Цель урока:
- знакомство учащихся с произведениями современных писателей;
- обучение анализу художественного текста;
- выявление нравственных проблем в рассказе;
- воспитание личностной позиции.
Оборудование: выставка книг В. Токаревой
Технология: элементы технологии развития критического мышления через чтение
Литература — это всё же жизнь души человеческой, никак не идея. Рассказ должен разбередить душу, войти прямо в сердце, утешить, успокоить. (В. Шукшин)
Ход урока
I. Вступительная беседа
Учитель: Именно такие вопросы поднимает современная писательница Виктория Токарева в своих рассказах.
(Обращение к эпиграфу урока).
Учитель: Вид работы на уроке —комментированное чтение “Рождественского рассказа” В. Токаревой и по ходу чтения мы должны выявить проблемы, которые она ставит в своем произведении. Но сначала познакомимся с творчеством этой замечательной писательницы.
II. Презентация “Творчество В. Токаревой”
Учитель: Действительно, рассказы В. Токаревой нежные, печальные, лиричные, полные тонкого психологизма, они рисуют картины нашего времени. К нам пришла сама писательница. Юная журналистка возьмёт интервью у знаменитой писательницы:
III . Сценка “Интервью с В. Токаревой”
Журналист: Здравствуйте, Виктория Самуиловна. Разрешите задать вам несколько вопросов?
Виктория Токарева: Здравствуйте. Спрашивайте. Я люблю отвечать на вопросы молодых.
Журналист: Как вы считаете, писателями рождаются или становятся?
Виктория Токарева: Когда мне было 12 лет, мама прочитала мне рассказ Чехова “Скрипка Ротшильда”. В тот момент я, видимо, поняла, что кроме обычных слов, существует магия литературы. А потребность писать — тоже инстинкт самосохранения, такой же мощный, как любовь.
Журналист: То есть вы сразу поняли, что будете писательницей?
Виктория Токарева: Нет, конечно. Сначала я поступила в мединститут, потом окончила музыкальное училище, работала учительницей музыки, пыталась играть в кино. Но на 2 курсе ВГИКа, когда я училась на сценариста, я написала, свой первый рассказ, отнесла в журнал “Молодая гвардия”, его напечатали, и так начался мой творческий путь.
Журналист:Вашу прозу любят за лиризм и добрый юмор, иногда немного грустный, за мелодраматический настрой повествования. Вы делите прозу на мужскую и женскую?
Виктория Токарева: Да. Когда пишет мужчина, он смотрит на Бога, а когда пишет женщина, она смотрит на мужчину. Вот в чём разница. Творчество - это возможность исповедаться, чтобы тебя поняли, пожалели.
Журналист: Кто ваш любимый современный писатель?
Виктория Токарева: Я люблю прозу Сергея Довлатова. Мне кажется, что он сказал о нашем времени больше, чем кто бы то ни было. На мой взгляд, лучшие женские писательницы - Улицкая, Петрушевская и Татьяна Толстая. А вообще, я думаю, литература большая, места в ней хватит всем.
Журналист: Большое спасибо!
IV. Работа с текстом
(Используется прием комментированного чтения.)
Учитель: Вот мы познакомились с самой писательницей. А теперь обращаемся к “Рождественскому рассказу”.
1. Работа по 1-му отрывку.
Учитель: Начинается рассказ без всяких предисловий. ( Читается первый отрывок.)
Вопросы для беседы:
- Какие отношения в семье?
- Как можете охарактеризовать героев?
- Учитель: Мы все совершаем те или иные поступки. Как мы их мотивируем? Чем руководствуемся, выбирая тот или иной поступок?
2. Работа по 2-му отрывку.
Чтение 2-ого отрывка (Описание цветочка идёт под музыку Шопена).
Вопросы для беседы:
- Назовите моменты, когда семья, героиня оказываются перед выбором.
- Почему делают тот или иной выбор?
- Котёнка оставили. Почему?
- Почему героиня на папиной стороне?
