Литература
-
Урок литературы по творчеству В.В. Маяковского "Навек любовью ранен…". 11-й класс 2013
Урок углубляет уже имеющиеся знания о жизни и творчестве В.Маяковского, раскрывает одно из направлений лирики поэта - любовную лирику, заряженную большим чувством. На уроке используется ролевая игра при представлении переписки Маяковского с любимой женщиной, а также анализ стихотворений.
-
Сценарий конкурсной программы для детей младшего школьного возраста "Что за прелесть эти сказки" 2013
Задачи конкурса: приобщать детей к чтению художественной литературы; познакомить ребят с творчеством А.С. Пушкина; расширять словарный запас учащихся.
-
"Своя игра" по биографии и творчеству А.С. Пушкина 2013
Урок обобщения знаний проводится среди обучающихся 8–9-х классов в форме известной телевизионной игры «Своя игра». Отличие в том, что обучающиеся играют не индивидуально, а коллективно. Для того чтобы игра прошла организованно, выбирается капитан команды, который будет называть тему и озвучивать ответ.
-
Элективный курс "Духовный мир человека" 2013
Элективный курс «Духовный мир человека» включает ознакомление с историей православной культуры через практический выход на изучение произведений русской словесности. Изучение курса рассчитано на три года: 9–11-й классы. Необходимость его объясняется катастрофическим углублением духовно-нравственного кризиса общества и преподаванием литературы (по количеству учебных часов) в ущербной форме.
-
Читать повесть Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" или смотреть фильм? 2013
Цель урока: обучение умению разделять текст и фильм.
-
Принцип возрастающей градации в комедии "Ревизор" и романе "Мертвые души" Н.В. Гоголя. 9-й класс 2013
Цели урока: продолжить знакомство с произведениями Н.В. Гоголя; выявить роль "немой сцены" в комедии и принцип построения галереи помещиков в романе; отработать термин "градация".
-
Урок литературы в 9-м классе "Сравнительно-сопоставительный анализ стилей Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина" 2013
Цели урока: выявить своеобразие языка Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина; совершенствовать умения анализа художественного текста; развивать умения работать в группе; воспитывать читательскую культуру учащихся, чувство коллективизма, дружеские взаимоотношения.
-
Урок по теме "Художественная культура Древнего Египта" 2013
На уроках мировой художественной культуры я стараюсь не только развивать детей эстетически, нравственно, но и готовить их к ЕГЭ по русскому языку. Для «путешествия» по древним цивилизациям, использованы приемы учителя русского языка и литературы, показано своеобразие той или иной культуры (например, Древнего Египта) и дан учащимся прекрасный материал для сдачи выпускных экзаменов. Разработка урока «Художественная культура Древнего Египта» служит тому подтверждением.
-
Способы объяснения лексического значения слов 2013
Урок знакомит с основными способами объяснения лексического значения слов; подскажет, как пользоваться толковым словарем, словарями синонимов и антонимов.
-
Интегрированный урок (география + математика + литература) по теме "Наша малая родина – Нижнеудинская земля" 2013
Данный интегрированный урок позволяет привлечь внимание к изучению Нижнеудинской земли. На уроке используются математические задачи, стихотворные произведения, созданные местными поэтами и учениками школ города, работа в контурной карте. Образным же воздействием являются презентации с фотографиями достопримечательностей Нижнеудинского района.
-
Литературное чтение. В.И. Даль "Девочка Снегурочка", 2-й класс 2013
Цели урока: продолжить работу по произведению В.Даля «Девочка Снегурочка»; учить анализировать произведение, развивать память, внимание, речь учащихся; воспитание чуткого отношения к окружающим.
-
Поэты Серебряного века о времени и о себе (литературная композиция) 2013
Литературная композиция подводит итог изучения творчества поэтов Серебряного века. Звучат основные принципы таких литературных течений модернизма, как символизм, акмеизм, футуризм и новокрестьянская поэзия. Учащиеся рассказывают стихотворения поэтов Серебряного века и комментируют их. Литературная композиция сопровождается показом слайдов, на которых представлены портреты поэтов Серебряного века. Звучат песни на стихи С.Есенина.
-
Урок внеклассного чтения по сказке А.П. Платонова "Неизвестный цветок". 5-й класс 2013
Урок помогает ребятам найти истинные ценности, поверить в себя, найти своё "Я".
-
Традиции в развитии сонета. 8-й класс 2013
Цель урока: знакомство учащихся с твердой формой стихосложения – сонетом, а также формирование, развитие и влияние традиций сонетной формы в разных западноевропейской литературе.
-
Интегрированный урок (история + литература) на тему "Умей дорожить Отечеством, или Несколько страниц эпохи декабризма" 2013
Представленный урок для старших классов является обобщающим по итогам изучения декабристского восстания, биографии А.С. Пушкина. Он дает понять особенность первого антикрепостнического этапа революционного движения в России и определить значение декабристского движения, а также углубить знания о русской литературе XIX века, обобщить представления о личности поэта – декабриста К.Рылеева.
-
Интегрированный урок (литературное чтение + русский язык) по теме "Правописание непроизносимых согласных". 3-й класс 2013
Интегрированный урок литературное чтение + русский язык в 3-м классе (система Л.В. Занкова).
