Интегрированный урок (литература + русский язык) по теме "Я к вам пишу…"

Разделы: Русский язык, Литература


Задачи.

Образовательные:

  • Повышение интереса учащихся к эпистолярному жанру.
  • Формирование навыка анализа эпизода произведения, умения выделять в нем важные содержательные части.

Развивающие:

  • Развитие коммуникативных компетентностей учащихся.
  • Развитие аналитических умений при сравнительной характеристике писем
  • Развитие познавательного интереса через подготовку сообщений.

Воспитательные:

  • Воспитание любви к родному языку.

Оборудование:

При подготовке к уроку учащиеся получают домашнее задание: прочитать письма Марии Болконской и Жюли Карагиной (роман “Война и мир” Л.Н.Толстого, том I,часть 1, глава XXII) и заполнить в 2-х таблицах графы: тематический план письма Марии Болконской, информация и тематический план письма Жюли Карагиной, информация. (Приложение 1)

На доске записан эпиграф к уроку:

Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения.
(Антуан де Сент-Экзюпери)

Ход урока

Чтение двумя ученицами отрывков из писем Марии Болконской и Жюли Карагиной. (см. роман “Война и мир” Л.Н.Толстого, том I, часть 1, глава XXII)

Учитель литературы: Прозвучали знакомые вам строки из переписки двух, как пишет Л.Н.Толстой в романе “Война и мир”, давних подруг детства, Марии Болконской и Жюли Карагиной. Несмотря на то, что письма - это способ общения очень личный, конфиденциальный, автор романа позволил нам заглянуть в их содержание. Как вы думаете почему? Что мы узнали об этих девушках из их писем?

Учитель литературы: Скажите, что побудило двух героинь романа писать друг другу? А как вы думаете, в чем заключается цель человеческого общения? (Обмен информацией, узнать что-то о человеке, рассказать человеку о себе)

Вы правы, все это важно, но самое главное - показать человеку, что он тебе интересен, нужен, и получить в ответ знание и ощущение своей нужности, значимости, уникальности.

- Какие способы общения вы знаете? (Разговор: личный, по телефону; SMS, Интернет и др.)

- Главное средство общения - это речь. Речь может быть устной и письменной. И сегодня мы будем говорить именно о письменной речи, об общении, которое происходит с помощью писем.

Вы скажете, что писать письма банально и старомодно в нашем технологичном 21 веке, в мире, где есть ICQ и электронная почта, мобильные телефоны и телемосты. Это так. И мы не будем отрицать, что для скорости и удобства делового общения современные технологические средства связи необходимы. Но ведь есть еще и другое общение – общение личное, близкое, доверительное. И гораздо интереснее и приятнее использовать в нем старое, доброе письмо. Письмо, написанное от руки и отправленное по почте. Поверьте, в таком письме заложено гораздо больше, чем просто информация о событиях жизни. Ведь вы, наверное, слышали, что мастер какого-то дела вкладывает в создаваемый им предмет частичку своей души, свою энергетику. Так и в письме. Это не просто лист бумаги с написанным от руки текстом. В нем, кроме информации, чувства человека, его личность, его характер, его образованность. Почерк, ошибки, исправления скажут нам не меньше, чем сам текст.

Психологи описывают 4 уровня человеческого общения, на которых мы можем общаться.

1 – самый поверхностный уровень состоит из одиночных, незначительных реплик:

Привет. Как дела? – Привет. Замечательно. Как поживаешь? – Нормально.

Общение, которое остается долго на этом уровне, вызывает скуку.

2 – уровень - формальное общение. Уровень обмена информацией. Например, общение лектора с аудиторией. Он вещает, она воспринимает.

3 – уровень идей и мнений. Это уже более глубокое общение. В нем люди обмениваются своими идеями, соображениями. Что-то аргументируют и доказывают. Им важно быть услышанными. Собеседники имеют возможность узнать друг друга ближе.

