Рабочая программа факультативного курса по литературе для 5–7-х классов "Мифология"

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


Пояснительная записка.

(общая)

Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Шедевры мировой литературы, золотой фонд русской классики и сокровища национальных литературных традиций по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным “культурным кодом”, без которого невозможно полноценное самосознание личности. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004) особое, внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических, нравственных и творческих способностей.

Для реализации задач литературного образования предлагается для 5-7 классов факультативный курс “Мифология”. Выбор обусловлен тем, что в основных программах обучения литературе для изучения мифов, при огромном объёме материала, выделено малое количество часов, тем не менее, знание мифологии требуется, в перспективе, при поступлении в ВУЗы. Немаловажным является и довод, что осмысление мифа обучающимся – при более подробном его рассмотрении - поможет полнее понимать литературные и культурные ценности человечества (живописные, музыкальные и прочие) сейчас или, в дальнейшем, уже взрослым человеком.

5 класс

Античная мифология.

Раздел I

Пояснительная записка.

В условиях обновления школы задачи литературного образования, заключающиеся в том, чтобы приобщить к богатству мировой литературы, способствовать освоению духовных ценностей, воспитывать у обучающихся умение эстетически воспринимать явления жизни, приобретают особое значение. В этой связи, несомненно, важным становится изучение мифологии в школьном курсе литературы.

“Миф воплощает в себе представление о мире древнего человека, его стремление познать природу, отношения между людьми. Знакомство с мифами необходимо юным читателям, начинающим осмыслять окружающий мир и свое место в нем, оно пробуждает и развивает воображение. Чтение мифов разных народов и их сопоставление способствует, с одной стороны, формированию у школьников собственного взгляда на мир, с другой - постижению богатства национальной и зарубежной литературы, которое может быть понято только на широком культурном фоне”1.

Настоящая программа факультативного курса “Античная мифология” помогает расширить познания мифологии, с которой пятиклассники начали знакомство в рамках основного образования.

Программа рассчитана на 1 час в неделю.

Цель курса.

Введение мировой мифологии в школьный курс литературы не просто расширяет фактическое содержание программы, это конкретный функциональный материал историко-культурного плана. Таким образом, изучение мифологии и более поздних литературных произведений, в которых использованы мифологические образы и мотивы, дают возможность школьникам уже в раннем возрасте осознавать характер постижения жизни, развитие мировой литературы и её теории в целом (и русской в частности).

Задачи курса.

Цель работы определили следующие задачи:

Познакомить учащихся не только с мифами и мифологическими героями, но и с литературным и произведениями, в которых использованы мифологические образы, обучать “цепкому” взгляду при прочтении любого литературного материала, учить аналитическому подходу к произведениям. Воспитывать грамотных людей, умеющих аргументировано высказывать собственные мысли. Развивать речь и кругозор учащихся путём знакомства их с различным литературно-историческим теоретическим материалом, мифологическими и художественными произведениями, в которых использованы те или иные мифологемы, и подталкивать учащихся к размышлениям разного характера.