-
Интегрированное внеурочное мероприятие по технологии и литературе (устный журнал) по теме "Цветы России на ваших плечах" 2013
Особое место среди аксессуаров, которые использует современная женщина для придания своему облику изящества и элегантности, занимает шаль. Покрывало или платок - один из самых значимых и распространенных элементов русского костюма. Недостаток учебного времени не дает возможности углубиться в изучение традиций, истории и особенности национальной одежды. Выход авторы статьи видят в проведении внеклассных мероприятий.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Человек и война". 9-й класс 2013
Интегрированный урок по обществознанию и литературе направлен на формирование первичных знаний учащихся по международному гуманитарному праву, расширение кругозора, воспитание сострадания и милосердия, уважения прав человека. Работа может быть использована в рамках недели истории, обществознания, литературы в школе, как внеклассное мероприятие и на классных часах.
-
Литературно-музыкальная композиция "Что может быть страшнее, чем война?" 2013
Цель урока: воспитать у учащихся чувство глубокого патриотизма, веру в людей, готовность встать на защиту мира, защищать свою Родину.
-
Сочинение - описание по картине А.А. Пластова "Летом". 5-й класс 2013
Цель урока: подготовить учащихся к сочинению – описанию картины с элементами повествования.
-
Способы интеграции как средство развития общекультурных компетенций обучающихся на уроках литературы 2013
В работе используются различные способы интеграции, которые позволяют систематизировать материал, что обогащает возможности предмета «Литература», делает этот процесс целенаправленным и помогает успешно решить проблему развития активной познавательной деятельности обучающихся. Интерпретация литературного произведения в других видах искусств позволяет выйти за рамки художественного произведения, формируя культурный кругозор и содействуя глубокому пониманию литературного произведения.
-
"В России невозможности нет" (на материале рассказа Н.С.Лескова "Старый гений"), 8-й класс 2013
Урок литературы в 8-м классе «В России невозможности нет» представляет собой комбинированный урок обобщения изученного на материале рассказа Н.С. Лескова «Старый гений», сочетающий в себе элементы повторения, обобщения изученного и работу по развитию речи учащихся. На уроке используются межпредметные связи между литературой и обществознанием, литературой и живописью.
-
Символика звука в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад" 2013
Пьесы А.П. Чехова – уникальное явление в русской драматургии, а пьеса «Вишневый сад» (1903 г.) особенно. Её можно назвать пьесой-символом. В ней символично всё, начиная с заглавия. Режиссеры сходятся во мнении, что эта пьеса очень трудна для сценического воплощения. Анализ пьесы А.П. Чехова даёт основание утверждать, что музыкальные звуки и шумовые эффекты, наряду с символикой художественных деталей, образов, мотивов, способствуют созданию в ней эмоционально-психологической напряжённости.
-
Методическая разработка урока литературы: "Спешите делать добрые дела!". Рассказ А.И. Куприна "Чудесный доктор". 5-й класс 2013
Содержанием урока является духовное общение, в процессе которого происходит самостоятельное открытие пятиклассниками нравственных законов человеческого общества, формирование духовно-нравственных ценностей, а также расширяется их социальных опыт.
-
Интегрированный урок (литература + ИЗО) по теме "Формирование понятия о художественном образе" 2013
Понятие художественного образа - одно из ключевых в искусстве. Очевидна необходимость обращения к этой теме уже в 5-м классе. Автор статьи представляет свой опыт проведения интегрированного урока литературы и ИЗО.
-
Открытый урок по литературе по теме «Товарищество и братство в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"». 7-й класс 2013
Автор знакомит учащихся со своеобразным укладом жизни Запорожской Сечи, с ее историей и обычаями в повести "Тарас Бульба", дает исторический комментарий. Раскрывает мастерство Н.В. Гоголя в изображении природы.
-
Образ юродивого в русской литературе 2013
Разработка занятий предназначена для старшеклассников 10–11-х классов, занимающихся научной деятельностью в рамках элективного курса «Христианские мотивы, идеи, образы в русской литературе».
-
Литературная гостиная. А.А. Фет. "Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить". 10-й класс 2013
Представленный материал будет полезен не только при изучении темы «Творчество А.А. Фета» в 10-м классе, но и во внеклассной работе по литературе, и в проектной деятельности, если в качестве проекта ученический коллектив готовит постановку спектакля. При этом оформление видеоряда, музыкальное сопровождение и режиссура становятся заботой самих учеников, а не учителя.
-
Идейно-образная система поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри" 2013
Задачи урока: рассмотреть основные образы поэмы с точки зрения выражения в них авторской идеи; понаблюдаем, как Лермонтов использует эти возможности и как конструкции с однородными членами работают в языке художественного произведения для выражения авторской идеи.
-
Программа элективного курса по литературе "Военная тема в русской литературе конца XX – начала XXI века". 11-й класс 2013
Цель элективного курса: приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы, открывающей наиболее трагические страницы истории нашей родины; воспитание нравственных качеств личности, патриотических чувств, формирование гуманистического мировоззрения учащихся; развитие образного и аналитического мышления, читательской культуры и понимания авторской позиции.