4 – уровень чувств и эмоций. Самый глубокий. Общение на этом уровне происходит лишь со значимыми людьми, с людьми, которым мы можем доверить и показать свои переживания и в ответ получить их эмоции и чувства. Если вы искренни в общении, проявляете интерес к чувствам другого и обнаруживаете свои собственные, то общение на этом уровне обогатит и углубит ваши отношения.

С мало знакомыми людьми вы общаетесь чаще всего на 1 и 2 уровне. Чем ближе для вас человек, тем больше в общении ваших личных идей, мнений, соображений, чувств и эмоций.

Письмо - это отличный способ общения на 3 и 4 уровне с человеком, который для вас очень значим, но в данный момент времени находится далеко. Или если вы не решаетесь выразить свои чувства лично и открыто, то письмо облегчит эту задачу. Ведь писать всегда легче, чем говорить.

Учитель литературы: Давайте мы с вами из мира психологии вернемся к переписке двух подруг и рассмотрим, на каких уровнях идет общение между ними. Дома вы составили план этих писем и выделили информацию, которой обмениваются героини в переписке. Сейчас я хочу, чтобы вы продолжили работу с таблицами, проанализировав письма еще раз, и посмотрели, есть ли общение между подругами на уровне мнений, идей, эмоций и чувств. Будете работать в парах. (Приложение №1)

Что мы можем сказать сейчас, после анализа писем о взаимоотношениях Марии Болконской и Жюли Карагиной?

Учитель литературы: Л.Н.Толстой использует эпистолярный жанр, то есть жанр, имеющий форму письма, на страницах романа неслучайно, он был весьма популярен в 19в. в светском обществе.

Учитель литературы: Какие виды писем по их назначению вы знаете? Личные (дружеские, любовные, родственные) и деловые (информационные, благодарственные, рекомендательные и др.). В чем коренное отличие этих двух групп? (1 вид - стиль разговорный: неофициальность, непринужденность, неподготовленность, автоматизм, личный характер; 2 вид – стиль официально-деловой, стандартная форма, подготовленность, неличный характер, точность формулировок.)

Приведите примеры из данных писем, которые доказывали бы разговорный стиль речи этих посланий.

Назовите компоненты письма, которые мы можете выделить в письмах Марии Болконской и Жюли Карагиной:

  • Начало (обращение)
  • Основная часть
  • Конец (пожелания, подпись, P.S.)

Домашнее задание: Вам надо написать письмо близкому для вас человеку, оно должно быть позитивно настроенным, неординарными, содержать мысли, эмоции и какую-либо информацию о личной жизни.

Учитель литературы: Как вы думаете, почему именно такие требования выдвинуты к вашему будущему посланию?

Психологи из Университета Кента обнаружили новый (точнее, очень старый) способ ощутить себя счастливым. Оказывается, для этого достаточно написать хорошее письмо. Этот вывод был сделан после серии экспериментов, проведенных на студентах. На протяжении шести недель они писали подробные “бумажные” письма знакомым и малознакомым людям. По условиям опыта содержание писем определялось самими подопытными, однако все послания должны были обладать позитивным настроением, быть неординарными, содержать мысли, эмоции и какую-либо информацию о личной жизни автора. После отправки каждого письма студенты заполняли особые анкеты, в которых оценивали свое настроение, уровень удовлетворенности жизнью. Как оказалось, студенты чувствовали себя счастливее после каждого отправленного ими письма. Чем больше они писали, тем более высок был их уровень счастья и удовлетворенности жизнью. По итогам опыта, 75% участников эксперимента заявили, что продолжат писать такие письма в будущем.

Учитель литературы: Мы сегодня на уроке с вами читали, слушали, анализировали личные письма и поняли, что важность и необходимость личной переписки с течением времени нисколько не уменьшается. Это действительно простой и достаточно несложный способ почувствовать себя счастливым и поделится с близким человеком своим теплом и вниманием.