Раздел II

Учебно-тематический план

Тема Содержание Количество часов
Античная мифология. История мифов. Античная мифология: римская и греческая. Разность взглядов на жизненные позиции. Философы античности. Представление древних людей о сотворении и обустройстве мира. Боги, божества, герои. 1
Общее представление о божественном мире. Космос. Земля. Человечество. До Олимпа (Нимфы, Эхо, сатиры и силены, Пан, киклопы, божества вод, нереиды, сирены, горгоны и грайи, мойры, оры, хариты, музы, Немесида, эриннии, керы, Геката) Мир земной. Олимп. Небо. Океан. Подземный мир. Зевс (Юпитер), Посейдон (Нептун) и Аид(Гадес, Плутон). Их родители: Кронос и Рея, их братья и сёстры (Зевс, Гера. Посейдон, Аид, Гестия, Деметра). Их жёны: Гера (Юнона), Амфитрита и Персефона. Уран и Гея. 3
Дети Зевса (Юпитера). Жёны Зевса. Дети Зевса от разных возлюбленных (Гермес, Афина, Аполлон, Артемида, Арес, Геракл, Персей, Персефона, Минос, Кастор, Полидевк, Елена Троянская, 9 Муз, Геба, Гефест, Илифия, Афродита, Эрот, Нике, Хариты, Мойры, Тихе, Дионис, Пан, Геката и другие). 4
Подданные Зевса. Домашние божества (Лары, Пенаты, Демон, Гений, Лемуры). Амфитрита, Ирида, Фемида, Гелиос, Фаэтон, Селена, Гемера, Ветры, Протей, Эос, Асклепий, Гермес, и другие 2
Мир Посейдона. Дети: Антей, Эол и Беот, Пелий и Нелей, Пегас и Хрисаор, Тритон и Рода. Океан и Тефида. 2
Царство Аида. Цербер. Харон, Стикс, Лета, Ахеронт, Пиррифлегитон, Кокит, Элизиум, Тартар, Геката, Эрифии, Гипнос, Икел, Фобет, Танатос, Никта и др. 3
Герои Геракл, Персей, Одиссей; герои острова Крит, Тесей; Ясон; Орфей и Эвридика; Ромул и Рома; Икар и Дедал. 8
Фитомифология Цветы и деревья. 1
Зоомифология Птицы, рыбы, морские и земные животные, 1
Астомифология Зодиакальное кольцо. Созвездия (Большая Медведица, Малая Медведица, Плеяды, Млечный путь, Орион). Планеты и дни недели. 3
Занимательная мифология Интересные предметы и явления, известные нам по историческим текстам, объяснение их происхождения в мифах. 1
Мир слов и имён. Значение греческих и римских имён (известных нам). Слова греко-римского происхождения. 3
Творческая мастерская Творческая работа по созданию проекта (проект мира по мифологическим представлениям, сборник творческих работ по античной мифологии и прочее) 1
Итоговое занятие. Заключительное занятие, подведение итогов. 1

Раздел III

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса в рамках факультативного курса по литературе “Античная мифология”

В результате изучения данного факультативного курса ученик должен

Знать / понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • основные теоретико-литературные понятия;
  • содержание изученных произведений; 
  • основные закономерности историко-литературного процесса;
  • понимать героя, сюжет, композицию изучаемого произведения;
  • наизусть фрагменты прозаических и поэтических текстов, подлежащих изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей, в чьём творчестве наблюдаются мифологические мотивы.

Уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • правильно, бегло и выразительно читать вслух;
  • определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
  • писать развернутый ответ на вопрос;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному произведению;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать
  • чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • владеть навыками и умениями проводить и участвовать в дискуссии;
  • работать со словарными статьями;
  • работать самостоятельно со справочными материалами.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

 Раздел IV

Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебно- методические пособия и теоретическая литература Список сайтов, на которых можно найти полезную информацию Художественные и мифологические произведения
1.Гребенникова Н.С. Вселенная мифа: учебное пособие. - Горно-Алтайск,2004.

2.Кулешова О.В. Древнегреческая мифология и религия.- Москва: СПб, 2003.

3.Немировский А.И. Мифы и легенды народов мира. Древняя Греция. -Москва,2006.

4.Немировский А.И. Мифы и легенды народов мира. Ранняя Италия и Рим. - Москва,2006.

5.Реддис Б. Кто есть кто в античном мире?- Москва,1993.

6.Цыб А.В. Античная мифология. - Москва, 2005.

1.www. a-nomalia.narod.ru Искусство и культура. Античная мифология.

2.www.godsbay.ru Греческая и римская мифология.

3.www.mify.org. Мифологический словарь.

4. www.mify.org/kun.shtml. Тексты Куна Н.А. “Легенды и мифы Древней Греции”

5.www.mythology.sgu.ru Античная мифология.

6.www.smalibay.ru Мифология древнего мира.

7.www.refak.ru Античная мифология.

1.Герои Эллады /Сост. Смирнова В.- Москва: Детская литература,1998.

2.Кун Н.А. Мифы и легенды древней Греции и древнего Рима.- Москва, 2001.

3.Мифы Древней Греции/ Грейвс Р.- Москва,2005.

4.Нейхардт А.А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима.- Москва,2001.

5.Тахо-Годи А. Греческая мифология.- С.-П.,2004.

6.Произведения поэтов, в творчестве которых использованы мифологические мотивы и образы (Анненский И., Бальмонт К., Баратынский Е., Батюшков К., Блок А., Брюсов В., Бунин И., Верховский Ю., Волошин М., Гнедич Н., Гракова О., Гумелёв Н., Державин Г., Жуковский К., Маковский С., Мандельштам О., Мережковский Д., Набоков В., Пушкин А., Фет А., Ходасевич В., Цветаева М.)