- А на чьей стороне была бы, если бы обижали бабушку? Аргументируйте свой ответ.
- Какое восприятие мира у героини?
- Какое ощущение от жизни? (Всему радуется, оптимистична).
- Кого напоминает цветочек, который она выбрала? (Девочка такая же нежная, ласковая, открытая, беззащитная, невинная, как цветок. Цветок - её душа.).
3. Работа по 3-му отрывку
Учитель: И вот девочка на следующий день понесла цветок в школу. Перед школой —мальчишки.
Приём “древо предсказаний”:
- Какой выбор у девочки, попробуйте предположить.
- А что могут сделать мальчишки? (Они “клубились”, “сплелись”)
- Чтение и обсуждение З-го отрывка.
Вопросы для беседы:
- Что сделал Борька Карпов? ЗАЧЕМ? Мотивируйте его поступок.(Просто так, не думая, убивает цветок).
- Что, по-вашему, сделает девочка?
4. Работа по 4-му отрывку
Чтение 4-ого отрывка.
Вопросы для беседы:
- Как отнеслась семья?
- Что происходит с героиней? (Желание мести).
- Изменилось ли что в жизни девочки внешне? А внутренне?
- А в жизни Борьки?(Внутренне героиня изменилась, у неё убили душу, она всегда помнила об убитом цветке. А Борька ничего не помнил)
5. Работа по 5-му отрывку
Чтение 5-ого отрывка.
Учитель: “Прошло пять лет”. Предположите, как закончится рассказ с названием “Рождественский”. Пока ещё непонятно, почему он так называется. (Варианты финала.)
6. Работа по 6-му отрывку
Чтение рассказа до конца.
Вопросы для беседы:
- Какой стала героиня?
- Что с ней стало?
- Почему изменилась?
- Какая судьба ждёт? (Делает всё, как мама, учится на экономическом, хотя мечтала о филологии, дружит с юношей, который ей не нравится. ) Зачем?
Учитель: Тягостное ощущение жизни. Тягостная необязательность происходящего. Какая-то непреодолимая ситуация. Токарева показывает уровень пошлости нового времени, высвечивает лица негероев, неличностей. Делать, как все, делать то, что престижно, модно. И наша героиня стала такой: неинтересной, тусклой, хотя у неё и красота, и “французская косметика”, и сама она успешна.
Вопросы для беседы:
- Но почему рассказ Рождественский?
- Какой подарок получила героиня от судьбы на Новый год? (Встречу с Борькой. Жизнь всё расставила по своим местам, наказала)
- Какие образы, детали показались вам символичными?
- Какой нравственный выбор делает героиня? (Прощает. Христос велел прощать, и она простила. Особенностью рассказов Токаревой являются открытый финал. И хотя мы не знаем, как сложится дальше её судьба, по многим деталям, концовке рассказа, настроению героини можно видеть, что она изменилась. Возрождается для жизни, поэтому и рассказ - “рождественский”).
V. Выводы.
Учитель: Так кто же вершит наши судьбы? Какие нравственные проблемы поднимает Токарева в своём рассказе? (Учащиеся делают выводы)
Учитель: Казалось бы, перед нами простой жизненный эпизод, однако он для героини оказывается возможностью заглянуть в себя. Вот так, проводя героев через перипетии жизненных страстей и страданий, организуя судьбоносные встречи и наказания, Виктория Токарева приходит к своей любимой мысли: только верность себе, порядочность - единственное, что имеет значение, потому что “...это совесть, а совесть - это Бог”.
Судьбу свою каждый человек делает сам. Но иногда жизнь даёт шанс прислушаться к самому себе, оглянуться на прожитую жизнь и сделать выбор на дороге по имени Судьба.
Судьба? Пути и перепутья? Тракты.
То вдаль зовёт, то гасит нас, губя.
Судьба-предначертанье? Нет. Характер!
Судьба — не вне, она — внутри тебя.
Яков Белинский
VI. Домашнее задание
1). Написать эпилог к рассказу;
2). Написать отзыв о рассказе (на выбор)