают логическое мышление, художественное видение, речь и внимание.