Раздел V

Календарно-тематическое планирование. 5 класс. Античная мифология.

№ урока Тема Имена божеств и мифологем Число
1 1. Античная мифология. Выявление уровня знаний мифологических существ путём знакомства с “Гимном Богам” Брюсова  
2-3 2–3. Общее представление о божественном мире. Хаос, Гея, Никта, Эреб, Тартар, Гипнос, Немесида, Тифон, Ехидна, Уран, Титаны, Циклопы, Сторукие великаны.

Гелиос, Музы, Мойры, Оры, Гидра, Сирены, горгоны, Хариты, Прометей, Грайи, Эхо, Немесида;

 
4 4. Вечная борьба отцов и детей или жажда власти? Крон + Рея, Зевс и его братья и сёстры: Гера, Деметра, Посейдон, Аид, Гестия.  
5-6 5–6. Дети Зевса (Юпитера). Дети – боги, их функции. Афина, Аполлон, Арес, Артемида, 9 Муз, Геба, Гефест, Афродита, Эрот, Хариты, Мойры, Дионис, Пан, Геката и другие.  
7-8 7–8. Дети, рождённые от простых женщин. Геракл, Персей, Персефона, Минос, Кастор, Полидевк, Елена Троянская, Илифия и другие.  
9-10 Всё на Земле подвластно Зевсу. Лары, Пенаты, Демон, Гений, Лемуры, Амфитрита, Ирида, Фемида, Гелиос, Фаэтон, Селена, Гемера, Ветры, Протей, Эос, Асклепий, Гермес, и другие  
11-12 В Океане не только Посейдон. Антей, Эол и Беот, Пелий и Нелей, Пегас и Хрисаор, Тритон и Рода. Океан и Тефида.  
13 Устройство подземного царства. Цербер. Харон, Стикс, Лета, Ахеронт, Пиррифлегитон, Кокит, Элизиум, Тартар и другое.  
14 Аид – не только властелин мёртвых душ. Геката, Эрифии, Гипнос, Икел, Фобет, Танатос, Никта и другие.  
15 Аид – покровитель Никты. Дети и помощники Никты. Никта, Эреб (Мрак), Эфир и Гемера, Танатос (Смерть), Гипнос (Сон), Апата, Эрида, Немезида, Мом, Харон, Геспериды, Керы, Мойры и Эриннии.  
16 Герои. “Геракл сражается с богами против гигантов”. Рассматривать функции встречающихся в мифе божеств.  
17 Мифы о Персее. “Персей убивает Горгону Медузу”. Рассматривать функции встречающихся в мифе божеств.  
18 “Аргонавты”. Ясон. Рассматривать функции встречающихся в мифе божеств.  
19 Одиссей и Троянская война. Рассматривать функции встречающихся в мифе божеств.  
20 Орфей и Эвридика. “Орфей в подземном царстве”. Рассматривать функции встречающихся в мифе божеств.  
21 Тесей. “Путешествие Тесея на Крит”. Рассматривать функции встречающихся в мифе божеств.  
22 “Ромул и Рома”. Рассматривать функции встречающихся в мифе божеств.  
23 “Дедал и Икар”. Рассматривать функции встречающихся в мифе божеств.  
24 Легенды о растениях: нарцисс, роза, кипарис, гиацинт, ирис, лавр и прочие.    
25 Легенды о насекомых: бабочках, богомоле, морском коньке, чайках, стрекозе и прочих.    
26-28 Легенды о созвездиях знаков зодиака, о Большой Медведице, Малой Медведице, Плеядах, Млечном пути, Орионе. Планеты, их связь с днями недели.    
29 Крылатые слова и выражения. Гомерический смех, Яблоко раздора, Домоклов меч, Гордиев узел, Сизифов труд и другие  
30 Латинские выражения. Alter ego. Cogito, ergo sum. И прочие  
31 Имена мужские, их носители в известных нам произведениях.    
32 Имена женские, их носители в известных нам произведениях.    
33 Творческая работа по созданию проекта (проект мира по мифологическим представлениям, сборник творческих работ по античной мифологии...)    
34 Подведём итоги.    

 Продолжение программы.